Главная страница
Навигация по странице:

  • «Как выявлять, поддерживать, развивать одаренных детей на уроках музыки в условиях современной школы»

  • Работа с одаренными детьми по развитию музыкальных способностей.

  • Основные формы и способы поддержки развития ребёнка: Фонопедические упражнения и артикуляционная гимнастика.

  • Игры со звуком

  • Работа с руками

  • Игры с пением.

  • Музыкально – ритмические движения.

  • Шумовой оркестр

  • Работа с одаренными детьми. Одареные дети. Как выявлять, поддерживать, развивать одаренных детей на уроках музыки в условиях современной школы


    Скачать 21.24 Kb.
    НазваниеКак выявлять, поддерживать, развивать одаренных детей на уроках музыки в условиях современной школы
    АнкорРабота с одаренными детьми
    Дата08.11.2022
    Размер21.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОдареные дети.docx
    ТипПлан работы
    #776163

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №6» с.Пелагиада

    Выступление на тему:

    «Как выявлять, поддерживать, развивать одаренных детей на уроках музыки в условиях современной школы»

    учитель музыки

    Курочева М.В.

    Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одарённых детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку конечно же нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.

    Работа с одаренными детьми по развитию музыкальных способностей.

    План работы с музыкально – одарёнными детьми включает 3 этапа:

    1. Диагностический.

    2. Развивающий.

    3. Заключительный.

    Диагностический этап включает:

    - наблюдение, учителя, родителей, результаты диагностики в образовательном процессе, отношение к музыке в домашних условиях.

    - выявление музыкально одарённых детей.

    Развивающий этап включает:

    - систематическую планомерную работу с ребенком, наделенным музыкальными способностями, который любит музыку, желает научиться красиво петь, ритмично двигаться под музыку. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к музыкальному творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом и в танцевальных движениях передавать внутреннее эмоциональное состояние.

    - Основные формы и способы поддержки развития ребёнка

    3.Заключительный этап включает:

    Планируемый результат.

    • Наличие повышенного интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках, праздничных поздравлениях);

    • Владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

    • Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

    • Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, формировать культуру поведения на сцене;

    • Стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание, совершенствовать свой голос;

    • Умение исполнять более сложные песни соло, вдвоём, втроём.


    Основные формы и способы поддержки развития ребёнка:

    1. Фонопедические упражнения и артикуляционная гимнастика.

    Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели в процессе занимательной музыкальной деятельности необходимо проводить разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

     В артикуляционную гимнастику входит:

     • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

     • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

    После проведения артикуляционной гимнастики, следует выполнить интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует, как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. ''Проверка'' осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].

    1. Игры со звуком

    Игры со звуком являются непременным условием в процессе занимательной музыкальной деятельности. Ребенок должен получить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога.

    Например, игра ''Волшебная коробочка''.

    Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.

    1. Работа с руками

    Работа с руками– обязательное условие в процессе занимательной музыкальной деятельности. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. В процессе занимательной музыкальной деятельности создаются ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает сознательно управлять процессом звукоизвлечения.

    В вокальной работе используются упражнения с ладовокальными жестами. При помощи жестов дети учатся петь устойчивые ступени от любого звука.

    Используется приём выразительное чтение стихотворения. Работа над стихами проводится таким образом: ребенок читает стихотворение под дирижирование (как будто музыкальное произведение). Повторяет эти движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий подбираются стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог.

    Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

    Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях вокального кружка. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.

    1. Игры с пением.

    Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

    Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагается поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

    Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь, а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям, приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

    1. Музыкально – ритмические движения.

    Музыкально – ритмические движения позволяют ребёнку ритмично двигаться соответственно музыке, стараясь отобразить характер музыки, использовать язык жестов и мимики, самостоятельно придумывать небольшие танцевальные композиции.

    1. Шумовой оркестр

    На начальной ступени музыкального воспитания школьников игра в шумовом оркестре помогает ребенку выразить свою индивидуальность, показать полученные знания и умения, развить коммуникативные качества. В основе каждого урока должна лежать творческая синкретическая деятельность, объединяющая музыку, движение и слово в единое увлекательное импровизационное действо. Игра в шумовом оркестре позволяет моим учащимся (всем без исключения) включится в творческую, исполнительскую деятельность. Игра в шумовом оркестре соответствует моторной природе музыкального ритма и ритмического чувства, становится естественным удовлетворением биологической потребности детей в движении.

    К игре в шумовом оркестре удаётся привлекать всех детей с самых первых уроков. Коллективные ритмические занятия повышают дисциплину, помогают сплотить класс воедино.
    Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.


    написать администратору сайта