ЭССЭ Рубенс Рождение Венеры. Как влияет на нас искусство
Скачать 83.06 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖНЕПОПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА х. Нижнепопов ЭССЕ на тему Как влияет на нас искусство. П.Рубенс «Рождение Венеры» Учитель: Генералова Ольга Валентиновна, высшая квалификационная категория 2021 г. — Нет, не покину, Музы, алтарь ваш… Истинной жизни нет без искусства. Еврипид Питер Пауль Рубенс, «Рождение Венеры», 1636 г. Рассматривая репродукции картин эпохи Возрождения, я поймала себя на мысли, что каждая репродукция, несмотря на то, что не очень ощутимо «перо» художника, передает такую огромную энергетику, которая переносит не только мысленно в ту эпоху, но частично – физически. Не знаю, может это только мои ощущения, но, пересмотрев несколько картин наиболее известных творцов того времени, очень захотелось перенестись в тот мир, как сейчас принято говорить «совершить виртуальное путешествие». Привыкнув к современной рекламе, устав от искусственного кукольного женского образа, от навязчивой интимной откровенности, от ушедшего этикета того времени, невольно меня привлекло разнообразное творчества Питера Пауля Рубенса. Конечно, необходимо было познакомиться с биографией и творческой жизнью художника. Обратившись к источникам литературы, я будто сама стала художником, или его верным спутником… Питер Рубенс…нидерландский дворянин рос в многодетной семье (7 детей), не имеющей интереса к искусству. Отец был образован и обучал детей Священному Писанию, латинскому и французскому языкам. Но в то время – 16 веке – торжествовала лихорадка, которая унесла жизни многих людей, в том числе и братьев и сестер Питера Рубенса. И в 10 лет Питера отдали на обучение в иезуитскую школу, где он получил отличное знание латыни и классической античности и, обладая фантастической памятью, овладел многими иностранными языками. Так как семейное благополучие закончилось, Питера пристроили пажом к графине, где он приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ. Думаю, что именно этот период помог ему понять, что его внутренности наполнены эстетическим искусством, умеющим понимать и желающим творить и делиться этим творением. Я представила, что этот мальчик мог видеть и наблюдать в окружении графини де Лален, принцессы того времени. Думаю, что женские красоты в платьях и оголенных дам, тревожили молодую душу, а образы накапливались в его сознании. Становится понятным, почему так разнообразны его картины. Ведь до 14 лет он копирует библейские сюжеты, а, чтобы посвятить себя искусству, необходимо было учиться у мастеров того времени. Получив навыки от самого известного живописца Отто ван Веена, Питер стал поклонником маньеризма, а в 21 год стал «свободным художником». В своих портретных работах он моделирует лицо, но желание постичь большее, надо увидеть работы мастеров, надо учиться, а для этого просто необходимо попасть в Италию. Италия… Несколько картин Питера произвели впечатление на герцога, который стремился собрать лучшие произведения искусства. Так 23-летний Питер Рубенс был взят на службу к герцогу, где и познакомился с работами Тициана, Веронезе, Корреджо, Мантеньи, Джулио Романо. Итак, благодаря накопленному опыту жизни, овладевшими манерами, Рубенс умел заводить нужные знакомства, которые позволили побывать ему в Генуе во влиятельных домах, в которых он познакомился с художественными коллекциями и получил заказы. Знание латыни, манеры сослужили огромную пользу. Рубенс получал заказы, реставрировал картины Рафаэля, копировал полотна Тициана… Но, хочу порассуждать: будучи очень образованным, человек не может быть матрицей кого-то, а, значит, «соединяя свою руку с чьей-либо рукой», энергетически обмениваешься знаниями, но со своим уже видением мира. Поэтому, изображения отражают его ощущения, опираясь на представления этого мира, несмотря на то, что его многочисленные работы религиозного содержания. Просматривая репродукции, я вижу много человеческих фигур во весь рост. Рубенс жил в эпоху культуры Ренессанса, в которой культивировались красоты обнаженного человеческого тела, что символизировало свободу и гармонию, всего того, что во времена Средневековья находилось под запретом. Рассмотрим картину «Рождение Венеры», 1636г. Пенорожденную богиню Афродиту, выходящую обнажённой из пены морской, художник написал по мифическому сюжету, когда Зефир – нежный южный ветер доставил богиню красоты, любви, смеха и брака на остров Кипр. Когда я только увидела картину, то не могла понять, что заставляет мозг осознать, что все персонажи в движении. Почему рывок из воды свиты Венеры и рожок Зефира создают ветер? Для этого художник применил диагональную композицию. Рассматривая движение Амуров, я увидела еще одну интересную деталь: смещенные немного к центру малыши, летят в разные стороны, давая понять, что пришла пора Венере расстаться с домом, а параллельное расположение ног с крыльями и руками создают иллюзию движения. Но, конечно, взгляд останавливается на главной героине, которая в идейном замысле художника является самым крупным светлым пятном. Да, ее тело светится фарфоровым влажным светом, а ритмически расположенное по диагонали такое же светлое, но меньшее по размеру, тело женщины открывает эстетическую красоту Венеры. Мне кажется, что художник сотворил библейскую Еву. Ритмическое чередование по диагонали темных и светлых пятен создают божественный свет, символизирующий движение любви к Богу. Несмотря на то, что картина написана в монохромных коричневых тонах, создается полное ощущение разнообразной палитры. В картине мощным выразительным инструментом является серо-голубая линия горизонта – соприкосновение моря с небом. Расположенная в центре между персонажами, она помогает сосредоточиться на всем сюжете, происходящем вокруг нее. А продолжение линии справа менее заметно, что также помогает смотреть в «глубь картины». Конечно, художник уделяет большое внимание светотеням. Легкость и прозрачность воды достигается открытым белым цветом. На репродукции не видно, какой мазок использует художник, но понятно, что он работает на грунте. Выбирая основной цвет, а в этой картине – светло-коричневый, объем достигается более темными и более светлыми пятнами. Что интересно в его работе, так это тень от персонажей. Я бы сказала, что здесь присутствует тень реальная и нереальная. Реальная тень - тень внизу, а нереальная – это тень на небе от тел Афродиты и Амуров. Да, она очень аккуратная, слегка силуэтная, но такое возможно лишь на полотне. Но, думаю, что именно в этом и божественность картины. Наверное, художник так изобразил нимб от сотворенных только что Богом тел, еще не впавшим в искушение и не совершившим грех. Да, это исключение, новый зародившийся стиль. Позже его назовут барокко. Действительно, несмотря на тяжеловесность фигур, Венера не выглядит Вульгарной, в картине она становится Небесной. А резкие контрасты света и тени, теплые краски наделяют кипучей энергией. В этой картине Рубенс увлекает воображение далеко за пределы реальности, призывающее к стремлению души к Богу. Но, самое важное, считаю, что хотел передать художник, это то, что человеческая красота является частью природы и не противопоставляется Богу. |