технологии коммуникации. Какие цели может ставить перед собой человек
Скачать 22.17 Kb.
|
Какие цели может ставить перед собой человек? Жизненные цели человека определяют вектор его развития, его будущее. Это элемент, который концентрирует силы и энергию на том, что должно быть достигнуто. Цели, которые задают направление Вашего движения и Вашей жизни.Цели могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Цели могут быть практическими, связанными с нашей социальной жизнью или профессиональной деятельностью, а могут быть нравственными или психологическими, направленными на выработку в нашем характере определенных черт, качеств или установок. Люди ставят перед собой цели во всех сферах жизни. Но центральными, определяющими являются: «Жизненные цели человека» — это главные, сверхдолгосрочные цели. В них заложен смысл Вашей жизни. Они должны «греть» Вас, заставлять двигаться по жизни. А выбрать их нужно еще до того, как Вы начнете формулировать и ставить цели более осязаемые. Жизненные цели человека. Их выбор не прост! И происходит это из-за нашей озабоченности внешнею стороной своего существования, что не позволяет нам обратить внимание на собственные чувства. А ведь именно в них содержится ключ к нашим истинным желаниям. Игнорируя чувства, мы создаем почву для внутреннего конфликта, который может иметь чрезвычайно длительные и негативные последствия. Если, к примеру, человеку приходится неоправданно много затрачивать усилий по достижению определенной цели, к которой он идет на пределе физических возможностей, если при этом его сопровождает затянувшаяся психологическая депрессия, если тело заболевает серьезными необъяснимыми болезнями — то это ложная цель. В погоне за ложной целью Вы либо ничего не добьетесь, либо, достигнув цели, убедитесь в том, что это вовсе не нужно. Стоит ли упускать уникальный шанс, данный жизнью, и тратить драгоценное время на исправление ошибок? Несмотря на то, что жизнь кажется длинной, она очень быстро и незаметно проходит. Поэтому необходимо научиться находить именно Ваши цели, которые принесут счастье лично Вам. Все мы индивидуальны, поэтому жизненные цели человека должны отражать его индивидуальность. Если Вы хотите добиться успеха в жизни, то Вам необходимо выбрать цели, которые будут соответствовать вашим ценностям, вашим сильным чертам, вашим пристрастиям и вашему желаемому стилю жизни. И уже после, ощутив суть собственных перспективных целей, человек способен достичь небывалых высот в творческом, профессиональном и карьерном росте, материальном благополучии, устройстве личной жизни. Многим из нас с детства внушали мысль о том, что успеха можно достичь только упорным трудом. А еще надо настойчиво идти к своей цели, преодолевая препятствия. Одно из самых больших заблуждений состоит в том, что за счастье надо бороться, проявить настойчивость, упорство, преодолеть множество препятствий, в общем, завоевать свое место под солнцем. Заблуждение человека состоит в ложном убеждении: «Если я преодолею препятствия, тогда там, впереди, меня ждет счастье». Это не более чем иллюзия. Впереди нет никакого счастья! Многие люди, добившись с большим трудом поставленной цели, не ощущают ничего, кроме опустошения. Куда же это счастье подевалось? Счастье приходит во время движения к своей цели. Если человек находится на своей стезе, тогда он испытывает счастье уже сейчас, даже если цель еще впереди. Тогда жизнь превращается в праздник. Когда цель будет достигнута, это будет радость вдвойне. Однако, уже само движение к своей цели превращает каждый день в праздник. Движение к чужой цели всегда оставляет праздник в иллюзорном будущем. Достижение чужой цели приносит разочарование и опустошение, но никак не счастье. Цель человека в жизни не определяется какими-то временными потребностями. Аристотель считал, что цель человеческой жизни – счастье, которое состоит в мышлении и познании. Так, главная цель в жизни по Аристотелю – постоянное саморазвитие. Л. Н. Толстой был солидарен с Аристотелем. Он считал, что суть бытия в самосовершенствовании и развитии личности. Какие, по мнению австрийского ученого К. Лоренца, существуют препятствия человека к самопознанию? Выдающийся австрийский ученый, один из основоположников этологии, науки о поведении животных, К. Лоренц выделяет три препятствия на пути самопознания человека [Лоренц, 1994]. Первое препятствие — самое «примитивное». Оно мешает самопознанию человека тем, что запрещает ему увидеть историю собственного возникновения. Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими — животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что поражает самые невероятные теории о происхождении человека. Как отмечает К. Лоренц, хотя происхождение от животных нередко и не отрицается прямо, но близкое родство с шимпанзе либо перепрыгивается серией логических кульбитов, либо обходится изощренными окольными путями. Второе препятствие к самопознанию — это эмоциональная антипатия к признанию того, что наше поведение подчиняется законам естественной причинности. Это препятствие порождается противоречием между смутным чувством несвободы, которое наполняет многих людей при размышлении о всеобщей причинной предопределенности природных явлений, и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а высокими целями. Третье препятствие человеческого самопознания — по крайней мере, в западной культуре, — это наследие идеалистической философии, делящей мир на мир вещей и мир человеческого внутреннего закона, который лишь один заслуживает признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, оно идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание. Таким образом, наиболее общими препятствиями к самопознанию человека, согласно представлениями К. Лоренца, является нежелание человека осознать себя частью природы, приписывание себе высшей ценности и права управлять природой (в науке такой взгляд на взаимодействие человека и природы называется антропоцентризм). Какие мотивы определяют потребность в саморазвитии личности? Потребность в самосовершенствовании находит выражение в широком спектре мотивов. Одним из первых в психологии на стремление к самосовершенствованию (к превосходству) как мотивационную тенденцию обратил внимание А. Адлер [1995]. По его мнению, данное стремление выступает в качестве компенсаторного механизма чувства неполноценности. Другой представитель психоанализа, К. Юнг стремление к совершенствованию считает врожденным, понимая его как индивидуацию (термин К. Юнга), т.е. раскрытие самости [Юнг, 1983]. В гуманистической психологии мотивы самосовершенствования рассматриваются в более широком контексте самоактуализации личности. Например, в известной пирамиде потребностей А. Маслоу потребность в самоактуализации и соответствующие ей мотивы венчает вершину пирамиды | Маслоу. В современной психологии описано множество мотивов, которые побуждают человека к самосовершенствованию, что обусловлено многообразием сфер, где он может проявлять себя в качестве субъекта своей жизнедеятельности. В соответствии с описанными нами ранее целями самосовершенствования, это могут быть мотивы достижения жизненных целей или некоторого идеального образа, мотивы совершенствования, приобретения или избавления от каких-то черт или качеств личности. Мотивами самосовершенствования могут быть и мотивы, характерные для других форм саморазвития, например самоутверждения. Человек может самосовершенствоваться не ради достижения какого-то идеала или приобретения какого-либо качества или умения, а ради утверждения себя в глазах других людей и в собственных глазах. В качестве специфической группы мотивов, выступает перфекционизм. Для перфекциониста основным мотивом является достижение совершенства и безупречности в делах, поступках, поведении, отношениях и т.п. Обратим внимание к характеристике некоторых мотивов, которые более всего побуждают личностное саморазвитие человека. Мотивы саморазвития, связанные со стремлением походить на других людей, заслужить их любовь и признание и одновременно быть независимым. Мотивы саморазвития, связанные с пониманием себя и обогащением своих сущностных сил. Мотивы, связанные с актуализацией той или иной формы саморазвития. Мотивы саморазвития, связанные с актуализацией высших чувств человека. Стремление к смыслу и освоению ценностей как мотивы саморазвития. Профессиональные мотивы как стимулы саморазвития. Говоря о мотивации саморазвития, необходимо указать на тот факт, что далеко не всегда человек в достаточной мере осознает свои мотивы. Это снижает уровень целенаправленности и продуктивности саморазвития. Поэтому очень важно создавать условия для повышения уровня такого осознания. Осознанность мотивации саморазвития выступает показателем личностного способа существования. Неосознаваемое, чтобы быть управляемым со стороны человека, должно стать осознанным — это единственный путь к овладению внутренними психическими содержаниями. Недостаточная ясность самосознания делает личность малоэффективной. Трудность осознания собственных мотиваций отмечается многими психологами. Как указывает С. Л. Рубинштейн, такая трудность встречается чаще всего тогда, когда частные побуждения того или иного поступка находятся в противоречии с устойчивыми установками и чувствами человека. Явления, которые для субъекта выступают как антагонистически действующие силы, взаимно тормозят их осознание. Неосознаваемые побуждения личности (ее «темная комната») могут стать причиной внутриличностных конфликтов. Результатом научного поиска Л. И. Божович явилось положение о том, что доминирование той или иной направленности может быть различным на сознательном и неосознанном уровнях. Поэтому некоторые люди сознательно могут стремиться к одному, а действовать иначе, в соответствии с мотивами, доминирующими на неосознанном уровне. Это приводит к дисгармоничному строению личности, которая как бы расколота изнутри и постоянно раздираема внутренними противоречиями. Таким образом, осознание собственных мотивов — важный шаг на пути овладения собственным поведением и достижения подлинной субъектности в саморазвитии. |