Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения»

  • (ФГБОУ ВО УрГУПС)

  • Эссе по истории на тему «Какие элементы культуры и быта русского народа сохранили на себе влияние монголо-татрского ига. Эссе по истории на тему «Какие элементы культуры и быта русского. Какие элементы культуры и быта русского народа сохранили на себе влияние монголо татарского ига


    Скачать 32.28 Kb.
    НазваниеКакие элементы культуры и быта русского народа сохранили на себе влияние монголо татарского ига
    АнкорЭссе по истории на тему «Какие элементы культуры и быта русского народа сохранили на себе влияние монголо-татрского ига
    Дата31.03.2021
    Размер32.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭссе по истории на тему «Какие элементы культуры и быта русского.docx
    ТипДокументы
    #190061

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Уральский государственный университет путей сообщения»

    (ФГБОУ ВО УрГУПС)

    ЭССЕ по теме:

    «Какие элементы культуры и быта русского народа сохранили на себе влияние монголо-

    татарского ига?»


    Работу проверил:

    доцент Александр Василевич Кутищев

    Екатеринбург

    2020

    Работу выполнил студент 1 курса гр.ПСн-110

    Габзалилов Алмаз Рустамович

    Направление подготовки: Подвижной состав железных дорог

    Специальность: Высокоскоростной наземный транспорт


    План:

    1. Введение

    2. Основная часть

    3. Заключение

    4. Список источников


    1.Введение

    Иго Орды замедлило экономическое развитие России, разрушило сельское хозяйство и подорвало русскую культуру. Татаро-монгольское нашествие привело к снижению роли городов в политической и экономической жизни России. В результате разрушения городов, гибели их в пожарах и поимки искусных мастеров на долгое время исчезли сложные виды ремесел, прекратилась городская застройка, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство. Тяжелым следствием ига стало углубление разделения России и обособление ее частей. Ослабленная страна не смогла защитить ряд западных и южных областей, которые позже были завоеваны литовскими и польскими феодалами. Сильно пострадали торговые отношения России с Западом: торговые отношения с зарубежными странами поддерживались только в Новгороде, Пскове, Полоцке, Витебске и Смоленске. Татаро-монгольское нашествие привело к резкому сокращению населения страны, особенно в городе. Многие люди были убиты, не менее обращены в рабство. В некоторых разрушенных городах и деревнях жизнь не возобновлялась. Гибель многих князей и воинов, профессиональных солдат и феодалов приостановила развитие феодального земледелия.

    Среди предложенных тем наиболее интересной для меня оказалась тема влияния татаро-монгольского ига на культуру русского народа. Изучение влияния ордынского ига на культуру Руси актуально, так как позволяет лучше понять диалог культур Руси и Орды, их взаимодействие и истоки формирования русской культуры.

    Следует отметить, что за столь длительный период времени (начало 1237–1242 гг., завершение 1480 г.) монголо-татарское иго оставило огромный след в истории России. Влияние было главным образом экономическим и политическим и в незначительной степени - культурным. Некоторые историки (Н. М. Карамзин, К. Д. Кавелин) считают, что влияние ига на культуру было скорее положительным, чем отрицательным. Можно сказать, что период монголо-татарского ига стал периодом наиболее тесного взаимодействия России с Востоком, когда Россия заимствовала завоевания Востока и культурное обогащение России.

    Татарское нашествие - одно из самых трагических событий в нашей истории.

    2.Основная часть

    Одежда:

    С татарским игом в русскую жизнь вошла новая одежда: вместо длинных белых славянских рубашек и длинных брюк появились золотые кафтаны, цветные штаны, марокканские сапоги и ириски и мурмолки, а также валенки. Женские украшения, такие как жемчуг, жемчуг и ракушки, стали настолько популярными на Востоке. Долгое время русская знать была одета в татарском стиле. По одежде было сложно отличить русского дворянина от татар-мурза.

    В военном деле монголы одолжили седло, хлыст, чекмень, серебряный пояс, лук, саблю, пику и сваю. У некоторых казаков сохранилась серьга, тоже заимствованная у восточных народов. Слово «казак» также происходит от турецкого народа и означает «рыцарь». Женщины переняли восточный обычай раскрашивать лица. Они покрыли ее лицо толстым слоем румян и лайма, а также затемнили ее брови и ресницы.


    Народное художественное творчество:

    Влияние Востока на русскую культуру ярко отражается в танцах. Если на Западе в танце должна быть пара - дама и джентльмен, то в танцах русских и восточных народов это не важно. Движения мужчины оставляют место для импровизации. Подобно восточным танцам, русский танец больше похож на соревнование ловкости, гибкости и ритма тела. Русские народные песни составлены в так называемой «индокитайской» гамме, которая является единственной среди тюркских племен, среди башкир, среди сибирских татар. Сегодня он по-прежнему доминирует в Индокитае. Русская сказка похожа на сказки турок и кавказцев. Русский эпос в его действиях связан со степным эпосом «Орда». Под влиянием ига летопись пришла в упадок, стала немногословной, а во многих местах и ​​вовсе прекратилась.

    Церковь:

    Необходимо говорить о влиянии ига на Православную Церковь. В это страшное для России время Церковь выдержала все невзгоды и ужасы равноправного вторжения всего государства. Татары разорили монастыри и церкви. В Киеве разрушили знаменитую Десятую церковь, в других городах по пути разрушили множество храмов и построек. Поражение оказалось настолько серьезным, что каменное строительство на некоторых участках было полностью прекращено. Епископ Владимирский Серапион в своем учении осуждал князей на войну, призывал их забыть конфликт и объединиться перед лицом врага. После нашествия позиция Русской церкви изменилась. Как и князья, он стал вассалом ханов Золотой Орды. Однако русские иерархи смогли отстоять свои интересы в Орде независимо от княжеской власти, что сделало Церковь активным участником политической борьбы на Руси XIV-XV веков. Этому способствовало лояльное отношение монголов ко всем религиозным культам и их слугам. Книга запретов в Монголии содержала закон, который заставлял нас уважать и бояться всех богов, кем бы они ни были. В этом отношении Церковь была освобождена от почитания Орды, что поставило ее в привилегированное положение. Однако для этого он должен был признать власть данных Богом ханов. В ярлыках, которые митрополиты стали получать от ханов, говорилось, что духовенство должно с чистым сердцем молиться Богу за ханов и их семьи.

    Святой Александр Невский понял, что Русь неспособна сражаться с монголами, и стал служить хану не из страха, а из совести. Только в союзе с монголами он смог защитить себя от нападения воинствующего католицизма на православном Востоке. В противном случае история должна была зафиксировать переход русских к латинице. В этой исторической роли Золотая Орда стала не только покровительницей, но и защитницей русского православия. Иго монголов - язычников и мусульман - не только затронуло душу русского народа, его православную веру, но даже сохранило его. Золотая Орда отличалась особой религиозной терпимостью и уважением к местным религиям. Во время монгольского правления церковь обрела свободу и независимость от княжеской власти, благодаря чему быстро разбогатела и смогла предоставить убежище многим людям, искавшим защиты от княжеской тирании. Все это оказало большое влияние на финансовые и идеологические аспекты Церкви.

    Заметное влияние ига проявилось на положении женщины, которая под влиянием новой женщины, теремной жизни, стала «отшельницей». Права женщин, характерные для восточного общества, были строго ограничены.

    Существует мнение, что именно благодаря монголо-татарскому игу на Руси появились церковные колокола и ямские колокола.

    Слова:

    Жизнь по соседству и постоянное взаимодействие русских с татаро-монголами неизбежно могло повлиять на язык. Русский язык изменился под влиянием Золотой Орды, в том числе и новые слова турецкого происхождения. Такие слова составляют примерно пятую-шестую часть русского словаря. Сохранилось много монгольских слов, относящихся к государству и хозяйственному устройству. В словах, обозначающих предмет одежды, не менее 300 слов, а в словах, связанных с кулинарией - около 280. В целом в русском языке насчитывается около 2000 тюркизмов. Есть и другие займы этого периода: барсук, булат, карандаш, кинжал, мишень, слон, таракан, тюрьма. Изменился и стиль письма: «бумага» с ее геометрическими и замысловатыми буквами заменяется более свободной «полуустав».

    Фамилии:

    Между представителями русской и татарской знати было много смешанных браков. В результате специалисты-антропонимы насчитывают более 500 дворянских и дворянских фамилий, которые изначально имели татарское происхождение. Большинство фамилий Татар произошло от имени, данного одним из предков семьи мужского пола. В древности фамилию давал отец, но в начале 19 века и дети, и внуки носили одинаковую фамилию. После прихода Советской власти эти имена были записаны в официальных документах и ​​никогда не менялись. Многие фамилии были даны по профессии. Так, фамилия Бакшеев произошла от слова «бакшей» (писарь), Караулов – от «каравыл» (стражник), Бекетов – от «бекет» (так называли воспитателя ханского сына), Тухачевский – от «тухачи» (знаменосец) и т.п. Татарские фамилии образовывались гораздо чаще из-за особенностей их носителей. Так, предки Базаровых получили это прозвище, так как были рождены в базарные дни. «Бажа» - по-татарски свояк (муж сестры жены) - трансформировался в Бажанова. Уважаемого человека татары величали «велиамин», так родилась русская фамилия Велиаминов, позднее переделанная в Вельяминов.

    Гордые люди звались «булгаками», отсюда фамилия Булгаков. Любимые и любящие назывались «даудами» и «давудами», со временем превратились в Давыдовых. Конечно, перечислить все русские фамилии с татарскими корнями просто невозможно. Для этого нужно знать этимологию каждой отдельной фамилии.

    Кухня:

    Русские многое переняли из татарской еды и напитков. О том, что чай вошел в Россию благодаря татарам, писали русские исследователи. Приготовлению хлеба, известного в России как «калач» (пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок), русских тоже научили татары.

    Прочее:

    Подражание обычаям ханского двора обеспечивало вхождение в русскую культуру некоторых восточных обычаев.
    Заимствования у монголо-татар произошли и в использовании различных предметов быта: счёты, валенки, пельмени, кофе, плотнический и столярный инструмент.
    Чувствуется влияние и в области зодчества, где легко заметить сходство стен кремлей Пекина и Москвы.

    3.Заключение

    Монгольское иго за два столетия изменило все сферы жизни российского общества: социально-экономическую, политическую, культурную. Изменения коснулись одежды, украшений, строительства и торговли русского народа. Несмотря на все трагедии, эпоха монгольских завоеваний была непростой и ясной. В какой-то мере монгольское правление в Азии и Европе способствовало не упадку, а росту культуры русов.

    Нашествие Золотой Орды доставило немало бед. Города были разрушены, население погибло от голода, огня и стрел. Многие профессии исчезли, техника некоторых из них потеряна навсегда. Многие древние памятники культуры были потеряны. Но по историческим меркам страна быстро восстановилась. И взамен старой культуры возникла новая, обновленная и интегрированная под влиянием восточных культур. Как показывает история, язык обновился истинными словами. Многие из них в настоящее время не взяты в аренду.

    Русское дворянство было сильно интегрировано во время правления татаро-монголов. Около 15% русских аристократических семей считали своими основателями выходцев из Золотой Орды. Их влияние на историю России трудно переоценить.
    Как ни странно, монголо-татарское иго не было проклятием для Руси. Возможно, именно благодаря татарскому правлению Россия впоследствии стала великой и могущественной державой, и что русский народ смог принять свой нынешний вид. Сегодняшнее российское государство сочетает в себе рационализм западных культур и духовность восточных культур.

    Список источников:

    1. Ионов И.И. Российская цивилизация. – М.: Просвещение

    2. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.Н. Ушакова. Репринтное издание. — М., 2000.

    3. Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=723668#text

    4. Влияние Монголо – Татар на быт, культуру и психологию русского человек https://studfile.net/preview/5836679/page:5/

    5. Взгляды историков на монголо-татарское нашествие и его последствия для России https://www.kazedu.kz/referat/156546/1

    6. Рябова З.А. Культура Киевской Руси // История культуры России. – М. 2007.






    написать администратору сайта