Реферат по социологии. Социология.. Какие жизненные циклы обычно проходит социальное движение в своем развитии
Скачать 27.78 Kb.
|
АНОВО «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Доклад на тему: «Какие жизненные циклы обычно проходит социальное движение в своем развитии» Выполнила: Мурашова Ольга Сергеевна, студентка группы ЛПП 141-1 по специальности: Лингвистика заочной формы обучения Преподаватель: Котляр Николай Петрович Оценка: _____________________ Москва 2021 Оглавление 1. Предпосылки возникновения социальных движений……………..……..…..3 2. Понятие и природа социальных движений…………….…………..…………4 3. Стадии жизненного цикла социальных движений……..………………….…7 4. Типология общественных движений………..……………………………….11 Список литературы………...…………………………………………………….15 1. Предпосылки возникновения социальных движений. Обобщив все социальные условия, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений, можно выделить основные предпосылки их возникновения. Американский исследователь социальных движений Д. Стокдейл отметил пять таких основных условий, которые он назвал структурными предпосылками возникновения социальных движений: социальная неудовлетворенность; структурная блокада (барьеры в социальной структуре, которые способствуют возникновению социальной неудовлетворенности); контакты и взаимодействия между неудовлетворенными людьми; уверенность в том, что общие коллективные действия могут ослабить социальную неудовлетворенность и улучшить условия существования; наличие идеологии, оправдывающей предполагаемые коллективные действия в социальных движениях. Когда эти основные предпосылки появляются у некоторой части общества, социальные движения и соответствующие коллективные действия становятся почти неизбежными. 2. Понятие и природа социальных движений. Социальные движения – это организованные коллективные усилия, направленные за или против определенных перемен в обществе. Социальные движения чрезвычайно разнообразны: к ним можно отнести и движение в защиту прав русского народа, и движение противников ввоза в Россию отработанного топлива, и движение в защиту прав гомосексуалистов. Социальные движения включают следующие основные компоненты: коллективность людей, действующих совместно; единство в отношении цели движения и ее восприятия участниками движения; относительная диффузность, низкий уровень организации; высокая степень стихийности, слабая институционализация. Социальные движения можно классифицировать: по характеру желаемых перемен (одни стремятся изменить понимание своих участников, другие – ситуацию в обществе); по интересам (религиозные, политические, этнические и иные движения); по целям (одни хотят сохранить статус-кво, другие стремятся к переменам); по «линии спектра» (левые – правые, консерваторы – радикалы, либералы – государственники); Еще два изменения добавляет разделение социальных движений на латентные (скрытые, невыявленные) и явные (целенаправленные), а также на инициируемые, «сверху» (под воздействием субъектов власти) и возникающие «снизу». Внутренняя динамика социальных движений включает этапы возникновения, мобилизации, совершенствования структуры и завершения. Внешний потенциал движения подразделяется на идеологический, влияющий на распространенные в обществе идеи и ценности; реформаторский, выраженный в воздействии на нормативную структуру общества; реорганизационный, влияющий на социальную организацию, перераспределительный, способный отобрать привилегии у своих противников и передать их сторонникам. Социальные движения всегда обусловлены недовольством людей: одни считают, что надо все срочно менять, другие яростно сопротивляются не устраивающим их изменениям. Поэтому социальные движения тесно связаны с социальным конфликтом. Социальный конфликт возникает в результате структурного распределения индивидов и групп в социальной системе, этому способствует сам факт социальной организации. Чувство недовольства обусловливается двумя группами причин: объективными событиями и стандартами, на основании которых события оцениваются. Возникновение социального движения происходит следующие этапы: недовольство существующим положением вещей; уверенность в том, что само по себе это положение не изменится; организация членов движения. Социальные движения требуют наличия лидеров, способных сформулировать цели движения и повести за собой массы. Движение может возглавляться одним лидером, группой лидеров (в том числе иерархически организованной) или конкурирующими за влияние лидерскими группами. По мере становления движения последовательно требуются различные типы лидеров: агитатор – человек, побуждающий к действиям; пророк – идейный вдохновитель, харизматический лидер; администратор, формализующий и структурирующий движение; политический деятель – фигура, необходимая на этапе институционализации движения и его бюрократизации. Судьба социальных движений различна. Если значительная часть общества поддерживает цели движения, то оно имеет хорошие шансы на институционализацию, в противном случае движение, скорее всего, распадется. Умеренная государственная оппозиция может быть полезна для придания движению морального авторитета, но жесткие меры тоталитарного государства способны уничтожить движение полностью. Социальные движения обычно сопровождаются возникновением контрдвижений, члены которых придерживаются противоположной точки зрения. Противоречия между противоборствующими движениями вносят важный вклад в социальные изменения. 3. Стадии жизненного цикла социальных движений. Нет двух социальных движений, которые полностью совпадали бы по всем характеристикам. Однако обычно движения в процессе своего развития проходят четыре одинаковые стадии: беспокойства; возбуждения; формализации; институционализации. Стадия беспокойства. Истоки всех без исключения социальных движений можно видеть в возникновении состояния социального беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, или, когда повсеместно развивается чувство социальной несправедливости, или, когда некоторые изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в социальной среде, которые мы называем социальным беспокойством. Если люди попадают в ситуации, которые они не могут объяснить в терминах традиционной идеологии, они начинают испытывать крайнее неудобство, неуверенность, которые переходят в устойчивое чувство социального беспокойства. Стадия возбуждения. Социальное беспокойство видится исследователям как неопределенное, несфокусированное и общее чувство, охватывающее определенные части общества. Когда беспокойство фокусируется на определенных условиях и причины несчастий и неудач с реальными социальными объектами так, что возникает побуждение к активным действиям, наступает стадия возбуждения. Сторонники движений собираются вместе для обсуждения существующего положения, и повсеместно появляются агитаторы движений. Дальнейшее развитие движения во многом зависит от популярности лидеров, успешных действий агитаторов и эффективности деятельности социальных институтов. Иногда красноречивый и популярный агитатор, затрагивающий насущные потребности многих людей и, может сформировать основы движения буквально за один день. Превращение массы недовольных в эффективное социальное движение зависит также от мастерства организаторов, направляющих усилия недовольных членов общества в определенное русло. Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению. Стадия формализации. Очень многие движения проходят весь свой жизненный цикл, не оформляясь в организации, но те из социальных движений, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы. Возбужденные массы последователей движения не могут ничего создавать и совершать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не направлен на достижение строго определенных целей. На стадии формализации возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать людям о их неудовлетворенности, определять причины такой неудовлетворенности, устанавливать объекты, стратегию и тактику движения для оптимального достижения целей и стремится морально оправдать их действия. Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения - в реальную и видимую цель. Стадия формализации занимает также короткий промежуток времени и довольно быстро сменяется стадией институционализации. Стадия институционализации. Эта стадия, наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. При этом движение кристаллизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. На этой стадия эффективные бюрократы замещают усердных агитаторов как лидеров и члены движения чувствуют, что они поддерживают достойную, с устойчивой идеологией, организацию, в которой они занимают строго определенные позиции и выполняют соответствующие социальные роли. Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность. На этой стадии движение настолько организовано, настолько обладает собственной разработанной символикой, кодексами и идеологией, что практически становится организацией. Не случайно говорят, что приобретение разработанных правил, специальных зданий и униформы является доказательством того, что институционализация движения закончилась. В принципе стадия институционализации может продолжаться сколь угодно долго. Стадия распада движения. Большинство ученых-социологов полагают, что социальное движение заканчивается стадией институционализации. Но в действительности для многих социальных движений — это еще не окончательный этап. Следует помнить, что движение может прекратиться на любой стадии своего развития. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей многие движения распадаются или превращаются в социальные институты или организации. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг и другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые превращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влияние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (как, например, политические движения, достигшие своих целей и получившие доступ к государственной власти). 4. Типология общественных движений. Далеко не всегда легко классифицировать социальные движения, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут смешаться друг с другом в различные периоды своего развития. Кроме того, социальные движения могут приобретать различные оттенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический или экономический характер, охватывать небольшие социальные группы или крупные социальные единицы (классы, страты) и т.д. Поэтому при анализе мы применяем классификацию наиболее общих признаков движений и выделение их "идеальных типов". Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в силах изменить, обычно возникают экспрессивные социальные движения. Каждый участвующий в таком движении индивид соглашается с существующей непривлекательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь терпимой. Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал свою знаменитую "Утопию", слова "утопия" и "утопический" означали общество совершенства, существующее только в человеческом воображении. Эти совершенные общества пытались описать многие выдающиеся писатели и мыслители, начиная с Платона и его "Республики" и кончая американским психологом Б. Скиннером, лидером современного бихевиоризма. Особенно много попыток теоретически обосновать совершенное человеческое общество предпринималось в XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны. До тех пор пока "строители" совершенных обществ не были способны на масштабный эксперимент по воплощению своих идей в жизнь, утопические движения сводились к попыткам создания идеальных социальных систем в кружках утопистов, состоящих из немногочисленных последователей утопических идей, но впоследствии они стали активно внедряться в реальные общества. Первоначально небольшие общности, создаваемые членами утопических движений, были исключительно религиозными (движение первых христиан, религиозные секты Востока, создаваемые на основе всеобщего равенства, и др.). Общности, созданные на основе религиозных утопических движений, оказались весьма жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью в этой жизни и к материальному благополучию. Благом для них считалось общее следование воле Бога. Иначе обстояло дело в мирских общностях последователей утопических идей. Вся идеология мирских утопических движений основывалась на концепции доброго, альтруистичного, кооперативного человека. Объединение последователей утопических идей в сообществе предполагало проявление, ими именно этих качеств. Забвение лидерами утопических движений таких естественных стремлений человека, как желание личного благополучия, стремление реализовать свои способности получить вознаграждение, неизбежно ведет такие движения к угасанию и распаду. Коммуны Р. Оуэна, фаланги последователей Ш. Фурье и многие другие организации, явившиеся следствием утопических движений, просуществовали весьма короткое время, распавшись из-за внутренних противоречий и конфликтов с внешним окружением. Такая же участь ожидает многие современные коммуны, построенные по принципу "альтернативных обществ", т.е. тех, где все отношения и культура отличаются от официальных и общепринятых. Современные утопические движения постоянно встречают сопротивление со стороны законопослушных членов общества, которых страшат новые культурные образцы и смена ролей и приоритетов в новом "наилучшем" жизненном укладе. Поэтому члены утопических движений, как рядовые, так и высокоинтеллектуальные личности, должны обладать высоким уровнем внутренней энергии и активности. Революционные движения Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов. Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Термин "революция" применяется иногда к постеленным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как "промышленная революция", "сексуальная революция". Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значением данного термина. Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали. Движения сопротивления. Если революционные движения возникают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими словами, движения сопротивления - это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и революционные движения. Примером этого могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивления реформам, которые включают людей, не видящих своего места в реформированном обществе или потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ. Список литературы Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 20010.- 352 с. Горелов А.А. Социология: Учебник / А.А. Горелов. – М.: Изд-во Эксмо, 20012. – 496 с. – (Образовательный стандарт XXI) Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 2006 Кравченко А.И. Социология. Общий курс: Учеб. пос. для вузов / А.И.Кравченко. М.: ЛОГОС, 20011. (Рекомендован Минобразованием РФ). Общая социология. – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2009 Социология. – Учебник. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев и др. М., 2006 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2013 Харчева ВТ. Социлогия: Карманная энциклопедия студента: Учеб. пос. / В.Г.Харчева. М.: ЛОГОС, 2019 |