Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат по дисциплине «История (История России, Всеобщая история)» Тема «

  • Проявление язычества древних славян в современной культуре

  • Проявление традиций древних славян в наше время

  • Следы древней культуры в наше время

  • Список литературы

  • Реферат история. реф ист. Какие языческие образы Древней Руси востребованы в современной массовой культуре и почему


    Скачать 137.83 Kb.
    НазваниеКакие языческие образы Древней Руси востребованы в современной массовой культуре и почему
    АнкорРеферат история
    Дата12.01.2022
    Размер137.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареф ист.docx
    ТипРеферат
    #328896



    Факультет энергетики и электроники

    Кафедра «Радиотехника»

    Реферат по дисциплине

    «История (История России, Всеобщая история)»

    Тема «Какие языческие образы Древней Руси востребованы в со-временной массовой культуре и почему?»

    Выполнил: студент гр.

    _____________________

    Подпись студента

    Проверил: доцент

    .

    «16» Октября 2020 г.

    _____________________

    Подпись преподавателя

    Брянск 2020

    Содержание

    Введение3

    Проявление язычества древних славян в современной культуре4

    Проявление традиций древних славян в наше время6

    Следы древней культуры в наше время8

    Заключение10

    Список литературы12

    Введение

    Что можно назвать языческими образами древней Руси? Религию, культуру, традиции древних славян, то есть, то, что пришло к нам от наших предков. Ни один обычай не может уйти бесследно, так и многие языческие образы дошли до наших дней. В данной работе мы рассмотрим их проявления в современной жизни русского народа. Чтобы увидеть эти образы, нужно узнать, чем они являются.

    Значение слова традиция по словарю Ожегова означает те явления, которые перешли от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Так же частью Образа является религия. Значение религии в словаре Ожегова следующее: одна из форм общественного сознания совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. Нам известно, во что верили древние Славяне, их религия носила название язычество – это общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии[6].

    Целью данной работы является – нахождение остатков славянской культуры, в современной жизни и культуре России.

    Проявление язычества древних славян в современной культуре

    Нам известно что, язычество - общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии. Это вера в богов, связанных с природой, причём важным элементом является многобожие. В наше время в России существует много общин, в которых сохранилось язычество древних славян. Эти люди считают своей главной целью - возрождение древней религии, так называемое возвращение к истокам. Конечно, как и в любой организации, там присутствуют люди, которые относятся к этим общинам лишь формально.
    Чтобы проанализировать старую религию, нужно узнать ее составляющие, то есть узнать богов, обряды и примерные требования. Конечно, невозможно получить абсолютную истину про язычество в наше время, так как невозможно сохранить все элементы религии за такой большой срок, а прошло с момента смены веры на Руси уже 1032 года, как князь Владимир Святославович принял христианство.
    Ранее язычество делилось историками на два этапа. Первым этапом служила трактовка, одновременно копирующая библию, но и противоречащая ей[1]. Подтверждение этой теории мы находим из реплики называемой «Речью философа» в «Повести временных лет»[2]. Вторым этапом является изготовление идолов и принесение жертв богам. Из истории нам известно, что идолы и старые боги появились уже в III вв. н.э. Информацию об Идолах Руси мы получаем из рассуждений Рыбаков Б.А. о произведении «Слово об Идолах». В нём упоминается так называемый «культ Рода», этот культ применим к странам Древневосточной цивилизации. И конечно автор постепенно подходит к богам древних славян. В своей работе Рыбаков разделил славянскую религию на 4 этапа:

    1. Славяне первоначально (клали требы упырям и берегыням);

    2. Под влиянием средиземноморских культов славяне (начали трапезу ставить Роду и роженице);

    3. Выдвинулся куль Перуна(возглавившего список других богов);

    4. Принятие христианства» [1, стр. 16-17].

    Основное внимание мы обратим на третий этап, то есть на появление своего пантеона, во главе которого стоит Перун. В его пантеон входили: Перун, Китоврас, Велес, Жива, Сива, Чернобог, Хорс, Род, Лада, Даждьбог или Сварог, Сурица и другие. Каждый бог отвечал за что-то своё, кто-то за солнце, кто-то охоту, смерть, любовь, дождь, погоду. Из-за этого в уклад жизни славян вошли различные суеверия. Некоторые эти суеверия дошли до наших дней. Так же нельзя сомневаться, что не все элементы старой религии канули в лету после крещения. Хочу подметить, что обрядные песни язычества, имеют много общего с молитвами православной религии[3]. Наиболее известные языческие обряды, дошедшие до наших дней это: Масленица, День Ивана Купалы, Колядование. Православное духовенство не смогло полностью уничтожить обряды язычества, поэтому поглотило их, присоединив к своим святым праздникам.

    Так же нам известно, что вся жизнь человека делилась на несколько этапов или событий:

    1. Свадьба;

    2. Рождение ребёнка;

    3. Праздники;

    4. Обычаи и обряды;

    5. Смерть.

    Большое внимание хочу уделить такому событию, как свадьба. Для древних славян свадьба, была не обычным союзом мужчины и женщины, она была сакральным соединением душ людей. Объединение их судеб и крови. Из-за почитания Рода и роженицы жена не была подчинена мужу. Самое главное условие для брака было благословение родителей, так как без него такой союз считался событием вон выходящим. А как иначе, ведь во главе стоит Род, и если построить жизнь на обиде предков, родственников, человек не сможет быть счастливым. Из языческих обрядов до нашего времени дошли такие обряды: связывание молодожёнов верёвкой, испытания жениха в доме невесты, зажжение символического семейного очага.

    Так же упомяну большую схожесть погребения наших предков и нашего времени. Когда человек умирает, его приводят в хорошую форму (обмывают, одевают новую одежду). Тело кладётся на кухонный стол. Именно на домашний алтарь клали тело умершего, вверяя его богам. Затем покойный зарывается в землю в гробу-подобии ладьи; над могилой насыпается холмик - подобие кургана; на могиле устанавливается крест или иной памятный знак, с указанием имени, даты и иногда причины смерти, часто на памятный знак вешается фотография - все это отображение памятных камней с рунными надписями, в древности устанавливаемыми на могилах людей. Вслед за похоронами следуют первые поминки с застольем и алкоголем, что строжайше запрещается церковью. Это отражение древней тризны, пира во славу умершего. В дальнейшем поминки повторяются каждый год, могила содержится в чистоте и порядке, на стол возле захоронения покойному ставят снедь и питьё, иногда рассыпают зерно на могильном холмике. Всё это - отражения древнейшего культа рода и предков.

    Проявление традиций древних славян в наше время

    Что такое традиции? Это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений[4]. Нам известно, что важную роль в жизни Руси исполнял Род. Так по традиции в старое время, семьи старались держаться вместе. Это заключалось в том, что была ярко выраженная патриархальная семья. Во главе Рода стоит самый старший мужчина. Он принимал все решения, руководил всей семьёй, был своеобразным хранителем рода.

    Ещё одной традицией являлось строительство дома. Конечно они зависели от окружающей обстановки и условий. Например, Если вокруг мало леса, люди не будут строить дома из дерева. Так на севере во все времена преобладала влажная почва, и имелось много строевого леса, на юге же, в лесостепной зоне, почва была суше, зато леса хватало не всегда, так что приходилось обращаться к иным строительным материалам. И в наше время из-за слишком большой территории в разных частях нашей страны, используется различные материалы для строительства жилья. Конечно нельзя сравнить быт устройства домов того времени и нашего, так как наука шагнула далеко вперёд, и сейчас не логично жить в срубах или полуземлянках. Но и сейчас сохранились некоторые обряды, при заселении в новое жильё. Многие люди проводят старый обряд приглашения или переселения домового, запускают живого кота.

    Одной из черт Славян была любовь к хлебу. Основной пищей в XVI веке оставался хлеб. Хлебопечение и приготовление других изделий из зерна, и зерно продуктов в городах XVI века было занятием больших групп ремесленников, специализировавшихся на производстве этих продуктов питания для продажи. «Хлеб пекли из мешанной ржаной и овсяной муки, а также, должно быть, и только из овсяной. Из пшеничной муки выпекали хлеба, калачи, просвиры. Из муки изготовляли лапшу, пекли оладьи и "перепечь" - ржаные жареные лепёшки из кислого теста. Из ржаной муки пекли блины, приготовляли сухари. Очень разнообразен ассортимент из сдобного теста-пироги с маком, мёдом, кашей, репой, капустой, грибами. Так же как можно забыть упомянуть свадьбы.

    Как много традиций Русского народа связанны именно со свадьбами. И что самое главное многие традиции живы до сих пор. Так жених должен выкупить невесту, пройти все испытания, и только тогда он увидит свою суженную. Но раньше существовала традиция «умыкания» невесты, кто её своровал тот её мужем и станет. В наше время эта традиция изменилась, если на свадьбе умыкнут невесту, жених должен дать за неё выкуп. Вернёмся к некоторым обрядам язычества. Многие из них остались и до наших дней, но перестали быть символами религии. Они стали что-то вроде памяти и данью уважения к природе. Славяне создали свой календарь таких праздников:

    1. Праздник первых ростков – 2 мая.

    2. Моления о дожде – с 20 по 30 мая.

    3. Ярилин день – 4 июня.

    4. Моления о дожде – с 11 по 20 июня.

    5. Праздник Купала – 24 июня.

    6. Моления о дожде – с 4 по 6 июля.

    7. Отбор жертв для праздника Перуна – 12 июля.

    8. Моления о дожде – с 15 по 18 июля.

    9. Праздник Перуна – 20 июля.

    10. Начало жатвы – 24 июля. Моления о прекращении дождей.

    11. «Зажинки», окончание жатвы – 7 августа.

    Как мы видим, эти праздники напрямую связаны с бытом и сельским хозяйством. Так же традицией можно считать, уклад нашей жизни. Потомки славян нашего времени, даже сейчас ценят музыку, книги. ОТ предков нам досталась возвышенность и любовь к природе.

    Следы древней культуры в наше время

    Культура древних славян создавалась на протяжении многих веков. Она не может меняться слишком сильно. Но есть один нюанс, культура меняется в зависимости от места её зарождения [5]. Таким образом, важной частью быта по воспитанию детей и по сей день являются сказки. В XVI в. были популярны сказки. От XVI в. сохранилось мало материалов, которые бы позволяли узнать сказочный репертуар того времени. Можно лишь сказать, что он включал в себя волшебные сказки. Немец Эрих Ляссота, будучи в Киеве в 1594г., записал сказку о чудесном зеркале. В ней рассказывается о том, что в одну из плит Софийского собора было вделано зеркало, в котором можно было видеть то, что происходит далеко от этого места. Существовали сказки о животных и бытовые. Как пример служит время Ивана Грозного и его борьба с боярством получили в последствии часто сатирическое отражение, ирония их была направлена против бояр: "Времена шатки - береги шапки", "Царские милости в боярское решето сеются", "Царь гладит, а бояре скребут".»

    Народную мудрость несли пословицы. Они несли оценку образу жизни, укладу, они были воплощением опыта всех славян.

    Неотъемлемой частью культуры являются былины и предания. В них в отличие от пословиц, славяне передавали не мудрость, а прошлое. Конечно, его немного меняли и приукрашивали, но примерное прошлое указывали.

    Последним следом в современной культуре являются песни. Наши предки сочинили множество песен, они заключали в них какой-то смысл. Но они несли не только смысл, они были отдушиной для народа. Так волнение посадских людей в Москве (1547), стремление казаков к самоуправлению, царские указа о временном запрете перехода крестьян от одного помещика к другому (1581г.), о кабальных холопах (1597г.) - все это способствовало росту недовольства народных масс. Вскоре в XVI в. формируется и жанр балладных песен - малая этическая сюжетная стихотворная форма. Этот тип произведений, к которому применяется западное - европейский термин "баллада", весьма своеобразен. Он отличается тонкой характеристикой личных, семейных отношений людей. Но в него нередко входят и исторические мотивы и герои, однако они не трактуются в историческом плане. К числу баллад, возникших в XVI в., относят баллады "Дмитрий и Домна", "Князь Михайло", "Князь Роман жену терял". В первой девушка, протестуя против насильственного брака, лишает себя жизни. В других вариантах жених-князь Дмитрий забивает ее до смерти.


    Заключение

    Из всего вышесказанного можно получить следующие выводы. На территории Руси никогда не было чистого Христианства, даже сейчас наша религия – это соединение черт христианства и язычества, которые вплелись друг в друга и теперь их почти невозможно разделить. Так многие семьи формально живут по требованиям православной церкви, но их быт построен на традициях и устоях наших предков. Так же можно сделать вывод, что в язычестве объектом искажения выступает первобытнообщинный строй, и поэтому оно является идеологией доклассовой, а в христианстве - рабовладельческий и феодальный, что делает эту религию классовой идеологией, то есть христианство проповедует чистое служение и деление, а русские люди слишком далеки от этого.

    По тенденции нашего времени, можно заметить, что все основные факторы православия, постепенно уходят в сторону демократии, то есть общины. Так же язычество проповедовало близость человека к природе. А из-за ситуации с природными ресурсами и глобальной экологической проблемой, многие люди начинают склоняться к защите и охране окружающей среды, что близко к языческой вере. Примерно с середины 80-х гг. XX в. в европейской части СССР наблюдается всплеск интереса к язычеству как русской этнической традиции. Этот всплеск непрерывно продолжается по сей день и только лишь нарастает. Скорость этого роста пока незначительна. Если в 1985 г. количество сознательных русских язычников, очень приблизительно, было порядка 100 человек, то к 2020 г. это количество можно со значительно большей уверенностью оценить в 2.000.000 человек. Возможно, когда-нибудь человечество вновь вернётся к более одухотворённой религии.

    Так же можно найти тенденцию возвращение к старой культуре, всё больше детей получают старорусское имена. Ремёсла славян процветают, появляются различные кружки, которые изучают и обучают этим ремёслам. Детей в школах учат вышивать, лепить, красить. Многие города и семьи сохранили своё славянское ремесло.

    Мы продолжаем писать и петь душевные песни, рассказывать сказки. Традиции и быт наших предков останется с нами навсегда. Не возможно полностью уничтожить историю и память. Даже те люди, которые покинули свою родину, живут по обычаям и укладу своих предков.


    Список литературы

    1 - Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - Издание 2-е, Москва Российская академия наук, отделение истории, институт археологии, 1980.

    2 - Похилько Н.П. Речь философа в Повести временных лет. – Маиаск, 2016

    3 - Веркович С.И. Веда Славян. Обрядные песни языческого времени, сохранившиеся устным преданием у македонских и фракийских Болгар-Помаков. - Санкт-Петербург, 1881. - Том II.

    4 - Костомаров Н.И. Быт и нравы русского народа. – Смоленск, 2011.

    5 - Лихачев Д.С. Культура русского народа X - XVII вв. – Москва, 2012

    6 - Ожегова С.И. Толковый словарь русского языка. – Москва, 1989. 20-е издание.


    написать администратору сайта