Сочинение. сочинение 12. Какова роль воспоминаний в годы войны
Скачать 66.85 Kb.
|
1 2 Роль поэзии в годы войны Есть такое выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Но это не так, музы иногда заглушают пушки! Поэзия войны – это одно из самых ярких явлений в нашей литературе. Стихи придавали воинам силы и поддерживали дух в самые страшные моменты схватки с врагом. Такую проблему поставил в своём тексте Вениамин Александрович Каверин. Главный герой в отрывке автора, Лев Никольский, - кандидат филологических наук, за неделю до описываемых событий защитивший диссертацию». Его товарищ – Петя Данилов, «писавший стихи и читавший их вслух в самые горячие минуты боя», он тяжело ранен в грудь. Только эти двое остались в живых и продолжают сражение. «По всем правилам войны» им надо сдаться, но они не только не сдаются, а задумывают дерзкую акцию. Петя остаётся строчить из пулемёта, Никольский слышит, пробираясь к немецкому орудию: Не снятся ль тебе наши встречи На улице, в жуткий мороз, Иль наши любовные речи… Что даёт силы смертельно раненному парню, если не поэзия? Не месть ли это за отнятое счастье, оставшееся жить в стихотворных строчках?! Никольский в это время подобрался к орудию и стал стрелять в немцев из их же пушки «за стихи, которые Петя читал между пулемётными очередями!» Кто же после этого может заявлять, что «музы молчат, когда говорят пушки»? Автор уверен: поэзия способна дать бойцам невиданную силу, она поддерживает дух солдата лучше всяких приказов. С этим невозможно спорить: поэзия военных лет – это мощное оружие. В этом нас убеждают реальные примеры из хроники тех времён. Каждый знает стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Поэту казалось, что эти строчки-заклинания написаны только для одного человека, но все бойцы переписывали заветные стихи при свете коптилок. Миллионы солдат выживали в страшных сражениях, их родные не теряли надежды, повторяя строчки, как молитву: «Жди меня, и я вернусь, //Всем смертям назло…». Как же тут не поверить, что поэзия даёт невиданную силу, поддерживая дух воюющего народа! Удивительно воздействовала на солдат поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин». Герой произведения стал настоящим любимцем для них. В этом образе отразилось всё лучшее, что было в характере каждого солдата: стойкость, храбрость.весёлость, решительность, самоотверженность, героизм и простота. Поэма была настоящей поддержкой на фронте: воины видели в Василии Тёркине пример того, как надо сражаться, жить на войне, любить свою Родину и ненавидеть фашистов, она объединяла народ в единое целое, живущее общими устремлениями, и это неразрывное единство придавало силу духа. Поэзия – отражение жизни любящей души, поэтому она способна сделать человека несокрушимым в минуты страшной опасности. Когда живёт любовь в сердце, уходит страх смерти. Кажется, что во время войны между противниками может быть только ненависть и вражда. Так ли это? В тексте Виктора Петровича Астафьева говорится о проявлении человечности по отношении к погибшему врагу, этим самым автор поставил проблему благородного поведения в годы войны. Писатель рассказал об одном эпизоде военной жизни: командующий армией посетил место недавнего боя, в результате которого был захвачен немецкий командный пункт. Увидев погибшего немецкого офицера, наш командующий дал приказ: «Схоронить генерала, павшего на поле боя, со всеми почестями…». И в этом нет «игры в благородство», здесь глубокое внутренне чувство. Какое? Чтобы узнать об этом, нужно обратить внимание на другое отношение к погибшему немцу: «Его собакам бы скормить за то, что людей стравил. За то, что Бога забыл». Кажется, что такое мнение справедливо: немец пришёл на нашу землю, убивал наших граждан. За что же его хоронить с почестями? На это наш командующий отвечает: «Какой тут Бог? Если здесь не сохранил, нигде больше не сыщешь». О чём это? Может быть, о том, что благородство выражается в духовно-нравственном состоянии души, когда любовь к ближнему распространяется даже на врага. Виктор Петрович Астафьев свою позицию открыто не заявляет, он стремится на примере поступка нашего командующего показать, что даже во время войны можно проявлять благородство и человечность по отношению к врагу. И это не «показуха», а порядочность. Конечно же, я разделяю мнение автора, потому что проявить уважение к человеку можно и во время войны, и даже если он противник. Об этом пишет, например, Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека». Когда Андрей Соколов оказался в плену, его вызвал комендант лагеря для военнопленных к себе. Это означало верную смерть. Так оно и было бы, если бы Соколов не проявил мужество, отказавшись выпить за победу немецкого оружия. Мало того, выпил за свою близкую кончину, а закусывать не стал. Голодному пленному было трудно отказаться от еды, но ему было важно продемонстрировать своё достоинство и гордость, что не превратили они русского человеку в скотину, сколько ни старались. Комендант оценил мужество русского солдата: дал ему целую буханку хлеба и кусок сала. Андрей Соколов всё это отнёс в барак, один ни кусочка не съел. Мы видим, что немец проявил уважение к человеку, который этого заслужил. Значит, такое возможно во время войны. Во всякие времена между людьми бывает уважение и признание, и дело тут не в том, что война или не война. Главное – это внутренняя порядочность человека, а если она есть, то он будет проявлять благородство и человечность в любых обстоятельствах. Почти 75 лет прошло с тех пор, как отгремела над нашей страной страшная война. Надо ли помнить о ней? Василь Владимирович Быков в своём тексте даёт ответ на этот вопрос, говоря о людях, которые пережили войну и могут рассказать о событиях тех грозных лет, этим самым он ставит перед нами проблему сохранения исторической памяти. Одной из героинь текста Быкова является женщина, которая во время войны «собрала под уцелевшей крышей полдюжины осиротевших на войне ребятишек, на долгие годы став для них матерью, старшей сестрой, воспитательницей». Образ этой женщины – напоминание нам о героизме обычных людей, заботящихся в годы войны о сиротах, родители которых были расстреляны фашистами или угнаны в Германию. Разве можно не знать или не помнить об этом? Другой герой – это бывший командир батареи Иван Григорьевич Ущаповский, написавший более тысячи страниц воспоминаний, стремясь создать «правдивейший документ, являющийся свидетельством о величайших из войн, увиденной глазами её рядового участника…». Эти тысячи страниц – достояние всего нашего народа, способное обогатить жизненный опыт тех, кто никогда не знал войны. Авторская позиция открыто выражена в тексте: «И старый заслуженный генерал, прошедший со своей дивизией от подмосковных полей до Берлина, и… безвестная женщина, воспитавшая полдюжины сирот, могут и должны поведать истории и человечеству о пережитом в лихую годину». Конечно же, невозможно не согласиться с позицией автора. Память о войне способна сделать и современную жизнь более правильной и осмысленной. В связи с этим вспоминается произведение Е.И.Носова «Кукла», главным героем которого является Акимыч – ветеран войны. Рассказчик встречает однажды старика в большом волнении, причиной этого оказалась кукла, выброшенная кем-то в овраг. Акимыч не мог равнодушно смотреть на истерзанную игрушку: слишком живо нахлынули воспоминания о событиях военных лет. Люди, а не куклы лежали вот так же растерзанными в памяти Акимыча. Ему непонятно, как можно с такой безответственностью относится к образу и подобию человеческому! Он хоронит куклу, как человека, а потом с горечью произносит: «Всего не закопать». А если бы ему дать возможность прийти в школу, рассказать о том, что он видел и пережил в годы войны? Разве это не стало бы для многих поводом для переосмысления ценностей?. Сохранение исторической памяти о событиях тех роковых лет – это очень важная задача. Решение этой проблемы способствует переоценке ценностей: от «невыносимой лёгкости бытия» к осознанной ответственности перед героическим поколением, победившим в Великой Отечественной войне ценой лишений, страданий и жертв. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» - эти слова Гоголя вспоминаются мне, когда я читаю текст Виктора Петровича Астафьева. Писатель в каждом своём произведении о войне ставит проблему стойкости наших воинов во время чудовищных испытаний. В каждом эпизоде текста – боль и страдание: «...то затихая в бессилии, то вознося отчаянный крик до неизвестно куда девшегося неба, мучился водитель». Невыносимо жаль обгоревшего водителя, жаль замерзающих раненых, жаль всех, кто вынужден всё это наблюдать и понимать безвыходность ситуации. Им безмерно тяжело, но они не теряют присутствия духа. Одна из них – девушка: «Она, напрягшись, ждала - не закричит ли водитель, и слёзы из глаз её откатились туда, откуда возникли». В этой короткой фразе заключён глубокий смысл: как бы ни было тяжело, надо думать о других и смиряться, если уже ничего нельзя сделать. В этом и заключается та русская сила, о которой говорил Николай Васильевич Гоголь. Авторская позиция отражена в общем пафосе, одновременно трагическом и героическом. Особенно значим финал текста: «Как привидения, как нежити, появлялись из темноты раздёрганными группами заблудившиеся немцы, но, завиден русских, подбитые танки, чадящие машины, укатывались куда-то, пропадали навечно в сонно укутывающей всё вокруг снежной мути». Это нужно понимать так: враги устроили ад на земле для наших солдат, но столкнувшись с невиданной духовной силой, сами превратились в «нежить». Разве с этим можно не согласиться? Стоит, например, вспомнить эпизод из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Во время Бородинского сражения полк Андрея Болконского стоял в резерве. Он не участвовал в бою, просто стоял и потерял убитыми третью свою часть. Вот что называется стойкостью. А Андрей Соколов - герой рассказа «Судьба человека» М. Шолохова? Присыпаны пеплом страдания его глаза, но разве он похож на побеждённого человека? Нет, он смог воскреснуть, как феникс из пепла, и усыновить сироту Ванюшу, тоже повидавшего ад на земле, в котором исчезли его родители. Но глаза мальчика сияют добротой и счастьем. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пе-ресилила русскую силу!» - восклицает великий писатель. И мы можем ответить: «Нет такой силы!» Что нужно сделать людям, чтобы не было войны? Вот о чём задумываешься, читая текст Г.Я.Бакланова. Писатель ставит проблему бессмысленности войны и предлагает нам поразмышлять об этом вместе со своим героем. Трудно понять, почему случаются войны, и разговор Третьякова с санитаром заканчивается горьким выводом: « Что ему объяснишь? Не приставишь оторванную ногу и не объяснишь. А самое главное, что и себе не всё объяснишь». Действительно, трудно понять, зачем люди обрекают других людей на страдания, мучения, гибель. Ясно только одно: не злая воля одного человека подняла и отправила полмира на войну, и в этом нет никакого высокого смысла, поэтому и объяснить ничего невозможно. Но всё же Третьяков мучительно задаётся вопросом: «Какая надобность не для кого-то, а для самой жизни в том, чтобы люди, батальонами, полками, ротами погруженные в эшелоны, спешили, мчались, терпя в дороге голод и многие лишения, шли скорым пешим маршем, а потом эти же люди валялись по всему полю, порезанные пулемётами, размётанные взрывами, и даже ни убрать их нельзя, ни похоронить?» Ведь было бы гораздо лучше, если бы всех этих людей оставили бы в покое, дали бы им право счастливо прожить свою жизнь. Авторская позиция выражена в финале текста, когда Третьяков размышляет: «Двигать историю по её пути – тут нужны усилия всех, и многое должно сойтись. Но, чтобы скатить колесо истории с его колеи, может быть, не так много и надо, может быть, достаточно камешек подложить?» Это нужно понимать так: бессмысленное движение истории от войны к войне можно предотвратить, надо лишь малое усилие. С мнением автора невозможно не согласиться. И я могу привести в пример один исторический факт. Во времена холодной войны между СССР и Америкой произошёл конфликт, названный в истории Карибским. Весь мир был в шаге от самой разрушительной войны – атомной. Но добрая воля двух людей, Никиты Хрущёва и Роберта Кеннеди, предотвратила катастрофу. Тайные переговоры между генеральным секретарём СССР и братом президента Америки и есть тот самый «камешек», заставивший «скатить колесо истории с его колеи». Чем руководствовались эти два человека? Наверное, они были умными людьми и понимали бессмысленность хаоса войны. Что ж, теперь можно ответить на вопрос, заданный в самом начале рассуждения: чтобы не было войны, нужно всего лишь понимать её бессмысленность. Мужество русского солдата безгранично! Именно в этом убеждает нас Анатолий Андреевич Ананьев в своём тексте, поставив проблему проявления героизма на войне. Лейтенант Володин, о котором идёт речь в произведении Ананьева, был тяжело контужен, но он не мог оставаться в госпитале: «Шёл, чтобы выполнить солдатский долг». Один только этот поступок можно назвать проявлением героизма. Но этот молодой офицер совершил настоящий подвиг до того, как оказался в госпитале: «Генерал и сидевший позади него полковник знали многие подробности соломкинского боя, знали и о Володине, как он был послан к пулемётным гнёздам, как попал под танк и как солдат, рискуя жизнью, спас его, своего командира». Как видим, Володин готов был ценой своей жизни остановить вражеский танк, а его солдат, не жалея себя, бросился ему на помощь. Поистине безгранично мужество русских воинов! Авторская позиция сформулирована очень коротко: «Мы русские солдаты». Только так можно объяснить этот небывалый героизм. С позицией Анатолия Ананьева не согласится только тот, кто не достоин своих предков, не раз побеждавших врагов, освобождавших Родину от иноземного нашествия. Не зря ведь лейтенант Володин вспоминает Бородино и Севастополь – он достоин встать рядом с теми, кого славили Лермонтов и Толстой. Вспомним строчки из знаменитого стихотворения «Бородино»: И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Героизм русского солдата проявляется в готовности умереть, защищая Родину. Об этом читаем мы и в «Севастопольских рассказах»: рассказчик удивляется спокойствию и непоколебимости защитников крепости, и находит источник такого феномена в беззаветной любви к Родине. Эта любовь кроется в глубине души каждого русского солдата и каким-то непостижимом образом передаётся из поколения в поколение на генетическом уровне, пробуждая беспримерный героизм и безграничное мужество. Почему человек должен быть связан с судьбой Родины? Об этом заставляет задуматься текст Михаила Сергеевича Строганов, этим самым писатель ставит проблему неразрывной связи личности с историей родной Отчизны. В начале текста автор пишет: «Судьбу поколения не случайно сравнивают с белым листом, на котором невидимыми чернилами сделаны особые отметки, да и сама бумага покрыта незаметными для беглого взгляда «водяными знаками». Это сравнение имеет глубокое значение: у каждого из нас имеются невидимые связи с местом, где мы родились, живём и формируемся, без этого невозможно стать личностью. В формировании личности огромное значение имеет обретение смысла жизни: «...для того, кто жизнь видит в служении своей Отчизне, этот путь наполнен особенным, непостижимым для прочих смыслом». Тут мы можем говорить о высоком предназначении человека: нам дана возможность прожить свою жизнь не напрасно. Авторская позиция выражается так: «Русская земля сама рождает и закаляет своих защитников, наделяя их особой совестливостью и честью, чтобы предстояли они всему народу, пронеся через века образец служения Родине». Как видим, писатель усматривает образ идеального человека в тесной связи с судьбой родной Отчизны. С этим невозможно не согласиться, ведь имена, записанные золотыми буквами в скрижалях истории России, неразрывно связаны с делом защиты и прославления родиной страны. Знаменитые полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Георгий Жуков – посвятили свои судьбы делу защиты Родины. Михаил Ломоносов, Николай Лобачевский, Дмитрий Менделеев, Иван Павлов, Сергей Королёв и многие другие учёные подняли науку России на невиданную высоту. Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Фёдор Достоевский, Лев Толстой – все эти имена великих писателей известны далеко за пределами нашей страны, они представляют самую гуманную в мире русскую литературу. Можно бесконечно долго перечислять замечательных людей, которые не мыслили себя без связи с Родиной и жизнь отдали служению ей. И конечно же, нужно низко поклониться всем, кто встал на пути фашизма и отстоял нашу страну в самой страшной войне последних столетий. Каждый из этих героев достоин вечной памяти. Человек должен быть неразрывно связан с судьбой страны, чтобы оставить след после себя и не затеряться песчинкой в веках и пространствах. Говорят, что в критических ситуациях проявляются истинные качества характера. Об этом заставляет задуматься Вениамин Александрович Каверин в своём тексте, поставив проблему проявления эгоизма и предательства. Худшие черты своего характера в тексте Каверина демонстрирует Ромашов: «Он вытащил из-под моей головы мешок с сухарями. Кроме того, он вытащил флягу с водой и пистолет». В этом поступке мы усматриваем проявление крайнего эгоизма: забрать у раненого товарища еду и оружие – это просто низко. Поэтому нисколько не удивительно, что этот подлец бросил раненого умирать, а сам скрылся: «Он ушёл, что было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже». Что может быть хуже убийства? Ответ может быть только один – предательство. Авторская позиция однозначна: во время войны, когда кругом враги, нельзя предавать товарищей, в такие времена взаимовыручка и помощь становятся залогом выживания. Я полностью разделяю мнение автора, ведь предательство и эгоизм разрушают человеческие связи. Недаром великий Данте в своей «Божественной комедии» именно предателей и эгоистов поместил в самый последний, девятый, круг ада. Он усматривал в предательстве и эгоизме торжество расчеловечивания. А этого нельзя простить. В повести «Судьба человека» М.А.Шолохова главный герой убивает предателя, собирающегося выдать командира немцам. Этим подтверждается то, что предательство во время войны страшнее убийства. Состояние войны – это истинное испытание, и человек просто не имел права думать только о себе и предавать других. Когда происходит тот момент, когда мальчик превращается в мужчину? Вот о чём заставляет задуматься Юрий Валентинович Трифонов, поставив в своём тексте проблему ответственности. Главный герой рассказа впервые почувствовал себя взрослым, когда прощался с отцом, уходящим на фронт: «Мать береги! Ты, брат, глава семьи теперь, опора…». Значит, вот как происходит превращение ребёнка в мужчину - с осознания своей ответственности. А потом происходит следующее: «Позже, на фронте, это чувство ответственности ещё больше укрепилось в нём, и уже не улица, не город, а вся страна, казалось ему, стояла за его спиной, и он был её опорой и отвечал за её судьбу». И такое чувство является основой духовной мощи, которую никакой враг не осилит. Авторская позиция заключается в следующем: чувство ответственности появляется тогда, когда человек научится понимать, что только от него зависит жизнь других людей, и будет готов на всё, чтобы защитить свою мать, свою улицу, свою страну и свой народ. Как же можно не согласиться с этим? Конечно же, ответственность – это основа того героизма, которое проявлял каждый человек во время Великой Отечественной войны. Даже дети в то суровое время понимали, что они в ответе за свою страну. Повесть «Улица младшего сына» посвящена погибшему герою – пятнадцатилетнему партизану Володе Дубинину. Когда отец уходил на фронт, мальчишка просил его взять с собой. А потом мечтал сбежать на войну. Его потряс подвиг Николая Гастелло – лётчика, который направил свой горящий самолёт на механизированную колонну врага. Володя выучил стихи, посвящённые погибшему герою: Нужно так любить свою Отчизну, Вовсе забывая о себе, Чтобы и в огне, прощаясь с жизнью, О ее заботиться судьбе… Эти строки стали девизом Володи Дубинина: они превратили мальчишку в солдата, взявшего на себя ответственность за судьбу Родины. 1 2 |