эпир. Какова в площадь Сибири и дальнего востока по отношению ко всей территории рф
Скачать 108.67 Kb.
|
Введение
I раздел. Земли и народы Сибири и ДВ до прихода русских
13) Каков был уровень социально-экономического развития народов Сибири - В целом все население можно было подразделить на три категории: оседлое (дауры, сиб. татары), кочевое (эвенки, ненцы) и бродячее. Неоднородным было и социально-экономическое развитие народов. На юге население в основном занималось скотоводством (татары, буряты), земледелие здесь носило подсобный характер. На севере же занимались охотой, собирательством и добычей железа (якуты, ханты). Вполне естественно, что уровень общественного развития не был одинаков: 1 чукчи – низкий уровень развития (каменный век), с элементами матриархата, собирательство, охота. 2 ненцы, эвенки – родоплеменные отношения, скотоводство, добывали железо, более развитые формы патриархально-родового строя 3 якуты, буряты – стадия разложения первобытнообщинных отношений, выделение знати (нойоны), полуоседлый образ жизни, постепенный переход к феодальным отношениям. 4 сибирские татары – зачатки государственности, к 15 веку образовалось Сибирское ханство, где существовало патриархальное рабство и началось выделение знати. *Чукчи - немногочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя. *Ханты и манси – север Западной Сибири (?: угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе Томской губернии). *Ненцы и эвенки – а) ненцы - самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра; эвенки – восточная сибирь (?). *Буряты и якуты – а) буряты – Забайкалье; б)якуты – Якутия (= северо-восток Сибири). *Дауры - До середины XVII века дауры жили в верховьях Амура и в долинах рек Шилка и Зея. *Сибирские татары - исторически проживали на обширных равнинах к востоку от Уральских гор до реки Енисей в степной, лесостепной и лесной зонах. 14. Приведите примеры метаэтнических общностей, проживавших на территории Сибири и Дальнего Востока. Метаэтническая общность - группа этносов, сложившаяся в результате их этногенетической близости или длительного культурного взаимодействия и связей, обладающая элементами общего самосознания. примеры - остяки (ханты и манси), тюрки (татары,тувинцы, кыргызы, якуты), монголоиды (ойраты, буряты), тунгусы (эвены, эвенки) 15. Перечислите относительно многочисленные народы, проживавшие на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность коренного населения Сибири до начала русской колонизации составляла около 200 тыс. чел. Самые многочисленные народы:
16. Назовите народы Сибири и Дальнего Востока, которые в прошлом обозначались следующими этнонимами: * белые (черные) калмыки и черневые татары – телеуты; калмыки; северная группа алтайцев (алтай-кижи); * вогулы – манси; * енисейские киргизы – хакасы, алтайцы, тувинцы, киргизы; * лесные монголы – буряты; * остяки – ханты; * самоеды – ненцы; * сибирские киргизы – казахи; * тунгусы – эвенки; * урянхайцы – тувинцы. 17. Раскройте содержание следующих терминов: * аманат – историческое название заложников на Северном Кавказе и в Башкирии. * даруга – старейшина или предводитель племени, предводитель отряда, атаман, начальник округа; * дуган – церемониальный зал для буддийских молебнов; * коч – поморское деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое, парусно-гребное судно XI−XIX веков; * мягкая рухлядь – название пушнины в 15 — начале 18 вв. в России, использовалась царским правительством в виде пожалований и наград служилым людям и иноземцам; * промышленник – владелец, предприниматель, руководивший в эпоху индустриализации заводом, фабрикой или каким-либо другим промышленным предприятием; * тайджи – титул феодального владетеля у некоторых монгольских народов — халха-монголов, бурят, калмыков, маньчжуров. Титул тайджи был, как правило, наследственным, но иногда и жалованным; * шерть – присяга на верность договорным отношениям с Русским государством ; тюркоязычные народы заимствовали арабское слово для процедуры заключения договора международного характера и передали эту практику русским властям; * этнический гомеостаз – состояние этнической системы, при котором ее жизненный цикл повторяется из поколения в поколение без существенных изменений и система сохраняет равновесие с ландшафтом и всеми подобными (то есть статическими) этническими системами, не проявляя при этом каких-либо форм целенаправленной активности, изменяющей окружение. * югра – название страны и ее обско-угорского населения, к востоку от Печоры, вероятно, – ханты и манси; * ясырь – невольник, пленный; * ясак – на языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной. 18. Какие народы Сибири входили в состав Сибирского ханства? Сибирское ханство занимало территорию, населённую народностями, находившимися на различных стадиях развития – ханты, манси, зауральские башкиры и др. В него входили также тюркоязычные племена: кипчаки, аргыны, карлуки, канглы, найманы и др., известные по некоторым источникам под собирательным именем Сибирских татар. 19. Какие две династии соперничали в борьбе за престол в Сибирском ханстве? В чем заключалось их коренное отличие друг от друга? Династии тайбугинов и шейбанидов. После долгой борьбы между представителями Белой Орды, шейбанидами, и представителями местной знати, тайбугинами - потомками легендарного хана Тайбуги, власть захватил шейбанид - Ибак. Тайбугины не могли по формальным причинам обладать в каком-либо из монгольских улусов статусом хана — согласно «Ясе» Чингисхана, ханом мог стать только Чингизид. В документах шейбаниды именуются «царями» («ханами»), а тайбугины – «князьями». 20. Каков был герб Сибирского ханства? Описание: в горностаевом щите два чёрных соболя, стоящие на задних лапах и поддерживающие передними, одной - золотую пятизубцовую корону, другою - черлёный лежащий лук и две крестообразно, остриями вниз, поставленные стрелы. Прим.: Окончательно Сибирское ханство было присоеденино в 1598 году после поражения хана Кучума. Изображение соболей символизируют пушные богатства Сибири. Его основой послужила эмблема города Тобольска. Герб увенчан алтабасной (парчёвой) шапкой третьего наряда царя Иоанна Алексеевича, украшенная золотыми запонами. 21. Как называлась в 16-17 вв. территория Забайкалья и западного Приамурья? Даурия (Даурская земля). 22. Часть каких народов Сибири уже входило в состав Московского княжества к началу 16 века? Остяки (ханты и манси); сибирские татары. 23. В чем причина дисперсного расселения местных народов Сибири? Высокой рассредоточенностью населения отличаются большинство народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований. Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющие своих автономий, расселены достаточно компактными этническими массивами. Такая дисперсность обусловлена давним освоением русскими этой территории; традиционным очаговым расселением народов Сибири. 24. В чем заключается разность подходов в постановке вопроса об освоении Сибири и Дальнего Востока от утверждения о начале колонизации данного региона Российским государством с XVI века? В первом случае главная роль в процессе присоединения сибирских земель к Российскому царству отводится народным силам – промышленникам, торговцам, беглым крестьянам, служилым людям. Представители этих классов, русские по национальности, заселяли сибирские территории и до «официального» правительственного продвижения на восток в XVI веке, сливаясь с местным населением и устанавливая экономические связи. Во втором случае главным «двигателем» захвата восточных территорий считается государство, т.е. правительство Русского царства. Оно снаряжает экспедиции, дает средства на разведывательные походы и т.п. Таким образом, согласно этому подходу, колонизация Сибири происходит «сверху». 25. В чем заключается особенность «русской колонизации» Сибири? Военная экспансия происходила вслед за продвижением промышленников-торговцев и «служилых людей». Местные народы постепенно входили в состав Русского царства вследствие не только военно-политической, но и в первую очередь экономической экспансии. Важную роль в колонизации сыграли беглые «вольные переселенцы» - крестьяне, желавшие избавиться от крепостного гнета. Таким образом, в отличие от других районов, процесс колонизации шел не исключительно «сверху», по инициативе правительства, но и «снизу», в результате установления торговых и культурных связей. 26. Кто и когда инициировал распространение ислама среди сибирских татар? Ислам был внедрен в Западной Сибири в 1394-1395 гг. учениками основателя Ханифитского мазхаба ислама Ходжи Багауддина. Особенно сильно эта религия укрепилась в правление хана сибирско-татарского государства Кучума. Согласно рукописям, в 1394 г. - 1395 г 336 шейхов, по приказу основателя ордена Нашбанди Ходжи Багауддина, с присоединившимся к ним ханом Синей Орды Шейбаном с 1700 всадниками-героями спустились по Иртышу на места, где жили прибывшие из Китая народы хотан, ногай и кара кипчак. Они не имели своей истинной веры, поклонялись куклам (идолам). Все они были татары, говорится в рукописи. На Иртыш прибыл к тому времени еще один народ под руководством Тарган хана, вместе с которыми жили остяки - язычники. Ходжа Багауддин приказал шейхам «пригласить эти народы к исламу, а если не примут вашего предложения, то учинить с ними великую войну за веру». Все эти народы отказались принять ислам. Была великая война, шейхи и их всадники сражались как истинные храбрецы. Язычников и татар истребили великое множество. Не оставили ни одну реку, ни одного озера, ни одного болота, ни одного оврага, на берегах которых жили татары и язычники. Но и сами понесли тяжелые потери. Оставшиеся в живых остяки, не приняв ислам, убежали в леса, пришедшие с Тарган ханом ушли обратно в Китай. Хотаны, ногаи и кара-кипчаки приняли ислам. После этих событий в Западной Сибири утвердился ислам. Открылись пути, вдоль Иртыша стали проходить караваны и наезжать ученые люди, служители культа и просветители. У сибирских татар появилась арабская письменность, вместо рунического письма, открывались мечети, школы. В Западную Сибирь пришла исламская культура. Следующая волна внедрения ислама в Западной Сибири произошла при хане Кучуме уже не насильственным, а мирным, просветительским путем. Отдельные группы татар, проживавшие в отдаленных местах, в 1394 - 1395 гг. остались при своей старой вере, не приняв ислам. Кроме того, после этих событий приехали в Западную Сибирь новые волны тюрков - не мусульман. Поэтому Кучум решил всех татар - не мусульман обратить в ислам и в 1572 г. обратился к бухарскому хану Абдулле с просьбой направить в Сибирь законоведа по шариату и проповедника ислама. II. Поход Ермака. Продвижение русских землепроходцев до Тихого или Ледовитого океанов. 1) В связи с каким событием Иван 4 присоединил к себе титул “всея Сибирской земли повелитель”?Еще хан Едигер из рода Тайбугидов обратился за помощью в Ивану Грозному и пообещал платить ясак. Случилось это при таких обстоятельствах. Сибирские ханы воевали на своих южных границах с казахами и войсками бухарского хана Муртазы, которыми командовал средний сын бухарского хана Кучум, будущий правитель Сибирского ханства. В 1554 году Кучум совершил удачный поход на Иртыш, прошел по его верховьям, разорил юрты местных жителей и дошел практически до самой столицы ханства. Это поставило Едигера и его ханство на грань краха. Поражение заставило Едигера искать союзника и покровителя. Перебрав все возможные кандидатуры, хан остановился на московском царе Иване IV, который незадолго до того разгромил и покорил могущественное Казанское ханство. В январе 1555 года Едигер послал посольство в Москву во главе с Бояном с предложением дани и просьбой о военной помощи против бухарцев. Хан признал себя вассалом русского царя и пообещал ежегодно вносить 3 тысячи соболей в качестве дани. В качестве подарка посол привез 700 соболей. В Москве рассудили дело по-своему. Царь объявил посланнику, что хан мог бы внести дань и побольше, ибо у него около 10 тысяч подданных. Следовательно, дань должна быть не в 3 тысячи, а в 10 тысяч соболей ежегодно. Посольство было задержано, посол помещен под арест. Царь объявил Сибирское ханство своими владениями, присвоил себе титул «Всея Сибирския земли повелитель» и назначил сборщиком ясака, или по-татарски даругой, в Сибирском ханстве сына боярского Дмитрия Непейцына. Правившие в «Сибирской земле» братья Едигер и Бекбулат, опасаясь другого претендента на престол — хана Кучума, сына бухарского правителя, решили искать поддержку в Москве у победителя Казани, Ивана Грозного. В 1555 году их послы просили Ивана IV, чтобы он «всю землю Сибирскую взял в свое имя, и от сторон ото всех заступил, и дань свою на них наложил». Вскоре Иван Грозный прибавил к своим титулам еще один: «вся Сибирския земли и северныя страны повелитель» (предположительно 1562 г.). |