кала - корейш. Кала-корейш. Кала Корейш уникальный памятник истории и культуры
Скачать 408.96 Kb.
|
Тема: Кала – Корейш - уникальный памятник истории и культуры. План: 1.Введение. 2.История Кала – Корейша. 3.Роль Кала – Корейша в истории Дагестана. 4.Заключение. 5.Список использованной литературы. Введение Кала-Корейш — средневековая столица крупного феодального владения, Кайтагского уцмийства. Поселение было основано в 5 км от знаменитого села Кубачи в 7 веке выходцами из племени корейшитов (племени пророка Мухаммеда). Это место было первым форпостом распространения ислама на Северном Кавказе. Корейшиты основали своё поселение на вершине труднодоступной горы, стоящей у слияния пяти рек, важных для Дарго. Заняв столь стратегический пункт они могли контролировать торговлю в регионе и заодно распространять свою религию Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми её обитателями были арабы из племени курейшитов, что и отразилось в названии резиденции. Кала — крепость. Курайш — мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммед (по другой версии, «Куреш» означает ‘чёрный’, то есть «Чёрная Крепость»). В средние века Кала-Корейш был важным городом, из основных достопримечательностей которого выделяются мечеть (осн. IX в.), мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного Дагестана в XVIII—XIX в. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1930-е гг. из него выселили последних жителей. Сейчас Кала-Корейш представляет собой лабиринт из древних построек террасами спускающихся с вершины горы, так же присутствует восстановленный музей и усыпальница кайтагских уцмиев. (1) Кала-Корейш примечателен тем, что здесь сосредоточено множество замечательных памятников истории и культуры (мечеть XII-XIII вв. со штуковым михрабом, полуцилиндрическим или «саркофагообразные» надгробья, мавзолей кайтагских уцмиев, памятники арабской эпиграфики и др.). Вместе с Кубачи и другими соседними землями Кала-Корейш представляет собой уникальную историко-культурную зону. 1.Википедия.. В горном Дахадаевском районе Дагестана в нескольких километрах от знаменитого аула златокузнецов Кубачи есть уникальный исторический памятник Кала-Корейш - древнейший населенный пункт Дагестана, растянувшийся на полкилометра. Он несколько веков был столицей крупного феодального владения - Кайтагского уцмийства, административно-политическим и культурным центром, очагом распространения ислама на Северном Кавказе. Кала-Курейш был основан арабами пришедшими в горный край еще в конце 8 века нашей эры, выходцами из племени Курейшитов, откуда происходил пророк Мухаммад (с. а.с.) отсюда и название Кала-Курейш, то есть крепость курейшитов. Тогда он поистине являлся городом и хорошо укрепленной крепостью. Но какова история ее возникновения, вернемся к истокам. В 40 г. х. сподвижники под предводительством Салмана ибн Раби в количестве четырех тысяч отважных воинов подошли к Дербенту. Халифом в то время был Муавийат. Когда они подступили к Дербенту, его правитель Хакан, видя мощь мусульман, сдал крепость без боя. Это был уже второй поход сподвижников. В первый раз они прибыли в Дагестан в 22 г. х. тоесть в 644г. по христианскому календарю, во время правления второго халифа Умара ибн Хатаба. Арабы заметили, что единого государства здесь нет, как нет и единого центра. Они решили укрепиться в Дербенте и распространить Ислам по всему Дагестану. Но местные государства не хотели отдавать власть в руки чужеземцев и не могли смириться с их правлением, в результате то и дело происходили восстания и ряд мелких боев. И в один из периудов произошло сражение мусульман с обьединенными войсками хазар, турков и дагестанцев сражение в котором храбрый военночальник Салман ибн Раби с сорока отважных воинов пали смертью шахидов. Лишь в самом конце 7 и начале 8 веков начинается новая волна арабских вторжений на Кавказ. В этот периуд сюда пребывает закавказский правитель халифа Масляма. Захватив Дербент Масляма устанавливает здесь шариатское правлнние, наведя порядок и назначив в Дербенте правителя он возвращается обратно в Шам. Но со временем здесь сново начинает возрастать неверие. И в 200 г. х. или же в 9в. по христианскому летоисчислению табиинам сново пришлось взяться за оружие, на этот раз во главе войска встал Абу-Муслим сын Абдуррахмана. Захватив Дербент он укрепляет его. Абумуслим подчиняет почти весь Дагестан, распространяя здесь ислам сунитского толка и назначая правителей в различные части Дагестана. После Абумуслим снаряжает огромное войско и лично встав во главе него, отправляется в сторону Хайдака(тогдашнего Кайтагского княжества) и Зерихгерана(современного Кубачи). Прибыв в Хайдак он свергает стоящего у власти князя Газанпара. Позже первым наместником образовавшегося Кайтагского уцмийства становится Эмир Чупан, потомок пророка Мухаммада(с. а.с.), а первой столицей, резиденцией уцмиев становится Кала-Курейш. Калакорейш сыграл значительную роль в истории народов Дагестана как крупный административно-политический, культурный и идеологический центр раннесредневековой эпохи О роли Кала-Курейша в истории Дагестана свидетельствуют и сохранившееся здесь большое число первоклассных памятников материальной и духовной культуры. За несколько десятилетий эти постройки здесь почти полностью были разрушены. Более чем на половину была разрушена мечеть 11 века, когда то украшенная штуковой отделкой,порожающей совершенством декоративных мотивов. Здесь зафиксированы первоклассные образцы памятников камнерезного искусства. Среди них выделялся штуковый михраб 11-12 веков, надгробные стелы мавзолея усыпальницы, родовое кладбище кайтагских уцмиев, саркофагообразные надгробия. Мечеть стоящая в центре поселения является одной из старейших в Дагестане. Кала-Курейшская джума мечеть поистине является одним из самых ценных исторических памятников на территории Северного Кавказа. В настоящее время она отреставрирована, мастера постарались восстановить ее в первозданном виде.. Помещение мечети это - неправильной формы прямоугольник, длина стен самой большой из них южной составляло-12м, а самой маленькой восточной-9,4м. Входя в помещение мы как будто погружаемся в историю средневековья. Первое что бросается нам в глаза четыре круглых каменных столба подпирающих потолок здания, в них мы видим трудоемкую и мастерскую работу, высечены они аккуратно и ровно в чем виден профессионализм работников. Опорные столбы поставлены на невысокую каменную площадку квадратной формы. Высота каждого столба около 4 метров, по своей форме ни один столб не повторяет форму другого. Истинным же украшением мечети был штуковый михраб. Он находился в южной стене мечети и состоял из двух ниш, несущими на себе куфические надписи и колонн, которые также имели надписи, декоративные возможности “цветущего куфи” здесь были использованы в полной мере. При чем весь михраб высотой 3,2 метра напоминает портал мечети. Штукавое пано соборной мечети входит в перечень памятников культурного наследия федерального значения. К сожалению при реставрации резьба из штука с узорами была снята, здесь остались лишь несколько ее образцов. Резьба по штуку была широко распространена в Средней Азии и Иране ( штук представлял собой природный материал – смесь алебастра с гипсом), стены дворцов ассирийских царей также украшались барельефами из алебастровых плит. Отсутствие названного минерала на территории данного региона и характерная для восточных стран резьба свидетельствует о тесных контактах мастеров Ирана и Дагестана. У самого входа в мечеть напротив михраба хорошо сохранилась надгробная стела одного из особо отличившихся уцмиев, за что он и удостоился чести быть погребенным здесь. Недавно в Кала-Курейше побывал ученый из Марокко, обследовав плиту и написанную на не надпись он сказал, что эта плита не местная и что ее сюда принесли. Эта каменная плита владельца Кала-Курейша Ахсибара сына Хиздана 13-14 в.в. Врезной арабский текст-полукуфи гласит:” -Царство принадлежит всевышнему, единому, всепобеждающему. Хозяин(сахаб) этой могилы –в знаниях он напоминает деяния пророков,благочестие его подобно благочестию Абу-Бакра, доблесть его подобна доблести Али, справедливость его подобна справедливости праведных халифов, а он владелец (сахаб) Кала-Курейша Ахсибар сын Хиздана да осветит АЛЛАХ его могилу да простит АЛЛАХ его грехи.” Ахсибара считают предшественником и возможно предком уцмиев. В центре мечети находится невысокая длиной в 1 метр площадка, и круглая стойка внутри нее возможно для кувшина, по видимому это было место для омовения. Также около входа в пол врыт большой глиняный кувшин для хранения жидкообразного вещества, вероятно для горючего. К западной стороне мечети примыкает двухкамерная пристройка. Судя по надписи в стене пристройки, она имела назначение комнаты для учащихся, то есть медресе. Длина северной стены составляет- 4,9 метров, а западной около 6 метров. Медресе было построено значительно позже после строительства мечети в 1333 году. Оно также было наполовину разрушено и восстанавливалось вместе с мечетью. Вход в нее довольна таки не большой где то 1,3 метра в высоту с толстыми стенами. Из за маленького прохода наверное в дверях здесь не было необходимости. Само медресе находится на втором этаже, на первом же размещена комната для совершения омовения. Раньше на месте современных дверей Кала-Курейшской джума- мечети стояли резные двери украшенные герельдическими львами выполненные в 11-12 веках. Сейчас эти дверцы хранятся в национальном обьедененном музее города Махачкалы. Они являются уникальным образцом художественной средневековой резьбы по дереву. Дверцы были изготовлены из цельных досок дубового дерева. Лицевая сторона первой пары створок по краям покрыта широкой полосой одножелобчатого ленточного узора, рельефно поднятой над фоном. В центральной части помещена герельдическая композиция из фигурок львов. Особо выделяется орнаментированной рамкой нижнее панно правой створки, в центре которой вырезан орел. Мотивы орнамента и герельдические символы имеют аналоги с широким кругом памятников средневекового искусства народов Ближнего Востока и Передней Азии. Рядом с мечетью находится мавзолей последних уцмиев Кайтага. Усыпальница, которая до наших дней сохранилась в идеальном состоянии. Мавзолей возвышается посреди кладбища. С начало был возведен купол мавзолея, а позже сделали и пристройку в виде небольшого помещения из местных камней. Внутри здания оказалось и дерево орешника, его оставили и не стали вырубать. Теперь он стоит как верный страж, возвышаясь над куполом и охраняя спокойствие своих хозяев. Проходя первое небольшое помещение мы заходим в усыпальницу уцмиев. В мавзолее находятся могилы четырех последних уцмиев Кайтага. С лево направо здесь похоронены Мухаммад-Хан, Али-амир, Ахмед-Хан, на четвертом над могильнике со временем надпись стерлась и ее к сожалению невозможно прочитать. Прежде их могилы находились под открытым небом. Мавзолей был построен в 20 веке. Воздвиг это строение один из сельчан, конечно же понимая какую пользу он от этого получит в этой и иной жизни. В стену купола мавзолея вмонтирована небольшая формата каменная плита (23-23см), с врезной арабской надписью, свидетельствующей о сооружении мавзолея, она гласит ‘’ Построил этот дом Иса сын Хасана-аль Куриги ради рая’’. Среди первоклассных памятников резьбы по камню особое место занимают надмогильные стелы и саркофагообразные надгробия. С восточной стороны к мечети примыкает фамильное кладбище кайтагских правителей площадью 60 на 25 метров, огражденная стеной высотой почти в 1,5 метра.По всей площади кладбища возвышаются тончайшей работы надмогильные каменные стелы 13-19 в.в. Резьба по камню это один из древних видов народного искуства она была широко распространена по Северному Кавказу. Наиболее ранние стелловидные надгробия датируются 13-14 веков, а саркофагообразные 11-12 веками ( помимо Кала-Курейша они имеются еще и в Дербенте.) Горские кладбища стали своего рода заповедниками истории камнерезного и зпиграфического исскуства разных поколений народных мастеров. Рельефы большинства надмогильных памятников выполненные в так называемом уцмийском стиле (исскустная резьба по камню напоминает узоры кубачинских ювелирных изделий) и украшенные священными исламскими текстами, написанными цветущим куфи( более поздняя разновидность арабского письма). Это место наиболее почитаемого паломниками, которые приходят сюда на зиярат. Ниже крепости – кладбище, где хоронили и рядовых и знатных жителей, оно находится на юго-восточной стороне от села на одном из холмов. Здесь встречаются нетипичные для мусульман надгробия –каменные саркофаги, украшенные орнаментом и надписями. Эту интересную находку сделали студенты историки в 1996 году. Они были занесены землей и только самый крайний виднелся сбоку холма, позже они были раскопаны.. Они появляются в 9-10 веках. Самые ранние из обнаруженных в Кала-Курейшском захоронении саркофаги относятся к 11 веку. Это именные надгробия двух малолетних братьев. Есть более поздние, 13-14веков. Такие саркофагообразные надгробия на територии Дагестана есть еще и в древнем Дербенте, это священное кладбище Кыхляр или же как ее еще называют кладбище 40 шахидов. Здесь были захоронены многие известные и великие люди. Здесь находятся те, кто отдал свои жизни в первые века распространения Ислама. Кладбище Кыхляр и Кала-Курейшское кладбище это места куда постоянно ходят паломники, где мусульмане стараются получить баракат и благословение. Камни для надгробий вытесывались из ракушечника, одной из скальных пород, на холме одной из близлежащих гор. Майдан где велись работы был площадью 50 на 50 метров, он находился в 5-6 километрах от Кала-Курейша. Довольна таки далеко. Когда работу заканчивали, надгробия ложили на телегу и с помощью быков тащили до пункта назначения по специальной тропе. Это была довольно сложная и трудоемкая работа, так как все это делалось вручную. Вероятно, саркофагами отмечались могилы покойников, особо отличившихся при жизни, мучеников за веру. Большой интерес представляет и КАЛА-КУРЕЙШСКИЙ саркофаг. Он находится на северо-западной стороне крепости. Надгробие – саркофаг КАЛА-КУРЕЙША высечено из массивного блока- ракушечника и покрыто художественной резьбой с изобразительными сюжетами с трех сторон. На одной боковой стороне рельефно высечены фигуры льва и львицы, между которыми расположен герельдический орел. Львы показаны в профиль, но обращены к зрителю, как бы охраняя усопшего и подчеркивая его власть. Орел выпустив когти, одним глазом смотрит на нас, образуя композиционный центр. На торцовой стороне высечена рельефная многофункциональная композиция –“ Древо жизни”, вокруг которого размещены львы и птицы. Аналогий саркофага нет нигде. Этот уникальный памятник датируют к 8-10 векам, считается, что куфическая надпись была нанесена на нем позже. Как бы там ни было, этот резной саркофаг таит в себе еще много загадок. Территорию крепости защищали от возможного вторжения врага не только отвесные горы, но и тщательно продуманная ее планировка, а также система обороны особенно со стороны вытянутой с запада на восток дороги на крепость. По вершинам остатки жилых кварталов крепости на всем протяжении расчленены между собой извилистой центральной улицей от которой разветвляются узкие боковые улочки. Подобные проходы расчленяют территорию крепости на небольшие кварталы, включая в себя комплексы жилых и хозяйственных помещений, состоящих обычно из 2-6 камер. Здесь текст на камеру. Обороной крепости служили и примкнувшие друг к другу жилища возвышающиеся над дорогой. В наружних стенах верхних этажей жилищ сохранились и отдельные бойницы, очевидно держать под обстрелом дорогу в крепость, протянувшуюся на протяжении более чем 300 метров. Проникнуть в крепость практически было невозможно. Вокруг крепости по основным вершинам когда то стояли сторожевые сигнальные башни, в сторону Кубачей, на господствующем восточном хребте, откуда обозревался весь приморский Дагестан. По системе сторожевых башен сигналы об опасности передавались быстрее, чем по телеграфу и преграждали любую опасность. Период 18 века записан кровавыми буквами в историю не только Дахадаевского района, но и всего Дагестана. Именно в этот период в 1741 году сюда с 24-тыс. войском прибывает завоевавший почти пол мира иранский полководец Надыр-шах. Продвигаясь по территорию Кайтагского уцмийства, они разоряют отдельные села. Некоторые оказывали достойное сопротивление, а некоторые сдавались чтобы предотвратить кровопролитие. В селениях Калкни и Дибгащи записаны предания об их отчаянном сопротивлении: оба аула были взяты приступом, оставшихся там стариков и детей персы собрали на токах и затоптали конницей. До сих пор место страшной расправы “хlишурахьи”- в переводе “кровавое озеро”, сохранилось в памяти людей. После череды неудач в октябре 1742 года Надыр-шах двигает свои основные силы на Кала-Курейш. Несколько недель осады крепости не дали результата, как только надыр со своим войском взбирался на вершину крепости, храбрые Калакурейши отбивали атаку и обращали армию монголо татар в бегство. Иранцы были удивлены стойкостью жителей Кала-Курейша, их отвагой и мужеством. Но запасы еды и питья были на исходе и голод заставил старшин села склониться к переговорам с Надыр-шахом, с условием что шах оставит их дома и поля и забудет о податях. Взамен он потребовал выдать 200 аманатов. После долгих споров старшины отыскали 80 пленных, бродяг облачили их в горскую одежду и отдали иранцам, таким образом избежав кровопролития. Поражает массовый героизм народов Дагестана в борьбе с врагами не только мужчин, но и женщин, которые боролись с захватчиками наравне со своими мужьями, братьями и отцами. Связанная с историей Кала-Корейша древняя легенда о девушке, спасшей свое родное поселение от врагов, до сих пор ходит среди даргинцев, в основном населяющих район. У входа в крепость есть небольшой, выложенный из камня курган и деревце, на которое по традиции каждый пришедший сюда паломник в знак почитания привязывает платок или ленточку ткани. Считается, что в этом месте находится могила, в которой захоронена девушка, а с ней лошадь и собака. По легенде, однажды в селение пробрался вражеский лазутчик. Враги решили пробраться в село в тот час, когда все местные мужчины молились в мечети. Но на их беду в это время ежедневно к роднику за водой спускалась девушка на лошади и с собакой. Собака подняла громкий лай. Девушке удалось на узкой дороге сдерживать врагов до тех пор, пока не закончился намаз. Она погибла мученической смертью, но спасла соплеменников… Есть версия, что легенда о девушке с лошадью - это отзвук легенд о кавказских амазонках. В старинных даргинских песнях есть упоминание о коне, которого клали в могилы женщин. Эта страшная война способствовала сплочению всех Дагестанских народов. Заключение. В настоящее время в КАЛА-КУРЕЙШЕ созданы практически все условия для прибывающих на зиярат паломников. Возле склона горы у речки много родников, где вода холодная и целебная. Один из них находится у западного подножия крепости на крутом берегу речки. Он по сей день зовется уцмийским. С восточной стороны у берега находится другой родник, напоминающий небольшой бассейн с которой вода стекает в другую вытянутую каменную емкость. Рядом с ним построена молельная с арочным входом. Люди приезжающие на зиярат, могут остановиться здесь, отдохнуть, совершить молитву или же просто попить свежей горной воды. У подножия горы к востоку от Кала-Курейша сохранился старый караван-сарай 14-15 веков, сооружения не традиционного для Дагестана. Здесь и сегодня еще развито куначество. Сегодня Кала –Курейш включен в один из туристических маршрутов и зияратов Дагестана, а власти республики пытаются реставрировать комплекс сооружений древней столицы Кайтагского уцмийства. На всю жизнь сохраняются в памяти потемневшие от времени средневековые мечети, устремившиеся в высь минареты и полуразрушенные строения и памятники. Отмеченные печатью большого вкуса, памятники большого зодчества хранящие в себе особые традиции мусульманской религии. Список литературы. 1.Ахмедханов К. Э. Путешествие по Дагестану: Практическое руководство. - М.: 1988. - 272 с. - (По родным просторам) 2.Дагестан и мусульманский Восток. Сборник статей в честь профессора Амри Рзаевича Шихсаидова. Издательский дом Марджани, 2010. 3.История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В двух томах. Ред. А. И. Османов. М., Наука, 2004. 4.Криштопа, А. Е. Дагестан в ХІІІ - начале ХV вв. Очерк политической истории. М., Мамонт; Таус, 2007. 5.Магомедов Р. Дахадаевский район, Журнал «Народы Дагестана», №1 // 2012. |