Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ По учебной дисциплине:«Речевые практики»на тему: Каллиграфия, или искусство красивого письма

  • СОДЕРЖАНИЕ Введение

  • Заключение

  • Актуальность

  • Цель

  • Глава 2. Формирование каллиграфических навыков

  • Список используемых источников

  • Каллиграфия, или искусство красивого письма (реферат). реферат. Каллиграфия, или искусство красивого письма


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеКаллиграфия, или искусство красивого письма
    АнкорКаллиграфия, или искусство красивого письма (реферат
    Дата22.11.2021
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат.docx
    ТипРеферат
    #279266

    ФГБОУ ВО «АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ»

    Институт русской и иностранной филологии
    Кафедра отечественной филологии и журналистики


    РЕФЕРАТ
    По учебной дисциплине:

    «Речевые практики»

    на тему:

    Каллиграфия, или искусство красивого письма


    Студентка группы ZBЛЯ-РЛ-1-2, 1 курса,

    Филологического факультета

    Беляева Вероника Андреевна
    Преподаватель: Горобец Л.Н


    Армавир

    2021

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение …………………………………………………………………….3

    Глава 1. Что такое каллиграфия ……………………………………….4

      1. История каллиграфии ……………………………………………..4-5

      2. История становления методики каллиграфии……………………5-6

      3. Психологические основы формирования каллиграфических навыков у школьников…………………………………………………………..6-8

    Глава 2. Формирование каллиграфических навыков………………….8

    2.1. Примеры обучения письму…………………………………………8-9

    2.2 Виды каллиграфических ошибок …………………………………9-10

    Заключение …………………………………………………………………11

    Список использованных источников …………………………………..12

    Введение
    С первых дней школы учеников обучают первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение невозможно. Чтение и письмо связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику. Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но и одновременно грамотно.

    Графические навыки письма – это один из видов двигательных навыков, в формировании которых очень много общего с другими двигательными навыками. В отличие от других двигательных навыков, особенность графических навыков заключается в том, что они обслуживают умственные навыки (чтение, счет, орфографию) и формируются одновременно с ними. Поэтому успешное овладение графическими навыками письма зависит от прочного овладения навыками чтения и грамотного письма.

    Каллиграфия – это искусство красивого и четкого письма. Если мы заглянем в тетради учеников, то убедимся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк. И число детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом. Поэтому наличие данных трудностей обучения детей каллиграфическому письму делают данную тему особенно важной. Актуальность выбранной мною темы: можно обусловить тем, что мы живем в эпоху технологий, поэтому человеку приходиться много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего возникает необходимость в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладывают в школе. Цель: совершенствование работы формированию каллиграфических навыков у школьников.

    Глава 1. Что такое каллиграфия
    Когда мы слышим слово «каллиграфия» сразу что первое приходит на ум – это какой-либо иероглиф написанный кистью китайским мастером или надпись на открытке, возможно для кого-то это заглавные буквы в сказках.

    Этимология слова

    Каллиграфия - красивый почерк (производное от греческих слов kallos «красота» — graphe «писать»).

    Еще каллиграфию называют искусством красивого письма. Есть и такое определение – «Каллиграфия – искусство изображения слова». Каллиграфия – это что-то среднее между рисунком и письмом. Благодаря каллиграфии письму придается эмоционально-образная графическая выразительность.

    Существует три основных типа каллиграфии:

    1. Римская или Западная



    1. Арабская



    1. Китайская или Восточная



      1. История каллиграфии

    История каллиграфии – это история шрифта и самих орудий письма, это и история эволюции искусства.

    Еще в первобытных культурах информация передавалась в виде картинок, а не букв. В дальнейшем такие рисунки трансформировались до уровня знаков, обозначающих предметы, указанные на рисунке. У китайцев – такими знаками стали иероглифы. Искусство написания этих знаков китайцы довели до совершенства. Из Китая каллиграфия пришла в Японию, позже японцы адаптировали китайские иероглифы дородного языка. В Китае и Японии каллиграфия относится к изящным искусствам, к которым относятся поэзия, живопись.

    История европейской каллиграфии начинается от шумерской клинописи (4-е тыс. до н. э.).



    Затем следует упомянуть Египетское иероглифическое письмо, которое восходит к 4-му тысячелетию до н. э.



    Далее Греческое капитальное письмо (III в. до н. э.),



    Римское капитальное письмо (I—V вв.).



    Унциальное письмо (IV—VIII вв.),



    Полуунциальное письмо (VI—IX вв.),



    Готика, текстура (XI—XV вв.),



    Ротунда, швабское письмо (XV в.).



    До 1440 года, когда был изобретен печатный пресс, каллиграфия была единственным способом создания книг и других публикаций. Каждая копия книги переписывалась писцом вручную. Материалом служил пергамент или калька, а писали при помощи птичьего пера и чернил.

      1. История становления методики каллиграфии

    В XVII веке обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод переписывание. Ученики несколько месяцев переписывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги и предложения зачастую даже не умея прочесть написанного. Только при Петре I шрифт был упрощен. Люди стали писать общеупотребительным шрифтом по образцу латинских букв. Так письмо значительно упростилось. В середине XIX в. появляется ряд руководств к обучению скорописи: В. Половцев «Курс скорописи», Ходоровский «Курс скорописи», Баранцевич «Руководство скорописи», П. Е. Градовоев выпустил прописи, дающие образцы делового письма: ведомостей, счетов, расписок, векселей и т.д.

    Со временем растет потребность общества в письме, развитие разнообразной деловой переписки требовали дальнейшего упрощения шрифта для ускорения и увеличения объема производимых записей. Созданный шрифт Петром I уже не удовлетворял запросы общества, стал вопрос об изменении не только шрифта, но и методики преподавания письма, которое шло в отрыве от обучения чтению. Буквы писались в алфавитном порядке. Основным методом обучения было механическое повторение упражнений в письме букв, слов и предложений.

    В конце XIX в. и в начале XX века появляется разнообразная методическая литература по обучению детей письму. Среди них надо отметить методические пособия И.Е. Евсеева. Его методика обучения чистописанию переиздавалась неоднократно: в ней дан исторический обзор и исток отдельных методов обучения чистописанию, подробно излагаются порядок изучения букв по группам и методические приемы обучения письму, прилагаются прописи и образцы разных шрифтов.

    Письмо относится к самым сложным видам речевой деятельности. «Письменная речь, - писал выдающийся психолог и педагог Л.С. Выготский, - требует для своего хотя бы минимального развития высокой ступени абстракции... Это речь без интонационной, экспрессивной, вообще без всей звучащей стороны. Это речь в мысли, в представлении, но речь, лишенная самого существенного признака устной речи - материального звука... Именно отвлеченность письменной речи, то, что эта речь только мыслится, а не признается, представляет одну из величайших трудностей, с которой встречается ребенок в процессе овладения письмом».

    Таким образом, в акте письма можно выделить, по меньшей мере, две стороны. Одна из них содержательная, относящаяся к тому сообщению, которое предстоит воплотить в письменной форме, или передать уже готовые тексты, или же составить свой, авторский. Другая сторона - техническая, она связана непосредственно с верным начертанием каждой буквы, соединением ее с другими, с правильным написанием отдельных слов и предложений.

      1. Психологические основы формирования каллиграфических навыков у школьников

    В 1968 г. была проведена реорганизация в практике, целью которой было обеспечить быстрое овладение учащимися навыков письма, ликвидировать трудности, связанные с каллиграфией, уменьшить количество часов, необходимых на формирование навыка. Вскоре практика школы не оправдывала эти ожидания и доказала, что введение новой системы обучения было не только физиологически не обосновано, но и методически весьма слабо подкреплено. Поэтому прежде чем начинать процесс обучения письму, следует знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей, то есть определить готовность ребенка к обучению.

    В раннем возрасте ребенок обнаруживает склонность записывать короткие слова или фразы штрихами соответственной длины, а длинные – большим количеством каракулей. Штрихи и каракули постепенно заменяются осмысленными фигурами и картинками, а они в свою очередь уступают место письменным знакам. Следует также отметить, что в дошкольном возрасте в ходе двигательного развития происходит специализация левой и правой руки. Для школьника важно окончательно определиться со специализацией левой или правой руки.

    В возрасте шести лет психологическое развитие, а именно познавательная сфера претерпевает большие изменения, которые оказывает благоприятные влияние на развитие каллиграфического навыка. Так, в этом возрасте, память приобретает ярко выраженный познавательный характер, восприятие также изменяется. В этом возрасте формируется и способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах, что особенно важно при обучении детей письму.

    Важным требованием к письму в школе является увеличение скорости письма. При этом не должна изменяться графическая картинка. Письмо должно быть быстрым и красивым. Однако научить школьника писать быстро - задача еще более сложная, чем научить писать красиво. Пределы скорости выполнения движений тесно связаны не только с этапами формирования навыка письма, но и с возрастными особенностями двигательной функции, нервной регуляции движений.

    Глава 2. Формирование каллиграфических навыков

      1. Приемы обучения детей письму

    Одним из показателей готовности ребенка к школе является развитие мелкой моторики пальцев. Поэтому до момента прихода ребенка в школу и в процессе обучения его письму учитель должен создавать условия для развития мелких мышц руки.

    Приведу пример некоторых игр для улучшения мелкой моторики:

    1. Лепка из пластилина

    2. Рисование

    3. Изготовление поделок из бумаги

    4. Конструирование

    5. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

    С помощью этих игр у ребенка развивается руки, помогая ему в подготовке овладению письмом, формирует художественный вкус, также физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

    1. Огромная роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее составных элементов, сравнению буквы по составу и по начертанию. Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв. При обучении письму также очень важна работа над формой букв, над расположением их деталей, которые взрослый человек обычно не замечает. Недооценка работы над формой букв приводит к трудно исправимым графическим ошибкам, а в дальнейшем - к неправильному становлению почерка. Это подразумевает, какое расстояние нужно оставлять между словами или же на какой высоте соединять буквы м и л? Такая методика обучения письму используется в сочетании с подражанием образцу: прописей многократным переписываем буквы, слова.

    2. Также существует еще один метод в обучении каллиграфии. Это показ учителем процесса и объяснение способов написания букв, слогов, слов и предложений. Показ осуществляется на классной доске так, чтобы ученики видели процесс написания слов, букв. Также учитель должен объяснять, где начинать писать, куда вести руку, где сделать поворот и так далее.

    3. Другим способом обучения письма считается списывание обучающимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. При списывании с образца производится зрительный анализ образца и сравнение его с воспроизведенным.

    4. Анализ формы буквы, который может осуществляться по-разному. Здесь важно увидеть общее, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх большой наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, что очень важно для сознательного овладения формой букв.

    5. Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащийся должен хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыками письма. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо, но при этом они должны формироваться очень кратко и их должно быть немного.

    6.  Важным приемом обучения каллиграфии является письмо под
      счет или в такт счету. Данный прием способствует выработке плавного
      ритмичного письма определенного темпа. Он оживляет работу, вызывает
      интерес к письму.



      1. Виды каллиграфических ошибок

    Красивое письмо – это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, мало разборчивый свидетельствует о невнимании, безразличии к другому человеку. Но, несмотря на все старания учителя, довольно часто в классе из 30 человек только 2 могут писать каллиграфическим почерком. Физиологические, психологические и педагогические исследования доказали, что при обучении младших школьников письму существуют следующие причины нарушений почерка.

    1. Недостатки санитарно-гигиенического аспекта

    1. Ученики сидят, скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на стол

    2. Пишут «носом»

    3. Голова при письме имеет различные наклоны и к левому, и к правому плечу

    4. Вся фигура ученика выражает напряжение и усилие

    1. Мотивационно-потребностный блок письма, то есть отношение ученика к письму, его заинтересованность.

    2. Небрежное, неаккуратное ведение учениками тетрадей

    3. Несформированный почерк или другими словами несформированный графический навык вследствие чего отсутствует каллиграфический почерк

    В связи с этими нарушениями возникают следующие графические ошибки:

    1. Нарушение наклона 65°.

    2. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые линии

    3. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв

    Также выделяются ошибки, которые замедляют скорость и качество письма:

    1. Неправильное написание овалов

    2. Неправильное начертание петель у букв, когда нижний элемент отклоняется вправо

    Разрешить данные ошибки можно подобрав учащимся упражнения, помогающие развивать тот или иной процесс. Так учитель начальной школы смогла с этим справиться. На уроках чистописания учащиеся сами через рисунок предмета рождают образ, новую мысль. Сначала при составлении композиции, штрихуя, дети придумали очень интересные рассказы о дружбе, путешествовали по родному краю, разгадывали лесные тайны. Эта работа помогла не только формировать умение писать быстро, соблюдая четкость, плавность, ритмичность, наклон, связность, линейность письма, но и позволила развивать речь учащихся, языковое чутье, фонематический слух и орфографическую зоркость. Именно такая работа приносит интерес у детей, при этом дает стимул писать красиво.

    «Прописи» помогают учителю формировать каллиграфические навык учащихся. Разнообразие работ помогают ребенку концентрироваться на написании элементов буквы.

    Заключение

    На данный момент проблема обучения школьников каллиграфически правильному письму наиболее актуальна. Актуальность обусловлена тем, что мы живем в мире технологий, большинство школьников проводят время за компьютерами, а не за книгами. Поэтому моторика руки не разрабатывается, что приводит к неумению правильно писать. А ведь письмо для школьников очень сложный процесс, требующий непрерывного контроля и тренировки письма.

    Педагог в своей деятельности должен использовать не один, а комплекс методов, таких, как: линейный, генетический, тактический и т.д.; не один, а несколько наиболее эффективных приемов: копировальный способ, анализ формы буквы, письмо под счет и другие. Не менее важным является установление причин, по которым были допущены каллиграфические ошибки, а также учет санитарно-гигиенических условий, при которых писали учащиеся. Следовательно, большая роль в формировании каллиграфических умений принадлежит системе приемов работы, а также мастерству и знаниям учителя.

    Список используемых источников

    1.  Карнаухова Г.И. Красиво писать — красоту творить // Начальная школа.

    2. Морозова Л.В. Причины нарушения каллиграфии и методы их устранения // Начальная школа.

    3. Агаркова И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк.

    4. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя четырехлетней нач. школы.

    5. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа.

    6. Кудреватова Л.И. Типичные каллиграфические ошибки и их исправления.


    написать администратору сайта