Главная страница

Домисолька. Карташова Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования 2020г х. Быковский пояснительная записка


Скачать 80.91 Kb.
НазваниеКарташова Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования 2020г х. Быковский пояснительная записка
Дата18.04.2022
Размер80.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДомисолька.docx
ТипПояснительная записка
#482506
страница1 из 3
  1   2   3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района

Верхнебыковская основная общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Верхнебыковской ООШ

________________ Н.А. Суярова

«_25» августа 2020

Рабочая программа дополнительного образования

Художественной направленности

«Домисолька»

Срок реализации программы: 3 года

Возраст учеников: 7 – 16 лет





Разработчик:

Карташова Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования


2020г.

х. Быковский
Пояснительная записка.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Новизна данной программы заключается в том, что здесь интегрируются предметы художественно-эстетического цикла (театр, литература, хореография, музыка, ИЗО) на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей учащихся, умение видеть и творить прекрасное.

Практическая значимость.

Программа предназначена для:

- развития музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти восприимчивости, способности к сопереживанию;

- раскрытия творческих способностей в различных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений);

- повышения уровня знаний в области музыкального искусства своего народа и других народов.
Цель программы: создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.

Основные задачи:

  • развитие голоса, музыкального слуха и памяти, чувства ритма;

  • формирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);

  • формирование уровня знаний детей в области музыкальной культуры, развитие их музыкальных представлений и художественного вкуса;

  • воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.


Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.
личностные УУД:

  • реализовать способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, в становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости;

  • проявлять понимание и уважение к ценностям культуры и истории своего народа, родной страны, культур других народов;

  • соотносить поступок с моральной нормой.

регулятивные УУД:

  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

  • оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;

  • анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира;

  • оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).


познавательные УУД:

  • сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

  • сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признаку.

  • выявлять сходство и различие объектов.


коммуникативные УУД:

  • приобщаться к отечественному и зарубежному музыкальному наследию;

  • уважать духовный опыт и художественные ценности разных народов мира, культурные традиции Отечества, малой родины и семьи;

  • участвовать в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицирование и т. д., развивать умения «слышать другого»;

  • выстраивать совместную деятельность и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач;

Решение ключевых задач личностного, познавательного, регулятивного и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Формы и методы деятельности.

Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия и подбор песенного репертуара планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • вокально-хоровая работа;

  • занятия по музыкальной грамоте;

  • музыкально-дидактические игры;

  • музыкально-ритмические упражнения;

  • дыхательная гимнастика;


На занятиях музыкальной студии «Домисолька» используются методы обучения:

Общедидактические методы:

Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, учебная дискуссия) - способствуют формированию теоретических и фактических знаний учащихся;

Наглядные (иллюстрации и демонстрации) – развивают наблюдательность учащихся, способность анализировать, позволяют достичь большого воспитательного и образовательного эффекта, создают благоприятные возможности для развития абстрактного мышления учеников, способствуют повышению их внимания к изучаемым вопросам,

Практические (тренировочные упражнения, индивидуальное и хоровое исполнение) - развивают практические умения и навыки учащихся, позволяют применять на практике полученные теоретические знания.

Проблемно-поисковые методыразвивают навыки творческой учебно-познавательной деятельности, способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.

Методы самостоятельной работы – развивают самостоятельность в учебной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (музыкальные игры, музыкально- хоровые соревнования, эмоциональное воздействие и т.д.) - формируют познавательный интерес учащихся, развивают чувства долга и ответственности у учащихся.

Специальные вокальные методы:

Фонетический метод (использование определенных сочетаний фонем с целью выравнивания тембрового звучания гласных, для настройки певческого голоса на правильное звукообразование, исправления различных его недостатков).

Концентрический метод М.И. Глинки (постепенное расширение звукового диапазона голоса концентрическими кругами вокруг его центра – примарных звуков при глубоком индивидуальном подходе к каждому ученику).

Метод мысленного пения (формирование вокально-слуховых представлений, лежащих в основе вокального воспроизведения).

Объяснительно - иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным (устное объяснение и показ правильного вокального звучания  педагогом и последующее воспроизведение и повторение учащимися певческого звука и способов работы голосового аппарата в соответствии с объяснениями и показом педагога).

Проверка усвоения материала проводится в течение учебного процесса в форме опроса учеников, наблюдения за их деятельностью и учитывается:

1. участие детей в проводимых праздниках и конкурсах;

2. творческое выполнение заданий, заинтересованность в личностном росте;

3. качественное исполнение вокальных номеров.

Проверкой результатов усвоения знаний на занятиях является коллективное, сольное, групповое прослушивание детей. Критерий оценки – рост исполнительских навыков с учетом исходного уровня подготовки учащегося и его активности на занятиях.

Кроме того дети участвует в концертных мероприятиях школьного, городского уровня, где качество исполняемых произведений является итоговым показателем всей вокально-хоровой работы на занятиях.

Итоговая уровневая оценка осуществляется по следующим направлениям:

Высокий

уровень

выполнение всех показателей и заданий, соответствующих данному возрасту

Средний

уровень

недостаточно четкое выполнение показателей или заданий, соответствующих данному возрасту

Низкий

уровень

невыполнение показателей и заданий данного возраста



Планируемые результаты.

Первый год обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

Второй год обучения:

  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);

  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

Третий год обучения:

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);

  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Характеристика предмета.
Программа вокального кружка «Домисолька» разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.

Музыка в школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении. Овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования. Обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

В основу построения курса музыкальной студии «Домисолька» были положены следующие принципы:

•принцип преемственности и непрерывности художественно – эстетического образования помогает выстроить в сознании школьников целостную художественную картину мира, обеспечить духовное «созревание» слушателя, исполнителя, ценителя искусства;

•принцип увлекательности занятий (Кабалевский Д.Б.) на основе связи музыки и жизни создает мотивирующую деятельность ученика, связанную с музыкальным искусством;

•принцип интегрированного взаимодействия искусств (Юсов Б.П.) направлен на формирование представлений о целостности, взаимосвязи и единстве всего в мире знаний, «рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства» (Лотман);

•принцип «тождества» и «контраста» (Асафьев Б) реализуется через представленность произведений искусства учащимся, и помогает им пробудить поисковую активность, направленную на понимание и принятия или непринятия данного образа;

•принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

•принцип тематизма – осуществляется внутренняя преемственность между темами четвертей и всеми годами

Личностные и метапредметные результаты.



Личностные

Метапредметные

регулятивные, познавательные, коммуникативные

ЛР1-положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности

ЛР2-уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям.

ЛР3-эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения;

ЛР4-интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;

ЛР5- навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

ЛР6- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;

ЛР7эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;

ЛР8 любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;

ЛР9 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;

ЛР10 основа для самовыражения в музыкальном творчестве

Лр11 навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

ЛР12 устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально-эстетической деятельности, потребности в творческом само-выражении;

ЛР13 способности реализовывать собственный творческий потенциал

МР1- принимать учебную задачу;

МР2 −осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
МР3- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

МР4- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

МР5 понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

МР6- осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

МР7-различать способ и результат собственных и коллективных действий;

МР8 планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами;

МР9 различать способ и результат собственных и коллективных действий;

МР10 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей;

МР11 осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

МР12 воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;
МП1- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);

МП2- читать простое схематическое изображение

МП3- ориентации в способах решения исполнительской задачи;

МП4- выбирать способы решения исполнительской задачи;

МП5- воспринимать и анализировать тексты, в том числе нотные;

МП6- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

МП7 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий

МП8 воспринимать и анализировать тексты, в том числе нотные

МП9 соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительно-сти (темп, ритм, динамика, мелодия);

МП10 строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художествен-но-музыкальной выразительности;

МП11 произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
МК1- понимать важность исполнения по группам

МК2- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

МК3- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

МК4- выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности

МК5− выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

МК6-контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;

МК7 выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;

МК8 использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;

МК9 проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе импровизаций, хорового пения, коллективной творческой деятельности;

МК10 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

МК11 применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.



Продолжительность образовательного процесса

Срок освоения программы -3 годаДля успешного освоения программы численность детей в группе кружка составляет 12 человек.

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий строится из расчёта – 1 год обучения – 34 недели - 34 часа (1 занятие в неделю по 40 мин), 2 год обучения - 34 недели - 34 часа (1 заняти1 в неделю по 40 мин ), 3 год обучения - 34 недели - 34 часа (1 занятие в неделю по 40 мин).

Год обучения

Недельная нагрузка

Всего

1

1 часа

34

2

1часа

34

3

1 часа

34

Итого:




102

Организация деятельности кружкового направления позволяет создать атмосферу сотрудничества и увлеченности совместной творческой деятельностью обучающихся и педагога:

  • деятельность организована на добровольных началах;

  • дети занимаются в свободное и удобное для них время;

  • атмосфера организации деятельности носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;

  • учитываются возрастные психологические закономерности;

  • доступность программного материала и его вариативность.


Учебно-тематический план 1год обучения.



п/п


Разделы

Кол.

часов

1

Вводное занятие.

1

2

Охрана голоса.

2

3

Певческая установка.

2

4

Звукообразование. Музыкальные штрихи.

2

5

Дыхание.

2

6

Дикция и артикуляция.

2

7

Ансамбль. Элементы двухголосия.

4

8

Музыкально-исполнительская работа.

4

9

Ритм.

2

10

Сценическое движение.

4

11

Работа над репертуаром.

4

12

Концертная деятельность.

4

13

Творческие отчёты.

1




Всего 34 часов.

34


Учебно-тематический план

2год обучения.





п/п


Разделы

Кол.

часов

1

Вводное занятие.

1

2

Охрана голоса.

2

3

Певческая установка.

2

4

Звукообразование. Музыкальные штрихи.

2

5

Дыхание.

2

6

Дикция и артикуляция.

2

7

Ансамбль. Элементы двухголосия.

4

8

Музыкально-исполнительская работа.

4

9

Ритм.

2

10

Сценическое движение.

4

11

Работа над репертуаром.

4

12

Концертная деятельность.

4

13

Творческие отчёты.

1




Всего 34 часов.

34


Учебно-тематический план 3год обучения.



п/п


Разделы

Кол.

часов

1

Вводное занятие.

1

2

Охрана голоса.

2

3

Певческая установка.

4

4

Звукообразование. Музыкальные штрихи.

4

5

Дыхание.

2

6

Дикция и артикуляция.

2

7

Ансамбль. Элементы двухголосия.

4

8

Музыкально-исполнительская работа.

4

9

Ритм.

1

10

Сценическое движение.

3

11

Работа над репертуаром.

4

12

Концертная деятельность.

2

13

Творческие отчёты.

1




Всего 34 часов.

34


Содержание программы 1 года обучения.
1.Вводное занятие.

Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.

2.Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.

3.Певческая установка.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.

4.Звукообразование.

Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона.

5.Дыхание.

Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.

6.Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.

7.Ансамбль. Элементы двухголосья.

Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.

8.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.

9.Ритм и ритмический рисунок.

Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.

10.Сценическое движение.

Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.

11.Работа над репертуаром.

Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.

12.Концертная деятельность.

Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.

13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
  1   2   3


написать администратору сайта