ММВ Ответы начало. Цель и задачи музыкального воспитания в учреждениях общего среднего образования
Скачать 309.42 Kb.
|
Основная цель обращения к художественной культуре - формирование ценностного сознания человека, духовно-творческое становление личности. Содержание главной цели общего музыкального воспитания – формирование музыкальной культуры как частидуховной культуры личности. Воспитательные, учебные и развивающие задачи общего музыкального воспитания. Существуют 2 сферы музыкального образования в Беларуси – Профессиональное (курируется министерством культуры); Общее (курируется министерством образования).
Целью общего музыкального образования принято считать становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры. Формирование духовной культуры личности средствами искусства. Воспитать музыкальную культуру личности как часть ее духовной культуры (Д.Б. Кабалевский). (Цель сформулирована в стандартах, концепциях, программах по музыке). Понятие музыкальная культура учащихся чрезвычайно объемно и может иметь разную трактовку. Д.Б.Кабалевский подчеркивает значение музыкальной грамотности в широком смысле этого слова как основы, без которой музыкальная культура не может сформироваться. Такой подход к целевым установкам общего музыкального образования признается практически всеми отечественными педагогами-музыкантами. Основными задачами музыкального образования выступают как ближайшая педагогическая интерпретация ее цели и в своей совокупности направлены на музыкальное воспитание, обучение и развитие ребенка. К таким задачам могут быть отнесены: - развитие в детях культуры чувств, чувства музыки, любви к ней; творческого эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства; - знакомство учащихся с народной, классической, современной музыкой, прежде всего с шедеврами музыкального искусства во всем богатстве его форм и жанров; - педагогическое руководство процессом усвоения учащимися знаний о музыке в их духовной связи с жизнью; - развитие музыкально-творческих способностей, умений и навыков у учащихся в слушательской, исполнительской и «композиторской» деятельности; - воспитание у учащихся музыкально-эстетического чувства, восприятия, сознания, вкуса; - развитие потребности в общении с высокохудожественной музыкой; - целенаправленная подготовка учащихся к осуществлению музыкального самообразования; - помощь ребенку в осознании себя как личности в процессе общения с музыкой. Отечественное музыкальное образование предполагает разнообразие подходов и путей воспитания музыкальной культуры учащихся. Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта, окружающей его действительности. Результатами занятий должны стать: возрастание интереса и любви к классической, народной, современной музыке; способность оценить ее красоту; чувство сопереживания музыкальным образам, воплощенным в произведениях искусства; возникновение музыкально-эстетического отклика на произведения искусства; постижение закономерностей искусства; развитие музыкально-образного мышления, навыков восприятия музыки, способности размышлять о ней в связи с жизнью и с другими видами искусства; творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе слушания, исполнения и сочинения музыки (импровизации), музыкально-ритмического движения; становление музыкально-эстетического вкуса, потребности в общении с высокохудожественной музыкой, в музыкальном самообразовании. Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретение ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности. Ориентация музыкального образования на специфические компоненты содержания общего образования ( опыт эмоционально-ценностных отношений, творческой деятельности, художественно-образного познания мира) отвечает общим целям современного образования, опирается на принципы гуманизации и гуманитаризации образования, его практической направленности и способствует созданию единого целостного образовательного пространства современной школы. Это требует: - выделения нравственно-эстетического аспекта содержания музыкального образования как главного; - улучшения качества преподавания музыки, преодоления знаниецентрического подхода в построении содержания музыкальных дисциплин; - освоения школой ( учителями музыки ) новых технологий развивающего диалогического преподавания музыки. Учителя музыки призваны обеспечить: Формирование музыкальной культуры подрастающего поколения Социальный заказ общества Востребованность творческой личности, способной решать любые задачи, проявляющей грамотность в самых разных областях, в том числе и в музыкальной области Главные направления содержания общего музыкального образования Если в 19 веке (П.И. Чайковский), начале 20 века (Б.В. Асафьев, С.И. Танеев и др.) полагали, что центром содержания музыкального просвещения и общего музыкального образования должно стать хоровое пение, то в итоге ХХ века обнаружились обновленные позиции. три главные области собственно музыкальной деятельности
Главными образовательными задачами соответственно являются:
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи В ходе работы развивать все способности у ребенка: психические процессы - восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, в том числе специфические музыкальные способности, соответствующие основным средствам музыкальной выразительности. Исполнительская деятельность 1 Хоровая культура возможна была бы в общеобразовательных школах в том случае, если бы нота заняла свое место наряду с цифрой и буквой. Без обучения нотной грамоте (в обновленном методическом варианте) в настоящее время хоровая культура невозможна. Исполнительская деятельность 2 Культура инструментального музицирования, как и хоровая, имеет условия для развития лишь в классах с музыкально-эстетической направленностью. Основная масса детей не владеет ни одним музыкальным инструментом. Импровизация и сочинение музыки
Слушание музыки Слушание музыки ФОРМАЛЬНО считается разработанным видом деятельности. Учителя могут отметить успешное проведение викторин на узнавание изученной музыки. Но сформирована ли слушательская культура школьника? Какую музыку и как предпочитает слушать молодежь? Общество в целом? Таким образом, системе музыкального образования в современном мире присущи такие черты, как социокультурная обусловленность, направленность на человека. Обострилось внимание к человеческой личности и стремление к ее разностороннему развитию. Музыкально-эстетическое воспитание оказалось универсальным средством преодоления социокультурных проблем и противоречий ХХ в., позволяющим достичь внутреннего духовного равновесия человеческой личности. Воспитательный потенциал музыкального искусства обеспечивает формирование личности нового типа, которой свойственна художественно-эстетическая и социальная активность. Эта тенденция отражает фундаментальные преобразования в социокультурном обществе в целом. Музыкальное образование является средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других областях духовной жизни, - это универсальное средство духовного развития человека. В системе общего среднего образования музыке принадлежит особая роль. Целостно воздействуя на личность, музыкальное искусство формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрениерастущего человека. Цель изучения предмета «Музыка» - формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский). Достижение этой цели возможно лишь в процессе введения учащихся в музыку как в "искусство интонируемого смысла" (Б.В.Асафьев). Вхождение ребенка в музыку не сводимо к усвоению комплекса музыкальных знаний, умений и навыков. Оно предполагает формирование у учащихся ценностного отношения к музыке и жизни, приобщение к разнообразным способам музыкальной деятельности, раскрытие творческого потенциала личности. Задачами учебного предмета «Музыка» являются:
В основе тематического построения программы лежит разработанная Д.Б.Кабалевским система обобщенных представлений о музыке как важной части культуры общества и самоценном виде искусства. Тематизм программы структурирован в соответствии с логикой развития музыкального мышления и художественного восприятия учащихся. Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, запечатленному в музыке, происходит в процессе общения учащихся с музыкальными произведениями. В процессе обучения учащиеся должны не только практически освоить интонационный язык музыки, но и приобрести коммуникативные умения, позволяющие вступать в диалог с художественным произведением, автором, эпохой. Программа ориентирована на постепенное накопление учащимися опыта музыкально-художественной деятельности и его последующее обобщение с помощью вводимых музыкальных понятий. В свою очередь, освоение основных понятий и музыкальных терминов постоянно должно подкрепляться музыкальной деятельностью учащихся. Программа предполагает использование различных видов музыкально-художественной деятельности. В сферу музыкально-художественной деятельности учащихся входят слушание, хоровое и ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, сочинение и импровизация, театрализация, ритмодекламация и др. Художественный репертуар, представленный в программе, является примерным. Он является ориентиром для учителя в репертуарном оснащении предмета. При использовании репертуара следует руководствоваться принципом вариативности, позволяющим приблизить образовательный процесс к личности учителя и особенностям каждого класса. С целью формирования гражданской культуры учащихся рекомендуется ежегодное обращение к «Дзяржаўнаму гімну Рэспублікі Беларусь»: в I-III классах – для слушания, в IV классе – для исполнения. При подборе музыкального материала для ознакомления учащихся с народными праздниками целесообразно учитывать региональные традиции. В процессе реализации программы предполагается широкое использование следующих методов: - художественного, нравственно-эстетического познания музыки; - интонационно-стилевого постижения музыки; - перспективных и ретроспективных связей; - игры; - эмоциональной драматургии; - художественного контекста. Основной формой организации образовательного процесса является урок. Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, для которого характерна гибкая структура и наличие эмоционально-смысловой драматургии. В соответствии с тематическим построением учебного материала выделяются следующие типы уроков:
Предлагаемое в программе планирование является примерным. Оно нацеливает учителя на творческое конструирование содержания каждого урока. При планировании важно учитывать сквозной характер тематического материала, приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков. В основе программы лежит система связей музыкального произведения с «повседневной» культурой, жизненным и художественным опытом учащихся. Программа позволяет осуществить расширение художественного пространства урока за счёт включения литературных произведений и произведений изобразительного искусства, что способствует формированию познавательных интересов, развитию ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся. Программа жёстко не регламентирует деятельность учителя, предоставляя ему пространство для творчества. Педагогическое творчество может проявляться в выборе и распределении художественного материала, интерпретации той или иной художественной идеи, художественно-драматургическом планировании и осуществлении учебного процесса в целом.
Духовные традиции отечественной культуры. Категории духовности, нравственности, красоты в философии, эстетике, психологии, педагогике. Единство духовного, нравственного и эстетического в художественном воспитании. Методика отвечает на вопрос как достигать ту или иную цель, решать определенные задачи. Прежде, чем отвечать на вопрос как организовать процесс музыкального воспитания, необходимо четко представлять какого результата мы хотим достигнуть, т.е. знать цель музыкального воспитания. Главная цель общего музыкального образования - воспитание музыкальной культуры как части духовной культуры личности. Т. е. разграничение духовности и бездуховности есть основание воспитания. Согласно концепции Н. Н. Гришанович целью музыкального воспитания является развитие музыкального мышления личности как средства духовного общения на языке музыки. В русле концепции В. В. Медушевского (Концепция духовно-нравственного воспитания средствами искусства) основной целью музыкального обучения, его сверхзадачей является преображение личности учащегося. Тем самым в концепции утверждаются высокие воспитательные потенции музыкального искусства, способного преобразить душу ребенка, прививая ее к чистоте, приводя к совершенству. Основная цель обращения человека к художественной культуре, искусству – не столько приобретение знаний, сколько духовно-творческое становление личности, формирование ценностного сознания человека. Иными словами можно сказать так: в процессе музыкального воспитания нам нужно достигнуть того, чтобы возвышенное содержание музыки превратилось в достояние духовного мира человека. Сама категория духовности, по сути заимствованная из области религиозной культуры, в эстетике и искусствознании понимается широко и указывает на принадлежность к высоким идеалам, чистоте и строгой красоте. Благочестивая, возвышенная светская музыка, классическая музыка и музыка духовная (в узком смысле богослужебная), находясь в содружестве, выполняют свое высшее призвание – умножать любовь в человечестве, становясь реальной силой его возрождения. Особую роль в этом играет категория красоты. Вопросы художественного, музыкального воспитания в общеобразовательной школе должны решаться с пониманием того, что категория красоты имеет самое непосредственное отношение не только к эстетической, но и духовно-нравственной сфере. Красота и высокое предназначение личности – вопросы одного проблемного поля. Здесь, можно сказать встречаются эстетика и педагогика. Красота может воспитывать те стороны личности, которые связаны с развитием и реализацией ее способности к бескорыстнойлюбви – к истине, добру, свободе и т. п. Красота является средством укрепления нравственного иммунитета учащихся. В. В. Медушевский, перечисляя в своей концепции «Духовно-нравственное воспитание средствами искусства (для общеобразовательных заведений)», важнейшие предметы осмысления и анализа на уроках художественного цикла, отмечает, что «сердцевиной всей этой предметной сферы внимания являются сами шедевры искусства». В то же время в школе необходимо уделять особое внимание изучению биографий выдающихся людей истории, что благотворнейшим образом влияет на духовно-нравственное воспитание учащихся. Персонажи самого искусства «хотя и оказывают воздействие, но все же не заменяют потребности в реальных образцах жизни», от которых «души учеников распрямляются». Жизненное содержание, облеченное в образную форму при помощи художественных средств на уровне шедевра, всегда впитывает духовно-нравственную позицию мастера и открывается - современникам ли, потомкам ли – в диалогическом общении с произведением. Сама красота при этом является силой, способной воздействовать на чувства, волю, ум созерцающих ее учеников. Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе, требованиям морали. Нравственный – относящийся к внутренней, духовной жизни человека. Мораль – совокупность норм и правил поведения людей по отношению друг к другу и обществу. «Нравственность – поведение, направленное на устроение приемлемого для всех поведения, согласованного с очевидными для всех нормальных людей условностями; «добро есть высшая обязанность по отношению ко всем» (С. Н. Трубецкой). Обязанность эта состоит в соучастии окружающим (неравнодушии), знаках уважения и внимания и ритуала приличного поведения по отношению к людям. Обязанность эта опирается на чувство стыда и укрепляется чувством долга. Нравственность – непременное условие существования всякого общества. Без преимущественной нравственной направленности сознания общества на интересы большинства и власть и подвластные становятся толпой, стадом или бандой. Тогда нарушается единство нравственных начал общества и оно переживает нравственный кризис. Ныне многие провоцируют разрушение нравственной иерархии ценностей; считают «мелочами жизни» попрание чести и совести. Тем самым нарушаются генетическая («природная», Божественная), наследственная «программа» социальной нравственности. Появляется склонность к моральному безначалию, «половинчатости», склонность жить по правилам «своя рубашка ближе к телу», «ты – мне, я – тебе», «главное – не высовываться». Это заповеди безнравственных людей, которые иногда даже считают себя порядочными. …человеческая свобода и человеческие права неразделимы с понятием духовно-нравственного долга, с понятием ответственности перед людьми. Как только мы забываем об этом – начинается «расчеловечивание человека», либеральное одичание»(В. Ю. Троицкий.) Нравственность – неотъемлемая часть культуры. Культура – это одухотворенное бытие человека; это созидательное творчество и результат творчества, согласные с утверждением духовно-человеческих начал. Истинная культура всегда отличается творчески-созидательной и духовной направленностью. Во-вторых, ей присуща исходная и определяющая ее становление иерархия ценностей: святое, доброе, обыденное, пошлое, низменное. В-третьих, культура возможна только при наследовании плодотворных культурных традиций, уважительно-бережного отношения к ним. Подлинная культура 1) национально-самобытна, 2) духовно-созидательна, 3) сисемно-иерархична, 4) воспитательно-значима, и 5) бережно-памятлива. Полнотой названных признаков не обладают ни субкультура, ни псевдокультура, ни антикультура. Культура и культ – слова одного корня. Это не случайно. Для создания и утверждения культурных ценностей недостаточно трудовых усилий: необходимо служение творчеству, духовное начало, т. е. убеждение в существовании Высших духовных ценностей (надобыденных и внепрагматических), необходима любовь, стремление к идеалу, стремление к высотам человеческого совершенства. Этим истинная культура в некоторых отношениях сходна с религией. Кроме того, культура как память о созидании – в известных отношениях и память о религии, в лоне которой эта культура исторически сформировалась. Однако светская (не культово-религиозная) культура, имея религиозные истоки и прообраз, - явление не религиозное, а мирское. Ведь она – процесс и результат бытия и творчества человека и народа, память и опыт и (в скрытом виде) – перспективы человеческого созидания. Она осваивается и наследуется через осмысление и переживание культурных ценностей; она зиждется на служении творчеству, на сотворчестве, требует оригинальности, самобытности, поисков нового содержания и новых форм, и как история обращена ко всему этому. |