Главная страница
Навигация по странице:

  • Воспитательные потенции прекрасной

  • 3. Реформирование музыкального образования в Республике Беларусь

  • Общая ситуация в школе, вызвавшая к жизни потребность создания принципиально новой музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.

  • 3. Общие принципы и методы программы по музыке Д. Б. Кабалевского

  • ММВ Ответы начало. Цель и задачи музыкального воспитания в учреждениях общего среднего образования


    Скачать 309.42 Kb.
    НазваниеЦель и задачи музыкального воспитания в учреждениях общего среднего образования
    АнкорММВ Ответы начало.docx
    Дата04.04.2018
    Размер309.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаММВ Ответы начало.docx
    ТипДокументы
    #17604
    страница2 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСКУССТВА. ( ПО статье В.В.Медушевского) В чем они? Искусство запечатлевает в себе дух жизни: высокое искусство — дух окрыленной жизни, низкое — дух жизни пошлой, злобной. Интонация искусства, главное его специфическое свойство, целостно вбирает в себя энергии, действующие в обществе и образующую атмосферу жизни: энергии веры или неверия и растерянности, святого вдохновения или безразличия, духовной бодренности или цинизма, великое упование или мировоззренческое уныние, любовь либо ожесточение сердца. В душе человека энергии жизни рассвобождаются — и придают ей той или иной строй, духовный или антидуховный.

    Сколь наглядна эта специфическая сила искусства! Вот дух пророческой библейской поэзии, объемлющий тысячелетия: Зачем мятутся народы

    и племена замышляют тщетное? (Пс. 2:1 )

    Вот глумливо-издевательская блатная интонации урки, закамуфлированная под революцию:

    Но-жи-чком на

    месте чик лю-то-го по-мещика.

    («Ужели любой враг может оказаться опаснее, чем сама ненависть, бушующая против этого врага?» — возражает Маяковскому блаж. Августин^. Интонацию погрома, пронизывающую, по Вл. Ходасевичу, все творчество Маяковского, усиленно внедряли в сердца школьников. И. А. Ильин в исследовании «Политика и уголовщина» обнажил процесс сращения этих сфер, после чего и вся страна принуждена была начать мыслить и говорить на блатном языке с вывернутыми наизнанку смыслами.).

    Вот торжественный порядок размеренной эллинской речи (Гесиод, «Труды и дни» — VIII в. до Р. X.): Целый город нередко за мужа единого страждет, Если тот злое творит и замысел дерзкий питает. Вот неповторимо пушкинская интонация, бесконечно искренняя и пронизанная ясным небесным тяготением: Жизни мышья беготня... Что тревожишь ты меня? («Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», 1841) .

    Уроки искусства оказываются художеством над художеством: из светлых озарений искусства или из сгустков злобы, из соответствующих комментариев учитель лепит душу учащихся — по образу Божию либо сатанинскому.

    Такова данная учителю великая мера власти. Но также и ответственности! «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк. 9:42).

    И разве это только личное дело педагога? Концепция служит тому, чтобы, не подавляя творческой свободы учителя, направить обучение по пути жизни, а не духовной смерти.

    Каким образом педагогика может помочь рассвобожде нию в душах детей высокого духа искусства? Ради живой конкретности рассмотрим этот вопрос на примере музыки (но все говоримое о ней относится и к другим искусствам).

    Воспитательные потенции прекрасной музыки. Для чего мы учим ей детей? Мы — не только русская школа. Это и весь мир. Родители отдают детей учиться музыке в надежде, что она облагородит их. Предполагается, следовательно, что в музыке есть внутренний свет. Вот и в Японии и странах Дальнего Востока замечено, что классическая, особенно русская, музыка оказывает благотворное воздействие на детей.

    И почему именно сейчас с чрезвычайной остротой встал вопрос о смысле? От тупика бессмысленности. Дети умерли для вдохновения, поражены апатией; тупость, мирочувственное уныние — неизбежная расплата за бездуховность. Как учить не хотящих учиться?

    Давно есть ответ. Климент Александрийский (ок. 150-215) в сочинении «Педагог» советует: детей живых, с горящими глазками, слету хватающих слово учителя, воспламененных рвением, — следует учить. А мертвых, у кого (по Киплингу) — тусклый «взгляд, как у устрицы, вынутой месяц назад»? — В тех нужно прежде влить жизнь.

    Вот бы и нам припасть к огненной силе, которая единственная может вывести детей из мертвости духа. Как светлая сила жизни пролилась бы в них через обучение музыке? Есть ли прецеденты?

    Когда выдающийся музыковед XX века Курт пришел в общеобразовательный лицей, тот едва не превратился в консерваторию — столь бурным был восторг детей. Школьный хор, включавший и родителей, запел кантаты Баха. Из общего хора выделился элитарный, певший еще более сложные произведения. Школьный оркестр расширился, дети начали усиленно заниматься на инструментах.

    Откуда вдохновенье? Курт, верующий человек, причину энтузиазма видел в том, что музыка стала изъясняться детям в духовных понятиях. Духовные понятия — как раз то, к чему глубинно устремлена душа ребенка, что пробуждает от мертвости. Ведь и само использованное Куртом слово «энтузиазм» включает в себя слово «Теос», Бог, и означает буквально «вбоживание». Равным образом и русские эквиваленты «восторг» и «восхищение» изначально — христианские понятия, означающие вознесение духа к свету. «Мы потому и можем мыслить, что есть беспредельная Мысль, как потому дышим, что есть беспредельность воздушного пространства. Вот отчего и называются вдохновением светлые мысли о каком-либо предмете. Мысль наша постоянно течет именно под условием беспредельного мыслящего Духа»^.

    Когда исполнение оратории Гайдна «Сотворение мира» было прервано бурными овациями зала и глаза всех устремились на композитора, тот воздел руки к небу и воскликнул: «Вот откуда льется свет». И Бетховен говорил о своем Скрипичном концерте, что каждая его нота продиктована Всевышним. Глинка признавался святому Игнатию (Брянчанинову), что душа его всю жизнь искала в музыке чего-то небывало Прекрасного, имя чему — Бог. (От того же святого и художник Брюллов получил дивный совет: «Всякая красота, и видимая, и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления».^)

    Изъяснение светской музыки в духовных категориях — единственное, что осталось нам в нынешней педагогической ситуации. Не по силам нам петь кантаты Баха. На Западе в воскресные дня улицы пусты: все, с пеленок, слушают церковные песнопения и участвуют в них по возможности. Б. И. Куликов, в то время ректор Московской консерватории, наблюдал в Англии чудо: многотысячная толпа немузыкантов — студентов университета — воспела многоголосный антем (духовно-хоровой гимн) Генделя. Душа его, профессора, профессионала-хоровика, дрогнула: столь совершенным и вдохновенным было пение.

    Мы же, растоптавши связь с Церковью, пожинаем плоды. Музыкальный слух общества духовно омертвел. А изъяснение детям музыки в духовных понятиях нам доступно. Ибо жажда света, правды, добра, духовной любви, справедливости, истины, красоты — все это имена Божий! — вложена в человека как его суть, и в детстве еще не вытравлена. В серьезной же музыке есть то, что способно ответить этой жажде света. На церковном языке влекущая ввысь сила Божия именуется призывающей благодатью. Мы явственно слышим ее, особенно в русской музыке.

    Бездуховное восприятие высокой музыки — насилие и надругательство над ней. Истолковывая же ее в духовных понятиях, мы освобождаем ее истинную суть, ее великие смыслы! Ведь что такое серьезная музыка? Не от глумотворцев она, не от

    " Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т. 1. — СПб, 1893. — С. 7.

    ^ Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. — Париж; М„ 1995. — С. 221.222.

    ....скоморохов! Она — из недр церковной музыки, от нее приняла критерии серьезности, строгой и сосредоточенной глубины, целомудренно-благоговейной небесной чистоты и ясности духа, окрыленного стремления к дивному божественному совершенству, а с критериями— и сам великий опыт церковных искусств. Романтический писатель, композитор и исследователь старинной музыки Э. Т. А. Гофман писал: «Я бы хотел обратить твое внимание на великую вещь — на внутреннее родство церковной музыки и трагической оперы; оно послужило старинным композиторам основой для создания особого, величественного стиля»^. Вне Церкви путь от песни лежал бы (вопреки теории Кабалевского) вовсе не к опере, а к эстраде'.

    Метод преподавания серьезной музыки должен войти в резонанс с ее внутренней сутью, с ее энтелехией. Ее последняя сверхтема, сверхсодержание — преображение, преображенная жизнь, преображенный человек. Вошло в нее и другое, противоположное. Но доколе она — серьезная музыка, глубинная ее суть остается неизменной.

    Этой сути уже нет в эстрадной поп-музыке, принципиально, воинственно антидуховной. В сравнении с ней самая мягкая и нежная серьезная музыка (например, Шопена) мгновенно выявляет в себе дух мужества, молитвенно-благоговейной собранности, жажды небесной чистоты! Ни следа в ней вялой раздухов-ленности — напротив, вздымает каждый звук неведомая окрыляющая сила, слышатся тайные воздыхания томящейся в нас, в образе Божием, неотмирной красоты...

    Поп-музыка неодолимо принуждает художника и его жертву занять антидуховную позицию. Как мощнейшая система гипноза, основана она на отъятии у человека (с его свободного согласия) свободы воли. (Одно лишь ритмизованное мигание света, ввергающего слушателя в духовный паралич, чего стоит!) Временами кажущаяся нежной, сущностно она агрессивна; ее пронизывает неодолимое тяготение к вульгарности и бесстыдству как восстанию на заповеди Божий. Пошедшая по пути воспевания греховного состояния человека в самодостаточности и лени духовной, вскоре открыла она себя демоническим влияниям, насилующим души людей.

    -----------------------------------------------

    ^ Цит. по кн.: Музыкальная эстетика Германии XIX века. Т. 2. — М., 1982. — С. 39.
    3. Реформирование музыкального образования в Республике Беларусь

    Направления реформы – цель и задачи, содержание образования, методы и технологии, оценка.

    Реформа общеобразовательной школы в 80-е годы ХХ века (концепция

    Д. Б. Кабалевского). Урок музыки – урок искусства. Реформирование музыкального образования в Беларуси в начале ХХI века. Программы по музыке 2004 года (авторские коллективы под руководством Н.Н. Гришанович и В.Д. Юркевич). Программа по музыке 2009 года для учреждений общего среднего образования.
    Общая ситуация в школе, вызвавшая к жизни потребность создания принципиально новой музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.

    Причины, по которым композитор начал создавать новые подходы к музыкальному образованию школьников, были следующими:

    - низкий уровень массовой музыкальной культуры;

    - неудовлетворительное состояние музыкального воспитания в школе;

    - устаревшие программы и методические пособия;

    Эти причины существовали, не взирая на теоретическое развитие методической мыли в послевоенные годы.

    Вспомним:

    • В первые послевоенные годы уроки музыки были сохранены официально лишь в начальной школе, только в 1956 году уроки музыки вновь были восстановлены в V – VI классах;

    • В начальной школе уроки музыки проводились не всегда и часто их вели неспециалисты, в V классе дети оказывались неподготовленными к освоению программы

    • Не было технических средств, не хватало нотных и методических пособий

    • Не хватало профессиональных учителей музыки

    • Программа по музыке была переиздана по программе 1943 года, где существенно сократились часы на «Музыку» и обучение сводилось к запоминанию имен композиторов.

    Именно по этой программе был создан «проект для обсуждения» дальнейшего состояния музыкального образования в школе. В 1965 году был разработан проект Программы сотрудниками НИИ художественного воспитания АПН СССР. Называлась она уже «Музыка». В этом проекте были намечены шаги по преодолению существующих недостатков. Занятия планировались с особым эмоциональным настроением. Была поставлена задача получения эстетического удовольствия от слушания и пения. Подобран специальный интересный и актуальный для детского восприятия и исполнения, репертуар. Разрабатывались методы и приемы работы учителя, а так же специфика урока музыки. Но все равно, вышеперечисленные недостатки продолжали иметь место.

    В 1973 году известный композитор и общественный деятель Д.Б.Кабалевский приступил к созданию экспериментальной программы «Музыка». Разрабатывалась она в лаборатории музыкального обучения НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, которой в те годы руководил Д.Б.Кабалевский. Работа длилась очень долго. Большую работу проделали московские лаборатории по музыкальному воспитанию по внедрению в практику программы по музыке Д. Б. Кабалевского на огромной территории России и союзных республик, в том числе и Белоруссии. Немало ярких профессиональных судеб учителей сложилось благодаря стройно разработанной системе со множеством подсказок. И только в 1980 программа была издана массовым тиражом для I – III классов, а в 1982 – для IV – VII. Впоследствии эта программа стала обязательной повсеместно для всей территории бывшего Советского Союза.

    Тщательно разработанную систему музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского с полным правом можно назвать технологией конца ХХ века. Она имеет полноценное концептуальное обоснование и чёткую программу действий. Уроки - первый, второй, третий, четвёртый и т.д.- с определённым комплексом задач, пошагово выстраивались один за другим, создавая технологическую цепочку действий. Главным его изобретением явилась система тем, на которой основывались логика постижения музыки, ориентация в мире музыкального искусства (интонация, развитие музыки, форма в музыке и др.) Методическое обеспечение его программы до сих пор остаётся полноценным комплектом к урокам музыки.

    Методический комплекс представляет:

    а) программу:

    а1. календарные планы,

    а2. коротко о музыке,

    а3. музыкальный материал поурочно,

    а4. массу методических разработок.

    б) нотные хрестоматии для учителя;

    в) фонохрестоматия;

    г) таблицы;

    д) тематические слайды;

    е) методическую литературу для учителя.

    По всем признакам систему Д. Кабалевского можно назвать технологией 70-80-х годов.

    3. Общие принципы и методы программы по музыке Д. Б. Кабалевского

    Дмитрий Борисович Кабалевский всегда подчёркивал необходимость специальной работы по духовному становлению личности ребёнка: «Духовный багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти человеку по дорогам жизни… Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же, как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира…». Во всей программе огромна направленность на формирование духовного мира человека, развитие его эстетических чувств, формирование общей и музыкальной культуры.

    О том, что настало время для внесения коренных изменений в систему музыкальных занятий в общеобразовательной школе, говорит уже факт переименования уроков пения в уроки музыки. Уроки пения, как правило, ограничивали свою задачу обучением школьников хоровому пению и основам музыкальной грамоты. Уроки музыки ставят перед собой задачу – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

    Программа опирается на все самое ценное, что накоплено в теории и практике музыкальной педагогики. Например, на музыкально-педагогические воззрения Б.В.Асафьева: «…если взглянуть на музыку как на предмет школьного обучения, то, прежде всего надо категорически отвести в данном случае вопросы музыкознания и сказать: музыка – искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают». Так же взгляды и убеждения В.А.Сухомлинского – его безграничная вера в духовные силы детей и подростков. Так же методические находки В.Н.Шацкой и Н.Л.Гродзенской повлияли на разработку программы.

    Перед школой встали значительно более широкие задачи музыкально-эстетического воспитания учащихся, позволяющие музыке в школе в полной мере выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Нужна методика, которая помогла бы решению коренного вопроса музыкальных знаний в школе: как заинтересовать, увлечь школьников музыкой?

    Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету.

    Чтобы заинтересовать и увлечь школьников музыкой, Д.Б.Кабалевский выстроил свою программу по тематическому принципу. Он подчеркивал, что учитель не в коем случае не должен разрушать его, так как именно в последовательном развитии определенных тем происходит усвоение предмета «Музыка». Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Темы четвертей последовательно раскрывают тему учебного года. Все побочные, проходящие темы подчинены основным и изучаются в связи с ними. Тему уроков учитель определяет сам, но они раскрывают тему четверти.

    Музыкальные произведения программы можно рассматривать как примеры, поясняющие тип, характер и степень сложности музыки. Музыкальные примеры учитель может выбирать сам. Но они должны быть художественными и увлекательными для детей и педагогически целесообразными, должны выполнять воспитательную роль. Т.о. – тематизм – это принцип и основа построения системы музыкальных занятий и конкретного урока. Примеры: Второй класс (Первый по Кабалевскому), тема: «Три кита» в музыке - песня, танец и марш. Вторая четверть – О чем говорит музыка? Третья – Куда ведут нас «Три кита»? Четвертая – Что такое музыкальная речь. Т.е. – определение основных жанров, из которых вырастает вся музыкальная культура, рассуждение о содержании, определение более крупных форм, вырастающих из этих простых, изучение внутренних составляющих этих форм.

    При таком построении программы усвоение материала идет гораздо успешнее. Учителю и учащимся легче отделить главное от второстепенного, общую закономерность от частного случая. Становится не столь уж важным, сколько отдельных произведений, их названий и имен их авторов, сколько отдельных частных фактов запомнил учащийся. Важным становится то, насколько уверенно он почувствовал и понял основную тему.

    Во всем глобальном тематическом построении идет опора на реальный жизненный опыт ребенка. Это вызывает веру в самих себя, уважение к самим себе и доверие к учителю. Т.е. – знакомые песни, танцы и марши перерастают постепенно во все песни, танцы и марши на земле. Формируется в мышлении ребенка процесс перехода песен, танцев и маршей в музыку, через определение её характера – танцевальный, песенный, маршевый. Опора на «трех китов» дает возможность уже с первого класса незаметно, без особых усилий входить в любую область музыкального искусства, включая сложнейшие области оперы, балета, симфонии, кантаты. Музыка и жизнь – «сверхзадача», генеральная тема школьных занятий по музыке. Эта тема пронизывает весь тематизм программы, - всю программу. Весь музыкальный материал, все слова учителя должны быть направлены только на это. Изучая музыку, ребята уже с первых уроков почувствуют и поймут, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.

    Восприятие музыки первоклассниками, учащимися по программе сразу же становится активно-творческим, аналитическим. Ведь учитель предлагает им послушать не песню, не марш, не танец, а музыку вообще. Ребята должны сами услышать и определить характер этой музыки и принадлежность ее к одной из 3-х основных областей музыки. Восприятие музыки нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Активное восприятие – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать её и размышлять о ней. Более того, не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо её исполнять (петь, играть, дирижировать), а все историко-теоретические знания, почерпнутые на уроках, останутся при этом пустыми, формальными фактами, не приближающими к пониманию подлинного музыкального искусства.

    Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Для этого в программе разработан закон слушания музыки.

    Отношение к оценке на уроке по программе.

    Многие педагоги настаивают на расширении объема школьных программ по музыке, не без основания считая, что современные дети и подростки способны усваивать значительно более сложный материал, чем тот, который им предлагает сегодня школа. И, все-таки мы склонны утверждать, что главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта