ММВ Ответы начало. Цель и задачи музыкального воспитания в учреждениях общего среднего образования
Скачать 309.42 Kb.
|
Теоретическая деятельность, связанная с изучением элементарной теории музыки (элементов'Жотной грамоты и элементов мУзыкальной речи), может быть, не менее чем остальные переписанные направления теоретической деятельности, связана с жи-цм восприятием музыки. К сожалению, в практике не так рэдки УЧаи увлечения учителей изучением учащимися элементарной °Рии музыки в рамках начальной и основной школы, вплоть до 'Ушивания детьми знаггий, относящихся к квинтовому кругу. 125 Ш. Включать элементы теории музыки особенно в начальной Шкоде как подчеркивает Д.Б. Кабалевский, «надо в высшей степени ос торожно и лишь после того, как в ребятах вызваны интерес и лщ. бовь к музыке, выработаны первоначальные навыки слухового восприятия и исполнения музыки»1. Примером подобного методического подхода к включению тео. ретическ их знаний в содержание музыкального образования млад. ших школьников может служить урок, проведенный А. Вьюновой. При этом обратим внимание на методику поэтапного усвое-ния такого рода знаний, которая охарактеризовд. на в теории музыкального образования2, Первый и второй этапы - первоначальное ознакомление младших школьников с новым для них музыкально-теоретическим понятием о способе музыкальной записи (нотации), а также струк. турно-аналитический и интоне'ционный уровни освоения этого понятия — осуществлены на предыдущих уроках, где дети получили представление о знаменной системе нотации, которая использовалась в Древней Руси. При этом учащиеся узнали, что у знаков древнерусской письменности - знамен - не было определенной высоты, а один знак мог обозначать не только один звук, но и ин-тонецию, включающую несколько звуков. Более того, у них не было и определенной продолжительности, но зато был свой характер, который мог меняться в зависимости от того, в окружении каких символов он находится. Ребятам предлагалось самим попробовать исполнить то или иное знамя. Все это дало учителю возможность н.а очередном уроке перейти к третьему этапу работы - включению осваиваемого учащимися музыкального понятия в общую систему приобретаемых ими музыкально-теоретических знаний. С этой целью учитель в обобщенной форме вспоминает с учащимися все то, что было осуществлено в связи с первыми двумя этапами освоения изучаемого теоретического понятия. В процессе усвоения знания о древнерусской знаменной системе нотации происходит сравнение ее с другими аналогичными i 1 Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы но музы ке для общеобразовательной школы / / Программы для обще обра зови тел*' ных учреждений. Музыка. Под руководством Д.Б. Кабалевского, 1-8 кяаС' сы. - М..2005. -С. 13. 2 Абдуллин О.Б., Николаева Е.Б. Теория музыкального обрязовавя)1 Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2004. - С. 107-1°°' 126 „еняями. Так, например, с древне японским способом музыкальной записи (Honkyoku) и с западноевропейской невменной тйЦией. При этом проводятся интересные для детей параллели между древнерусской музыкальной письменностью, исходящей из вокальной певческой природы звука, и древнеянонской музыкальной письменностью, предназначавшейся для исполнили-инструмент ал истов (бамбуковая флейта). В сравнении этих нотаций отмечаются как общие для них черты (способ записи с помощью невм или иероглифов), так и их особенности (как; например, отсутствие определенной высоты у знаков древнерусской письменности и фиксация определенной высоты звука в древне-японской письменности). При этом учитель не только объясняет материал, но и иллюстрирует его на примере вокального звуча-ния* исполнив японскую песню в традициях данной музыкальной культуры. На этом же уроке учитель показывает детям и образцы древ-иеевропейской музыкальной письменности с тем, чтобы ребята могли составить о ней первоначальное представление [IV/1]. Как уже отмечалось, музыкально-теоретическая деятельность учащихся включает в себя знания, которые непосредственно связаны с самыми различными видами исполнительской музыкальной деятельности, в первую очередь, с хоровым пением. Важно, чтобы учащиеся знали, как надо сидеть/стоять во время пения, как открывать рот, как петь по руке дирижера-учителя музыки и др. В той же мере имеют место знания, относящиеся к игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластической деятельности учащихся и т.д. Главным при этом является достижение результата - перевода полученных знаний в действие, то есть в умения и навыки использовать эти знания и, что еще более важно, - выработка привычки следовать им. Отсюда легко сделать вывод, что показателем эффективности Теоретической деятельности учащихся в процессе музыкальных занятий являются, главным образом, сформированные на основе имеющихся знаний умения и навыки в том или ином виде музы-кальноц деятельности. 1 |