Главная страница
Навигация по странице:

  • Терция - «Ходит зайка по саду» , «У кота-воркота» ,Кварта - «Куры, гуси да индюшки» , «Скок-скок-поскок» , «Савка и Гришка»

  • Квинта - «Пойду ль я, выйду ль я, да»

  • Приёмы развития слуха и голоса детей

  • Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения

  • Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся

  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

  • ММВ Ответы начало. Цель и задачи музыкального воспитания в учреждениях общего среднего образования


    Скачать 309.42 Kb.
    НазваниеЦель и задачи музыкального воспитания в учреждениях общего среднего образования
    АнкорММВ Ответы начало.docx
    Дата04.04.2018
    Размер309.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаММВ Ответы начало.docx
    ТипДокументы
    #17604
    страница11 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    Прима - «Андрей-воробей», «Барашеньки-круторожрньки», «Доп-дон», «Сорока-сорока».

    Секунда - "Уж как шла лиса по травке" (одна -две первые фразы),

    Терция - «Ходит зайка по саду», «У кота-воркота»,

    Кварта - «Куры, гуси да индюшки», «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка» (запев песни).

    Квинта - «Пойду ль я, выйду ль я, да» (первая фраза), «Во поле береза стояла» (первая фраза), «Со вьюном я хожу» (первая фраза).

    Для распеваний в квинтовом диапазоне можно также использовать начальные фразы известных авторских песен - М. Красева «Елочка», В. Калинникова «Тень-тень», вокализирование пьесы Э. Грига "Утро".

    Кроме того, в практике музыкантов существует ряд популярных распеваний, приемлемых при работе в школе: «Родина моя» (нисходящий мажорный звукоряд в

    объеме квинты), «Утром я встаю, песенку пою» (мажорный звукоряд в объеме квинты сначала вверх, затем вниз), «Милая мама» (четырехкратное повторение одной фразы в секвенции от четырех нисходящих звуков, допустим, от соль, фа, ми и ре с приходом в тонику до).

    Диапазон распеваний в начальной школе вполне можно ограничить квинтовыми ходами. Если учесть, что распевание неоднократно повторяется от разных звуков, то обычно рабочий диапазон классного хора достигает в течение учебного года нужного размера, позволяющего впоследствии после ряда распеваний исполнить гамму до мажор со словами «Вверх по ступенькам поднимись, потом обратно вниз спустись».

    Нередко учителя предпочитают проводить музыкальные распевания, когда дети не сидят, а стоят возле своих мест. Это дает возможность учащимся менять свои позы во время занятий, снимая нагрузку с одних мышц и перенося ее на группу других, что способствует снятию усталости на уроке.

    При достижении некоторых результатов в исполнении попевок, можно перейти к более сложному виду музыкальной деятельности - разучиванию и исполнению песен.
    Методика разучивания песен состоит из четырех этапов
    *слушания песни,
    *ее разбора с детьми,
    *разучивания слов и мелодии
    *и художественной отработки звучания каждого из ее куплетов.

    Приёмы развития слуха и голоса детей

    При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени.

    Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса можно выделить следующие.

    Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

    • Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;

    • Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

    • Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;

    • Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;

    • Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;

    • Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;

    • Пение «по цепочке»;

    • Моделирование высоты звука движениями руки;

    • Отражение напровления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;

    • Настройка на тональность перед началом пения;

    • Устные диктанты;

    • Задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать слуховое внимание;

    • Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;

    • В процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом;

    • Письменные и устные задания на анализ вокального исполнения;

    • Выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов и воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах и т.п.

    Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

    • представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;

    • вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;

    • вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;

    • выработка активного piano как основы воспитания детского голоса;

    • при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;

    • расширение ноздрей при входе (а лучше – до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;

    • целенаправленное управление дыхательными движениями;

    • произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;

    • беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;

    • проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;

    • речевая декламация, допускающая модуляции голоса по высоте, однако при условии стабильного положения гортани; эта декламация рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически вокальными; выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения;

    • нахождение главного по смыслу слова в фразе; придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;

    • вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.

    • сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на одном уроке, так и при формирование концертных программ.

    Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:

    • творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;

    • запись основных правил пения на плакатах;

    • постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

    • организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;

    • юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях;

    • различные индивидуальные задания и рисунки на тему исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;

    • одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;

    • использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиции, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;

    • формирование личностного и социального смысла певческой деятильности.

    Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.

    Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже представление «в уме» звука до того как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т.п.

    Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.

    В певческой практике употребляется термин вокальный слух и это понятие более обширно, чем музыкальный слух. Вокальный слух – способствует различать в голосах различные оттенки, нюансы, краски и возможность определять каким движением мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске.

    В. П. Морозов писал: «Вокальный слух это прежде всего не только слух, а сложное музыкально вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, и некоторых видов чувствительности. Сущность вокального слуха в умении осознать принцип звукооброзования..»

    Вокальный слух имеет прямое отношение к восприятию певческого голоса и к воспроизвидению.

    ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

    Инструментальное музицирование — это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных для ученика музыкальных инструментах. Существуют различные методические пути включения в урок игры на музыкальных инструментах, наиболее разработанным среди которых является ее представление в системе музыкального воспитания Карла Орфа. Во всем мире стал известен доступный для детского музицирования инструментарий. Основными приемами является инструктаж (как и что играть), работа с оркестровыми партитурами, творческие задания по созданию оркестровок. Например, учащемуся показывается прием игры на тамбурине и дается задание исполнять все слабые доли в двухдольном танце. Слушание музыки, пение во взаимодействии с инструментальным исполнением позволяет практически участвовать в творческом акте, а процесс накопления музыкальных образов становится реальным и прочным в личном багаже ученика. Партитуры оркестровок музыкальных произведений можно найти у целого ряда авторов методических пособий для учителя музыки.

    Содержание и организация игры детей на музыкальных инст-ентах во многом определяются условиями, в которых работа-L учитель. Прежде всего, это тот набор музыкальных инструмен- которыми он располагает, а также возрастные особенности тей, с которыми проводятся музыкальные занятия, и их предшествующий опыт игры на музыкальных инструментах.

    Включение в занятия игры на музыкальных инструментах отвечает возрастным особенностям прежде всего младших школьников, а также подростков, их потребности в художественном выражении, вносит в урок игровое начало, способствует созданию атмосферы увлеченности, интереса к музыкальным занятиям.

    Задачи и содержание обучения игре на музыкальных инструментах

    В педагогической практике учитель музыки обращается к инструментальному исполнительству для решения еамых разных задач:

    • развития музыкальных способностей учащихся;

    • приобщения их к народным инструментальным традициям;

    • овладения различными теоретическими знаниями;

    • закрепления знаний о пройденных музыкальных произведениях.

    В соответствии с поставленными задачами определяется, с о -Держание инструментальной деятельности.

    Введение инструментального музицирования в процесс музыкальных занятий способствует развитию всех без исключения сторон музыкального слуха (звуковысотного, мелодического, ладового, тембрового, динамического, гармонического, полифонического и т.п.). Игра на музыкальных инструментах создает благоприятные условия для освоения учащимися нотной, в том числе партитурной, записи1.

    В начальной школе осуществляется накопление учащимися опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллектив-


    ' Абдуллия Э.Б., Николаева E.Ei.

    ном музицировании, главным образом, на элементарных музы. кальных инструментах. Такой опыт приобретается:

    • в процессе исполнения специально написанных учителе^ оркестровых партитур;

    • в процессе выполнения детьми заданий импровизационного плана;

    • при сочинении учащимися под руководством учителя ритмического аккомпанемента к разучиваемым песням или произведу. ниям, с которыми они знакомятся в слушательской деятельности;

    ■ при сочинении учащимися под руководством учителя инструментальных и вокально-инструментальных композиций.

    Следует подчеркнуть, что в настоящее время возможности вве-дения в содержание занятий игры на музыкальных инструментах :в условиях общеобразовательных учебных заведений весьма ограничены. Как правило, учителя имеют в своем распоряжении лишь самые простые, преимущественна ударные музыкальные инструменты: бубен, барабан, треугольник, маракасы, трещотки. Значительно реже имеется возможность использования на уроках мет&ллофонов и ксилофонов, а также некоторых народных музыкальных инструментов, как пример, - ложки.

    В то же время необходимо иметь в виду, что игра даже на таких инструментах расширяет круг знаний учащихся о музыкальных инструментах, способах игры на них, требует целенаправленной работы по формированию навыкав звукоиавлечекия и звуко-ведения, координации движений, различения тембровых и динамических особенностей звучания. Приобретение таких навыков направлено, прежде всего, на формирование умений проникагьв художественный образ произведения и способности творчески воссоздавать его в процессе исполнения. Особое значение имеет формирование умений и навыков слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания в игре на инструментах, умений следовать дирижерским указаниям.

    В основной школе-предусматринается расширение опыта творческой деятельности учащихся в музицировании на элементарны* инструментах. Усложнение учебных задач направлено преЖДе всего на постижение учащимися процесса исполнения музыки ка" искусства интерпретации. В соответствии с этим большое внимание придается формированию у подростков умений и навыков* связанных с интерпретацией разучиваемых и исполняемых йч струментальпых композиций, как, например:

    90


    • предлагать свой вариант их исполнительской трактовки;

    • сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбить из них предпочтительный вариант;

    • оценивать качество воплощения избранной интерпретации в
    с9оем исполнении,

    Большое значение придается вовлечению учащихся в процесс музыкально-композиционного инструментального творчества. С этой целью в содержание музыкальных занятий вводятся инструментальные импровизации, а также создание инструментальных иди вокально-инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений. Выполнение такого рода заданий способствует формированию у учащихся соответствующих умений и навыков1.

    Государственными нормативными документами предусматривается также возможность использования па музыкальных щня-тиях информационно-коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений; приобретение опыта творческой деятельности в музицировании на электронных инструментах.

    Поэтому, продумывая содержание и организацию обучения детей игре на музыкальных инструментах, следует учитывать, что в ряде школ имеются синтезаторы. Как показывает опыт, ребят, особенно мальчиков в подростковом и юношеском возрасте, привлекает игра на этом инструменте, что повышает их интерес к музыкальным занятиям. Однако, в настоящее время введение в содержание занятий обучения игре на синтезаторе возможно, главным образом, в системе дополнительного образования, поэтому в настоящем разделе ограничимся только упоминанием об этом направлении работы,

    Методические подходы к отбору содержания и организации игры на музыкальных инструментах

    Из большого количества разнообразных методик введения игры на музыкальных инструментах в содержание музыкальных занятий в учебных заведениях общеобразовательного типа ограничимся рассмотрением некоторых позиций, получивших наибо-

    1 Более подробно данный аспект получает освещение в разделе «Задачи, Удержание и организация музыкально-композиционной деятельности».

    91
    лее широкое распространение в современной педагогической прац. тике'.

    Композитором-педагогом М.И. Ройтерштейном предложу систематизированный музыкальный материал для самостоятельного музицирования учащихся на простейших инструментах под руководством учителя2. В него вошли:

    • пьески, предназначенные для совместного исполнения детьми 'вместе с учителем;

    • образцы вокально-инструментального детского творчества;

    • несложные ритмические партитуры к произведениям дла слушания.

    По их образцу сами учителя или учащиеся с их помощью (в зависимости от конкретных образовательных задач) могут составлять, обрабатывать, сочинять и новые «свои» песенки и пьески.

    В процессе работы с произведениями, помещенными в данном сборнике, автор рекомендует использовать их в определенной последовательности, поскольку каждая песня, пьеса, партитура (за исключением однотипных) в сравнении с предыдущей строится на элементах музыкального языка, ранее усвоенных учащимися, а новые элементы вводятся постепенно.

    Кроме того, каждую миниатюру предлагается рассматривать как познавательный материал, при изучении которого происходит целенаправленное развитие:

    • первоначальных умений и навыков игры на простейших музыкальных инструментах;

    • элементарных вокально-технических умений и навыков;

    • ладового, ритмического чувства-и чувства музыкальной формы;

    • представлений о моделях самостоятельного творчества, о принципах сочинения шумового или мелодического вступления к песне или пьесе, о простейшем аккомпанементе к мелодии -с

    1 Далее раскрываются методические подходы, предлагаемые отечествен
    ными педагогами-музыкантами. Музыкально-педагогическая концепция
    К. Орфа в данном разделе не рассматривается, поскольку ее детальная ха
    рактеристика входит в содержание другого учебного предмета: «История
    музыкального образования*, а также в музыкально-педагогический прак
    тикум «Содержание и организация игры на музыкальных инструментах*-

    2 Далее излагаются основные положения концепции автора, представ
    ленные в методических рекомендациях Л.Г. Дмитриевой и М.И. РойтерШ'
    тейна «Школьная музыка» -М., 1984. - С. 3-5.

    бором подходящего инструмента, тембр которого способствует ' «более яркой передаче характера произведения.

    Поэтому на занятиях одни и те же вокально-инструменталь-ie миниатюры рекомендуется использовать в различных формах работы:

    • как упражнения для расиеванкя;

    • как инструментально-мелодический этюд;

    » как материал для усвоения вычлененной характерной ладовой ячейки или конкретного ритмического рисунка;

    • как своего рода образец для: самостоятельного творчества.
    Отдельные элементы предлагаемых образцов можно успешно

    использовать е играх, творчестве детей, в качестве материала для комбинирования, варьирования., импровизации и развитии представлений о музыкальном синтаксисе.

    Одной из форм подготовки детей к работе с предложенным материалом может стать известная игра «Эхо». Цель ее — формирование представлений о вокально-технических, интонационных умениях, об элементарных навыках, связанных со звукоизвлече-нием на инструментах {с учетом принципа их настройки) и активизацией ладового и ритмического чувства.

    Среди предлагаемых в учебном материале песен, пьес есть произведения, сходные между собой по ладовым, ритмическим оборотам и по построению партитуры. Это сделано М.И. Ройтерштейном не только с целью предоставить студенту возможность выбрать материал, исходя из способностей детской аудитории, с которой он работает, но и для того, чтобы можно было сравнить два образца в чем-то близких друг другу и вместе с тем контрастных по настроению. Подчеркивается, что на таких примерах эффективней всего объяснить и дать почувствовать учащимся, что сочетания одних и тех же ступеней лада (или ритмических длительностей) позволяет создать различные музыкальные образы, а общий характер музы-Ки зависит от совокупности средств музыкальной выраэительное-л'- ритма, темна, динамики, способа звукозедения и т д.

    Для закрепления этих важных представлений рекомендуют-

    творческие задания, как, например, сочинить на заранее задан-

    ступенях колыбельную и маршевую мелодии. Инструмен-

    ьные задания такого плана особенно полезны детям со слабой

    РДинацией слуха и голоса,

    Детальное методическое раскрытие проблема обучения уча-я игре на музыкальных инструментах получила в работах



    92
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта