ММВ Ответы начало. Цель и задачи музыкального воспитания в учреждениях общего среднего образования
Скачать 309.42 Kb.
|
Слушание музыки ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА Предлагаемые обстоятельства — метод, широко применяемый в методической системе К.С. Станиславского. Его суть заключается в том, что перенесение в воображаемую ситуацию освобождает человека, расширяет горизонты его фантазии, обстановка оказывает влияние на эмоциональное состояние, чувства и мысли. Учителями музыки также часто применяется прием, когда достаточно только направить воображение ребят, используя волшебные слова «представьте себе» или «попытайтесь представить». А предложить можно сказку, лес, море, пору года, роль героя и его обстоятельства и много другое. Г.Б. Вершинина при слушании музыкального произведения К. Дебюсси «Сирены» предлагает ребятам путешествие: «Вы можете предложить ребятам совершить вместе с отважными мореплавателями далекое, полное опасностей путешествие на прекрасный остров Мечты. Именно там прячутся от чужих глаз пленительные морские девы. (Звучат первые фразы ноктюрна, вы продолжаете на музыкальном фоне). «Представьте себе, что мы несемся на всех парусах по взволнованному морю. С каждым мгновением все бурливее становится его гладь… В лицо летят соленые брызги. Сердце сжимается в тревоге: что ждет нас там, за быстро темнеющим горизонтом? Глаза устали всматриваться в мрачную даль… Но что это? Чьи дивные голоса зазвучали в волнах? Кто это резвится и плещется вокруг корабля?» [60, с. 141]. КИНОЛЕНТА ВИДЕНИЙ Музыка способна рождать в нашем сознании представления, которые являются необходимой формой познания, и нужно научить ребят этому процессу, показывая многозначность музыкального образа, интонаций, обогащая урок рассказами о своих представлениях. Вопросы вроде: «Что вы представили, слушая это произведение?» — обычно на уроках учителем облекаются в различные формы: «Что бы вы сняли на пленку, если бы были кинооператорами, на эту музыку?» — или: «Представьте, пожалуйста, те образы, которые возникают в вашем воображении по ходу звучания музыки, в виде киноленты видений. Потом мы обменяемся своими впечатлениями». Этот прием внес в театральную теорию еще К.С. Станиславский [243]. ФАНТАЗИИ В МАТЕРИАЛЕ Слушание музыки может сочетаться с творческой работой учащихся в любом материале. Создание фона, подбор реквизита для погружения в эпоху, рисование под музыку, лепка, аппликация, подбор природного материала (листья, цветы, веточки, камешки, стеклышки, бусинки и т.д.), стихов, отрывков из прозы, картин, рисунков, для выражения образного содержания музыки — все можно направить на постижение музыки, возвращаясь неоднократно к ней, фантазируя в предлагаемой образной сфере, вступая в творческий диалог с композитором. Особенно эффективной такая форма работы может быть на нетрадиционных уроках, где больше времени уделяется свободному творчеству. ПОЕМ ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ Музыка является тем временным видом искусства, образы которого, во времени разворачиваясь, исчезают вместе с последним звуком и остаются только в наших представлениях. Слуховые представления могут искажаться до неузнаваемости и разрушаться, если память не сохранит мелодической основы музыкального произведения. Когда «мелодия на слуху» (выражение, которое говорит о присвоении человеком мелодии, позволяет судить о прочности и оперативности мелодий в памяти), легко обратиться к своей музыкальной памяти. Чем накопление музыкальных впечатлений богаче, тем и личность в целом ярче. Для разучивания тем, мелодий инструментальных произведений нужно специально их выделить, странспонировать в удобные для пения тональности. Петь мелодии можно с закрытым ртом, на гласные звуки, на слоги (ля, ла, па, та), с названием нот, а можно придумать с ребятами слова. В школьной программе немало примеров того, как помогают такие опорные сигналы, как слова, запомнить мелодию. Например, на мелодию пьесы «Утро» Э. Грига предложены слова: «Солнышко всходит, и небо светлеет, природа проснулась, и утро пришло». Пропевание мелодий может быть и перед прослушиванием произведения и после ознакомления с ним, это не имеет принципиального значения. ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ Инструментальное музицирование — это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных для ученика музыкальных инструментах. Существуют различные методические пути включения в урок игры на музыкальных инструментах, наиболее разработанным среди которых является ее представление в системе музыкального воспитания Карла Орфа. Во всем мире стал известен доступный для детского музицирования инструментарий. Основными приемами является инструктаж (как и что играть), работа с оркестровыми партитурами, творческие задания по созданию оркестровок. Например, учащемуся показывается прием игры на тамбурине и дается задание исполнять все слабые доли в двухдольном танце. Слушание музыки, пение во взаимодействии с инструментальным исполнением позволяет практически участвовать в творческом акте, а процесс накопления музыкальных образов становится реальным и прочным в личном багаже ученика. Партитуры оркестровок музыкальных произведений можно найти у целого ряда авторов методических пособий для учителя музыки. ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ Пластическое интонирование — это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Главное здесь — выражение характера, эмоционального содержания. Обобщенное эмоциональное состояние в жесте, движении, пластике бывает настолько выразительным, что не потребуются никакие слова и объяснения. Движения при этом могут быть самыми различными: движения рук, мелкая моторика пальцев, покачивание корпуса, наклоны головы, шаги, элементы танца и т.д. Перед тем как включать задание на пластическое интонирование в процесс слушания музыки, учитель может вспомнить с ребятами несколько характерных для данного типа образов (лирических, эпических, драматических и др.) движений, чтобы работа учеников в этом направлении была осмысленной. Творческие этюды по пластической интерпретации музыкальных произведений — своего рода исполнительская деятельность, которая наряду с пением, инструментальным музицированием обеспечивает «проживание» музыки учащимися. СВЯЗЬ С ТЕМОЙ Одна из самых сложных, но очень важных задач — научить ребят самостоятельно ориентироваться в мире музыки. Хорошо, когда у человека развито шестое чувство — интуиция, и он, пусть даже не объясняя для себя и других логику своих выводов, стоит на верном пути, тонко чувствует и адекватно оценивает музыкальные явления. Но общество в целом нуждается в понятиях, категориях, обобщенных знаниях, которые послужили бы ключом к осознанному восприятию искусства, в данном случае музыки. Усвоение каждой из таких категорий процессуально, оно должно быть организовано во времени и базироваться на понятиях, выделенных как из различных областей (наук): философии, психологии, искусствоведения, музыковедения и др., — так и из самой жизни. Скажем, обобщением в виде темы могут послужить чувства, эмоции, состояние, проблема, образ, явление, музыковедческое понятие и т.д., например: «Море», «Любовь», «Творчество», «Агрессия», «Свобода», «Отчаяние», «Одиночество», «Судьба, рок», «Добро и зло», «Интонация», «Лирический образ», «Драматургия», «Сказка в музыке», «Музыка кино», «С.В. Рахманинов» и многие другие. Уровень обобщенности темы при этом весьма различен и во многом будет зависеть от возраста и подготовленности учащихся. Найденное актуальное ключевое понятие становится центром, ядром музыкальной работы в любом виде, в разных аспектах, при этом может являться изначальной проблемой, методологией поиска и результатом совместного творчества учителя и учащихся. Просто сообщение, информация о таких ориентирах теряет смысл, если не закрепляется в практической работе, в комплексе ведущих и частных умений. Тема содержит суть обобщения, может быть сформулирована довольно развернуто — до целого предложения. Тематическое изучение материала — известный ход в преподавании самых различных дисциплин: литературы, истории, математики, физики, родного и иностранного языка и др. Тема не всегда может претендовать называться основной категорией учебной дисциплины, но обязательно влечет за собой использование метода обобщения. Раскрывая любую книгу, предлагаемую в помощь постижения музыки, мы видим темы: мелодия, лад, гармония и другие, связанные с музыкальным языком; балет, симфония, музыка к кинофильмам, программная музыка: различные стилевые направления: барокко, венский классицизм, романтизм и т.д. Все подобные обобщения — результат развития музыковедения и человеческой практики и, следовательно, возможный объект изучения. Особую актуальность данный метод приобрел для учителей музыки начиная с 1986 года, с внедрением вариантов программ по музыке, основанных на системе музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского [241], где сохранялся тематический стержень. Система музыкального воспитания Кабалевского явилась в свое время выдающимся открытием, так как именно в ней были выделены из музыковедения и сформулированы, а затем выстроены в логически последовательную систему основные ключевые понятия музыкального искусства. Автор при этом подчеркивал: «Творчески подходя к программе, учитель ни в коем случае не должен разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем — основа основ данной программы». То есть надо сказать, что вводимое обобщение в виде темы, как правило, не единственное, оно имеет свой ряд, свою условную систему. Система тем, отражающих суть предмета, может быть довольно консервативной. Так, сложение, вычитание, умножение всегда в различном виде присутствуют в математике, части речи — в языкознании, интонация, художественный образ, музыкальная форма — в музыке и т.д. Но что касается непосредственно тем уроков, то здесь, несомненно, могут быть различные варианты, творчески осмысленные как в методической литературе, так и непосредственно самим учителем. Ключевые знания и ведущие умения обобщены в сознании и составляют основу музыкальной культуры личности. Именно обобщенность делает их легко переносимыми на любую ситуацию, на любые музыкальные произведения. За процессом освоения обобщенных категорий лежит определенный методический путь, базирующийся на методах индукции и дедукции (от частного к общему и от общего к частному), в совокупности составляя определенный метод музыкальной педагогики — метод музыкального обобщения. Он был расписан довольно детально Э.Б. Абдуллиным в книге «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе» в связи с разработкой методических путей изучения музыки по программе, содержащей систему обязательных тем [1]. Основных обобщенных понятий немного, и они развиваются чаще всего в пределах четверти, полугодия, в некоторых программах — в пределах года, а иногда и двух лет. И как бы ни менялись программы по музыке, в них всегда останутся более или менее логично выстроенные темы-обобщения. Но если темы — обобщения четвертей и полугодий всегда формулируются и специалистами в данной области, то от учителя зависит формулирование тем урока, которые с течением времени, естественно, модифицируются. Главной целью использования метода музыкального обобщения является решение необходимых задач по обучению, воспитанию, развитию учащихся, а в целом — по формированию личности школьника. На первый план выдвигается непосредственно усвоение самого ключевого понятия, которое и организует весь учебный процесс. Однако степень его роли в предмете может быть различна, а вот методология поиска, методология формирования осознанного подхода к музыке и является тем результатом, который при усвоении учащимися выходит на преобразование личности. Э.Б. Абдуллин выделяет три последовательных действия метода в процессе формирования обобщенных знаний. Первое действие соответствует подготовительному этапу и направлено на активизацию жизненного и музыкального опыта школьников. Главное на этом этапе — обеспечить условия для того, чтобы последующее изучение новой темы не проходило формально, без опоры на слуховой и исполнительский опыт ребят. Так, если тема «Богатство и разнообразие белорусской народной музыки», то необходим процесс накопления учащимися соответствующего музыкального репертуара, представлений о формах его бытования, владение исполнением, на что можно было бы опереться на данном уроке. Второе действие метода направлено на усвоение нового ключевого понятия. Здесь основное значение приобретают приемы проблемного обучения, создание поисковых ситуаций на уроке, чтобы докопаться до сущности понятия, явления и включить его в музыкально-практическую деятельность. Так, в работе с темой «Что такое музыкальная речь?» используются музыкальные произведения, на которых легко учащимся давать серию заданий по определению средств музыкальной выразительности, как, например в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк», где достаточно ярко и показательно для создания музыкальных образов используются регистр, темп, тембр, динамика и другие средства музыкальной выразительности, о которых в отдельности речь уже шла и с которыми ребята уже знакомы, а теперь предстоит как бы подвести их к самостоятельно сделанным обобщениям. При работе в любом виде с музыкой: в пении, слушании, движении, сочинении; от понятия к практической работе и наоборот — укрепляется новый уровень осознания учениками музыкальной деятельности в целом. Третье действие метода музыкального обобщения связано с закреплением ключевого знания в различных видах музицирования, когда усвоенные пути используются без лишних объяснений, в том числе в новых ситуациях (на новом произведении, в новом виде музыкальной деятельности, при решении других задач и т.д.). Так, однажды проработав специально тему «Музыкальная форма», разобрав закономерности и механизм построения музыки, работая над любым музыкальным произведением, новым или просто повторяемым, возможно, в другом классе и в другой общей теме, мы вновь обращаемся к анализу музыкальной формы, дополняя знание новыми частностями. Все это способствует развитию и формированию художественного мышления. Весь процесс конкретизируется в определенных методических канонах с грамотным применением словесных, наглядных и практических методов и приемов. ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Чередование литературного текста и музыки может представлять интересную для восприятия художественную композицию, которая помогает постижению музыки. Литературной канвой для таких композиций может быть литературный источник программных произведений, созвучные по идеям, эмоциональному настрою, характеру сказки, рассказы, стихи, пьесы, отрывки из романов и повестей. Например, в литературно-музыкальной композиции Н.С. Адлер по балету П.И. Чайковского «Лебединое озеро» в простых и доступных музыкальных фрагментах (более 20-ти), данных в переложении для фортепиано, представлена музыка балета на фоне сказки-легенды, специально адаптированной для композиции: «Лунная ночь была так хороша, так тихо и спокойно было кругом, что девушки-птицы, забыв о горестях, беззаботно резвились на поляне. Устав от беготни, старшие вздумали учить малышей танцам. Принц и Одетта, сидя вдвоем у самой воды, не могли сдержать улыбки, наблюдая, как старательно пытаются дети повторять все движения взрослых, как сосредоточенны и полны серьезности их детские личики». (Звучит «Танец маленьких лебедей»). Нередко учитель сам пишет текст для музыкально-литературных композиций. По многим операм и балетам составлены такие композиции, однако, для уроков целиком их невозможно использовать из-за ограниченности времени. Учителю следует выбрать нужный фрагмент с ориентацией на задачи в определенном классе и доработать до той формы, которая позволит ввести ее в урок. СОПОСТАВЛЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ Любое сопоставление, сравнение предоставит учащимся предмет для размышления, что дает возможность думать, анализировать, делать умозаключения, выводы, находить особенности и отличительные признаки художественной выразительности. Для этого нужно найти материал для урока, не менее двух образцов (можно и больше): два музыкальных образа, в чем-то сходных или контрастных; две интерпретации одного и того же произведения (разные исполнители); исполнение музыкального произведения на разных инструментах или сравнение вокального и инструментального исполнения; образы в разных видах искусства (литературе, живописи и музыке); два музыкальных жанра, два стиля, два ритма и т.д. НАСТРОЙКА НА НОВУЮ ТЕМУ Урок пройдет на более высоком уровне, учащимся понадобится меньше времени, чтобы войти в диалог с учителем по теме урока, при этом обеспечивается активность большего числа детей, если новая тема предваряется домашним заданием. Задание при этом может не вызывать особых затруднений. Например, всегда среди уроков на тему природы в музыке будет пора года: осень, зима или весна. Можно предложить учащимся собрать маленькие детали: зеленую веточку или несколько осенних листочков, стихи, которые когда-то учили, кораблик для весеннего ручейка, рисунок из своего альбома, музыку, созвучную представлениям о весне или осени, и т.д. Если музыка будет представлять культуру какой-либо страны — предварительно узнать об этой стране как можно больше. В музыке всегда есть чувства, эмоции, настроения, о которых лучше поговорить на уроке, после того как дети вспомнят, испытали ли они когда-нибудь подобное чувство, пришлось ли пережить то или другое настроение, столкнуться с эмоциональной реакцией своих близких. Хорошими помощниками в подготовке новой темы смогут стать учащиеся музыкальной школы, которые способны сыграть или спеть мелодию или все произведение. ПИСЬМО УЧИТЕЛЮ Каждому человеку приходится писать письма друзьям, знакомым, всем тем, с кем можно разделить свои интересы. Культуре выражения своих впечатлений и умению поделиться ими с родными и друзьями нужно воспитывать с детства. Письмо учителю как форма домашнего задания дается не сразу, а после нескольких кратких письменных классных работ, когда наберется необходимый для разговора о музыке словарный запас. В письме можно попросить написать о своем любимом произведении, о той музыке, что обратит внимание в течение недели или о той, что слушали на уроке, концерте. В письме не исключаются и пожелания учителю. |