Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель

  • 1). Сравнивать предметы между собой

  • Социально-коммуникативное развитие

  • картотека игр. Картотека дидактических игр. Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы по образовательным областям фгос речевое развитие


    Скачать 81.45 Kb.
    НазваниеКартотека дидактических игр для детей подготовительной группы по образовательным областям фгос речевое развитие
    Анкоркартотека игр
    Дата08.06.2022
    Размер81.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКартотека дидактических игр.docx
    ТипДокументы
    #577024
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Познавательное развитие

    1. «Описываем различные свойства предметов».

    Описать любой предмет или игрушку.

    Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.

    Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.

    Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке?

    Расскажи эти сказки.

    "Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.

    1. «Съедобное – несъедобное». (с мячом).

    Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

    Оборудование: список названий предметов.

    Описание. Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.

    Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может.

    Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать,

    например стрекозу, отвечайте: «Летает» — и показывайте, как она это делает, — разведите руки в стороны,

    как крылья.

    Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».

    Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка,

    дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет,

    ковер...

    Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

    1. «По новым местам».

    Цель: формирование моторно-двигательного внимания, развитие скорости движений.

    Оборудование:заранее обозначенные кружки для каждого ребенка.

    Описание: Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок, свое место — разбегается

    «по новым местам», оказываясь в новом кружке.

    Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «По новым местам».

    Каждый из вас должен встать в кружок-домик. Когда я скажу: «На прогулку!»,

    все за мной друг за другом начнут «гулять». Но когда я скажу: «По новым местам!»,

    все должны найти себе новый кружок-домик. Кто займет новый домик последним — считается проигравшим.

    Начинаем игру».

    Примечание. Ходить «на прогулку» можно под музыкальное сопровождение или песню

    1. Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

    «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет».

    «Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка».

    «Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать».  

    «Голубой   платок,   алый   колобок,   по   платку   катается,   людям улыбается».  

    «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку».

    «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».

    1. «Ищем одинаковые свойства предметов».

    Задания:

    1. В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи.

    2. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые..

    2. Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые.

    1. «Сравнение предметов».

    1). Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия. Материал:

    геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров.

    (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур

    маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

    2). "Сравнение слов".

    Для сравнения даем пары слов:

    • муха и бабочка;

    • дом и избушка;

    • стол и стулья;

    • книга и тетрадь;

    • вода и молоко;

    • топор и молоток;

    • пианино и скрипка.

    Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем

    они похожи? А чем отличаются друг от друга?

    1. Игра.

    Приготовить 15 различных предметов.

    Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок,

    кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.

    Отобрать:

    • металлические предметы,

    • съедобные,

    • тяжелые,

    • мягкие,

    • белые,

    • круглые,

    • длинные,

    • деревянные,

    • маленькие,

    • прямоугольные,

    • которые можно повесить за нитку.

    1. «Обобщение-исключение».

    1).  Поиск лишней картинки

    2).  Последовательность работы:

    • «3 лишний» (с картинками);

    • «4 лишний» (с картинками);

    • «3 лишний» (на словесном материале);

    • «4 лишний» (на словесном материале). Вопрос: «Почему лишняя?»

    • «Как можно одним словом назвать оставшиеся предметы?»

    НАБОРЫ СЛОВ:

    1.  Стол, стул, кровать, чайник.

    2.  Лошадь, собака, кошка, щука.

    3.  Елка, береза, дуб, земляника.

    4.  Огурец, репа, морковь, заяц,

    5.  Блокнот, газета, тетрадь, портфель

    6.  Огурец, арбуз, яблоко, мяч.

    7.  Волк, лиса, медведь, кошка.

    8.  Фиалка, ромашка, морковь, василек.

    9.  Кукла, машина, скакалка, книга.

    10.Поезд, самолет, самокат, пароход.

    11 .Воробей, орел, оса, ласточка.

    12.Лыжи, коньки, лодка, санки.

    13.Стул, молоток, рубанок, пила.

    14.Снег, мороз, жара, лед.

    15.Вишня, виноград, картофель, слива.

    16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.

    17.Река, лес, асфальт, поле.

    18.Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.

    19.Парта, доска, учебник, ежик.

    20.Змея, улитка, бабочка, черепаха.

    21.Краски, кисти, чайник, полотно.

    22.Шляпа, крыша, дверь, окно.

    23.Молоко, чай, лимонад, хлеб.

    24.Нога, рука, голова, ботинок.

    25.Храбрый, злой, смелый, отважный.

    26.Яблоко, слива, огурец, груша.

    27.Молоко, творог, сметана, хлеб.

    28. Час, минута, лето, секунда.

    29.Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

    30.Платье, свитер, шапка, рубашка.

    31 .Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

    32.Сосна, береза, дуб, земляника.

    33.Книга, телевизор, радио, магнитофон.

    1. «Назови одним словом».

    Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет,

    как их можно назвать одним словом:

    1.  суп, каша, гуляш, кисель;

    2.  лошадь, корова, овца, свинья;

    3.  курица, гусь, утка, индейка;

    4.  волк, лиса, медведь, заяц;

    5.  капуста, картофель, лук, свекла;

    6.  пальто, шарф, куртка, костюм;

    7.  туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

    8.  шапка, кепка, тюбетейка, берет;

    9.  липа, береза, ель, сосна;

    10.зеленый, синий, красный, желтый;

    11.шар, куб, ромб, квадрат;

    12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

    13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус;

    1. Выведение: угадывание, додумывание на основе уже имеющихся данных.

    1.  Человек ел котлету. Он пользовался вилкой?

    2.  Маша испекла папе пирожок. Она его пекла в духовке?

    3.  Мама помешала кофе в чашке. Она пользовалась ложкой?

    1. Критичность познавательной деятельности.

    «Бывает - не бывает»

    Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок

    должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет,

    то мяч ловить не нужно.

    1.  Папа ушел на работу.

    2.  Поезд летит по небу.

    3.  Кошка хочет есть.

    4.  Человек вьет гнездо.

    5.  Почтальон принес письмо.

    6.  Зайчик пошел в школу.

    7.  Яблоко соленое.

    8.  Бегемот залез на дерево.

    9.  Шапочка резиновая.

    10.Дом пошел гулять.

    11.Туфли стеклянные

    |12.На березе выросли шишки.

    13.Волк бродит по лесу.

    14.Волк сидит на дереве.

    15.В кастрюле варится чашка

    1. «Запомни свое место».

    Дети располагаются определенным образом по периметру зала (например, в одном углу, у окна,

    у мяча на полу и т.д.) и запоминают свое место. Включается музыкальный фрагмент,

    дети свободно бегают по залу.

    Во время паузы они должны как можно быстрее:

    а) вернуться на свое место;

    б) занять место на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке.

    При большом количестве детей или если дети испытывают трудности в запоминании места и последовательности

    передвижения, можно объединить их в пары (дополнительно проставляется акцент на взаимопомощь и

    согласованность действий).

    1. «Найди пару».

    Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр,

    букв, слов, цветных карточек. Играют два или более участников.

    Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов.

    Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем

    участникам изображенные на них картинки.

    Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек.

    Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз.

    Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками.

    Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы за один ход

    открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки,

    игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко).

    При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются).

    Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.

    Социально-коммуникативное развитие

    1. Игра «Что мы знаем о Васе?»

    Играют 2-5 команд по 3-10 человек в каждой. От каждой команды вызывается по одному человеку.

    Назовем его условно Васей. Ведущий читает вопросы, а команды должны как можно точнее на них отвечать.

    Ответы пишут на листочках и сдают ведущему (команда сдает свой ответ,

    Вася сдает свой ответ, а ведущий сравнивает). Вопросы могут быть такими: дата рождения Васи, как зовут

    Васину маму, кто лучший друг Васи,  что Вася сегодня съел на завтрак? и т.д.

    Каждая команда отвечает на вопросы о своем игроке. За правильный ответ команде даются очки.

    Выигрывает та команда, которая набрала больше всех очков.

    1. Западня

    Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону,

    а внешний – в другую сторону. По сигналу руководителя оба круга останавливаются.

    Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота.

    Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него.

    Неожиданно руководитель подаёт следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз.

    Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню.

    Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

    1. Игра «Запомни внешность»

    Игра полезна для группы, где все мало знакомы. Играют 4-15 человек. Выбирается пара игроков.

    Предварительно изучив внешность друг друга, они становятся спина к спине.

    Все остальные начинают каждому из них по очереди задавать вопросы о внешности напарника.

    Например: сколько пуговиц у твоего напарника на кофте, какого цвета шнурки на ботинках? и т.д.

    Из этой пары проигрывает тот, кто быстрее даст 3 неправильных ответа.

    1. Игра «Ужасные гляделки»

    Все сидят или стоят в круге, опустив голову и закрыв глаза.

    На счет три все смотрят либо на того, кто сидит справа, либо на человека слева, либо прямо напротив.

    Если они встречаются глазами, оба вскрикивают и выходят из круга.

    Это повторяется до тех пор, пока все не выйдут из круга

    1. Игра «Салат»

    Хотя эта игра очень простая, но она может стать вашей любимой.

    Стоит сыграть в нее один раз и вам понравиться!

    Для игры нужны стулья в количестве на один меньше, чем игроков. Играют 10-20 человек.

    Все садятся на стулья, один остается в кругу. Он раздает каждому названия фруктов, овощей.

    Например, получилось, 3 яблока, 3 груши и 4 банана (стоящий в кругу берет себе тоже название фрукта).

    Начинается игра. Стоящий в кругу выкрикивает одно название: груша!

    Те, кто получил этот фрукт, должны поменять свое место. Опять остается один лишний.

     Он также выкрикивает название фрукта, а может сразу два.

    Если же выкрикивается слово «салат», то все игроки должны поменяться местами.

    Игра может продолжаться до бесконечности.

    1. Игра «Звонящий»

    У всех завязаны глаза, кроме ведущего. Он должен всё время перемещаться по комнате с колокольчиком в руке.

    Остальные пытаются поймать ведущего по звону колокольчика.

    Иногда они ловят друг друга и убеждаются что ошиблись, услышав звон колокольчика вдалеке.

    Игрок, поймавший и узнавший звонящего, становится ведущим

    1. Упражнение «Нити дружбы»

    Участники наматывают нить на палец, после чего говорят, что они больше всего любят и как обычно отдыхают,

    затем бросают клубок другому человеку.

    В результате в центре образуется «паутина», «сеть», «связующая нить», которая объединяет всех участников.

    Следующий этап – участники сматывают нить в обратном порядке и задают любой вопрос

    Дошкольникам можно предложить сначала говорить о своих трудностях и недостатках

    (что трудно дается или с какими своими чертами характера хотел бы расстаться),

    а в обратную сторону о том, что нравится в том человеке, которому бросают клубок,

    или за что ему благодарен на другом ее конце.

    1. Тренинг - "паутинка"

    Передаешь клубок тому человеку, которому хочешь, потому что... (называется качество), одному и тому же человеку нельзя два раза передать. начинает педагог, в итоге у каждого ребенка на пальчике ниточка - затем они отрывают по кусочку

    себе от общей паутинки и просят завязать узелком вокруг своего запястья того человека,

    которого они желают запомнить на всю жизнь. можно до 3 и больше узелков.

    при каждом завязывании - ребенок загадывает желание. удивительно, но эти ниточки еще долго дети носят.

    перед завязыванием необходимо сказать, что надо беречь эти нити дружбы, у того,

    кто будет бережно к ним относиться - желание сбудется и в тот день ниточка сама упадет.

    1. Упражнение «Доброта»

    Ведущий. В каждом из нас в той или иной степени развито чувство доброты, доброе отношение к людям.

    Что вы можете сказать доброго и хорошего о сверстниках, учителях, родителях?

    У вас есть 5 минут для того, чтобы подготовиться к рассказу.

    Вы самостоятельно выбираете человека, желательно, чтобы он был знаком другим

     участникам или присутствовал в группе. Ваш рассказ должен быть кратким и конкретным,

    при этом нужно подчеркнуть, что вы цените в каждом из тех, о ком рассказываете.

    1. Упражнение «Волшебная подушечка»

    Для выполнения данного упражнения потребуется небольшая яркая подушечка.

    Участники сидят в кругу. Ведущий. У нас есть волшебная подушечка.

    Каждый по кругу может взять ее в руки, прижать к самому сердцу и сесть на нее, загадав заветное желание.

    Оно может быть любым. Наберитесь смелости, чтобы рассказать нам о нем.

    Участники группы всегда поймут и поддержат. Тот, у кого в руках окажется подушечка,

    будет всегда начинать рассказ словами: «Я хочу...»

    Все остальные будут внимательно слушать, не говоря ни слова.

    После выполнения упражнения задаются вопросы: трудно ли было поделиться с группой своим желанием, может,

    у кого-то в процессе работы возникли еще более важные желания и он хочет рассказать нам о них,

    кто может выполнить желания, родители, учителя, одноклассники или кто-то еще?

    1. Игра «Привет»

    Начните, пожалуйста, ходить по комнате.

    Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом: «Привет! Как твои дела?»

    Говорите только эти простые слова и больше ничего.

    Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку

     только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то.

    Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.

    Представили себе, как это происходит? (Когда все поздоровались друг с другом,

    и группа привыкла к этому ритуалу, можно запустить второй круг – с другим приветствием, например:

    «Как хорошо, что ты здесь!») Эта игра физически сближает участников группы друг с другом

    и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений. А можно говорить:! Привет! Меня зовут Иван.

    А тебя как зовут?" А когда уже кого-то знает, как зовут, то можно просто подтверждать это: "Меня зовут Иван,

    а тебя - Ирина! И ответ: "Да, меня зовут Ирина, а тебя - Иван"!

    Тогда не только в игре происходит физическое сближение, но и имена запомнятся легко,

    что повлияет на коммуникативность.

    1. Игра «Почтальон»

    Играющие держатся за руки, водящий-почтальон находится – в центре круга. Он говорит:

    «Я посылаю письмо от Сережи до Лены». Сережа начинает передавать «письмо».

    Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу,

    пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить письмо», то есть увидеть,

    у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит до тех пор, пока «письмо» не будет перехвачено.

    Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

    1. Игра «Салки-обнималки»

    Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись.

    Но так стоять можно не более 7 сек.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта