Главная страница
Навигация по странице:

  • Игра «Какая картинка не нужна»

  • Лото «Назови картинку и найди первый звук»

  • Игра «Назвать животных парами».

  • Игра «Два брата ИК и ИЩ».

  • Дидактические игры на формирование словообразования глаголов мы осуществляли в следующей последовательности.

  • Игра «Найди два слова – «неприятеля»».

  • Картотека - Развитие речи детей в ДОУ. Картотека игр по развитию речи. Картотека дидактических игр для развития связной речи ( Подготовительный возраст) Игра Один и много


    Скачать 51.62 Kb.
    НазваниеКартотека дидактических игр для развития связной речи ( Подготовительный возраст) Игра Один и много
    АнкорКартотека - Развитие речи детей в ДОУ
    Дата12.03.2023
    Размер51.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКартотека игр по развитию речи.docx
    ТипДокументы
    #982664
    страница2 из 3
    1   2   3

    Игра «Исправь ошибку»

    Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

    Описание игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

    Игра «А я бы…»

    Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

    Описание игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

    Игра «Какая картинка не нужна?»

    Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

    Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

    Игра «Верно ли это?»

    Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.

    Описание игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. верно ли это?

    Собирают сыр с кустов.

    С зайцами пасут коров.

    На лугу доят волов.

    В пляс пускается медведь.

    Тыквы стали песни петь.

    Косят косари леса.

    На снегу лежит роса.

    Верно ли, что как-то раз

    От дождя нас зонтик спас?

    Что луна нам ночью светит?

    Что конфет не любят дети? Л.Станчев

    Игра «Подними цифру»

    Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

    Описание игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

    Предложения для игры:

    1. Алеша спит.

    2. Петя кормит кур.

    3. Врач лечит больного ребёнка.

    4. Мама купила Наташе красивую куклу.

    5. Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую штангу.

    Игра «Найди лишнее слово»

    Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

    Описание игры. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним.

    Перечень серий слов:

    1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

    2. Храбрый, злой, смелый, отважный.

    3. Яблоко, слива, огурец, груша.

    4. Молоко, творог, сметана, хлеб.

    5. Час, минута, лето, секунда.

    6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

    7. Платье, свитер, шапка, рубашка.

    8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

    9. Береза, дуб, сосна, земляника.

    10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.

    Игра «Составь фразу»

    Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.

    Описание игры. Предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

    забавный щенок полная корзина

    спелая ягода веселая песня

    колючий куст лесное озеро

    Игра «Эстафета»

    Цель: активизация глагольного словаря.

    Описание игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

    Собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

    Игра «Скажи по-другому»

    Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

    Описание игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

    «Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

    «Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

    «Мокрый» - «сырой, влажный» и т.д.

    Игра «Кто больше знает»

    Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

    Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

    Описание игры. Воспитатель говорит: - У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

    Дети отвечают:

    - Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

    - Правильно, - подтверждает воспитатель и, если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

    Игра «Кузовок»

    Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

    Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

    Описание игры. Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием. Ход игры. Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

    - Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаёт кузовок дальше.

    Игра «Найди лишнюю картинку»

    Подбирается серия рисунков, среди которых трое рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.

    Предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»

    Игра «Назови три предмета»

    Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов.

    Описание игры. Я назову одно слово, например, мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать, одним словом мебель?

    - Стол, стул, кровать.

    - «Цветы»- произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

    В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, Воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

    Игра «Вершки-корешки»

    Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

    Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

    Игровое действие. Разыгрывание фантов.

    Описание игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

    Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

    Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

    Игра «Где начало рассказа?»

    Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

    Описание игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

    Игра «Составь два рассказа»

    Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

    Описание игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

    Игра «Как ты узнал?»

    Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

    Описание игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

    Игра «Первоклассник»

    Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

    Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.

    Описание игры. На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей.

    В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то. Что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнил эти правила в игре.

    Игра «Наоборот»

    Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

    Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

    Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

    Описание игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

    Игра «Зачем нам эти вещи»

    Цель: научить использовать в речи сложноподчинённые предложения цели.

    Описание игры. Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».

    Лото «Назови картинку и найди первый звук»

    Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

    Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

    Игра «Назвать животных парами».

    Оборудование. Предметные картинки с изображением животных и их детенышей (белка – бельчонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок, медведь - медвежонок).

    Описание игры. Детям мы предлагали загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле.

    - Кто это? (белка)

    - А как называют детеныша белки? (бельчонок)

    Далее показывается картинка, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.

    - А у каких животных названия детенышей отличаются от названия взрослых животных? (Корова – теленок, лошадь – жеребенок, овца – ягненок, собака – щенок, свинья - поросенок).

    Игра «Два брата ИК и ИЩ».

    - Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.) У ИКА был носик, а у ИЩА?

    Далее закрепляется дифференциация слов: ротик – ротище, лобик – лобище, глазик – глазище, ручки – ручищи, ножки – ножищи.

    Делается вывод: если в слове слышится «ик», это значит, что предмет маленький, а если «ищ» - значит предмет большой.

    Дидактические игры на формирование словообразования глаголов мы осуществляли в следующей последовательности.

    1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

    а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

    -с- (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть, делать - сделать),

    -на- (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть, писать - написать),

    -по- (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать – поужинать),

    -про- (читать - прочитать);

    б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, –ыва-, -ва- (застегнуть – застегивать, умыть – умывать, заталкивать - затолкнуть).

    2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

    3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: -в-, -вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на- -вы-:

    Входит – выходит,                           подходит – отходит,

    Влетает – вылетает,                          подлетает – отлетает,

    Въезжает – выезжает,                        подплывает – отплывает,

    Прибегает – убегает,                         подъезжает – отъезжает,

    Приезжает – уезжает,                        закрывает – открывает,

    Прилетает – улетает,                         наливает – выливает,

    Приходит – уходит,                          насыпает – высыпает.

    Игра «Чьи хвосты?»

    Воспитатель рассказывает сказку «Хвосты».

    Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу, искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо называть «заячий хвост».

    Вот на дереве висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик (Мышиный.)

    Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

    - А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

    Хвост собаки – собачий.

    Хвост кошки – кошачий.

    Хвост коровы – коровий.

    Хвост лошади – лошадиный.

    Хвост быка – бычий.

    Игровые приемы направлены на закрепление понятий «цвет», «форма», «размер», «вкус». Главная задача на этом этапе обучение детей правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе и падеже. Основное внимание направляли на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом, как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы. На индивидуальных занятиях с помощью игр «Опиши овощи и фрукты», «Опиши животное», «Угадай, какие это фрукты» и т.п. мы отрабатывали навыки использования прилагательных, согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже. Эти игры и такие игры как, «Кто первый узнает?», «Кто скорее соберет игрушки?», «Что такого же цвета?», «Овощи», «Угадай, что это?», «Найди 2 слова неприятеля» и др. также включались нами во фронтальные занятия. Дети на эти занятия приносили свои любимые игрушки, описывали их, отгадывали загадки.

    Игра «Подбери картинки»

    Цель. Практическое усвоение слов, обозначающих признак предмета.

    Оборудование. Предметные картинки.

    Ход игры. Воспитатель читает слова, дети подбирали соответствующие картинки;

    - Высокий, тонкий, пятнистый …(жираф)

    - Лохматый, косолапый … (медведь)

    - Голодный, серый, злой … (волк)

    - Маленькая, быстрая, проворная … (белка)

    - Хищный, сильный, полосатый …(тигр)

    - Серый, колючий … (еж)

    - Яркое, теплое … (солнце)

    В этой игре мы не только закрепляли усвоение прилагательных, но и отгадывали загадки, а также развивали мыслительные процессы.

    Игра «Найди два слова – «неприятеля»».

    Цель. Практическое усвоение слов – антонимов.

    Оборудование. Карточки с напечатанными словами, карандаши.

    Ход игры. Мы предлагали детям, выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля», ненужное слово надо было зачеркнуть, объясняя при этом, почему?

    - Друг, печаль, враг.

    - Высокий, большой, низкий.

    - Ночь, сутки, день.

    - Длинный, большой, короткий.

    - Большой, низкий, маленький.

    - Белый, длинный, черный.

    - Тяжелый, длинный, легкий.

    - Короткий, маленький, длинный.

    - Хороший, светлый, плохой.
    1   2   3


    написать администратору сайта