Главная страница
Навигация по странице:

  • II. Развитие казахского кино

  • История. История кино 4. Казахское кино в годы Великой отечественной войны Центральная объединенная киностудия (19411944)


    Скачать 214.62 Kb.
    НазваниеКазахское кино в годы Великой отечественной войны Центральная объединенная киностудия (19411944)
    АнкорИстория
    Дата23.03.2022
    Размер214.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория кино 4.docx
    ТипКонспект
    #412022
    страница2 из 3
    1   2   3
    I.2 История организации киностудии им. Ш. Айманова

    Киноискусство Казахстана зародилось благодаря упорному стремлению людей, посвятивших свой талант и умение великому делу обогащения духовной культуры родного народа. Сегодня эти люди составляют коллектив, живущий большой творческой жизнью и направляющий все свои усилия на то, чтобы выпускать хорошие кинопроизведения. Это киностудия "Казахфильм".

    Творческие удачи деятелей казахского кино связаны с их настойчивыми, напряженными поисками нового, более значительного содержания, новых, более острых и актуальных проблем, более выразительной художественной формы. В результате этих поисков появились его первые, полюбившиеся нам фильмы: "Девушка-джигит", "Наш милый доктор", "Перекресток", "Сказ о матери", "Меня зовут Кожа", "Алдар-Косе" и другие.

    В советское время произведения казахского кино успешно демонстрировались на экранах всего союза. Кинематографисты Казахстана участвовали во всесоюзных кинофестивалях в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и на международном кинофестивале стран Азии и Африки. Многие казахские режиссеры и актеры на этих фестивалях были удостоены почетных дипломов.

    Сложное искусство кино требует коллективных усилий не только творческих работников, но и людей многих других профессий, таких, как костюмеры, реквизиторы, гримеры, монтажеры, ассистенты режиссеров, операторов, художников, мастера производственных цехов. Их имена обычно не указываются в титрах фильма, хотя в создании картины они играют немаловажную роль.

    В числе первых людей, посвятивших свою жизнь казахскому киноискусству необходимо назвать такие фамилии как Ф. Лелюх, А. Шевелев, К. Юманков,

    3. Бошаев, Т. Бейбитов, Е. Дергачева, инженеры Ю. Бреус, Е. Белоконь, Л. Касперский и многие, многие другие. Все они, связав свою судьбу с казахским кино, стали подлинными его патриотами.

    Ряды творческих и инженерно-технических работников постоянно пополнялся молодыми специалистами, получившими специальное высшее образование в Государственном институте кинематографии в Москве и в Ленинградском институте киноинженеров. Некоторые из них сегодня являются знаменитыми режиссерами.

    Почти полвека прошло с момента создания киностудии "Казахфильм". За это время она оснастилась новейшей аппаратурой, значительно поднялась ее производственная мощность. Студия с каждым годом расширяется, совершенствуется производственная технология. Перспективы развития казахского киноискусства вызывают необходимость строительства новых съемочных площадей, максимального использования природно-климатических возможностей республики. И эта задача успешно выполняется.

    Перейдем к истории создания киностудии "Казахфильм". Выше мы уже говорили о том как в Казахстане была создана Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов. В январе 1960 года приказом Министерства культуры Казахской ССР эта студия переименована в киностудию "Казахфильм". В 1984 киностудии "Казахфильм" присвоено имя выдающегося деятеля национальной кинематографии Шакена Кенжетаевича Айманова. В 1985 она стала называться как Республиканское творческо-производственное объединение (РТПО) "Казахфильм" им.Ш. Айманова. после приобретения независимости нашей республикой в жизни киностудии произошли существенные перемены, а именно: в 1996 году 20 августа РТПО "Казахфильм" им.Ш. Айманова была реорганизована путем разделения на Казахскую кинофабрику им.Ш. Айманова (материально-техническая база) и Национальный продюсерский центр РК (организация творческого процесса, работа с независимыми продюсерскими студиями).28 марта 2000 года Казахская кинофабрика им.Ш. Айманова, Национальный продюсерский центр РК, Казкинопрокат и Госфильмофонд реорганизованы путем слияния в Республиканское государственное казенное предприятие - РГКП Национальная компания "Казахфильм" им.Ш. Айманова.27 июня 2006 года, когда оно стало носить новое наименование - АО "Казахфильм" им.Ш. Айманова. Президентом АО "Казахфильм" стал Азимов Сергей Джумабаевич. И наконец, последнее событие в жизни "Казахфильма" произошло 21 ноября 2007 г. - Президентом АО "Казахфильм" им.Ш. Айманова назначена Кашаганова Анар Екеевна.

    Говоря о киностудии "Казахфильм" было бы непростительным не упомянуть о человеке, внесшем огромный вклад в развитие отечественного кинематографа, человеке, чье имя носит киностудия "Казахфильм" - Шакене Айманове.

    Становление Ш. Аиманова как актера добавить. Шакен Айманов - ведущий актер и режиссер казахского кинематографа, народный артист СССР, много лет вынашивал мечту поставить фильм об Алдаре-Косе - известном персонаже сказок и легенд Он сам предложил идею этого фильма, сам отбирал наиболее яркие эпизоды. Ему казалось непростительным упущением, что нет еще казахского фильма на фольклорную тему. И конечно же, героем такой картины должен стать самый популярный в народе, щедрый на шутку, красное словцо, знающий невзгоды и не знающий уныния безбородый весельчак Алдар-Косе. Шакену хотелось как можно ярче показать на экране народного любимца, чье слово разило, спасало, уничтожало и миловало. В Алдаре он видел воплощение одаренности своего народа, это был герой, чьим оружием были не копье и булатный меч, а вложенная в уста мудрость", - вспоминал автор сценария Л. Варшавский.

    В 1964 году фильм "Алдар-Косе" вышел на экраны в постановке Ш. Айманова, исполнявшего и главную роль. Это был интересный опыт использования фольклорного материала, когда сказочный переходящий из сюжета в сюжет герой вдруг обрел реальную биографию, стал живым человеком со своими симпатиями и антипатиями, непростой судьбой и жизненной драмой. Алдар воспринимался как существовавший в действительности человек, и именно этого добивались создатели фильма, наделяя его лучшими чертами, присущими казахскому народу.

    Вывод, итоги,

    II. Развитие казахского кино

    II.1 История создания фильмов о Казахстане (документальное, публицистическое, художественное)

    Документальное кино. В настоящее время кинематограф и экранные технологии в целом в различных странах мира играют ключевую роль в формировании идеологических паттернов, потребительских ориентации и потребительской культуры. Построенная по сетевому принципу аудиовизуальная индустрия сформировала каналы трансляции образцов поведения, стилей жизни норм потребления. Именно в этой сфере лежит центр геоэкономической конкуренции, которая все чаще ведется за нормы потребления и стили жизни, а не за снижение издержек производства.

    В этой ситуации документальное кино оказывается для государства одним из немногих каналов реального присутствия в аудиовизуальной сфере как внутри страны, так и за рубежом, становится культурным "сетевым агентом" государства в сфере экранных технологий и одновременно экспериментальной площадкой для выработки новых средств государственной политики.

    Казахстанское документальное кино сформировалось в советский период как часть большой кинематографической отрасли, имело централизованную административную систему управления. При этом в отличие от индустрии игрового кино и мультипликации документальная киноиндустрия сформировалась как структура общенационального масштаба. Цели и задачи, стоящие перед документальным кино, несли большую идеологическую нагрузку и формировались из государственной позиции: политическая агитация, пропаганда образа жизни и успехов, просвещения и т.д. [20; с.6].

    В 1928 году при Совете Народных Комиссаров РСФСР был образован Всероссийский трест "Востокфильм", призванный выпускать кинофильмы о жизни народов, входящих в Российскую Федерацию, и готовить профессиональные творческие кадры кинематографии из представителей различных национальностей РСФСР т.к Казахстан в то время являлся автономной республикой, входящей в состав Российской Федерации.

    В 1929 году в Алма-Ате создается производственное отделение Всероссийского треста "Востокфильм". Были построены лаборатория, монтажная, мультипликационная и цех по съемке надписей. Производственное отделение треста "Востокфильм" по мысли его организаторов должно было стать базой для создания в дальнейшем киностудии в Алма-Ате.

    Отделение самостоятельно выпустило несколько хроникальных киножурналов под общим названием "Последние известия". Хроникеры стремились показать повседневные события хозяйственной и культурной жизни Казахстана. Ими были сняты первомайские и октябрьские демонстрации трудящихся республик, пуск Карсакпайского завода, уборка урожая на полях первых сельскохозяйственных артелей, оживленная торговля на Куяндинской ярмарке, самоотверженный труд шахтеров Караганды и строителей Туркестано-Сибирской железной дороги, сооружение первых фабрик и заводов, клубов и школ, поисковые работы геологов в глухой степи, занятия в школах ликбеза и многие другие факты социалистической действительности.

    Были выпущены короткометражные документальные фильмы: "Кооперация в аулах", "Новая столица" (об Алма-Ате), "Годовщина КАССР", "Кзыл Аскер", "На джайляу" и два киноочерка о ходе строительства Турксиба.

    В этих документальных фильмах показаны коренные изменения, происшедшие в те годы в ауле. В очерке "Кооперация в аулах", например, повествуется о многочисленных новшествах в быту казахов. Фильм "На джайляу" посвящен деятельности передвижных красных юрт, этих проводников культуры в степи. События, показанные в них, сняты обычно общим планом почти с одной точки, и кадры склеены длинными, растянутыми кусками. И весьма редко встречаются крупные планы. Примитивен монтаж, основной принцип которого сводится лишь к простому соединению кадров в логической последовательности, без каких-либо попыток использовать богатые возможности для выражения определенных идейно-художественных позиций.

    Первый документальный фильм о Казахстане был снят в 1925 году. Назывался он "5-я годовщина КазАССР". Оператор Я. Толчан. В 1929 году вышли хроникальные фильмы-очерки "Алма-Ата и ее окрестности", "Прибытие первого поезда в Алма-Ату", "На джайляу", "Школы ликбеза", "Кооперация в аулах", "Кзыл-аскер". В 1929 году на экраны выходит полнометражный фильм "Строительство Турксиба" (реж.В.А. Тюрин), который стал значительным достижением в документальном кино.

    Если взять первую кинопродукцию в целом, то эти киножурналы и киноочерки с художественной точки зрения малоинтересны. Но многие кадры, помещенные в них и снятые документально, сами по себе являются богатой исторической ценностью. Эти кадры были неоднократно использованы современными кинематографистами.

    Современное документальное кино видоизменилось: сейчас это не только хроника, но и интересная подача исторического, этнографического, музыкального, культурного наследия любой страны. Любой инвестор, желающий прийти в Казахстан, захочет узнать как можно больше о стране. И самой доступной и короткой формой презентации мог бы стать документальный фильм, который показывали бы и зарубежные телеканалы.

    Ситуация с документальным кинематографом в настоящий момент в Казахстане характеризуется рядом очевидных проблем, которые являются следствием существенного разрыва: при объективном росте потребительского спроса на документальное кино отсутствуют механизмы продвижения, происходит заполнение экранного пространства зарубежным предложением. Вследствие этого происходящего оттока казахстанских документалистов на более высокодоходные, но менее содержательные рынки (продвижение интересов разного рода частных заказов, в т. ч. зарубежных) и на телевидение, где пока наиболее востребованы жанры журналистских расследований и съемки репортажного характера, происходит "обмеление" как профессиональной корпорации документалистов, так и ослабление культурной функции неигрового кино. Налицо недостаток агентов формирования культурной политики средствами документального кино, недостаток четкости в вопросе о содержании новой идеологии, культурного образа, послания, осуществляемого в кино и через кино в Казахстане и мире.

    Тотальная либерализация постсоветского периода "размыла" как государственную позицию в отношении кинематографа, так и роль и задачи этой отрасли, однако новый подход к управлению сферой документального кино не сформировался. Исторически сложившиеся стереотипы и административная обособленность в управлении сферой документального кино препятствуют установлению системных связей, выработке продуктивных форм взаимодействия с другими направлениями экранной индустрии.

    По словам Алии Увальжановой - ведущего специалиста в области современной отечественной кинематографии - в развитии документального кино наблюдаются следующие положительные тенденции:

    растущий интерес общества к историческому прошлому Казахстана, актуализации визуальной информации, отражающей реальные картины прошлого и настоящего, судьбы и портреты человека, идеалы Казахстана, что определяет высокую востребованность документального кино в современной отечественной культуре и в сфере образовательной деятельности;

    творческие усилия кинодокументалистов - авторов документальных фильмов, ставших мощным средством просветительства и воспитания народа;

    деятельность архивистов по собиранию и сохранению в составе Архивного фонда Казахстана массива кино-, фоне - и фотодокументов - источниковой базы для воссоздания достоверного зримого образа исторического прошлого (там же).

    Вместе с тем, документальное кино, пройдя определенный путь достаточно успешного развития, в условиях тотальной коммерциализации переживает глубокий кризис:

    разрушена действовавшая государственная структура кинопроката. Высокопрофессиональные современные документальные фильмы не демонстрируются в кинотеатрах и не доходят до зрителя. Телевидение, Интернет, спутниковые и цифровые каналы вещания заполнила, как правило, псевдодокументалистика;

    в условиях ускоренного процесса телепроизводства, исключающего затраты времени на необходимые исследования сохранившейся архивной кинохроники, нередко создаются и под видом документального кино зрителю предлагаются фильмы, основанные на непроверенных "эффектных" кадрах, монтаже, смещающем пространственно-временные параметры исторических фактов, формируется мифологическое сознание общества;

    недостаточно изучаются нормы духовно-нравственного подхода к воспроизведению визуальной информации, тем самым разрушается культурообразующая среда традиционной жизни народа;

    отсутствует госорган, определяющий государственную политику в области создания исторически достоверной кинолетописи эпохи и направляющий деятельность кинодокументалистов;

    отсутствует критика и независимая экспертиза современного документального кино, что никак не стимулирует его развитие;

    отсутствует единая информационная база данных о составе и содержании кино-, фоно - и фотодокументов, хранящихся в государственных хранилищах и частных коллекциях. Недостаток финансирования сказывается на сохранности и использовании этой уникальной части Архивного фонда;

    отсутствует правовое регулирование применительно к взаимодействию документалистов и архивистов, требуют разрешения многие вопросы применения норм авторского права, ценообразования, передачи в государственную собственность личных фондов кинорежиссеров и кинофильмов, состоящих на имущественном балансе организаций-заказчиков, и др.;

    профессиональная деятельность в области создания кино - и фотолетописи эпохи как одного из наиболее эффективных способов сохранения визуальной исторической памяти народа не стимулируется. Теория и методика документального кино требуют пересмотра идеологических штампов советского периода и глубокого осмысления целей, задач, принципов и критериев его создания.

    Если в России, по самым скромным подсчетам, производят 500 фильмов в год, то сколько казахстанские коллеги по цеху выпускают картин, статистики нет, и им, как правило, уготована участь пасынков отечественного кинематографа.

    Проблема лежит на поверхности: остаточный принцип финансирования документального кино. Государство может и обязано поддержать кино.

    Сегодня есть реальный инструмент опосредованно влиять на ситуацию: через образование путем тиражирования на DVD документального кино для распространения через школы, вузы, библиотеки, музеи.

    В госпрограмме "Культурное наследие" документальное кино не выделены. Но именно хроника, и старая, и современная, являются летописью государства.

    В настоящее время сфера документального кино предлагает государству формирование имиджа страны, ее единого социокультурного пространства как для ее граждан, так и для субъектов международных отношений. Ключевыми точками концентрации усилий в управлении сферой документального кино являются:

    1. Позиционирование документального кино в качестве общенационального социокультурного проекта, реализуемого межпрофессиональным сообществом в рамках общественного диалога и партнерства, в государственных рамках - на государственном, региональном и муниципальном уровнях, в международных рамках - на уровне мирового социокультурного пространства.

    2. Разработка при содействии Министерства культуры и информации Республики Казахстан и других субъектов Государственной целевой программы развития документального кино Казахстана, с акцентом на государственную политику в области поддержки актуального социального и имидже нового содержания, международного позиционирования и продвижения документальных фильмов.

    3. Развитие теории и практики документального кино с учетом его специфики как средства общественных коммуникаций и экранной художественной культуры.

    4. Создание новой институциональной структуры развития документального кино (Национальный центр "Документальное кино") в новых рыночных и социально-культурных условиях.

    5. Реализация кадровой и молодежной программы документального кино.

    Программа развития документального кино должна предусматривать создание системы управления отраслью, установления многоплановых отношений как с субъектами государственной власти, министерствами, так и с основными агентами казахстанского и глобального рынков, разработку и реализацию пакета проектных инициатив.

    Документальное кино в силу своей специфики потенциально является одной из самых инновационных ветвей постсоветского кинематографа. При наличии творческого потенциала, а также с точки зрения мировых тенденций, все складывается наилучшим образом (мировой спрос на информационно-коммуникативные, образовательные продукты, архивные материалы, пригодные для интерактивного использования, растет), при этом инновационного бума в нашей стране не наблюдается. С точки зрения текущего положения дел, именно эта сфера остается наименее адаптированной к условиям современного казахстанского рынка. Очевидно, что это проблема, в том числе и управленческая. Сфера документального кино остается недооцененной. И вопрос не столько в том, что государство в недостаточных объемах финансирует документальный кинематограф. Проблема в том, что это финансирование продолжается в формах и схемах советского периода, в тех же схемах и "осваивается". Документальный кинематограф остается сферой наименее капитализированной, отстает по уровню технической оснащенности от документального кино на десятилетие. В итоге, документальное кино, вместо того чтобы стать инновационным ядром аудиовизуальной сферы, все более превращается в "музейное кино" - закрытое: для массового зрителя и обществённости направлением кинематографа.

    Документальное кино во всем мире финансируется или из бюджета (так в Европе), или фондами (так в Америке). Казахстанских фондов нет, поэтому сегодня необходимо усиление роли государства в поддержке этой сферы деятельности.

    Сегодня кинематографисты и продюсеры СНГ испытывают аналогичные проблемы государственного регулирования, повышения конкурентоспособности неигрового кино, документальных фильмов.

    Решение политических и государственных задач в этой отрасли кинематографа - документального кино - это великолепная возможность сочетать государственные интересы с интересами развития отрасли.

    В Казахстане был разработан Проект Закона "О государственной поддержке кинематографии Республики Казахстан" [], где пересмотрен комплекс мер, способствующих развитию неигрового кино. Особое внимание в этом законопроекте отводится хранению исходных киноматериалов национальных фильмов, фильмов совместного производства и кинолетописи. Важный аспект рассматриваемого законопроекта, а именно - создание Фонда поддержки национального кино. Для государственной поддержки производства национальных фильмов, осуществления проектов производства дебютных фильмов, приобретения национальных и некоммерческих фильмов, их дублирования (озвучивание) на государственный язык и субтитрования, распространения, для поддержки кинотеатров, кинозалов (видеозалов), демонстрирующих национальные фильмы, модернизации кинотехники, популяризации аудиовизуальной продукции, подготовки киноспециалистов, социальной защиты кинематографистов Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан учреждает Фонд поддержки национального кино.

    К сожалению, закон до сих пор находится на рассмотрении Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

    Исходя из вышесказанного, очевидно, что складывающаяся ситуация требует от государства совершенно нового подхода в управлении исследуемой нами отраслью. Несмотря на всю болезненность этого процесса, очевидно, что без введения более совершенных инструментов государственного управления в сфере кинематографа наши желания останутся лишь благими намерениями.

    Художественное кино. Художественные фильмы сыграли немаловажную роль в развитии культуры казахского народа и оказали влияние на рождение и развитие национального киноискусства республики. Прежде всего, их появление вызвало в Казахстане огромный интерес к кинематографу. Руководители республики стали больше заниматься вопросами кино, добивались создания все новых и новых фильмов о Казахстане, разрабатывали мероприятия по организации материально-технической базы кинопроизводства в Алма-Ате и подготовке творческих, инженерно-технических кадров кино. Писатели, актеры, композиторы, художники стали проявлять больший творческий интерес к киноискусству, изучать его историю и теорию, готовить себя для участия в создании произведений кино.

    Первый художественный фильм на казахстанском материале был снят в 1928 году на киностудии "Совкино" по роману Фурманова "Мятеж" (реж. С.А. Тимошенко). В 1935 году на "Мосфильме" по роману И.П. Шухова "Ненависть" снят художественный фильм "Вражьи тропы" (режиссер И.К. Правов). Трест "Востоккино" выпустил художественные фильмы "Джут" (1931), "Тайна Каратау" (1932).

    В 1934 году организована Алма-Атинская студия кинохроники. Начат регулярный выпуск киножурнала "Советский Казахстан" и документальных фильмов. В Москве начато дублирование лучших советских фильмов на казахский язык.

    В 1939 году на "Ленфильме" был снят первый казахский художественный фильм "Амангельды" (сценаристы: В. Иванов, Б. Майлин, Г. Мусрепов; режиссер М. Левин; исполнитель главной роли Е. Умурзаков). Этот фильм положил начало отечественному кинематографу.

    С самого начала становления художественного кино в Казахстане основной задачей режиссеров являлось изображение жизненной судьбы человека, его духовного бытия, исканий, борьбы. Например, в фильме "Ботагоз" (1957 г., режиссер Е. Арон), показана судьба людей, вставших на путь революционной борьбы, за установление власти рабочих и крестьян, показан быт, обычаи казахского аула, использована национальная музыка и песни, есть естественная необходимость, вызванная детальной разработкой событий определенного исторического периода. В поведении главных героев фильма (Амантая и Ботагоз) в быту, в труде, в бою, в их взаимоотношениях отражено своеобразие национального характера казахов в той степени, в которой оно могло быть выражено в данных, конкретно взятых ситуациях.

    О патриотизме советских воинов в годы Великой Отечественной войны повествует фильм "Песнь о великане". В картине "На диком бреге Иртыша" перед зрителями развертывается сложная, самоотверженная борьба строителей гидростанции в Восточном Казахстане. Фильм "Мы здесь живем" повествует о формировании характера молодых покорителей целинных земель.

    В целом, если рассматривать динамику развития образов казахстанского художественного кино начиная с 30-х гг. плоть до 60-х гг. ХХ века, то можно добавить следующее:

    1. В советскую эпоху главными героями в казахстанских фильмах были либо революционеры-одиночки, борющиеся за установление советской власти, что соответствовало советской идеологии, либо историко-эпические герои - воины, батыры, ханы, что выходило за рамки советских установок. Показать сильного героя-мужчину как современника, если это не "Коммунист" или "Председатель", было практически невозможно;

    2. Образ женщины сводился тоже к определенному клише: это должна была быть либо "освобожденная женщина Востока", либо боец - героическая дочь своего народа, либо ударница труда на производстве. Образ "прекрасной возлюбленной" воплощался также только в сказочных фильмах или картинах эпического плана.

    3. Особая роль отводилась образу женщины во время Второй мировой войны. Так, например, устойчивый советский стереотип - образ матери, потерявшей сына на Гражданской или Великой Отечественной войне, а взамен ставшей матерью для всего многонационального советского народа был основным сюжетом в кино.

    4. Вместо героев-мужчин опорой семьи и дома были старики-аксакалы, мужчины старшего возраста, которых условно можно назвать отцами нации. Именно они и были воплощением силы и мудрости народа, его "столпами".

    О художественных образах в казахстанской кинематографии, начиная с 60-х гг. ХХ века мы подробнее остановимся во второй главе нашей работы, но сначала необходимо изучить процесс становления казахского кино, его первые шаги, успехи и неудачи. Этой проблеме мы посвятили нижеследующий параграф.

    1   2   3


    написать администратору сайта