Главная страница
Навигация по странице:

  • кафедра «История и теория кино

  • Выполнила

  • Реферат

  • Введение

  • I. Становление казахского кинематографа

  • История. История кино 4. Казахское кино в годы Великой отечественной войны Центральная объединенная киностудия (19411944)


    Скачать 214.62 Kb.
    НазваниеКазахское кино в годы Великой отечественной войны Центральная объединенная киностудия (19411944)
    АнкорИстория
    Дата23.03.2022
    Размер214.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория кино 4.docx
    ТипКонспект
    #412022
    страница1 из 3
      1   2   3


    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ им. Т.ЖУРГЕНОВА



    кафедра «История и теория кино»

    Конспект

    СРО №  4

    Тема: «Казахское кино в годы Великой отечественной войны Центральная объединенная киностудия (1941-1944).»

    по дисциплине:ОП «Режиссура игрового кино», «Режиссура ТВ», «Операторское искусство»,

    Выполнила: студентка 2 курса «режиссуры ТВ» Уларбекова Жанэл

    Проверил:магистр искусств Баймуханова С.З.
    Алматы, 2021

    Историко –революционный жанр. Становление национальной киношколы актерского мастерства, историко-революционного жанра и темы «Амангельды» (1938).В целом, если рассматривать динамику развития образов казахстанского художественного кино начиная с 30-х гг. плоть до 60-х гг. ХХ века, то можно добавить следующее:

    1. В советскую эпоху главными героями в казахстанских фильмах были либо революционеры-одиночки, борющиеся за установление советской власти, что соответствовало советской идеологии, либо историко-эпические герои - воины, батыры, ханы, что выходило за рамки советских установок. Показать сильного героя-мужчину как современника, если это не "Коммунист" или "Председатель", было практически невозможно;

    2. Образ женщины сводился тоже к определенному клише: это должна была быть либо "освобожденная женщина Востока", либо боец - героическая дочь своего народа, либо ударница труда на производстве. Образ "прекрасной возлюбленной" воплощался также только в сказочных фильмах или картинах эпического плана.

    3. Особая роль отводилась образу женщины во время Второй мировой войны. Так, например, устойчивый советский стереотип - образ матери, потерявшей сына на Гражданской или Великой Отечественной войне, а взамен ставшей матерью для всего многонационального советского народа был основным сюжетом в кино.

    4. Вместо героев-мужчин опорой семьи и дома были старики-аксакалы, мужчины старшего возраста, которых условно можно назвать отцами нации. Именно они и были воплощением силы и мудрости народа, его "столпами"

    Реферат

    Введение

    I. Становление казахского кинематографа

    I.1 Организация системы кинопроката

    I.2 История организации киностудии им. Ш. Айманова

    II. Развитие казахского кино

    II.1 История создания фильмов о Казахстане (документальное, публицистическое, художественное)

    II.2 История создания первых казахских художественных фильмов

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Актуальность темы исследования. Сегодня одним из приоритетов нашего государства является поддержка культуры, так как культура - это основной элемент в системе морально-нравственных ценностей, социализации человека, его приобщения к гражданским обязанностям. Реализация программы "Культурное наследие", первый этап которой пришелся на 2004-2006 гг., позволила не только преодолеть спад казахстанской культуры, но и заложить основы для ее процветания. Программа является уникальной и по многим параметрам не имеет аналогов в СНГ. Поэтому вполне закономерно, что она получила большой резонанс во всем мировом сообществе и была успешно презентована в апреле 2006 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

    Успех реализации программы "Культурное наследие" привел к ее пролонгации на 2007-2009 гг. на этот период планируется затратить 6,1 млрд. тенге. Для более эффективного планирования и реализации данной программы будет создан Фонд духовного развития народа Казахстана [12; с.1]. Развитие культуры не может происходить в отрыве от одного из ее основных сегментов - киноиндустрии, являющейся мощным средством социализации, аккультурации человека. В рамках программы "Культурное наследие" в Республике Казахстан планируется строительство новой суперсовременной киностудии, отвечающей всем требованиям современной техники. Создание новой киноиндустрии и дальнейшая поддержка ее деятельности приведут к реализации потенциала нашего кинематографа.

    В октябре месяце в Алматы прошел фестиваль "Евразия", явившимся самым масштабным культурным мероприятием города в 2007 году. "Евразия" заняла место в мировом календаре где-то между Венецианским и Бейрутским кинофорумами. Фестиваль посетили такие знаменитости как Жерар Депардье, Софи Марсо, Эммануэль Беар, Кристофер Ламберт и другие. Мероприятие еще раз подтвердило, что киноиндустрия Казахстана зарекомендовала себя в мировом сообществе.

    Тем не менее, кинематограф Казахстана переживает сейчас кризис, обусловленный слабостью финансирования, и, как следствие, слабость материально-технической базы по сравнению с западным форматом, засильем западного и американского кино и т.д.

    Таким образом, в отечественном кинематографе существует много противоречии, поэтому тема нашего исследования является очень актуальной.

    Историография. Несмотря на то, что о казахстанском кинематографе написано немало, в отечественной историографии пока нет работ, в которых была бы полностью воссоздана картина становления казахстанского кино от самых ее истоков вплоть до современности. Мы сделаем попытку восполнить этот пробел, основываясь на научных работах советского и современного периода по казахскому кинематографу.

    Если говорить об историографии советского периода, то в первую очередь следует отметить монографии крупного специалиста в области кинематографии К. Сиранова. Например в его книге "Киноискусство Советского Казахстана" исследуются закономерности зарождения и развития казахстанского кинематографа, делается акцент на достоинствах и недостатках первых кинопроектов, рассказывается о путях профессионального роста деятелей киноискусства республики. Другая его работа "Очерки истории казахского кино" характеризует шаги документального, затем игрового кино в Казахстане в 20-30 гг., а позже состояние киноискусства в годы Великой отечественной войны. В работе дан анализ первых художественных и хроникально-документальных фильмом.

    В 1958 году была издана еще одна работа К. Сиранова "Казахское киноискусство", посвященная художественному кинематографу Казахстана. В ней даны краткие сведения о казахских фильмах, их содержании и авторах, об отзывах общественности на те или иные кинокартины, приводится глубокий творческий анализ пути становления кинематографии Казахстана.

    Зарождение и развитие казахстанского кинематографа исследуется и работе А. Федуллина и Ю. Резникова "Искусство, рожденное дружбой. Страницы истории казахского кино", изданной в Москве в 1972 году.

    Одной из работ советской эпохи о казахстанском кинематографе, является работа Г. Новоселова "Кинохроники о Казахстане", изданной в помощь слушателям университета культуры в 1957 г. Значительное место здесь занимают общие рассуждения о том, что такое кинохроника, как и какими аппаратами она снимается. Но в ней мало внимания уделяется вопросам казахстанской кинохроники. Бегло сообщается о названиях фильмов и некоторая другая информация, не дающая полного представления об уровне творческого развития кинематографа Казахстана.

    В 1964 году вышла книга А. Кананина "Культурное строительство в Казахстане". Специальная глава в ней посвящена кинематографии и кинофикации республики. Автор стремится раскрыть причины неудач некоторых казахских фильмов и останавливается на отдельных насущных вопросах киноискусства Казахстана. Однако существенным недостатком работы является то, что описание фактов и событий, освещение задач казахского кино делаются обзорно, конспективно, без какой-либо аргументации. Ни один фильм не подвергся всестороннему анализу.

    В 1990-м году, то есть в период переломного этапа в жизни нашей республики, когда произошел развал Советского Союза появилась работа К. Айнагуловой и К. Алимбаевой "Тенденции развития киноискусства Казахстана". В ней рассказывается о путях становления и тенденциях развития художественного и документального кино, о творческой биографии народного артиста Ш. Айманова, о наиболее значительных кинопроизведениях советской эпохи. Изложен фактологический материал о кинематографе 70-х и 80-х гг.

    В первое десятилетие существования независимости нашей республики не издавалось крупных работ о кинематографе. И только в последние годы стали появляться научные работы в области кинематографии. Особенно следует выделить работу ведущего киноведа, кандидата искусствоведения Гульнар Абикеевой "Национальное строительство в Казахстане и других странах Центральной Азии и как этот процесс отражается в кинематографе", вышедшей в свет в 2006 году. В монографии дан анализ одной из самых ключевых проблем современного общественного сознания - национального строительства и формирования национальных идентичностей в постсоветских странах Центральной Азии. Автор книги рассматривает эти процессы через их отражение в кинематографе, начиная с 1960-х гг.

    Другое исследование, используемое нами при написании нашей дипломной работы это автореферат диссертации на соискание ученой степени доктор делового администрирования Алии Увальжановой. В работе исследована ситуация с отечественным кинематографом, характеризуется ряд проблем современного кино в Казахстане, предлагаются пути решения этих проблем.

    Источники. Источниковой базой послужили стратегия "Казахстан - 2030", концепция программы "Культурное наследие", проект Закона "О государственной поддержке кинематографии Республики Казахстан", закон "О СМИ" (добавить годы, период).

    Хронологические рамки исследования охватывают период с 1910 года, т. е с момента организации первого киносеанса на территории Казахстана до 2008 года.

    Методическая база исследования. В работе мы использовали такие методы как историко-сравнительный, историко-сопоставительный, метод анализа и диахронический метод (расширить методы).

    Цель и задачи. Целью нашей работы является попытка изучить историю развития казахского кинематографа. Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:

    Рассмотреть пути становления казахского кинематографа в первой половине ХХ века;

    Изучить развитие киноиндустрии Казахстана во второй половине ХХ века;

    Проанализировать проблемы, стоявшие перед отечественным кинематографом в различные периоды его становления.

    Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

    Во введении рассматривается актуальность, степень изученности, источниковая база, цель и задачи исследования.

    В первой главе "Становление казахского кинематографа" мы проследили процесс рождения и возмужания казахского кино, остановились на достоинствах и недостатках первых кинопроизведений, исследовали организацию системы кинопроката, рассказали о путях профессионального роста деятелей киноискусства республики, историю организации киностудии им. Ш. Айманова

    Во второй главе "Развитие казахского кино" мы рассмотрели историю создания первых казахских фильмов, документальное, художественное, публицистическое кино о Казахстане.

    В третьей главе "Вторая половина ХХ века: становление национального кинематографа" мы акцентировали внимание на этапах развития отечественного кино, начиная с 1960-х гг., появление новой волны казахского кино в 80-90 - гг., а также киноискусство независимого Казахстана

    В заключении подводятся итоги работы и в списке литературы дан перечень использованной для написания дипломной работы периодических и монографических издании.

    I. Становление казахского кинематографа

    I.1 Организация системы кинопроката

    Рождение казахского киноискусства, явившееся следствием расцвета всех отраслей культуры Казахстана, вызвало необыкновенное ускорение процессов его становления именно как искусства синтетического. Известно, что в отличие от всех других видов искусства - театра, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, а также литературы - киноискусство родилось и развивалось на высокой ступени развитии человечества в XX веке - веке научных и технических свершений, гигантского скачка культуры и переворота в общественных отношениях.

    Первый киносеанс на территории Казахстана состоялся в 1910 году. Но эта дата не является началом повсеместного распространения кинематографа в крае. Это была лишь попытка коммерсантов завладеть кинорынком, где они смогли бы нажить прибыли. Очень низкий уровень кинотехники того времени, экономическая отсталость края, разбросанность населения и бездорожье явились причиной того, что фильмы демонстрировались нерегулярно и не везде. В ту пору их можно было посмотреть лишь в некоторых больших городах, а аулы долгие годы не имели представления о кино.

    Начальные шаги кино в Казахстане относятся к 1925 году. Это были хроникальные съемки V съезда Советов республики, проходившего в г. Кзыл-Орде. Первый документальный фильм о Казахстане появился в том же 1925 году. Само название "Годовщина существования КАССР" уже говорит о его содержании. В фильме запечатлены первые шаги Советской власти в казахской степи, успехи молодой республики за пять лет своего существования. С момента появления этого фильма кинематограф начинает проявлять интерес к темам из жизни трудящихся Казахстана и делает серьезные попытки создания фильмов о казахах.

    Кино становится более доступным зрелищем для казахского населения. Кинопередвижки проникают в аулы и демонстрируют фильмы главным образом хроникально-документальные, агитационно-пропагандистские.

    Первые художественные фильмы, посвященные Казахстану, вышли на экран в конце двадцатых и начале тридцатых годов. В этих кинокартинах ("Мятеж", "Песни степей", "Джут", "Турксиб", "Тайна Каратау", "Вражьи тропы") затрагиваются различные стороны жизни казахского народа. Появление их было значительным событием в растущем киноискусстве республики и во многом повлияло на развитие культурной революции на бывшей отсталой окраине царской России. Они заложили фундамент национального казахского киноискусства.

    В создании и развитии национального киноискусства Казахстана принимали участие такие известные деятели казахской литературы, как Мухтар Ауэзов - автор сценариев фильмов "Райхан", "Песни Абая"; Габит Мусрепов, написавший сценарии "Амангельды", "Поэма о любви", "Сын бойца", "Кыз-Жибек"; Абдильда Тажибаев, по сценариям которого созданы фильмы "Джамбул", "Это было в Шугле". Один из ведущих драматургов республики - Шахмет Хусаинов совместно с Владимиром Абызовым написал сценарии фильмов "Девушка-джигит", "Мы здесь живем", "На диком бреге Иртыша".

    Роль этих писателей в развитии кинематографии Казахстана заключалась не только в создании сценариев, но и в активном участии их во всей деятельности киностудии "Казахфильм", в обсуждении новых литературных и режиссерских сценариев, в подборе актеров на роли в фильмах, в утверждении музыки картины, эскизов декораций и костюмов персонажей, в просмотре отснятых материалов, в решении вопроса о выпуске законченных фильмов на экран.

    Они также активно участвовали и в дискуссиях по отдельным проблемным вопросам творческого направления казахского кино. Их деятельность носила постоянный и деловой характер. Мухтар Ауэзов, например, до последних дней своей жизни был бессменным членом художественного совета киностудии "Казахфильм".

    Самым важным в творчестве этих писателей является то, что они принесли в национальное киноискусство богатый опыт и традиции различных жанров казахской художественной литературы: прозы, поэзии, драматургии. Это явилось решающим шагом в становлении отечественной кинематографии как искусства национального по форме и социалистического по содержанию.

    Трудно переоценить и роль актеров в становлении и развитии киноискусства республики. При этом следует учесть, что казахское кино возникло в тот период, когда мировая художественная кинематография стала в полном смысле игровой и говорящей, когда художественное кино любого народа не могло существовать без актера. Роль актеров была еще более важной в только что рождавшемся национальном киноискусстве.

    Первый казахский театр, как известно, открылся в 1926 году. Актерский состав его был укомплектован главным образом за счет участников художественной самодеятельности, из которых впоследствии выросло немало замечательных артистов: Калибек Куанышпаев, Серке Кожамкулов, Елюбай Умурзаков, Курманбек Джандарбеков, Канабек Байсеитов, Шакен Айманов, Капан Бадыров и другие. Они стали пионерами не только национального театрального искусства, но и кинематографии республики. Нет, пожалуй, ни одного казахского фильма, где бы они ни снимались в центральных ролях. От картины к картине они творчески росли, упорно осваивая специфику мастерства киноактера, смело двигая вперед национальную кинематографию.

    Ряды актеров, постоянно снимающихся в кино, из года в год пополняются. Проявили свой талант в кино и Нурмухан Жантурин, Амина Умурзакова, Идрис Ногайбаев, Сейфолла Тельгараев, Кененбай Кожабеков, Замзагуль Шарипова, Лола Абдукаримова, Фарида Шарипова, Сабира Майканова, Асанали Ашимов, Рахметулла Сальменов, Ка-сымхан Шанин и многие другие.

    Кинообразы - Абай ("Песни Абая"), Нуржамал ("Дочь степей"), Амангельды ("Амангельды"), Амантай ("Бота-гоз"), Джамбул ("Джамбул"), Чокан ("Его время придет"), мать ("Сказ о матери"), созданные > казахскими актерами, вошли в сокровищницу советской кинематографии.

    В развитие национального киноискусства Казахстана внесли свой вклад и представители изобразительного и музыкального искусств республики.

    В этой связи нельзя не отметить большие заслуги одного из первых казахских художников-профессионалов - Кулахмета Ходжикова, удачно осуществившего иллюстрации к произведениям Абая Кунанбаева и Тараса Шевченко. Большой творческий интерес представляют его акварели "Ташкентский тракт" и "Аул". Глубокое знание жизни и быта своего народа и умение ярко, правдиво раскрывать сущность явлений действительности проявились у Кулахмета Ходжикова особенно в его первой работе в кино - в эскизах художественного оформления фильма "Джамбул" (1943). В простом, ясном и выразительном штриховом рисунке карандашом художник передал тяжелое страдание и горе казахов, найдя для этого удачное композиционное и образно-эмоциональное решение.

    Национальное своеобразие казахского кино во многом определялось также изобразительным решением экстерьера и интерьера фильмов. Кулахмет Ходжиков в фильмах "Песни Абая", "Песня о великане", "Под звуки домбр", "Это было в Шугле", "Меня зовут Кожа", "Алдар-Косе" успешно справился с объемно-пространственной разработкой декоративных элементов, облика природы казахского пейзажа, бытовых деталей. Интересно отметить, что за удачные изобразительные решения фильма "Алдар-Косе" на четвертом (1965 г) кинофестивале республик Средней Азии и Казахстана Кулахмет Ходжиков был награжден специальным дипломом.

    Ведущие композиторы республики Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский, Сыдык Мухамеджанов, Еркебулат Рахмадиев, Нурхиса Тлендиев, Газиза Жубанова написали музыку для многих фильмов. Они, как и наши писатели, актеры, художники, внесли в молодое казахское киноискусство опыт и традиции своего жанра.

    До 20-х гг. ХХ века на территории Казахстана работало лишь двадцать киноустановок, а в 1963 году их насчитывалось уже шесть с половиной тысяч. Благодаря налаженной работе по переводу речевой фонограммы фильмов с русского на казахский язык лучшие произведения многонациональной советской кинематографии и кино зарубежных стран стали достоянием казахов, не владеющих другими языками. Широкий показ художественных, документальных и научно-популярных фильмов, охват ими большинства населения значительно способствовали повышению эстетического вкуса у трудящихся. Самое массовое и доступное искусство кино становится жизненной потребностью и казахского народа. Это обстоятельство имеет важное значение, т.к там, где нет понимающего и умеющего ценить фильмы зрителя, не может быть и настоящего искусства кино. Воспитание зрителя, наличие у него определенного эстетического вкуса и мировоззрения являются одним из решающих факторов, обеспечивающих успешное развитие киноискусства.

    Бурное развитие казахского театрального, музыкального и изобразительного искусств, художественной литературы, науки и техники, небывалый подъем культурного, общеобразовательного уровня народа, рост национальной интеллигенции сделали возможным возникновение казахского советского киноискусства. И это вполне закономерно, ибо кино как искусство синтетическое не могло бы зародиться и успешно развиваться без талантливых актеров, художников, композиторов, без писательских кадров, способных создавать и развивать кинодраматургию.

    Казахское кино не прошло сложного этапа немого кино - периода длительного, насыщенного борьбой и поисками, периода развития кинематографии от занимательного зрелища к подлинному искусству. Оно родилось в тот период, когда звук, цвет и другие достижения современной кинотехники уже были изобретены и успешно освоены, когда все отрасли казахской культуры получили всестороннее профессиональное развитие. Однако было бы неправильным утверждать, что казахстанское киноискусство возникло стихийно, сразу же после становления профессиональной казахской художественной литературы, а также сложившихся театрального, музыкального и изобразительного искусств республики.

    В 1929 году в г. Алма-Ата была создана первая киностудия, являвшаяся производственным отделением Всероссийского треста "Востокфильм". Были построены лаборатория, монтажная, мультипликационная и цех по съемке надписей. Производственное отделение треста "Востокфильм" по мысли его организаторов должно было стать базой для создания в дальнейшем киностудии в Алма-Ате. Однако казахское производственное отделение треста "Восток-фильм" просуществовало недолго. Оно было закрыто в 1931 году. Правление "Востоккино" перенесло все работы в Москву. Причиной закрытия явилось в первую очередь, слабость технической базы, а во вторую - отсутствие сценариев для кино. Но если на технической базе отделения, какой бы она слабой ни была, выпускались фильмы, и она могла бы по мере возможности постепенно оснащаться техникой, то сценарная проблема была неразрешимой, т.к кинодраматургия в ту пору не нашла своего развития как самостоятельный жанр в казахской художественной литературе.

    Как известно, в первой половине тридцатых годов казахская художественная литература стала на путь возмужания. Казахский театр, рожденный во второй половине 20-х годов, добился значительных успехов. В те годы находилась на творческом подъеме и музыкальная культура Казахстана. Профессионально развивалось также казахское изобразительное искусство. А национального киноискусства Казахстана еще не было так как в ту пору Казахстан не имел технической базы кинопроизводства, не располагал также инженерно-техническими и творческими кадрами кино. Это в значительной степени задерживало рождение национального киноискусства. Пионерам казахского кино приходилось изучать, анализировать и использовать все нужное, полезное из родной культуры для создания и развития нового вида искусства. Но, для развития киноискусства важно было иметь материально-техническую базу, кадры специалистов и профессиональную зрелую кинодраматургию. Они друг друга обуславливают, одно без другого не могут существовать. Прекращение кинопроизводства в Алма-Ате и перенесение всей работы по созданию фильмов о Казахстане в Москву объясняется именно отсутствием этих трех компонентов кинопроизводства.

    Только через три года эта проблема сдвинулась с мертвой точки, когда в 1934 была организована Алма-Атинская студия кинохроники. В 1941 на основании Постановления Совета Народных комиссаров Казахской ССР № 762 от 12 сентября 1941 года была организована Алма-Атинская киностудия художественных фильмов.15 ноября 1941 Алма-Атинская киностудия слилась с эвакуированными в Казахстан киностудиями "Мосфильм" и "Ленфильм" - в Центральную Объединенную киностудию - ЦОКС, которая работала в Алма-Ате до 1944 года и выпускала в годы войны 80% всех отечественных художественных фильмов.25 января 1944 года Алма-Атинская киностудия переименована в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникально-документальных фильмов. В 1945 году после реэвакуации "Мосфильма" и "Ленфильма" Алма-Атинская киностудия художественных и хроникально-документальных фильмов начала работать самостоятельно.

    Таким образом, процесс становления казахстанского кинематографа на первом этапе был довольно трудным и имел ряд существенных недостатков, таких как отсутствие зрелой художественной литературы, актерских кадров, композиторов и художников, материально-технической базы, квалифицированных инженерно-технических кадров и высокой культуры производства. Но уже к 50-м годам эта проблема была практически ликвидирована и уже во второй половине ХХ века наблюдается подъем отечественной киноиндустрии. (Вставить кто работал в 50-е годы, где они учились, какую специальность получили, орг. набор, нац. квота) Значительную роль в этом подъеме сыграла киностудия им.Ш. Айманова.

      1   2   3


    написать администратору сайта