Главная страница

Массовое сознание. Кгу Средняя школа 21 Массовое сознание. Поведение толпы


Скачать 3.79 Mb.
НазваниеКгу Средняя школа 21 Массовое сознание. Поведение толпы
АнкорМассовое сознание
Дата02.06.2022
Размер3.79 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаphp7gPJFz_Proekt_massovoe-soznanie_10-kl.doc
ТипДокументы
#563994

КГУ «Средняя школа № 21»



«Массовое сознание. Поведение толпы»

Номинация: «Я и Общество»
Исследовательский проект

по актуальным вопросам психологии и социальной педагогике
Разработали и выполнили:

Егорова Анастасия, ученица 10 «А» класса;

Иронова Амина, ученица 9 «Б» класса.
Руководители:

педагог-психолог, Моор О.А.;

социальный педагог, Прасолова С.Ю.
Петропавловск, 2017 год

Оглавление
Аннотация 3 стр.

Введение 4 стр.

I этап реализации проекта: разработка плана проекта 6 стр.

II этап реализации проекта: изучение литературы 7 стр.

III этап реализации проекта: исследование 16 стр.

IV этап – реализации проекта: проведение классных часов 17 стр.

V этап – реализации проекта: повторное исследование 19 стр.

VI этап – реализации проекта: заключение, выводы 20 стр.

Список использованной литературы 22 стр.


Аннотация

«Когда сто человек стоят друг возле друга,

каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой».
Фридрих Ницше
Выбрав тему и изучив теоретическую базу по данной теме, мы увидели, что создавать толпу не так уж сложно. И всегда есть лидер, который управляет толпой. В последнее время все чаще мы видим в интернете, по телевидению и читаем в газетах о том, что управляя сознанием массы людей совершаются плохие поступки. И все меньше слышим информации о том, что существуют объединения с позитивным настроем на жизнь, которые помогают нуждающимся, преследуют хорошие и достойные цели.

Введение

Разумны чувства если, сразу

взлетев, не норовят упасть!

И… как душа отзывчив разум

вверяя мудрым чувствам власть!

Валерий Макаренко

Глава Государства Казахстана Н.Назарбаев говорит о  модернизации общественного  сознания. Сохранить и приумножить духовные и культурные ценности — вот основная цель работы по программной статье президента «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» («Курс в будущее: духовное обновление»).
Обращение, представленное Президентом страны Н. А. Назарбаевым в первую очередь было адресовано молодежи. Сегодня, глядя на происходящие политические, макроэкономические  процессы, как никогда важна духовная составляющая. Именно она придает силу, веру, нерушимость и незыблемость всех основ мировых цивилизаций.

И поэтому мы считаем актуальным повышение грамотности современной молодежи в вопросах массового сознания и управления толпой. Потому что, если человек развивается как грамотная и гармоничная личность, то он делает самостоятельный выбор и неподвластен конформизму, а значит, этот человек будет самодостаточным и успешным гражданином своей страны.
Объект исследования проекта:

- учащиеся 8 классов.

Предмет исследования проекта:

- уровень конформности у учащихся 8-ых классов.

Цели проекта:

- изучить уровень конформности у учащихся;

- повысить осведомленность среди учащихся о понятиях «массовое сознание» и «конформизм».
Задачи проекта:

  1. Определить тему, цели проекта. Выбрать группу учеников.

  2. Изучить литературу по теме проекта. Распределить роли.

  3. Изучить уровень конформности у учеников 8 класса.

  4. Рассмотреть способы повышения грамотности учащихся 8 классов о термине массовое сознание и конформность.


Продолжительность проекта: краткосрочный (3 месяца)
Гипотеза: Если повысить уровень знаний о понятии массового сознания среди учащихся 8-ых классов, то снизиться уровень конформности.
Этапы реализации проекта:

I этап – разработка плана проекта

II этап – изучение литературы.

III этап – исследование.

IV этап – проведение классных часов.

V этап – повторное исследование.

VI этап – заключение, выводы.
Практическая значимость:

- рекомендуем проведение классных часов по теме «Массовое сознание. Поведение толпы».
I этап реализации проекта: разработка плана проекта
Цель: создание всех необходимых условий для обеспечения разработки проекта.

Таблица 1

План работы

по реализации проекта по актуальным вопросам психологии и социальной педагогике на тему «Массовое сознание. Поведение толпы»



Мероприятие

Сроки проведения

1.

Выбор темы, участников, распределение ролей

4-8 сентября 2017 г.

2.

Изучить литературу по теме проекта.

13- 26 сентября 2017 г.

3.

Подборка методик и проведение диагностики

2-5 октября 2017 г.

4.

Обработка диагностики

9 октября 2017 г.

5.

Подборка материалов для классных часов

11-14 октября 2017 г.

6.

Проведение классных часов

24 октября-10 ноября 2017 г. г.

7.

Повторная диагностика

13 ноября 2017 г

8.

Обработка результатов

14 ноября 2017 г.

9.

Подведение итогов

15 ноября 2017 г.

10.

Подготовка к защите проекта

16-18 Ноябрь 2017 г.

II этап реализации проекта: изучение литературы.
Цель: изучение теоретической базы проекта.
Естественные и социальные факторы

массового сознания и массового поведения

Еще древние философы считали, что человек, живя в социуме, не может быть независимым от него. Всю свою жизнь индивид имеет различные связи с другими людьми (опосредованные или непосредственные). Он действует на окружающих или сам подвергается их воздействию. Часто случается так, что человек может поменять свое мнение или поведение под влиянием общества, соглашается с чужой точкой зрения. Подобное поведение объясняется способностью к конформизму.

Конформность - это изменение модели поведения или взглядов человека под

влиянием суждений со стороны других людей. Конформность синоним слова "конформизм ",но конформизм понимается чаще ,как приспособленчество ,чем приобретает отрицательный оттенок ,хотя в политической сфере конформизм значит соглашательство и примирение.

Категория «толпа» (или масса - как некая общность людей) стала объектом пристального внимания социальных философов и психологов в конце XIX - начале XX вв. Термин «масса» восходит к греческому «massa» слиток, глыба или первичная материя, хаос. В различных исследованиях (зарубежных и отечественных), посвящённых этому феномену, понятие «массы» трактуется по-разному. Один из первых теоретиков масс, французский социолог Гюстав Лебон рассматривал массу (толпу) как психологический феномен, который возникает при непосредственном взаимодействии индивидов, независимо от их социального положения, национальности и даже повода, по которому эта толпа образуется. В толпе обнаруживается некое социально-психологическое единство, так называемая «душа толпы». Такое духовное слияние влечёт за собой утрату индивидами чувства ответственности, стирание личностных различий и снижение интеллектуальных способностей. «Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Становясь частью толпы, люди опускаются вниз по лестнице цивилизации».

В своей работе «Психология народов и масс» Лебон пишет, что в толпе индивид стремится удовлетворить свои «первичные позывы», которые, будучи один, всегда сдерживает. Думается, что это не совсем так, поскольку именно под влиянием социума, его отдельных элементов (будь то общественная мораль, закон или некая социальная общность, в том числе и масса) человек сдерживает свои естественные потребности.

Говоря о влиянии толпы на индивида, Лебон отмечает, что вне толпы он может быть культурным, однако в толпе становится «варваром», т. е. существом инстинктивным. Однако не всегда поведение масс становится «варварским», преступным, массы способны также и на коллективные подвиги, когда люди, составляющие толпу, сдерживают один из сильнейших своих инстинктов - инстинкт самосохранения. Таким образом, для индивида в толпе главное - выполнить волю коллектива, достичь некую цель, ради которой эта толпа и была образована, а вовсе не удовлетворить свои «первичные позывы», как говорил Лебон.

Лебон также считает, что, объединяясь в массу, индивиды показывают качества, совершенно противоположные своим первоначальным (то есть в обыденной жизни) качествам. Однако, на наш взгляд, качества индивида в толпе не противопоставляются качествам индивида в обычной жизни, а лишь изменяются по причине того, что в толпе естественные законы (начала) усиливаются, а социальные - ослабевают.

В отечественной науке большой вклад в изучение массы и массового сознания внёс Б. А. Грушин. Он даёт такое определение массы, которое отражает, на его взгляд, все общие признаки массы как специфической социальной общности и достаточно чётко разграничивает понятия «массы» и «группы»: «Массы? это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по форме выражения».

Также Грушин выделяет некоторые ложные признаки, которые присущи лишь некоторым видам масс и не должны оцениваться как имеющие всеобщее значение. Среди таких признаков он называет, например, случайность возникновения масс (многие виды современных масс возникают вполне закономерно, в результате целенаправленных усилий различных социальных организаций), кратковременность их существования (в качестве примера длительно существующих масс Б. Грушин называет аудитории различных СМИ), внушительность размеров (количественный фактор сложно отнести к отличительному признаку масс в сравнении с другими социальными группами, так как те также могут обладать любыми объёмами) и другие.

Грушин вполне обоснованно, на наш взгляд, заявляет, что масса сугубо относительна деятельности, которую она осуществляет. «Масса образуется и функционирует на базе и в границах той или иной деятельности, невозможна вне её». Действительно, образование массы возможно только при условии наличия совместной деятельности, к примеру, мы не можем назвать массой толпу прохожих на улице, поскольку они не осуществляют никакой совместной деятельности, и, следовательно, не обладают духовным единством.

Анализируя феномен массы как носителя массового сознания, Грушин отмечает, что, с одной стороны, масса обладает некой архаичностью (на первоначальность возникновения этого вида общности указывали, например, З. Фрейд, К. Юнг и другие), с другой стороны, массы есть современный продукт проникающих во все сферы жизни общества процессов массовизации. Массовизация как социальный фактор образования масс предполагает соединение в рамках общности большого числа индивидов, умножение социальных отношений, связей между ними, а также уравнение условий деятельности индивидов.

Одним из первых, кто обратил внимание на процессы массовизации и их возможные последствия, стал К. Маркс. Он говорил, что исходной предпосылкой этих процессов является определённый уровень развития производительных сил, а именно промышленная революция. Маркс писал: «Зарождаясь в сфере экономики, указанные процессы постепенно распространяются на все остальные сферы жизни общества - политику, культуру и т. д. Захватываются сферы нематериального производства (наука, искусство, производство разного рода услуг), управления, материального и духовного потребления, досуга, быта, наконец, общения между людьми».

Именно проникающими во все сферы жизни общества процессами массовизации объясняется тот факт, что массы могут возникать на всех уровнях социальной иерархии (в этом мы согласимся с Г. Лебоном: «толпой» могут стать и рабочие, и академики).

Другой российский учёный, социальный психолог Д. В. Ольшанский, рассуждая о массах, называет их принципиально неорганизованными и неструктурированными субъектами общественной жизни. В своей работе «Психология масс» он указывает на то, что «в организованном, структурированном обществе, в сознании и поведении образующих его людей существуют психологические границы, возникающие в связи с принадлежностью людей к тем или иным группам. Однако стоит случиться какому-то крупному социально-политическому потрясению, как эти границы рушатся. Тогда люди образуют неструктурированную массу, а их психика и поведение приобретают дезорганизованный, стихийный, массовый характер». Другими словами, Ольшанский рассматривает массу как категорию нестабильного, кризисного общества, ответную реакцию на процессы, которые Б. Грушин обозначил как «социотрясение». Н. Д. Субботина так описывает процесс образования масс: «Массой могут стать как стабильные группы, так и толпа…массовое сознание и массовое поведение возникает в стабильных группах тогда, когда возникает реальная или мнимая угроза их ценностям…толпа становится массой, когда какое-либо экстремальное обстоятельство объединяет их интересы».

Стержневой элемент феномена масс - массовое сознание.

Массовое сознание является особым, специфическим видом сознания, свойственным неструктурированным множествам людей, «массам». Д. В. Ольшанский предлагает следующее, очень интересное, на наш взгляд, определение этому явлению: «Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных групп общества (больших и малых), однако оно не сводимо к ним. Это новое качество, возникающее из отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-либо причинам групп».

Анализируя процесс возникновения массового сознания, Ольшанский приходит к выводу, что массовый человек вовсе не продукт современности, а «наш прямой предок», поскольку «вначале было массовое сознание, потом из него стало выделяться сознание индивида, причём этот процесс продолжается до сих пор».

Зигмунд Фрейд также приходит к выводу о первичности массового сознания: «Психология массы является древнейшей психологией человечества: всё, что мы, пренебрегая всеми остатками массы, изолировали как психологию индивидуальности, выделилось лишь позднее, постепенно и, так сказать, всё ещё только частично, из древней массовой психологии».

С другой стороны, массовое сознание есть результат отражения того, что существует вокруг людей, чем и обусловливаются такие его свойства, как динамичность и изменчивость. Следовательно, можно выделить такие социальные факторы массового сознания, как экономические, политические, культурные и иные условия жизнедеятельности людей. Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение - стихийное, неорганизованное, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами поведение некоторых общностей.

Среди общих механизмов стихийного массового поведения А. П. Назаретян выделяет «циркулярную реакцию» или «эмоциональное кружение», под которым он понимает «взаимное заражение, то есть передачу эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами». Он считает, что такая циркулярная реакция приводит к стиранию индивидуальных различий, снижению роли опыта и здравого смысла, поэтому индивид начинает реагировать «как все». Происходит определённая регрессия: у индивида актуализируются низшие, примитивные пласты психики; а мы бы сказали - вступают в силу естественные законы поведения.

Назаретян также называет некоторые факторы «превращения организованной группы в толпу», среди которых можно выделить социальные (общая напряжённость в обществе, политические, экономические и другие бедствия), физиологические (голод, усталость, алкогольное или наркотическое опьянение), общепсихологические (испуг, удивление и т. п.) и, наконец, социально-психологические (отсутствие эффективных лидеров, низкий уровень групповой сплочённости).

Циркулярная реакция, исследуемая Назаретяном, близка к механизму заражаемости, который описал ещё Лебон: «Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство». Здесь необходимо отметить, что заражаемость - естественный механизм регуляции поведения, он «был выработан в органических системах еще задолго до появления человека и имел целью самосохранение целого». Эффективность заражения индивида всегда ограничена степенью его готовности проникнуться массовыми настроениями, подражать ей. Таким образом, готовность к подражанию (впрочем, как и склонность к внушению) можно считать основой заражаемости.

Механизм подражания, как уже отмечалось выше, был подробно рассмотрен Г. Тардом. Он выделял такие разновидности подражания, как простая имитация (в экстремальных ситуациях), обыденное подражание (в повседневной жизни), «уважительное» подражание авторитетам, подражание по причине недостаточности собственного опыта или неуверенности в своих силах и другое.

Потребность в подражании побуждает индивида к воспроизводству предлагаемых ему образцов поведения других людей и массы в целом. Таким образом, подражание можно назвать основным механизмом вхождения индивида в массу.

Ещё один механизм массового поведения - внушение.

Тот факт, что масса обладает внушающим воздействием на индивида, не подлежит сомнению. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами, которые вызывают определённые (необходимые) эмоциональные состояния у индивида, побуждают к совершению каких-либо действий. Часто для эффективного внушения используется суггестор, роль которого в массе выполняет её лидер, «вожак».

Следует также отметить, что феномен массового поведения может быть объяснён только совокупным действием перечисленных выше психологических механизмов масс.

Выделим две наиболее интересных, на наш взгляд, формы массового поведения: религия и мода. Социальными факторами религии можно назвать общественное неравенство и связанные с этим поиски выхода, решения повседневных проблем жизни. Психологические корни религии следует искать, на наш взгляд, в ограниченности человеческого сознания, не способного в полной мере объяснить картину реального мира. Вера, как обязательный компонент религиозного сознания, выражается в бездоказательном принятии некоторых утверждений. По способу распространения вера может быть связана с психологическими механизмами внушения и подражания. В силу того, что вера, безусловно, является эмоциональным состоянием, она также подвержена влиянию «циркулярной реакции» или заражаемости.

Другую форму стихийного массового поведения - моду - можно назвать особым явлением в психологии масс, в котором в полной мере получил развитие механизм подражания.

Подражание «модному» стимулируется целенаправленным заражением (иногда - внушением), используемым в рекламе и массовой коммуникации в целом. Мода «массовизирует» индивида, заставляя его быть «как все», подобным массе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что масса - явление социальное, однако в ней больше, чем в других социальных субъектах, присутствует естественное, стихийное начало. Массовое сознание и поведение, возникая как ответная реакция на некоторые социальные потрясения, имеют в своей основе естественные регулирующие механизмы (такие как подражание, заражаемость, внушение), сохраняя при этом внешнее социальное наполнение и оформление.

Условия возникновения конформизма С. Милграм и Э. Аронсон считают, что конформизм – это феномен, который в большей или меньшей степени возникает при наличии или отсутствии следующих условий:

• он возрастает, если задание, которое необходимо выполнить, довольно сложное, или испытуемый некомпетентен в этом вопросе;

• численность группы: степень конформизма становится наибольшей, когда человек сталкивается с одинаковым мнением трех и более людей;

• тип личности: человек с заниженной самооценкой в большей степени подвержен влиянию группы, в отличие от личности с завышенной;

• состав группы: если в составе есть эксперты, ее члены являются значимыми люди, и если в ней присутствуют люди, относящиеся к одной и той же социальной среде, то конформность повышается;

• сплоченность: чем сплоченнее группа, тем больше она имеет власти над своими членами;

• наличие союзника: если у человека, который отстаивает свое мнение или сомневается во мнении остальных, появляется хотя бы один союзник, то тенденция к подчинению давлению группы падает;

авторитет, статус: человек, который имеет наибольший статус, обладает и наибольшим влиянием, ему легче оказывать влияние на других, ему больше подчиняются;

• публичный ответ: человек более подвержен конформизму, когда он должен выступить перед остальными, а не тогда, когда он записывает свои ответы в тетрадь; если мнение высказывается публично, то его, как правило, стараются придерживаться.

Плюсы и минусы конформизма Существуют положительные черты конформизма, среди которых можно выделить такие:

• Сильная сплоченность коллектива, особенно в кризисных ситуациях, это помогает успешнее с ними справляться.

• Организация совместной деятельности становится проще.

• Время адаптации нового человека в коллективе сокращается. Однако конформизм – это явление, которое несет в себе и отрицательные моменты:

• Человек теряет способность самостоятельно принимать какие-либо решения и ориентироваться в непривычных для себя условиях.

• Конформизм способствует развитию тоталитарных сект и государств, проведению массовых геноцидов и убийств.

• Происходит развитие разных предубеждений и предрассудков против меньшинства.

• Конформизм личности уменьшает способность вносить весомый вклад в науку или культуру, так как искореняется творческая и оригинальная мысль.

III этап реализации проекта: исследование.
Цель: изучение уровня конформности у учащихся 8-ых классов

Дата проведения: 2-5 октябрь 2017 г.

Используемая методика:


1. Анкета «Уровень моей конформности».
Результаты исследования уровня конформности

В исследовании участвовали 24 учащихся 8 класса.

8 «А» класс (24 ученика – 100 %)

Высокий уровень – 12 учеников;

Средний уровень – 8 учеников;

Н изкий уровень – 4 ученика

IV этап реализации проекта: проведение классных часов.
Мы провели 2 классных часа в 8 «А» классе.

(Приложение 2, Приложение 3)
Первый классный час по теме «Изучаем понятия массовое сознание и конформизм» проходил в форме ознакомительного семинара и обсуждений.

Ц
ели:
повысить грамотность учащихся в вопросе понятий массовое сознание и конформность; развивать умение самостоятельно мыслить .




Второй классный час на тему «Хорошо ли быть в толпе?» прошел в форме дебатов.

Ц ели: закрепить знания учащихся, способствовать повышению уровня самовыражения и самоутверждения; создать положительный эмоциональный фон в классе.





В результате проведения классных часов отзывы от учеников были очень хорошими. Для ребят информация которую мы им рассказывали была новой и интересной. Многие из них стали увереннее, научились размышлять прежде, чем делать какой либо выбор и вывод.

Рекомендуем проводить такие классные часы и в других классах старшего школьного возраста.
V этап реализации проекта: повторное исследования.

.

Дата проведения: 13 ноября 2017 г

Используемая методика:


1. Анкета «Уровень моей конформности».

8 «А» класс (24 ученика – 100 %)

Высокий уровень – 5 ученика;

Средний уровень – 12 учеников;

Низкий уровень – 7 учеников




Сравнительные результаты исследования уровня конформности.

В исследовании участвовали 24 учащихся 8 класса.


Стартовая диагностика

Итоговая диагностика

8 «А» класс (24 ученика – 100 %)

Высокий уровень – 12ученика;

Средний уровень – 8 учеников;

Низкий уровень-3 ученика.

Высокий уровень – 5 ученика;

Средний уровень – 12 учеников;

Низкий уровень – 7 учеников










VI этап реализации проекта: заключение, выводы.
Цель: подвести итог реализации проекта.
После проведения классных часов наша гипотеза подтвердилась. Это хорошо видно после повторного исследования и после бесед с учениками 8 «А» класса. В результате которых, уровень конформизма снизился. А значит у этих учеником гораздо лучше развита самооценка и умение самовыражаться за счет своих достижений а не посредствам присоединения к сомнительной толпе.

Поставленные цели и задачи в процессе реализации проекта достигнуты.

Рекомендуем применять разработанные нами классные часы с учениками старшего школьного возраста.

Список использованной литературы

1. Интернет ресурсы.

2. Афанасьева Г.В. Социально-философский анализ массового сознания . Автореферат дис. . канд. филос. наук. М., 1994, 154 с.

3. Ашин Г. Доктрина массового общества. М.: Политиздат, 1971. - 191 с.

4. Быков, С.А. Манипулирование сознанием[Текст]: учебник / С.А. Быков. - М.: МИР, 2007. - 294 с.

5. Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. - 382 с.

6. Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология (философская социально-психологическая характеристика)/ Отв. ред. Е.Ф. Солонов. Л.: Наука, 1979.-216 с.

7. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984.


Приложение 1
Анкета «Уровень моей конформности»

Инструкция: ответьте на следующие вопросы и утверждения да/нет.

  1. Являетесь ли вы фанатом чего-либо?

  2. Часто ли вы прислушиваетесь к чужому мнению?

  3. Мне нравится компанейские, общительные люди?

  4. Мне легче быть исполнителем, чем руководителем?

  5. Я бы скорее провел каникулы в большой компании людей, нежели поехал в деревню к другу?

  6. Я лучше буду «Плыть по течению» чем рискну.

  7. Я предпочитаю играть в команде.


Приложение 2
Классный час 1

«Изучаем понятия массовое сознание и конформизм»

Форма проведения: ознакомительный семинар, обсуждение.

Цели: повысить грамотность учащихся в вопросе понятий массовое сознание и конформность; развивать умение самостоятельно мыслить.

Презентация

В последнее время очень часто появляется информация о том, что где-то совершаются преступления, именно толпой. Как правило, такие толпы имеют своего негативного лидера. Подавляющее большинство подобных преступлений совершаются молодёжью. Возникают массовые митинги, общественные движения.

Всю свою жизнь индивид имеет различные связи с другими людьми (опосредованные или непосредственные). Он действует на окружающих или сам подвергается их воздействию. Часто случается так, что человек может поменять свое мнение или поведение под влиянием общества, соглашается с чужой точкой зрения. Подобное поведение объясняется способностью к конформизму.

Конформность - это изменение модели поведения или взглядов человека под влиянием суждений со стороны других людей.

Стержневой элемент феномена масс - массовое сознание.

«Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных групп общества (больших и малых), однако оно не сводимо к ним. Это новое качество, возникающее из отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-либо причинам групп».

Механизмы массового сознания

- подражаемость

- внушаемость

- заражение

Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков.

  • Большие и малые;

  • Устойчивые и неустойчивые;

  • Сгруппированные и несгруппированные;

  • Контактные и неконтактные;

  • Спонтанные, стихийно возникающие, и специально организуемые;

  • Социально однородные и неоднородные.

Условия возникновения конформного поведения

  • Низкая самооценка индивида;

  • Чувство собственной некомпетентности человека, которому предстоит решение сложной задачи;

  • Сплоченность группы – если хотя бы один из ее членов имеет мнение, отличное от общего, эффект давления снижается, и человеку становится легче возражать и не соглашаться;

  • Многочисленность группы – максимальное влияние прослеживается в группе из 5 человек, дальнейшее увеличение количества ее членов не приводит к усилению эффекта конформизма;

  • Высокий статус и авторитет группы, нахождение в ее составе экспертов или значительных для человека людей;

  • Публичность – люди демонстрируют более высокий уровень конформного поведения, если им необходимо открыто выразить свое мнение окружающим.

  • Социальный конформизм – это некритическое восприятие и следование мнениям, которые господствуют в обществе, массовым стандартам, стереотипам, авторитетным принципам, традициям и установкам. Индивид воспринимает экономическую и социально-политическую действительность без какой-либо критики, не изъявляет никакого желания высказывать собственное мнение.

  • Социальный конформизм – это отказ нести личную ответственность за совершенные поступки.

Роль конформизма

Позитивная - Помогает избегать конфликтов

Негативная - Мешает утвердиться независимому мнению

Обсуждение с учениками.



Приложение 3

Классный час 2

«Хорошо ли быть в толпе?»

Форма проведения: круглый стол.

Цели: закрепить знания учащихся, способствовать повышению уровня самовыражения и самоутверждения; создать положительный эмоциональный фон в классе.

Ход мероприятия

Вам уже знакомо слово «конформизм».  Могу сказать, что  большинство из вас – конформисты. Не обижайтесь, я вовсе вас не обзываю. Это вполне нормальное слово, не несущее никакой оценочной окраски.

В подростковом возрасте почти все хотят быть подобными остальным – делать то, что делают другие, говорить так, как они говорят, думать так, как думают все, носить то, что носят все. То есть боятся отличаться от большинства. Это и есть конформизм.

Это, как детская болезнь. Большинство людей переболели ею. Это не страшно. Хуже, если конформизм переходит в хроническую форму, и человеку так и не удается обрести индивидуальность, стать самим собой. Про такого человека говорят, что он не имеет своего лица: он всегда кому-то подражает, перенимает чьи-то идеи, моду, походку, манеру выражаться.

Почему происходит так, что человек боится отличаться от других?

Ответы учащихся.

Проиграем ситуацию: Если девочке мама не в состоянии купить модную куртку, то над ней будут смеяться по любому поводу.

 Любое отклонение от общих правил расценивается как отклонение от этикета.

  • Были-ли у вас случаи, когда кто-то из вас или ваших друзей оказывался в унизительной ситуации?

  • Постарайтесь представить себя на месте того, кто оказывался объектом осмеяния или гонения. Что бы вы чувствовали при этом?

  • Все ли вас устраивает в отношениях с вашими друзьями?

  • Часто ли вы поступаете так, как не хотели бы, чтобы поступили с вами?

  • Почему мнение большинства оказывает такое сильное влияние в период взросления?

  • Почему мы так боимся быть отверженными коллективом?

  • Почему мы делаем то, что нам говорят наши ровесники?

  • Почему мы не можем быть независимыми?

Все дело в неуверенности. Когда вы чувствуете себя неуверенно – когда вы сами себе не нравитесь – тогда вы очень боитесь насмешек, боитесь не понравиться и того, что друзья вас отвергнут. Вы более чувствительно относитесь к насмешкам. И вы говорите как все, одеваетесь как все, поступаете как все. Вы боитесь выразить свое собственное мнение. Причина такого поведения – чувство неуверенности в себе.

В нормальной, здоровой подростковой среде конформизм, по мере взросления, благополучно изживает себя.

 Сложнее обрести индивидуальность в агрессивной среде. Мы можем помимо своей воли и желаний делать не то и не так как считаем правильным, а то и так, как принято в этой среде.

Давление со стороны сверстников может стать опасным. Оно может доставить нам много неприятностей в будущем. Конформизм становится опасен, если заставляет нас сознательно поступать неправильно.

 Это происходит всякий раз, когда нам не хватает мужества сделать что-то такое, что отличало бы нас от наших друзей.

 Учитесь говорить «НЕТ».

Представьте себя в компании сверстников, общество которых вас давно привлекало. Они вам всегда казались такими классными, крутыми, свободными. Вам нравится, как они одеваются, ведут себя. Вы всегда мечтали стать одним из них.

Так вот. Допустим, после школьной дискотеки вам предложили продолжить вечер в соседнем парке. Уже поздно. Родители будут недовольны. Но вы давно мечтали провести время в кругу этих крутых парней, а возможно и влиться в этот круг в будущем. Все это заставляет вас поддаться искушению. Тем более уже раздаются насмешки: «Что, мамочки испугался? Ну да! Мы же забыли: детское время кончилось!..»

И вы делаете вид, что последние замечания относятся вовсе не к вам, а к тем «малолеткам», которые отправились по домам. Вы уверенно направляетесь в глубь парка, туда, где обычно тусуются эти крутые парни. Вечер продолжается, вам весело, вы испытываете некую эйфорию, голова кружится от счастья.

И вот один из ваших новых друзей предлагает забить косячок, все дружно его поддерживают. Вы, конечно, прекрасно знаете, что это такое, хотя сами еще никогда не пробовали «травки», да и не имеете большого желания. Сколько раз вы уже слышали об опасности даже самых слабых наркотиков: затягивают, разрушают организм и т.д. Что делать? Эти парни так легко и непринужденно затягиваются, передают по кругу «дурман». И вот уже очередь дошла до вас. Как вы поступите? Вы не хотите это курить, но и не хотите, чтобы над вами смеялись. Вы вроде бы колеблетесь, но вас начинают поддразнивать и вы сдаетесь. Давление становится огромным. Вы чувствуете себя глупо, вы не знаете, что сказать. Быть может, с одного раза вреда не будет? Вы затягиваетесь и чувствуете вроде бы победу. Вы такой же, как эти крутые ребята! В следующий раз, когда вам опять будут предлагать наркотики или выпивку, согласиться будет легче, потому что первый шаг уже сделан. Потом это войдет в привычку, и вы, как говориться, втянетесь.

Обсуждение.

И все это из-за стремления быть как все.

Как вы думаете, почему алкоголизм среди подростков стал такой серьезной проблемой? Почему молодежь курит, зная, что эта привычка загрязняет легкие, разрушает кровеносные сосуды, укорачивает жизнь? Чаще всего это начинается с того, что тот, кто уже попался на крючок соблазна, предлагает заглотнуть эту заманчивую наживку, якобы открывающую дверь во взрослую жизнь. И, к сожалению...

Нам так трудно бывает сказать: «Нет! Это мне ни к чему! В мои планы это не входит».

Человеческий организм так хрупок, и очень легко ему нанести непоправимый вред.  Сколько людей страдают всю жизнь только потому, что в юности не имели в себе уверенности и не смогли сказать «нет».

Оставайтесь самим собой!

Рано или поздно вам придется столкнуться с кризисом в отношении с друзьями. Мы уже выяснили, что это своеобразное проявление «болезни роста». Но признайте: друзья, которые пытаются оказать на вас давление, также находятся или находились под чьим-то давлением.

 Возможно, ими движет желание отомстить за свою слабость. Они начали курить, попробовали алкоголь или наркотики только потому, что боялись отличиться от других.

Насколько будет лучше, если вы проявите уверенность в себе, твердо и прямо заявите: «Если вы собираетесь сходить с ума – вперед. Но, по-моему, это глупо».

Большинство подростков уважает тех, у кого хватает мужества оставаться собой, даже если над ними смеются.

Отказаться от неразумного предложения не значит быть маленьким. Это значит, что у вас достаточно мужества для того, чтобы отстоять свое мнение, не идти на поводу у того, кто хочет показать свое превосходство над вами.

Если вы сильная натура – у вас есть шанс разорвать этот порочный круг подчинительства. Оставайтесь самим собой. А еще вы сумеете помочь тем, кому нужен друг. Своей дружбой поддержите в них уверенность в себе. Помогите другим стать независимыми от мнения сверстников.

Если вы не нашли еще в себе силы противостоять давлению, избегайте подобных ситуаций. Учитесь предвидеть дальнейшие события и старайтесь вовремя уйти. Будьте тверды в своих решениях. Вы всегда можете сказать: «У меня сегодня другие планы на вечер», «Я уже договорился о встрече с другом» или «У меня завтра сложная контрольная, я должен подготовиться».

В классном часе ученики проигрывали ситуации, приведенные в конспекте.



написать администратору сайта