Главная страница
Навигация по странице:

  • Киноиндустрия

  • В киноиндустрии высока концентрация производства и потребления фильмов. В большинстве государств мира основу проката составляет иностранное кино, прежде всего американское.

  • Центры киноиндустрии в мире. Киноиндустрия


    Скачать 22.2 Kb.
    НазваниеКиноиндустрия
    АнкорЦентры киноиндустрии в мире
    Дата22.11.2022
    Размер22.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЦентры киноиндустрии в мире.docx
    ТипДокументы
    #806878

    Информационную базу составили: 1) отчёты ЮНЕСКО по креативной экономике за 2008, 2010, 2013 гг. и по киноиндустрии за 2014 г., база данных по мировой киноиндустрии Института статистики ЮНЕСКО;

    2) материалы Европейской аудиовизуальной обсерватории (European Audiovisual Observatory) и данные Евростата, включая отчёт Общего исследовательского центра Института перспективных технологических исследований Европейской комиссии «Анализ статистики, экосистемы и конкурентоспособности СМИ: сектор кинематографии»;

    3) национальные базы данных («IMDb», США; «Кинопоиск», Россия) и отчёты о развитии киноиндустрии: Американской ассоциации кинокомпаний, Британского института кино, Министерства образования, культуры и спорта Испании, Министерства информации и телерадиовещания Индии, Канадской ассоциации продюсеров медиа и др.;

    4) данные информационных обзоров по киноиндустрии различных компаний («Невафильм Research», «PricewaterhouseCoopers», «Deloitte» и др.);

    5) публикации в периодических изданиях, в частности в «The Guardian» (Великобритания), «The Hollywood Reporter», «Variety» (США), материалы официальных сайтов городов, кинокомиссий и туристических компаний.

    Киноиндустрия — отрасль промышленности, занимающаяся кинопроизводством, то есть производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов и мультипликацию. Не менее важной сферой деятельности киноиндустрии является кинопрокат. Киноиндустрия относится к отраслям креативной экономики. Актуальность изучения киноиндустрии в XXI веке обусловлена ростом её влияния на региональное экономическое развитие. Современная киноиндустрия — значимая отрасль экономики многих стран. В отдельных государствах Европы она обеспечивает до 9% занятых и до 32% товарооборота продукции культурных отраслей. В профессиях «ядра» киноиндустрии мира занято около 2,5 млн человек, больше, чем, например, в архитектуре и рекламе. Доходы отрасли в целом по миру оцениваются более чем в 100 млрд долл. (2019 г.).

    Помимо прямого вклада в региональную экономику, киноиндустрия оказывает и косвенный мультипликативный эффект, благодаря которому развиваются другие отрасли. Примером мультипликативного влияния киноиндустрии на социально-экономическое развитие стран и регионов стал кинематографический туризм — посещение мест, связанных с фильмами. В отдельных дестинациях кинотуристы составляют до 9% всех посетителей. //слайд 2//

    В киноиндустрии высока концентрация производства и потребления фильмов. В большинстве государств мира основу проката составляет иностранное кино, прежде всего американское. Кинопроизводство в мире и в странах-лидерах быстро растёт, выпуск фильмов превышает 9 тыс. в год. Концентрация производства в первых десяти государствах достигает 62%. С 1995 по 2017 г. более половины фильмов создавались в странах-лидерах — Индии, США, Японии, Франции, а также в Великобритании, Республике Корее, Испании и Германии (рис. 1).

    В XXI в. ряд ведущих производителей менялся мало: за счёт присоединения с 2005 г. к лидерам Китая и приближения Аргентины и Мексики к высоким объёмам производства. В обход профессионального производства и дистрибуции полнометражных лент на рынках развивающихся стран появляются фильмы в видеоформате, не учитываемые официальной статистикой и особенно популярные в Африке. Нигерийский «Нолливуд» – крупнейший центр их производства и продажи. В 2011 г. там было выпущено 997 таких фильмов (полнометражных фильмов в тот год произвела больше только Индия).

    В силу концентрации производства основу проката в большинстве стран мира составляет иностранное кино. Только в семи странах доля фильмов национального производства (ФНП) в структуре проката превышает половину: Иран (100%), США (92%), Индия (около 80%), Япония, Республика Корея и Турция (по 60%), Китай (59%). За исключением Ирана и Турции, все они входят в десятку лидеров по абсолютному производству фильмов. Помимо США с их мощной киноиндустрией в эту категорию попадают не европейские, а азиатские страны, резко отличающиеся от США по культуре и острее, чем европейские, испытывающие потребность в национальном кинематографе. В Иране она также продиктована государственным контролем СМИ и искусств. //слайд 3//

    США занимают особое положение в мировой киноиндустрии по степени экспортной ориентации отрасли: это абсолютный лидер проката ФНП за рубежом. Так, в 2015-2017 гг. в 43 странах из 52 доля посещений в кинотеатрах американских картин превышала 45%, из них в 21 стране — 70% (рис. 2).

    Фильмы ряда европейских стран тоже популярны за рубежом. Среди них выделяются страны, чьи фильмы входят в топ-5 по посещениям в иностранных кинотеатрах: Великобритания (29 стран), Франция (27), Испания (15), Россия (7 стран: СНГ, Прибалтика) и Германия (6 стран). Аудитория фильмов французского производства самая крупная, но доля её зарубежной части в просмотрах выше у испанского и английского кино (более 50%). Степень распространения европейских фильмов на внешних рынках близка к среднемировой, хотя производители со старейшими кинематографическими школами (Великобритания, Франция, Испания, Германия) испытывают сложности при экспорте фильмов за границу, в том числе из-за обилия на рынке американского кино. Самые популярные в мире фильмы (по объёму кассовых сборов) производятся в США или в ко-продукции с крупнейшими американскими компаниями «majors». За 10 лет (2007–2016) из 20 самых популярных в мире фильмов от 10 до 14 выпускались в США, а в ко-продукции с их компаниями — от 5 до 8. США участвовали в производстве 90-100% самых 9 популярных фильмов. Шесть крупнейших кинокомпаний США («majors») в 2016 г. получили 84% кассовых сборов (9,4 млрд долл.), выпуская 8% фильмов в стране. Они контролируют и внешние рынки. Так, все три крупнейших компании-дистрибьютора в Нидерландах — это американские «majors», доля которых на местном рынке проката — 62%. В географии влияния американских компаний прослеживается закономерность: они приходят в основном в страны с развитой киноиндустрией, так как именно там можно получить наибольший доход от дистрибуции. //слайд 4//

    Особенности потребления продукции киноиндустрии, как преимущественно городского вида активности, связаны с уровнями экономического развития и урбанизации стран мира, а также со способами продвижения этой продукции.

    Страны различаются по абсолютным и относительным показателям посещений кинотеатров. Концентрация посещений также высока: в 2015-2017 гг. на 10 крупнейших по данному показателю стран приходилось 80% посещений. Динамика потребления кинопродукции за 1995-2017 гг. позволяет выделить три группы стран: с ростом, стабилизацией или сокращением количества посещений. В целом по миру и в большинстве стран аудитория кинотеатров с 1995 по 2017 г. увеличилась. Однако тренды неодинаковы. Самая большая группа – страны с ростом числа посещений, часто многократным (Китай, Мексика, Россия и др.). Он связан с появлением новых кинотеатров и ростом спроса. Группа со стабилизацией посещений кинотеатров (в течение 23 лет их число почти не выросло) включает США, Австралию, Германию. В самую малочисленную группу с сокращением числа посещений входят ЮАР, Индия, Куба. На показатели посещения влияет расширение доступа к новым технологиям просмотра фильмов в кинотеатрах (в формате «3D» и пр.) или вне их: онлайн-просмотры, видео по запросу и др. Таким образом, новые технологии могут способствовать как сокращению, так и росту посещений.

    Высокая посещаемость кинотеатров на душу населения в США, Ирландии, Новой Зеландии (рис. 3) связана с культурными установками (например, в Новой Зеландии это типичный вид досуга, отнесенный в местной статистике к ежемесячным) и с долей городского населения. Посещаемость кинотеатров на душу населения в крупнейших городах превосходит среднюю по стране: например, в Милане данный показатель в 2017 г. составил 12,1, а в Италии в целом — 1,9; в Дублине 6, а в Ирландии — 3,4; в Париже в 2015 г. 10,8, а во Франции — 3,6. Таким образом, походы в кинотеатр — городской вид досуга, что объясняет их столь высокую посещаемость в Исландии (около 60% населения живут в столичном регионе, доля горожан — 94%), Сингапуре, Гонконге. Остальные страны-лидеры тоже отличаются высоким уровнем урбанизации.

    Появление новых способов просмотра аудиовизуального контента приводит к изменению структуры доходов отрасли. В 2017 г. 46% доходов было получено от кассовых сборов, 36% — от цифровой (стриминговые сервисы в интернете и др.) и 18% — от материальной дистрибуции (продажа дисков и т.п.). С 2013 по 2017 гг. доходы от последней сократились почти вдвое, тогда как доходы от цифровой дистрибуции выросли почти втрое, подтверждая факт перехода рынка к цифровым средствам. Однако и кассовые сборы выросли до 40,6 млрд долл., что объясняется, в первую очередь, увеличением посещений кинотеатров в развивающихся странах, так как цены на билеты сохраняются примерно на одном уровне. Соотношение разных видов доходов неодинаково. Так, в Индии доля кассовых сборов составляет 74%, а в Великобритании — 30%. Концентрация рынков по кассовым сборам высока: на первые 10 стран приходится 75% всех мировых сборов, это те же лидеры, что и по производству фильмов (в Китае кассовые сборы с 2005 по 2015 г. выросли в 22 раза), за исключением Австралии и Канады (которые не входят в число лидеров по производству фильмов).

    Распространению кинопродукции способствует связь её производства и продвижения с производством и продвижением другой медиапродукции. Крупнейшие компании отрасли входят в состав медиаконгломератов, часто включающих компании, специализирующиеся на самых разных видах деятельности: от телефонии и СМИ до спутникового телевидения и киносъёмок. //слайд 5//

    Среди 137 стран и территорий мира по показателям развития киноиндустрии выделены типы и подтипы (рис. 4). Тип 1. Страны с высоким уровнем развития киноиндустрии отличаются высокими абсолютными или относительными значениями показателей. Обычно в кинопрокате первое место занимают ФНП, развит экспорт кинопродукции. Подтипы: 1.1. Страны высокоразвитой киноиндустрии; 1.2. Страны «развитого своеобразия»; 1.3. Страны развитой киновывозящей Европы. Тип 2. Страны со средним уровнем развития киноиндустрии. Их отличает наличие ряда факторов, ограничивающих развитие отрасли. Как правило, это невысокий общий уровень социально-экономического развития. Подтипы: 2.1. Крупные страны среднеразвитой киноиндустрии с высоким уровнем производства и темпами роста отрасли; 2.2. «Малые киноманы» с высокой посещаемостью кинотеатров, особыми условиями для иностранных и местных производителей кино; 2.3. Малые страны среднеразвитой киноиндустрии, где посещаемость кинотеатров выше средней; 2.4. Страны «пёстрого кино» с повышенным разнообразием потребления кинопродукции; 2.5 Страны «застойного» подтипа — при среднем уровне показателей тенденций к росту не выявлено. Тип 3. Страны с низким уровнем развития киноиндустрии. 3.1. Страны развивающейся киноиндустрии, где все показатели низкие, но доля фильмов, созданных в ко-продукции, больше 50%; 3.2. Страны наименее развитой киноиндустрии. //слайд 6//

    Территориальная структура киноиндустрии на региональном уровне может быть поли- и моноцентричной. На формирование региональных киноиндустрий влияют лингвистическое разнообразие в стране, система расселения и институциональные факторы. Роль лингвистического разнообразия в формировании территориальной структуры киноиндустрии ярко проявляется в Индии. Страна лидирует по количеству произведенных фильмов, составивших в 2015-2017 гг. более пятой части мирового производства, не будучи их видным поставщиком за границу: более 90% фильмов снимаются на местных языках для местного зрителя. В 2015-2016 гг. в Индии сняли 1902 фильма в 41 языковой категории, и ни одна не превысила 18% в общей структуре, съёмка проводилась в девяти регионах страны (рис. 5). //слайд 7//

    США – пример страны с одним доминирующим языком (английский). Здесь территориальная структура киноиндустрии примерно соответствует территориальной системе расселения с двумя выраженными ядрами – на западном и на восточном побережьях. Киноиндустрия — крупный работодатель в Калифорнии (Голливуд) и в Нью-Йорке — городе-лидере по количеству работников креативных отраслей, где число занятых в киноиндустрии и производстве телефильмов на прямых и косвенно связанных должностях в 2015 г. была больше, чем в ряде европейских стран (рис. 6). //слайд 8//Производство фильмов в США, с одной стороны, сосредоточено в крупных центрах, но, с другой стороны, встречается почти везде: в 42 штатах за 2015-2016 гг. С большим отрывом лидируют Калифорния (549 фильмов) и Нью-Йорк (283) (рис.7).

    Киноиндустрия способствует развитию туризма. Кинематографический туризм (КТ) — яркий пример проявления не только традиционного, но и креативного (через создание и распространение культурных смыслов и образов) воздействия киноиндустрии на региональное развитие. Объектами туризма становятся места съемок, места, изображаемые в фильме (даже если съемки проводились не там) либо связанные с кино иначе (места проведения фестивалей, жизни выдающихся деятелей кинематографа и т.д.). //слайд 9//В географии кинотуризма выделяются центры мирового (Нью-Йорк) и регионального (Барселона) уровня. На локальном уровне формируются кинолокации, использованные для съемок самых популярных кинофильмов, иногда нескольких. Географический образ из фильма может влиять на выбор дестинации, увеличив туристический поток и даже стать главной причиной её посещения. КТ — это вид туризма, мотивом к которому является просмотр кинофильмов или телесериалов, а также связанные с их просмотром виды деятельности (фестивали и др.). Выделяют следующие виды КТ: 1. По мотивам поездки: 1) кино — главная причина (туристы «ядра» КТ); 2) одна из причин (не ставится туристом на первое место). 2. По типам посещаемых мест: 1) реальные декорации (замок Алнвик в Великобритании, сыгравший роль школы волшебников в серии фильмов о Гарри Поттере), 2) ландшафты без декораций (Южный остров Новой Зеландии в серии «Властелин колец»), 3) заменённые места съёмок (фильм «Храброе сердце» частично снят в Ирландии, повествуя о Шотландии, куда и едут туристы), 4) туристические объекты, специально построенные по мотивам фильмов (скамейка в Саванне, Джорджия, США, по фильму «Форрест Гамп»), 5) киностудии («Warner Bros.», Калифорния, США), 6 потом) тематические кинопарки («Disneyland» в Анахайме, Калифорния, США), 7 затем) места кинофестивалей (такие, как Сан-Себастьян в Стране Басков, Испания), 8) места жизни знаменитостей (Лос-Анджелес, Беверли-Хиллз, Малибу). 3. По типу активности: 1) организованные компаниями туры по объектам КТ («Midtown Manhattan movietour» по Нью-Йорку), 2) самостоятельные посещения с использованием изданных брошюр («Hampshir filmmap», брошюра с объектами КТ в английском графстве Хэмпшир), 3) самостоятельные посещения с использованием информации тематических сообществ и социальных сетей («Barcelona Movie Walks» по Барселоне), 4) посещение кинособытий, включая фестивали.//слайд 10//

    Пример Нью-Йорка показывает, что возможна специализация КТ по отдельным районам города, имеющим различные кинообразы. Существование двух центров (Мидтаун и Нижний Манхэттен) и двух «кинополюсов» Манхэттена, ставших местами сосредоточения кинолокаций на протяжении длительного периода (1933–2013 гг.), связано с их разным смысловым наполнением. Судя по фильмам основной выборки, Нижний Манхэттен — «деловой» центр, в основном обложка яркой культурной и общественной жизни города. Когда Нью-Йорк хотят показать цветущим и многолюдным, кинолокации фиксируют Мидтаун с неизбежным акцентом на площадь Таймс-сквер. Самой популярной кинолокацией города стал небоскрёб Эмпайр-стейт-билдинг — он появляется в 105 фильмах. Популярны также Колумбийский университет, Центральный вокзал, отель «Плаза», Вильямсбургский мост, Коламбус-сёркл и др. (рис. 9).

    В аудиовизуальном ландшафте Барселоны на протяжении 2008– 2016 гг. выделяются районы Старый город, Сан-Мартин, Эшампле и Сан-Монжуик. Самые популярные кинолокации города: парк Сьютаделья, исторический парк Лабиринто-де-Орта, парк Гуэль и др. КТ позволяет Барселоне не только привлечь туристов, но и перераспределить внутренние потоки, переводя их из перегруженного центра в другие части города (например, в район Орта-Гинардо на севере, где находится известный по фильму «Парфюмер: история одного убийцы» исторический парк Лабиринто-де-Орта).

    В России углубленный анализ 420 фильмов показал, что наибольшее влияние на КТ с 2000 по 2017 гг. оказали фильмы «Левиафан», «Орда», «Географ глобус пропил», «Территория», «Питер FM», «Брестская крепость». По фильмам «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Географ глобус пропил» и «Питер FM» туристические компании организовали тематические туры. Декорации, созданные для фильмов «Записки экспедитора тайной канцелярии» и «Орда», стали платными объектами КТ. Благодаря киноиндустрии в стране созданы новые объекты инфраструктуры досуга. На формирование объектов КТ в России влияет их географическая неординарность: наибольший эффект производят фильмы, снятые в отдалённых и редконаселённых районах, в необычных природных «декорациях». //слайд 11//


    написать администратору сайта