Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность темы исследования

  • Актуальность темы

  • Объект исследования

  • Цель исследования

  • 1. Медиакритика в современном мультимедийном пространстве.

  • 1.1 Современная медиакритика.

  • 1.2 Особенности функционирования кинокритики в современном информационном пространстве.

  • Кинокритика. Курсовая_Степанова. Кинокритика в интернете как самая развивающаяся область медиакритики


    Скачать 76.69 Kb.
    НазваниеКинокритика в интернете как самая развивающаяся область медиакритики
    АнкорКинокритика
    Дата10.05.2023
    Размер76.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая_Степанова.docx
    ТипКурсовая
    #1119973
    страница1 из 3
      1   2   3

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

    МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. Н.П. ОГАРЁВА»

    (ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»)
    Факультет филологический
    Кафедра журналистики

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по теме:

    КИНОКРИТИКА В ИНТЕРНЕТЕ КАК САМАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ОБЛАСТЬ МЕДИАКРИТИКИ
    Автор курсовой работы____________________________ Я.А. Степанова

    подпись, дата

    Обозначение курсовой работы КР–02069964–42.04.02–12–22
    Направление подготовки 42.03.02 Журналистика
    Руководитель работы

    доктор филол. наук, профессор____________________ В. И. Антонова

    подпись, дата

    Оценка_________________

    Саранск 2022

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

    МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. Н.П. ОГАРЁВА»

    (ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»)
    Факультет филологический
    Кафедра журналистики

    ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
    Студент Степанова Яна Андреевна
    1. «Кинокритика в Интернете как самая развивающаяся область медиакритики».

    2. Срок представления работы к защите 01.05.2022

    3. Исходные данные для научного исследования: монографии, учебные пособия, научные статьи, публикации СМИ, интернет-источники.

    4. Содержание курсовой работы

    4.1 Медиакритика в современном мультимедийном пространстве, особенности функционирования кинокритики.

    4.2 Актуальные проблемы кинокритики.

    5. Приложения
    Руководитель работы __________________________________В. И. Антонова

    подпись, дата

    Задание принял к исполнению _________________________

    подпись, дата

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

    1 Медиакритика в современном мультимедийном пространстве, особенности функционирования кинокритики………………………………………………...8

    1.1 Современная медиакритика……………………………………………..9

    1.2 Особенности функционирования кинокритики в современном информационном пространстве…………………………………………….2

    2 Актуальные проблемы кинокритики.

    2.1 Актуальные проблемы кинокритики в разрезе мнений экспертного сообщества…………………………………………………………………17

    2.2 Проблематика и вектор развития кинокритики в интернете и социальных медиа………………………………………………………….22

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30

    ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) ……………………………………………..34


    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность темы исследования

    Значение медийной составляющей в современном обществе растает с каждым годом. Об этом свидетельствует, в том числе и межличностная коммуникация, которая осуществляется посредством медиаплатформ социальных сетей. Интернет завоевывает все большее доверие как источник получения не только информации, но и общественно-политических, экономических, культурных новостей. Интерактив вошел в жизнь многих людей. Игры, приложения, симуляторы для многих выполняют рекреативную функцию. Чем большее влияние медиа оказывает на жизнь людей, тем большее значение приобретает уровень медиакомпетентности аудитории.

    Нельзя не отметить определенный качественный рост Интернета в России, который наблюдается в последние годы. Этот факт послужил стимулом для изменения вектора развития многих направлений и отраслей, не исключением стал и процесс развития в сети литературной критики, а также достаточно широкое распространение в Интернете и кинокритики. Любительская критика уверено заняла свои позиции положив конец профессиональной монополии в высказывании окончательных оценок.

    Отношение аудитории к кинематографу сегодня не ограничивается мнением печатных периодических изданий, это наглядно продемонстрировало появление в медиапространстве непрофессиональной Интернет-критики. Разрушился сложившийся годами стереотип о том, что профессиональный критик может если не сформировать, то значительно повлиять на общественное мнение, транслируя свою субъективную оценку. С появлением Интернета зритель перестал быть пассивным субъектом. Благодаря появлению киносайтов и возможностью открыто делиться своим мнением с аудиторией, зрители сами начали брать на себя роль критиков.

    Медиакритика сегодня уже участвует в пересмотре, изменении, обновлении устоявшихся норм и правил, результатом чего может стать социальная переоценка достижений создателей медийного содержания и деятельности кинематографа в целом.

    Кинокритика – это стремительно развивающаяся отрасль, которая осуществляет познание и оценку социально значимых, культурно-творческих, профессионально-этических, правовых, экономических и технологических аспектов информационного производства в средствах массовой информации, делая акцент на творческую сторону медийного содержания.

    Актуальность темы обусловлена тем, что мировая, в том числе и российская, кинокритика претерпела значительные изменения. С доступностью средств производства, наличием свободных медиаплощадок, сфера киноанализа стала открыта для непрофессионального автора. Этот факт не мог не отразиться на профессиональной среде. Киноведы превращаются в элементарных обозревателей, рецензии – в развернутые аннотации.

    Объект исследования – кинокритика, как самая развивающаяся область медиакритики.

    Предмет исследования – тенденции функционирования и развития кинокритики в интернете.

    Цель исследования – изучение развития кинокритики в мультимедийном пространстве, выявление основных черт современной кинокритики.

    Задачи исследования:

    - изучить литературу, доступную информацию по рассматриваемой проблеме;

    - рассмотреть кинокритику, как одну из отраслей медиакритики;

    - определить основные тенденции в современной кинокритике;

    - выявить проблемы кинокритики в интернет-пространстве.

    Эмпирической базой исследования являются материалы интернет-сервиса КиноПоиск и сайта Kritikanstvo.ru

    В работе были использованы следующие методы: общенаучные, элементы стилистического метода, метод сравнительно-сопоставительного анализа.
    1. Медиакритика в современном мультимедийном пространстве.

    Медиакритика – это журналистская деятельность по изучению и оценке медийных материалов. Она включает в себя: телевизионную критику, критику печатных изданий, радиокритику, критику online-СМИ, музыкальную критику, кинокритику и другие направления. Медиакритика дает возможность аудитории ориентироваться в потоке медиаконтента. Приоритетная задача медиакритики – информировать и просвещать аудиторию медиа, чтобы пользователи могли отличить качественный материал. Также медиакритика располагает возможностью регулировать контент СМИ и деятельность журналистов, задавать высокие стандарты профессионализма в журналистике. При такой интерпретации можно выделить функции медиакритики: информационно-коммуникативную, познавательную, коррекционную, социально-организаторскую, просветительскую, коммерческую) и основные задачи:

    - познание информационного производства;

    - изучение и изменение общественного восприятия медийного содержания и представлений о внешнем мире, складывающихся в сознании аудитории СМИ;

    - оказание влияния на отношение публики к медиа, формирование определенной общественной культуры изучения и оценки деятельности массмедиа, развитие духовного мира аудитории;

    - содействие развитию и совершенствованию творческо-профессиональной культуры создателей медиатекстов;

    - социальной среды функционирования средств массовой информации и т.д. [16].
    1.1 Современная медиакритика.

    Положение медиакритики на современном этапе, является неопределенным. С одной стороны, четким представлением о медиакритике как о специфическом феномене журналистики не располагает ни профессиональная среда практиков, ни научная сфера, которая призвана осмысливать и изучать это явление как часть современной медиасистемы. Крайне невысокой остаётся доля медиакритических выступлений журналистов в современных СМИ. С другой стороны, интерактивность современного общества предоставляет техническую возможность любому пользователю выступать в роли медиакритика, что, по сути, еще сильнее расшатывает представление о медиакритике как особой журналистской деятельности и о ее жанровой системе.

    Критика – один из важных элементов социальной деятельности. Она оценивает её результаты, изучает содержание и последствия, а также является одним из определяющих факторов формирования общественного мнения и отношения к социальной деятельности.

    Медиакритика – новая, быстро развивающаяся область современной журналистики, которая осуществляет критическое познание и оценку всех актуальных социально значимых и культурно-творческих аспектов информационного производства в средствах массовой информации с учетом творческой стороны создания медийного содержания.

    В современных информационных условиях, деятельность средств массовой информации в области медиакритики, представляет собой сложный процесс, который включает в себя творческую деятельность и коммерческий расчет. Поэтому адекватное критическое познание продукта информационного производства – медийного содержания – сегодня затруднительно или даже невозможно без пристального рассмотрения актуальных экономических, технологических и правовых аспектов деятельности, существенно влияющих на характеристики медиа-текстов и выбор форматов их презентации.

    Журналистская критика СМИ взаимодействует с другими областями критической журналистики: кинокритикой, литературной, художественной, музыкальной, театральной критикой.

    В зависимости от состава авторов, аудитории, особенностей содержания объектов критики, современная медиакритика представлена в взаимосвязанных видах: академической, профессиональной и массовой критики.

    Академическая медиакритика представлена журналистскими работами ученых и исследователей, адресованными как научным кругам, так и профессионалам масс-медиа. В ней приобретает наиболее ярко выраженно свойство научности, поскольку ее произведения создаются авторами, владеющими инструментарием научного исследования медийных феноменов.

    Профессиональная медиакритика имеет своим адресатом сообщества журналистов и других создателей медийного содержания. В роли же критиков в данном случае обычно выступают представители этих сообществ – либо авторы, тесно связанные с данными сообществами по роду своей профессиональной деятельности. Профессиональная медиакритика способствует самопознанию медиасообшеств и развитию внутрикорпоративной самокритики. Произведения профессиональной медиакритики публикуются чаще всего в профессиональных изданиях.

    Произведения массовой медиакритики предназначаются одновременно как широкой аудитории читателей, телезрителей, радиослушателей, так и авторам медийного продукта. При этом журналисты и другие творческие работники средств массовой информации предстают в двух ролях. С одной стороны, это коллеги, к которым критик обращается с разбором их деятельности. С другой стороны, это часть общей аудитории – конечно же, более информированная, искушенная и критичная ее часть. Массовая медиакритика стимулирует общественный интерес, выступает в качестве средства обратной связи между аудиторией и производителями медийного контента. Эта возможность формирует у общества оценочное отношение к культурным явлениям либо к их отдельным аспектам.

    Можно констатировать, что границы медиакритики, на сегодняшний день, для профессионального сообщества, не определены. Одна из причин – большое количество источников влияния, которые оказывают формирующее воздействие на методы и приемы, используемые медиакритикой, в том числе:

    1. Виды критики: художественная, литературная, научная, театральная критика, кинокритика;

    2. Публицистика как система методов воздействия на общественное мнение и формирования представлений о качестве и нормах в области СМИ;

    3. Блогосфера как платформа развития медиакритики;

    4. Сферы науки (социология, политология, психология, журналистиковедческая наука);

    5. Медиаобразование.

    Также, нельзя исключать явления, которые существуют параллельно с медиакритикой и копируют ее формат.

    К ним можно отнести:

    - гражданскую медиакритику (тексты непрофессиональных авторов);

    - «имитационная» медикритика, представляющая собой «самопиар» СМИ или пиар «дружественных» медиа.

    В связи с неопределенностью границ понятия «медиакритика» выделим признаки, лежащие в основе:

    1. Предмет медиакритики – различные сферы деятельности СМИ (сюда относятся не все масс-медиа: кино в прокате, театр – сфера отдельных, исторически более ранних видов критики);

    2. Профессиональные авторы, которые позиционируют себя как журналисты, как критики;

    3. Медиакритика является как процессом, деятельностью, так и ее результатом;

    4. Публичность;

    5. Актуальность: критика СМИ посвящена только современному состоянию медиа;

    6. Сочетание информационной и ярко выраженной оценочной составляющей.
    1.2 Особенности функционирования кинокритики в современном информационном пространстве.

    Сегодня одной из главных площадок активного обсуждения кинематографа становятся Интернет-блоги. Выход медиакоммуникации на новый уровень, развитие Интернета в целом и сервисов для его использования, позволяют каждому любителю кино делать своё собственное СМИ в своем блоге или на своей странице в социальных сетях. В своем интернет-пространстве авторы делятся личными впечатлениями о кинофильмах, не стремясь к глубоким, серьёзным обобщениям, не прибегая к классификациям, методологиям и научным аргументациям для обоснования оценок. Тем не менее, их мнение достаточно широко транслируется на аудиторию и авторитет в оценке имеет не маловажное значение. Особенно это относится к тем блогам, авторами которых являются известные деятели. В «Живом журнале» критика принимает такую форму: посетители пишут о том, что собираются посмотреть определённый фильм и просят других оставить свои мнения об этом фильме [11].

    Блоги и личные страницы сегодня являются доступным инструментом для развития кинокритики. Этому способствуют следующие преимущества.

    Один из основных факторов — это количество ресурсов для их создания. Для создания страницы в социальных сетях не требуется знаний в программировании и веб-дизайне, в отличие от создания сайтов, где трудозатраты в разы выше. Это приводит к тому, что в сети резко возрастает число публикующихся авторов и текстов, посвящённых кино.

    Следующий фактор тесная связь переплетающаяся со структурой Интернет- пространства, например применение перекрёстных ссылок. Не требуется писать длинные тексты и материалы, приводить обоснования или ранее опубликованные тексты. Это процесс можно заменить размещением в блоге или на своей станице ссылки на сайт или другой источник, на котором содержатся нужные материалы, с коротким комментарием.

    Также важно отметить, что блоги сформировали целую систему. Совокупность всех блогов называется блогосферой. Отличительная черта блогосферы – обратная связь. Суть заключается в том, что чем сенсационнее, качественнее сообщение в блоге, тем больше ресурсов разместят на него ссылки, тем самым повышая охват материала, увеличивает количество ознакомившихся с ним, что влечёт за собой дальнейшее увеличение количества ссылок. Авторы подобных текстов с большой вероятность будут иметь большой потенциал влияния на Интернет-аудиторию в сфере кинематографа [7].

    Регулировании сферы кино, является частью духовной и культурной жизни общества, поэтому институт кинокритики в России, стал устойчивым социальным образованием. Его история обусловлена потребностью общества. Институт кинокритики занимал важнейшее место в кинопроцессе несмотря на то, что роль и функции института кинокритики менялись на протяжении всего исторического процесса. Интернет стал новой дискуссионной площадкой для критических публикаций, обсуждений и дискуссий о кино. Освоение Интернета оказало революционное воздействие на институт кинокритики.

    Сегодня можно условно выделить две группы изданий (в том числе и их Интернет-версий), которые посвящены проблемам в кинематографе, кинопроцессу и кино в целом:

    - профессиональные, узкоспециализированные издания;

    - непрофессиональные, развлекательные издания.

    К первой группе изданий можно отнести такие издания, как журнал

    «Киноведческие записки», «Сеанс», «Искусство кино», сайты arthouse.ru, cinematheque.ru, и др.; ко второй – журналы «Афиша», сайты Film.ru, Kinopoisk.ru, Kinoexpert.ru, kinomania.ru, media-news.ru и т.д. и т.п [1].

    Кинорынок в России очень интенсивно развивается: финансовые обороты современной киноиндустрии значительно растут. Функции критики, ее место, роль, степень влияния в современных реалиях радикально изменились.

    Сегодня кинокритика связана с производителями, рекламодателями, продюсерами, а не только с обычными потребителями.

    Сегодня критика все более ощутимую берет на себя не простую роль. Она участвует в создании и распределении статусов и имиджей.

    Традиционная для советского времени критическая методология, анализ, опирающийся на конкретные аргументы, критическая интрига и индивидуальный стиль все чаще уступают место тому, чем силен пиар, призванный представить фильм или имя лакомым товаром и продвинуть его к потребителю. Напор, хлесткая, похожая на слоган и на поверку бессмысленная фраза, впечатывающаяся в мозг, – все эти приемы переходят в критику.

    Можно выделить следующие основные тенденции в сфере современной российской кинокритики:

    Значительную часть критических статей о кино в российских СМИ и интернет-ресурсах, пишут люди, не обладающие достаточной экспертизой и знаниями в данном направлении (феномен «народной» рецензии).

    Русскую критику можно разделить на «элитарную» и «массовую». Стоит отметить, что больший интерес у аудитории вызывает «массовая» критика.

    Агрегаторы обзоров, ресурсы, которые сегодня занимают особую нишу. Из задача собрать критические материалы, которые находятся в открытом доступе, объединить их и подсчитать оценки. В сфере кино к ним относятся Rotten Tomatoes, Metacritic, IMDb, Кино-поиск, Критиканство и пр. Наравне с киноманами и профессиональными критиками простые зрители имеют на этих площадках право высказать свое мнение, это и является их основной особенностью. Обычно мнение профессионалов, выносится отдельно, однако учитывается при выведении общей оценки.

    Немаловажное значение в развитии современной кинокритики также имеет коммерческий фактор. Здесь четко пролеживается прямая зависимость, чем больше информации о кино представлено на каком-либо ресурсе, тем больше пользователей узнают о заинтересовавшем их фильме и как следствие, увидят и рекламу. Соответственно, чем больше рейтинг посещаемости, охвата и просмотров у сайта, тем больше рекламодателей будут выбирать его для размещения рекламных материалов.

    В этом отношении журналы, которые имеют культурно- ориентирующую, рекламносправочную и рекреативную функции, не в состоянии конкурировать в этом с интернет-порталами, где пользователи имеют возможность не только знакомиться с разными мнениями, воспринимать их, но и высказывать свое собственное. Исследователи положительно оценивают перспективы развития журналов, в особенности «общего интереса», однако популярные специализированные журналы сейчас находятся перед сложным выбором - предложить читателям новые уникальные возможности, оригинальный контент, или ориентироваться исключительно на сохранение аудитории, либо исчезнуть.

    Можно выделить три главных типах профессионалов, пишущих о кино. Это критики, которые сознательно обслуживают индустрию, критики, которые, вписываясь в индустриальную цепочку, занимают независимую позицию и как раз ее монетизируют, и, наконец, те, кто работает совсем вне индустриальных схем [32].

    Первый тип кинокритиков — самый древний, и он подвергся максимальной эрозии. Критик такого рода — это некогда важное лицо в цепочке между произведенным фильмом и купленным билетом, медиатор, который ничего не производит, кроме потребительских оценок, нужных для того, чтобы человек отнес свои 7 долларов в кассу. Как напоминал Арнхейм в тексте 1935 года «Кинокритик завтра», первоначально кинорецензии были не более чем любезностью редакции по отношению к рекламодателям: кинокомпания размещала в газете рекламу фильма, а редакция делала ей приятное, размещая пару строк о киноленте [32]. Такой критик прямо работает на маркетинговую цепочку. Личных амбиций у него немного. Он — просто телескопическое расширение пиар-отдела студии, хотя у него другой работодатель, как правило, связанный с производителями и прокатчиками системой коррупционных отношений. Эта группа в чистом виде существует уже не так часто, она прибегает к разным типам мимикрии.

    Вторая группа — критики, которые трудятся в периодике и работают в соответствии с графиком релизов, но при этом имеют пространство для свободного высказывания. Это, собственно, и есть лицо профессии. Это самая многочисленная и самая влиятельная группа, которая находится внутри индустриальной цепочки и тоже производит потребительские оценки. Поэтому их влияние косвенно может быть измерено (и такие попытки предпринимались) на языке сборов. Но они часто заняты вещами, которые гораздо амбициозней и сложнее. Они определяют тенденции, назначают и ниспровергают героев, вырабатывают иерархии. Самые заметные лица русской (как и любой другой) кинокритики относятся к этой группе.

    Индустрия выдвигает эту категорию критиков как основную, потому что она обладает (или обладала) большим кредитом доверия.

    Третья группа пишущих о кино никак не привязана к дистрибуции, то есть может думать и писать о фильме когда угодно. В строгом смысле, это не профессионалы, а любители, часто живущие на доходы от совершенно другой деятельности [32].
      1   2   3


    написать администратору сайта