Эссе по теме Классическая психология сознания. Классическая психология сознания
Скачать 20.6 Kb.
|
Эссе по теме: «Классическая психология сознания». Становление классического сознания, как самостоятельного психического феномена развития человека, имеет собственную историю зарождения. Прежде всего, в плане формирования понятийного аппарата, способствующего закреплению значимости сознания человека, как основного феномена понимания своих поступков и действий, сформировалось следующее определение: Сознание — представление субъекта о мире и о своём месте в нём, связанное со способностью дать отчет о своем внутреннем психическом опыте и необходимое для разумной организации совместной деятельности. На этой основе И.Кант сделал предположение о том, что Существует мнение, что сознание — биологическая функция мозга человека, позволяющая индивиду получать некоторое представление об окружающем мире и самом себе. Однако, не смотря на то, что сознание по мнению автора данной научной концепции является важнейшим феноменом осмысления окружающей действительности, но по мнению нейробиологов его природа и закономерности всестороннего проявления так до конца и не были выяснены. По мнению А.Ю. Васильевой, сознание человека представляет собой важнейшее достижение в плане психического развития. Это объясняется тем, что благодаря сознанию, человек становится способным осознавать самого себя, свои возможности, сильные и слабые стороны личности. В связи с этим, наличие у человека сознания, как психологического феномена, в значительной степени отличает его от животных. Развитие классического сознания человека непосредственно связано с рядом разнонаправленных психических предпосылок и новообразований, способствующих всестороннему развитию психической деятельности личности. К числу важнейших предпосылок развития классического сознания, по мнению И.Ю. Петровановой можно отнести формирование и развитие мозга человека. Хотя, с одной стороны, по мнению автора данной научной концепции, формирование мозга имеет исторический характер, поскольку приобретение тех или иных теоретических научных воззрений непосредственно связано с периодами исторического развития личности. Однако, необходимо отметить и тот факт, что развитие мозга человека подразумевает его всестороннюю психическую активность, связанную с различными отраслями жизни и деятельности в целом. Так, например, личность, благодаря формированию и развитию мозга, становится способной к усвоению разнонаправленной информации более целостно и осознанно. При этом, данная тенденция отмечается именно в настоящее время, поскольку для развитие мозговой деятельности личности существует множество самых разнообразных возможностей (цифровизация информации, появление возможности работать при помощи интернета, и так далее). Благодаря тому, что мозг человека приобретает различные новообразования психической направленности, становится возможным и формирование осознанного психического реагирования личности на различных этапах её становления и всестороннего развития. По мнению И.Е. Эзельцмана, формирование всестороннего развития личности на основе развития мозга, связано и с возрастными этапами её созревания и целостного развития, что связано с формированием осознанного возрастного психического реагирования. Так, например, подросток в осознанном плане может понимать, какие потребности у него в настоящее время не удовлетворяются и что он может сделать для того, чтобы его жизнь приобретала некую целостность, благодаря удовлетворению потребностей (потребность в профессиональном росте и личностном самоопределении, потребность в симпатиях). Однако, если личность имеет внутреннюю психологическую незрелость сознания, проявляющуюся в силу возрастного и психосоциального развития, то он оказывается не в состоянии предугадывать, чего ему хотелось бы достичь в настоящее время, какие временные жизненные перспективы существуют. Всё это непосредственно связано с особенностями созревания мозга и формированием различных уровней осознанности своей собственной психической активности личностью. В противовес данной научной концепции, Э. Фром выдвинул свою точку зрения, согласно которой, особую актуальность в развитии сознания личности играет основной закон психического развития и разнонаправленного реагирования личности. Согласно данной точке зрения, сознание человека заключается в то, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; порождая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу. В связи с наличием данного закона психического развития личности становится возможным понимание и того факта, что классическое сознание формируется именно в деятельности и на её основе, так как в процессе выполнения человеком тех или иных задач, трудовых операций, он постепенно усваивает и накапливает опыт в той или иной деятельности. Так, например, человек, деятельность которого связана с какими-то узконаправленными трудовыми операциями (уборка помещений), имеет достаточно ограниченный опыт в плане формирования своего сознания и осознания себя именно целостной личностью. Это связано с тем, что в связи с наличием преобладающей жизненной ситуацией, обусловленной сужением сферы проявления психической активности, с сужением сферы культурного интеллектуального развития, классическое сознание личности приобретает низкий уровень развития. В данной ситуации личность абсолютно не задумывается над тем, в каком контексте протекает её жизнь, что нового он узнал именно сегодня и какие целостные задачи своего развития он достиг именно в данной конкретной жизненной ситуации. Однако, не смотря на это, И.Ю. Архипов сделал предположение о том, что сознание личности тесно связано с приобретением и более глобального универсального опыта, связанного с реструктуризацией трудовой деятельности и обогащением личности за счёт узнавания новой информации. Такой человек, по мнению автора данной научной концепции, имеет собственное разнонаправленное представление о путях и способах своей собственной самопрезентации, проявлении психической активности, как во внешнем, так и во внутреннем плане. Всё это непосредственно связано с тем, что такому человеку очень интересно всё новое и неизведанное: он интересуется культурными преобразованиями и инновационными моментами понимания окружающего мира, стремится существовать в гармонии с внешним миром даже в сложных жизненных ситуациях, которые человеку с низким уровнем развития сознания кажутся отнюдь непостижимыми и не понимаемыми. Основной принцип развития – единство строения и функции – получает применительно к историческому развитию психики свое классическое выражение в одном из основных положений марксизма: труд создал самого человека; он создал и его сознание. В процессе созидания культуры духовные способности человека, его сознание не только проявлялись, но и формировались. Необходимые для создания человеческой – материальной и духовной – культуры высшие формы человеческой специфики человеческих форм трудовой деятельности, сознание является и ее продуктом. В связи с этим необходимо отметить, что Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей. Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть сознание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом. Такое понимание классического сознания личности непосредственно связано с представлениями Е.В. Кайгородова о формировании внешнего и внутреннего образа себя личностью, имеющей различные уровни самоорганизации. В целостном плане, формирование образа себя – задача, представляющая огромную сложность, поскольку её воплощение в реальность зависит от того социального окружения, в котором в настоящее время живёт человек. Именно от социального окружения зависит и формирование трёх основных уровней осознания себя личностью, как элементов классического сознания в целом. Так, на первом уровне осознания себя в целостном едином плане человек имеет высокий внутренний личностный потенциал, благодаря которому, он принимает и понимает себя таким, какой он есть, со своими особенностями, достоинствами и недостатками. При этом необходимо отметить, что он осознаёт себя в том аспекте, в котором существует именно в данной жизненной ситуации: им легко понимаются и принимаются жизненные различные трудности, связанные с профессионализацией и построением разнонаправленных межличностных взаимоотношений. У такого человека имеется достаточно чёткое мнение, относительно того, что особенного он представляет из себя, к чему ему нужно стремиться и как прорабатывать осознаваемые жизненные нюансы, связанные с его недостатками. Средний уровень формирования образа себя и степени осознания себя в личностном плане связан с преобладанием у человека достаточно смешанного типа психического поведенческого реагирования. Это выражается в том, что такая личность целиком и полностью зависит от того, какое мнение имеют значимые близкие люди и просто окружающие люди, относительно её поступков и действий. В подобной ситуации, к сожалению, не возникает полнейшего осознания себя в плане жизненной ситуации. Низкий уровень формирования сознания в классическом плане связан с значительной узостью осознания себя, своих возможностей и способностей. Такой человек по мнению К.П. Ерхмана ориентирован на окружающую ситуацию и людей, которые могут и вовсе не подсказать ему правильных решений и выходов из сложной жизненной ситуации. Таким образом, анализ различных концепций формирования классического сознания личности позволяет сделать вывод о том, что сознание – это единый процесс, в рамках которого происходит осознанное психическое реагирование личности в жизненных различных ситуациях. Уровни формирования классического сознания зависят от степени внешней и внутренней организации личностью своих поступков, действий и жизненных ситуаций, имеющих важное осознаваемое значение непосредственно для личности и её всестороннего целостного психического развития. |