Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу «История психологии» на тему: «Классический психоанализ З.Фрейда»

  • история психологии. К.р. история псих.. Классический психоанализ З. Фрейда


    Скачать 165.5 Kb.
    НазваниеКлассический психоанализ З. Фрейда
    Анкористория психологии
    Дата03.06.2022
    Размер165.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаК.р. история псих..doc
    ТипКонтрольная работа
    #567873

    Министерство просвещения Российской Федерации
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
    высшего образования

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по курсу «История психологии»

    на тему: «Классический психоанализ З.Фрейда»





    Студент: Иванов Т.А.

    Группа: С-315С ПСО

    Проверил: Н.С.Татилина

    Москва,

    2022

    Содержание


    Введение

    3

    Глава 1. Учение о бессознательном

    6

    Глава 2. Психодинамическая теория личности

    9

    Глава 3. Метод свободных ассоциаций

    11

    Глава 4. Толкование сновидений

    13

    Глава 5. Механизмы психологической защиты

    16

    Глава 6. Стадии психосексуального развития личности

    19

    Заключение

    23

    Список литературы

    25



    ВВЕДЕНИЕ
    Наиболее часто встречающиеся определения родовой принадлежности психоанализа таковы: либо это «психологическая теория», либо это «научно-философская концепция, описывающая человеческую психику». Оба определения несут в себе долю истины, но все-таки неудовлетворительны. Причина проста — сама позиция Фрейда, как основателя психоанализа, состояла в том, что его учение не является ни психологией, ни философией. Фрейд верил, что психоанализ однажды станет наукой, но и этому не суждено было сбыться [И. С. Кудряшов, 2016].

    Психоанализ — это созданная З. Фрейдом метапсихологическая теория, объединяющая целый ряд школ и направлений в психотерапии. С самого возникновения психоанализ занял дистанцированную позицию по отношению и к науке, и к философии. При этом с появлением у Фрейда первых учеников психоанализ перестал быть единым учением с общепринятым кругом положений и идей. Психоанализ развивается и меняется во взаимодействии с каждым обществом, поэтому общим для всех психоаналитических школ является лишь ряд гипотез-интуиций, которые нуждаются как в теоретической, так и практической конкретизации [И. С. Кудряшов, 2016].

    Психоанализ – направление, основанное австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом (Sigmund Freud, 1856–1939) в конце XIX в. Основные его теории связаны с бессознательными явлениями психики человека. Несмотря на свою научную подготовку Фрейд не пользовался традиционными экспериментальными методами, не использовал статистические методы анализа результатов. Психоанализ не имел отношения к лабораторным исследованиям, его основа – в психиатрии, поэтому строго научной школой его назвать трудно [Н. С. Аболина, 2016].

    Предметом изучения психоанализа было аномальное поведение, а методом изучения – клиническое наблюдение, а не лабораторный эксперимент. Новизна учений Фрейда состоит в том, что он начал изучать бессознательное в структуре личности, выявил динамику взаимодействий сознательного и бессознательного и разработал способ выявления неосознаваемых мотивов, скрытых в бессознательном.

    Исторические и логические истоки психоанализа находятся в совместной работе З. Фрейда и И. Брейера, посвященной изучению природы истерии и ее лечения, – «Этюды об истерии» (1895). Оказалось, что истерический симптом связан с психическими переживаниями, которые были забыты. Задачей терапии является разрядка задержанного раздражения, поэтому ее называли «очистительной» или «катарсической» [Н. С. Аболина, 2016].

    Распространение психоанализа в Европе началось с создания в 1908 г. Международной психоаналитической ассоциации, наибольшую популярность он получает после Первой мировой войны, проникнув и в Россию. В 1920 г. в Берлине был открыт Психоаналитический институт, готовивший профессиональных врачей-аналитиков. В 1922 г. Государственный психоаналитический институт был открыт и в России [Н. С. Аболина, 2016].

    Для истории психоанализа характерны как широкое распространение его идей в области теории и практики психологии, так и не прекращающиеся до настоящего времени попытки их ревизии и критики. Психоанализ становится революционным подходом к пониманию многих психических явлений, а также терапевтическим методом, позволяющим помочь людям с разными психологическими проблемами. З. Фрейду удалось выявить влияния, которые оказывают неосознаваемые мысли, чувства, желания и влечения человека на его соматическое и психическое здоровье, на его мысли и поступки, и начать их изучение. Он развивал идею о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным [Н. С. Аболина, 2016].

    Для многих современников существование этих взаимосвязей и влияний благодаря работам Фрейда и его последователей уже очевидно, но в начале XX в. психоанализ произвел настоящий переворот в науке и обществе. Огромно воздействие психоанализа на гуманитарные и социальные науки, на культуру современной жизни, на формирование идей последующей сексуальной революции. Многие художники и писатели были вдохновлены идеями Фрейда (Р. Дадун, В. М. Лейбин, Ж. П. Сартр и др.). Однако некоторые исследователи до сих пор считают, что психоанализ не является научным учением и его следует отнести к мифологии, а также пытаются доказать, что свои идеи о природе человека Фрейд выдумал [Н. С. Аболина, 2016]. При этом не только подвергаются критике теории психоанализа, но и отрицаются результаты терапии (Г. Ю. Айзенк, Ю. И. Новожженов, В. Франкл, А. Эллис и др.).

    Современный психоанализ следует рассматривать как совокупность следующих учений и методов, которые развивал в течение жизни З. Фрейд, а в дальнейшем – его последователи:

    - учение о бессознательном;

    - психодинамическая теория личности;

    - метод свободных ассоциаций

    - толкование сновидений;

    - психологические защиты личности;

    - учение о психосексуальных стадиях развития личности.

    ГЛАВА 1. УЧЕНИЕ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ
    Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге «Психопатология обыденной жизни» (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. Но, по представлениям Фрейда, в них прорываются скрытые мотивы, ничего случайного в психических реакциях человека нет, все причинно обусловлено. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) шутки, анекдоты и каламбуры интерпретируются Фрейдом как разрядка напряжения, созданного ограничениями и социальными нормами.

    З. Фрейд разработал динамическую модель психики, которая включает представление о трех ее составляющих – сознательном, предсознательном (подсознательном), близком по своим свойствам к сознанию, и бессознательном, которое отделяется от первых двух особой психической инстанцией – цензурой. Цензура выполняет две функции:

    - вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и желания;

    - оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся прорваться в сознание.

    Уровень сознания включает ощущения и переживания человека в данный момент времени, и только незначительная часть психической жизни входит в сферу сознания.

    Предсознательное – это весь опыт человека, который не осознается в данный момент, но может стать осознанным или спонтанно или в результате волевых усилий. Предсознательное – это некий мост между сознанием и бессознательным [Н. С. Аболина, 2016].

    Бессознательное – самая глубокая часть психики человека, хранилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоции и воспоминания, угрожающие сознанию, травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителям, подавленные сексуальные желания. Фрейд настаивал на том, что травматические события, аффективные переживания, нереализованные желания не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению в сферу бессознательного, которое активно воздействует на психическую жизнь человека. Они препятствуют нормальному психическому развитию и духовному росту человека, его творчеству, формированию здоровых и устойчивых межличностных взаимоотношений [Н. С. Аболина, 2016].

    Согласно теории психоанализа, если внутренние побуждения человека получат беспрепятственный выход, то он легко превратится в преступника, реализуя свои потребности, запрещенные социумом. При их вытеснении человек становится невротиком. Но если они будут сублимированы в социально полезную деятельность, то человек адаптируется в обществе. Для устранения этих проблем желательно понизить предъявляемые к индивиду требования, тем самым ослабив процесс вытеснения, и посредством рационального контроля над инстинктами увеличить способность человека к сублимации. Психоанализ позволяет человеку выявить и идентифицировать собственные внутренние конфликты, разобраться в их природе. В «Этюдах по истерии» Фрейд называет психоанализ кропотливым, но зато абсолютно надежным методом. Главная задача психоанализа – установить психологическую природу симптома, выявить его источник. Выявление бессознательного оказывает мощное лечебное действие [Н. С. Аболина, 2016].

    Фрейд, используя достижения физики, физиологии, биологии того времени, считал, что поведение человека активируется единой энергией, которая по закону сохранения энергии может переходить из одного состояния в другое. Источник психической энергии – нейрофизиологическое состояние возбуждения. В основе мотивации человека – энергия возбуждения, порождаемая его телесными потребностями. Часть энергии направляется на умственную деятельность, тем самым снижается уровень возбуждения. Инстинкты – движущие, мотивационные силы личности, высвобождающие психическую энергию. Как отмечают Д. П. Шульц и С. Э. Шульц, понятие «инстинкт» не совсем точное для описания поведения человека, и Фрейд использовал термин «tribe» – «побуждающая сила», или «импульс». «Для Фрейда инстинкты – это не врожденные рефлексы, как обычно понимают данный термин, а, скорее, та часть стимуляции, которая исходит от тела. Целью инстинктов является устранение или ослабление стимуляции при помощи определенных типов поведения, таких как еда, питье или сексуальная активность». В очередной раз убеждаемся в необходимости уточнения терминов и понятий, которые использовали исследователи разных направлений [Н. С. Аболина, 2016].

    Фрейд выделял две группы инстинктов.

    Инстинкты жизни (Эрос, влечение к жизни) – биологические потребности и сексуальные влечения. Они направлены на самосохранение и выживание вида и являются созидательными, поддерживающими жизнь. Эта психическая энергия называется либидо.

    Вторая группа – это инстинкты смерти (Танатос, влечение к смерти) – деструктивные, разрушительные силы. Они направлены или на себя (мазохизм, самоубийство), или в окружающий мир (жестокость, ненависть, агрессия). Долгое время Фрейд считал, что либидо находит разрядку в исключительно сексуальном поведении. Поэтому в сознании многих психоанализ – это теория сексуальности человека, а Фрейд – сексуальный реформатор. Но в течение жизни он пересматривал функцию либидо и в итоге стал рассматривать его как жизненную энергию. Кроме того, он пришел к убеждению, что инстинкт агрессии может быть таким же сильным фактором мотивации, как секс [Н. С. Аболина, 2016].


    ГЛАВА 2. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

    В начале 1920-х гг. вышеупомянутые идеи Фрейда трансформируются в учение о трехкомпонентной структуре личности, которая в дальнейшем получила название психодинамической теории личности. Структура личности включает следующие подструктуры:

    - Id (Ид, Оно), бессознательное – содержит врожденные инстинкты (жизни и смерти), а также вытесненные желания, влечения, мысли, эмоции и т. д. Ид существует согласно принципу удовольствия (немедленной разрядки психического напряжения, связанного с потребностью) и не принимает в расчет интересы окружающих людей. Ид – онтогенетически наиболее ранняя структура личности [Н. С. Аболина, 2016].

    - Ego (Эго, Я), сознательное – формируется в процессе жизни человека и включает представления о себе, своих возможностях и т. п. Функция Эго – обеспечение человеку возможности удовлетворения своих влечений во внешнем мире в соответствии с принципом реальности (отсрочка удовлетворения потребности до появления подходящих условий и объектов). Становление Ego связано с развитием сознания [Н. С. Аболина, 2016].

    - SuperEgo (Супер-Эго, Сверх-Я), сверхсознательное – включает систему идеалов, норм и запретов, формируется в индивидуальном опыте путем идентификации с Супер-Эго родителей и близких взрослых. Супер-Эго пытается затормозить общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид, направлять человека к идеалам в мыслях и поступках [Н. С. Аболина, 2016].

    Динамика личности определяется способами распределения и использования психической энергии всеми структурами, каждая из которых претендует на контроль за этой энергией: усиливается одна, ослабевают другие. Изначально вся энергия сосредоточена в Ид, а затем в процессе развития личности происходит ее перемещение. Структура Эго постоянно находится под двусторонним давлением Ид и Супер-Эго, и ее основная функция заключается в интеграции Ид и Супер-Эго для обеспечения необходимой связи с внешним миром. Эго вынуждено подчиняться социальным требованиям, чтобы сохранить себя. Борьба между Ид и Супер-Эго порождает защитные механизмы личности, которые действуют бессознательно и искажают или отрицают травмирующую реальность. Возможна также сублимация бессознательных влечений – замещение запретных влечений, мыслей социально приемлемыми действиями, например творческой деятельностью. В учении Фрейда психика рассматривается с трех сторон:

    с динамической – как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил;

    с энергетической – как энергия бессознательной подструктуры либидо;

    с топической, т. е. со стороны структурной организации психики. В единой теории были сформулированы проблемы движущих сил душевной жизни человека его мотивов и влечений, энергетической характеристики психики и ее структурной организации [Н. С. Аболина, 2016].

    ГЛАВА 3. МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ
    Разработанный Фрейдом метод свободных ассоциаций позволяет выявить вытесненные травмирующие переживания, мысли и как бы пережить их заново. Выведение подавленных конфликтов на осознанный уровень позволяет исследовать и разрешать их.

    Во время психоаналитических сеансов пациент лежит на кушетке, а психоаналитик сидит у его изголовья вне поля его видимости. Это позволяет пациенту сконцентрировать внимание на себе и своем внутреннем мире: фантазиях, чувствах, воспоминаниях, и исключает восприятие невольных реакций аналитика. Аналитик также может фиксировать свои ассоциации, которые появляются у него в связи со словами пациента. Основное правило для психоаналитического диалога: пациент должен спонтанно говорить обо всем, что ему приходит на ум – о своих ощущениях, ассоциациях, мыслях и эмоциях. Не следует анализировать их как глупые, непристойные, незначительные и т. п., чтобы пациент мог вывести на осознанный уровень травмирующие воспоминания, которые были подавлены или подвергались цензуре со стороны Эго [Н. С. Аболина, 2016].

    О необходимости соблюдать основное правило договариваются в самом начале психоаналитического лечения. Фрейд отмечает: «Успех психоанализа обуславливается тем, что он замечает и сообщает все, что проходит у него через мозг и не пытается подавлять мысли, которые могут показаться ему несущественными, абсурдными или не относящимися к теме; он должен относиться совершенно беспристрастно к своим мыслям; ибо именно эта критика сыграла бы важную роль, если бы ему не удалось найти желанного разъяснения сновидения, навязчивой идеи и т. п.». В остальном психоаналитик придерживается правила сохранять психоаналитическую абстинентность, т. е. избегать давать целевые указания и советы. Не должны удовлетворяться такие потребности пациента, как желание прикоснуться, что-то подарить и т. п. Необходимо ограничиваться исключительно анализом, вскрывая бессознательные мотивы. Абстиненция означает, что контакты между анализируемым пациентом и психоаналитиком остаются ограниченными исключительно во время лечения, но это ни в коем случае не исключает теплого, сердечного обращения с пациентом в другое время. Основное правило для психоаналитика – следовать за любыми ассоциациями пациента, превращаясь как бы в «резонирующее тело», в котором продолжают «звучать» психические проявления. Мысли и фантазии пациента в рамках свободных ассоциаций, непосредственное поведение по отношению к психоаналитику, рассказ о пережитом и об отношениях с другими людьми, отношение к проводимому лечению, сновидения и ошибочные действия – любые психические и поведенческие проявления пациента являются материалом, который подвергается анализу [Н. С. Аболина, 2016].

    В процессе психотерапии возможен перенос (смещение аффекта, чувств). Пациент может перенести подавленные чувства (например, по отношению к родителям) на психоаналитика. Это обычно означает, что внутренний конфликт выходит на уровень осознания. Психоаналитик поощряет этот процесс и способствует ему. Переносы мы встречаем во всех областях жизни, в любом межличностном взаимоотношении они играют определенную роль и не являются патологическими явлениями. Психоаналитик показывает пациенту, в каких актуальных паттернах поведения он продолжает действовать в соответствии с прежними бессознательными моделями и почему он это делает. Противовесом переносу в анализе будет ответная реакция психоаналитика – его контрперенос. Контрперенос обусловлен бессознательной идентификацией психоаналитика с предложениями пациента, делаемыми им в переносе. Возникает бессознательное взаимодействие переноса и контрпереноса [Н. С. Аболина, 2016].

    ГЛАВА 4. ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ

    В анализе сновидений психоаналитик пытается раскрыть и интерпретировать природу сновидений пациента. «Пациенты, которых я заставлял сообщать мне все их мысли и чувства, возникающие у них по поводу определенного вопроса, рассказывали мне свои сновидения и показывали мне тем самым, что сновидение может быть заключено в психологическую цепь, которая от данной патологической идеи простирается вглубь воспоминаний. Теперь уже было нетрудно рассматривать самое сновидение как симптом и применять к нему тот же метод толкования… Для этого необходима, конечно, известная психологическая подготовка больного. От него требуются две вещи: усиление внимания к его психическим воспоминаниям и устранение критики, при помощи которой он обычно производит подбор возникающих в его мозгу мыслей». При этом, указывает Фрейд, в качестве объекта внимания следует брать не сновидение в целом, а отдельные его элементы. «Мой метод не так удобен, как метод популярного расшифровывания, который при помощи постоянного ключа раскрывает содержание сновидений; я, наоборот, готов к тому, что одно и то же сновидение у различных лиц и при различных обстоятельствах может открывать совершенно различные мысли» [Н. С. Аболина, 2016].

    Следует рассматривать сновидение как полноценное психическое явление. «В сновидении играют наиболее видную роль две психические силы (течения, системы), из которых одна образует желания, проявляющиеся в сновидении, другая же выполняет функции цензуры и, благодаря этой цензуре, способствует искажению этого желания… Из первой системы ничто не может достичь сознания, не пройдя предварительно через вторую инстанцию, а вторая инстанция не пропускает ничего, не осуществив своих прав и не произведя желательных ей изменений в стремящемся к сознанию материале» [Н. С. Аболина, 2016].

    Реальные заботы и тревоги пациента часто в сновидениях приобретают причудливую форму, т. е. во сне пациент видит нечто, символизирующее скорее саму тревогу, чем ее причину. Как выразился Фрейд, «толкование сновидений есть Царская дорога к познанию бессознательного в душевной жизни» .

    Основные положения теории сновидений Фрейда:

    - содержание бессознательного – вытесненные желания;

    - функция сновидений – оберегать сон;

    - сновидение – это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями;

    - сновидение – это галлюцинаторное исполнение желаний.

    Фрейд отмечает: «Сновидение, рисуя перед нами осуществление желания, переносит нас в будущее, но это будущее, представляющееся грезящему настоящим, благодаря неразрушимому желанию представляет собой копию и воспроизведение прошлого» [Н. С. Аболина, 2016].

    По представлениям Фрейда, сновидение направляется бессознательными импульсами, так как во время сна ослабевает контроль сознания. Но сильными побуждениями сон может быть нарушен, тогда сновидение маскирует их в символы скрытого содержания (под скрытым содержанием понимаются вытесненные желания). Явное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичной обработки. Сгущение – комбинация различных элементов, даже наложение их друг на друга в одном элементе сновидения (например, в одном лице сочетаются или проявляются последовательно черты разных людей). Смещение – проявление в сновидении элемента, малосвязанного с главным содержанием ситуации, в которой проявилось неосознанное переживание. Во сне может присутствовать только один предмет (элемент), который был в травмирующей ситуации. Вторичная обработка – процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связность, заполняются пробелы, исправляются несоответствия. Часто символы в сновидениях, по мнению Фрейда, содержат вытесненный сексуальный материал. Все удлиненные предметы во сне – палки, стволы деревьев, ножи, зонтики и т. п. могут означать пенис, открытие зонтика может символизировать эрекцию. Коробки, ящики, сундуки, шкафы, печи могут являться символами матки. Другие образы сна – например, император или императрица могут представлять родителей. В сновидении происходит регрессия психического к архаичному, изначальному, человек возвращается к детским влечениям. Символика сновидений универсальна, необходимо только понимать их значения. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Эта идея лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: «Там где было Оно, должно стать Я». То есть с выходом бессознательных представлений в сознание они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов [Н. С. Аболина, 2016].

    ГЛАВА 5. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
    В психоанализе Фрейда все поведение человека носит защитный характер. Психологическая защита определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения. Она проявляется в специфической переработке информации и предохраняет личность от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного конфликта, позволяет сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информацию, неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других. Фрейд определял защиту как механизм, направленный на снижение чувства тревоги [Н. С. Аболина, 2016].

    Механизмы психологической защиты формируются в межличностных отношениях, затем становятся внутренними характеристиками человека, т. е. в индивидуальном опыте происходит научение защитным формам поведения. Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, удается ли человеку справиться с энергией бессознательного) [Н. С. Аболина, 2016].

    Важно подчеркнуть, что защитные механизмы – это не способы достижения желаемой цели, а способы организации частичного и временного душевного равновесия с тем, чтобы настроиться на реальное преодоление возникших трудностей. В этом случае люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности: одни, отрицая их существование, подавляют склонности, которые доставляют им неудобства, другие отвергают свои желания как нереальные и невозможные. Приспособление в этом случае достигается за счет изменения восприятия. Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психического здоровья и целостности личности, при этом искажается и Я, и картина мира личности [Н. С. Аболина, 2016].

    Поскольку психику Фрейд изначально рассматривал в аспекте взаимодействия сознания и бессознательного, понятие вытеснения, объясняющее феномены сопротивления, в устройстве психики отражает пространственное отношение этих двух различных сфер психики. Вытеснение – это наиболее универсальный способ выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Ущемленное самолюбие, задетая гордость и обида могут порождать высказывание ложных мотивов своих поступков, чтобы скрыть истинные не только от других, но и от себя. Ложный мотив в этом случае может быть опасен тем, что позволяет прикрывать социально приемлемой аргументацией собственные эгоистические устремления. Вытесненный мотив, не находя разрешения в поведении, сохраняет свои эмоциональные и вегетативные компоненты, а вызванное им напряжение субъективно может восприниматься как состояние неопределенной тревоги, и вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах. Фрейд выделяет такие механизмы психологической защиты, как отрицание, рационализация, проекция, регрессия, сублимация, замещение и др [Н. С. Аболина, 2016].

    Отрицание проявляется в том, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Рационализация – это объяснение человеком своих желаний и поступков, в действительности вызванных другими причинами, признание которых может быть связано с изменением самооценки и потерей самоуважения [Н. С. Аболина, 2016].

    Самым продуктивным защитным механизмом считается сублимация. Сублимация представляет собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, способную частично удовлетворить актуальную потребность. Она является своеобразным переводом энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Как часто отмечают психоаналитики, сексуальные инстинкты сублимируются через художественное творчество, благотворительность, заботу о неимущих, привязанность к домашним животным и т. п. Агрессия, например, может сублимироваться в некоторых профессиях или в спортивных достижениях. Бывают и другие формы проявления сублимации: человек, который не может реализоваться в деловой сфере, начинает много времени уделять своему хобби или, испытывая эмоциональные затруднения, начинает переедать [Н. С. Аболина, 2016].

    Психоаналитик предлагает интерпретацию – толкование мыслей, поступков, сновидений пациента, выявляя его защитные механизмы. Если пациент пытается блокировать обсуждение, быстро изменяя тему разговора, или даже активно противится действиям терапевта – это важный фактор, указывающий на чувствительные области в подсознании пациента. Несогласие с интерпретацией является также примером проявления действия защитных механизмов пациента. При этом исходной установкой психоанализа является сведение невротических симптомов к переживаниям детства, связанным с бессознательным сексуальным влечением. Инфантильная сексуальность рассматривается как потенциальный источник конфликтов, возникающих в силу подавления запретных желаний. Фрейд считал, что только переживания детства дают ключ к объяснению последующих психических травм [Н. С. Аболина, 2016].

    Психоаналитик выполняет роль умелого и опытного проводника по внутренним «лабиринтам», помогает пациенту обратиться к сущности его тайных чувств и переживаний. Зная о своем бессознательном, легче принимать осознанные и ответственные решения, поэтому психоанализ также называют техникой расширения сознания. Переживая заново личную историю, пациент по-новому смотрит на себя и находит связи между своим прошлым и конфликтами в настоящем, что позволяет избежать их в будущем [Н. С. Аболина, 2016].

    Наиболее подробное описание защитных механизмов, выявленных З. Фрейдом, сделала А. Фрейд. В дальнейшем психотерапевты всех направлений, опираясь на идею Фрейда, дополняли и конкретизировали защитные механизмы личности, вводили новую терминологию. Тема психологических защит в настоящее время является одной из основных в психотерапии [Н. С. Аболина, 2016].


    ГЛАВА 6. СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
    Во времена, когда Фрейд создавал свою теорию, было широко распространено утверждение, что человек одновременно принадлежит двум мирам – природе и культуре. Человек – это и биологический организм, и духовное существо, наделенное разумом и представлениями о ценностях. Притом что данная позиция глубока и очевидна, теоретически разрешить дуализм природы и культуры, представленный в человеке, представляется делом почти невозможным. Все упирается в конечные, мировоззренческие, метафизические вопросы, которые невозможно доказать, их можно принимать только на веру. Фрейд – материалист, атеист, сторонник естественнонаучного знания, дуализм природы и культуры он безапелляционно решает в пользу первого. Культура (духовность), полагает он, есть эманации природы, биологии человека. Человек есть, прежде всего, и главным образом животное и только во вторую очередь – существо духовное. Для Фрейда человек есть также коллективное, социальное существо, но оно вторично перед биологией индивида. Источник саморазвития общества, с его точки зрения, лежит не в обществе, а в биологии индивида, точнее – в его инстинктах, важнейший из которых – сексуальный [В.Н. Жуков, 2021].

    Периодизацию возрастного развития З. Фрейда называют психосексуальной теорией личности. Развитие личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола, рассматривается Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905). Он предполагал, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии – либидо, которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, половые органы) – эрогенным зонам. В каком-то смысле все тело представляет собой большую эрогенную зону. Эрогенные зоны являются источником напряжения, а манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения [Н. С. Аболина, 2016].

    Фрейд обосновал развертывание психосексуальных стадий по мере созревания организма и считал, что эти стадии универсальны и присущи всем людям независимо от их культурного уровня. Стадии – это ступени на пути развития личности, и существует опасность «застрять» на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических симптомов последующей жизни [Н. С. Аболина, 2016]..

    Названия большинства стадий личностного развития – оральная, анальная, фаллическая, генитальная – указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте [Н. С. Аболина, 2016]. Если ребенок недополучает желаемого, то энергия либидо не находит нужного выхода и накапливается в соответствующей зоне тела, происходит фиксация на той или иной стадии развития.

    1. Оральная стадия – от рождения до 1,5 лет. Получение удовольствия связано с приемом пищи (деятельность губ, языка, зубов). Результат фиксации – чрезмерное употребление пищи, курение, сарказм, вербальная агрессия и т. п.

    2. Анальная стадия – от 1,5 до 3 лет. Сексуальное удовольствие получают от работы кишечника и выделительных функций. Фиксация выражается в двух типах индивидуальных особенностей. Первый – в подавлении импульсов (ригидность, упрямство, сверхпунктуальность, скупость), второй – в их проявлении (протест, гнев, агрессивность).

    3. Фаллическая стадия – 3–6 лет. Обнаружение наличия /отсутствия пениса. Переживание конфликта – «комплекс Эдипа» или «комплекс Электры». Формирование половой идентичности и Супер Эго. Эдипов комплекс означает бессознательное сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола и ненависть к родителю собственного пола. Эдипов комплекс амбивалентен: ребенок испытывает к родителю одновременно любовь и ненависть. Мальчик, с одной стороны, бессознательно видит в отце сексуального соперника и потому желает ему смерти, с другой – любит и боготворит его. Те же амбивалентные чувства испытывает девочка к матери. Комплекс проявляет себя на фаллической стадии, затем вытесняется в подсознание. Желание смерти отца, уходя в подсознание, трансформируется в чувство вины, которое, по Фрейду, становится источником культуры. Чтобы сексуальная и социальная жизнь ребенка складывалась нормально, Эдипов комплекс, по Фрейду, должен быть преодолен, но он не может быть изжит окончательно. Запрет инцеста – требование культуры, с его помощью общество борется «против поглощения семьей всех интересов, нужных ему для создания более высоких социальных единиц, поэтому общество всеми средствами добивается того, чтобы расшатать у каждого в отдельности, особенно у юношей, связь с семьей». Запрет инцеста – одно из следствий появления чувства вины. Преодоление Эдипова комплекса – часть процесса социализации: ребенок, переводя свой сексуальный интерес с родителей на других лиц, освобождается от авторитета родителей и становится самостоятельным [В.Н. Жуков, 2021].

    4. Латентная стадия – 6–12 лет. Сексуальность не проявляется, развиваются представления о мире и о нормах жизни.

    5. Генитальная стадия – 12–18 лет. Завершение психосексуального развития, осознание половой принадлежности, поиск путей генитального удовлетворения с участием внешнего объекта, освобождение от авторитета родителей. Зрелая личность характеризуется многогранностью, активностью в решении жизненных проблем, ответственностью в социальных и сексуальных отношениях [Н. С. Аболина, 2016].

    Согласно Фрейду, с самых первых лет сексуальная жизнь ребенка ярко выражена и весьма насыщена, хотя и протекает в инфантильной (скрытой, неосознанной) форме. Взрослые одновременно стараются и не замечать и бороться с этими проявлениями. Они ставят цель сделать жизнь ребенка полностью асексуальной. Оценка детской сексуальности по большей части лицемерна: «Ребенок считается чистым, невинным, а кто описывает его по-другому, тот, как гнусный злодей, обвиняется в оскорблении нежных и святых чувств человечества» [В.Н. Жуков, 2021].

    Тему детской сексуальности Фрейд считает принципиально важной, как минимум, по двум причинам. Во-первых, детская сексуальность должна была доказать главенствующее значение сексуального инстинкта в жизни людей. Именно в раннем детстве, согласно Фрейду, энергия либидо предстает в незамаскированном виде и проявляет свой всеобъемлющий характер. Теория детской сексуальности имела цель показать животную природу человека, его всепоглощающую зависимость от инстинктов. Во-вторых, детская сексуальность доказывала, с его точки зрения, единство онтогенеза и филогенеза: развитие индивида от рождения до смерти повторяет этапы эволюции человечества. Наблюдая ребенка, можно строить гипотезы о первобытной человеческой истории. Поскольку сексуальность – главное свойство человека и основа культуры, анализ детской сексуальности позволяет понять истоки ценностей и институтов [В.Н. Жуков, 2021].

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Психоанализ – это целая эпоха в истории нашего общества. Он оказал огромное влияние на развитие психологии, психотерапии, психиатрии, а также на жизнь общества в целом, особенно на культуру, искусство, гуманитарные дисциплины.

    Психоанализ породил огромное количество критики: до сих пор его представляют как суеверие XX в., а приверженцы теории психоанализа организуют новые исследования для опровержения этого мнения. Многое из критики устарело потому, что Фрейд постоянно развивал свое учение. История показала, что многие критики и даже последователи неверно понимали и интерпретировали психоанализ [Н. С. Аболина, 2016].

    Одной из проблем, связанных с психоанализом, является роль аналитика: пациент должен лишь следовать за ним. Но аналитик является и наемным работником, обслуживающим интересы клиента и решающим его проблемы. Современный психоаналитик тратит силы и средства на рекламу, продвижение и поддержку своего бренда, он зависит от состоятельности пациентов. Подобные противоречия могут приводить к совершенно неадекватным взаимоотношениям между врачом и пациентом. При этом совершенно очевидно, что психоанализ не всем может помочь и не все психотерапевты эффективно работают с любым пациентом. Результаты исследований показывают, что психоаналитическая психотерапия более всего пригодна для интеллектуальных, образованных, успешных в жизни людей, невротические или психосоматические симптомы которых слабо выражены. Аналитическому процессу способствуют такие личностные черты пациента, как рефлексия, способность обращаться к самым неприятным и болезненным переживаниям, наблюдательность, чувство юмора, желание стать более счастливым и более успешным [Н. С. Аболина, 2016].

    Еще одна проблема заключается в том, можно ли вообще назвать пациента полностью излечившимся, так как критерии излечения в психоанализе имеют субъективный характер. Некоторые исследования показали, что люди, которые проходят полный курс психоанализа, чувствуют себя немногим лучше тех, кто вообще не обращался к психоаналитику. Отсутствие четких принципов и методик работы с пациентом, а также критериев оценки эффективности этой работы не дают возможности определить реальную эффективность психоанализа как метода лечения согласно современным требованиям доказательной медицины.

    До середины ХХ в. доводы об эффективности психоанализа опирались на описания лишь отдельных клинических случаев. В дальнейшем многочисленные работы подтвердили: исследования результатов психоаналитической психотерапии – это одна из тех областей, где полученные данные допускают множественное толкование, обусловленное методом сбора материала и понятиями, посредством которых данные интерпретируются [Н. С. Аболина, 2016]. Сравнительные исследования разных авторов показали, что результат многочисленных разновидностей лечения психоанализом приблизительно одинаков (Т. Лихи, К. С. Холл, Л. Гарднер, Л. Хьелл, Д. Зиглер, Д. П. Шульц, С. Э. Шульц и др.).

    Психоанализ и сейчас имеет высокий статус в современном мире. Работы Фрейда привлекают красочным языком, некоторые из них очень понятны, даже не специалисту. Привлекает и тематика его исследований: сексуальность, агрессивность, деструктивность, творчество и др. Многие описанные в них проблемы актуальны в современной психологии: защитные механизмы, структура личности и стадии ее развития. Признана роль бессознательных процессов [Н. С. Аболина, 2016].

    Мы не можем пока дать всестороннюю оценку психоанализу Фрейда. Необходим скрупулезный и максимально непредвзятый анализ его работ, но это невозможно из-за неполной информации: не все работы переведены, переводы не всегда точны, часть архивов до сих пор закрыта. Неоспоримая значимость его работ для психологии связана с раскрытием важных аспектов психики человека. Как уже отмечалось, история психологии – это и личные истории ученых, их достижения и заблуждения. Поэтому биография и учения Фрейда до сих пор значимы для науки и культуры и являются источником вдохновения, критики и основой для построения новых психологических концепций [Н. С. Аболина, 2016].

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
    1. Аболина Н.С., Ретроспекция психологических теорий, концепций, подходов Учебное пособие/ Н. С. Аболина. Екатеринбург: изд-во РГППУ, 2016. 196 с.

    2. Кудряшов И.С., «Психоанализ и его предпосылки», журнал «Педагогические науки», № 3 - 2016 г., https://cyberleninka.ru.

    3. Жуков В.Н., «З. Фрейд: концепция человека», журнал «Образование и право» № 7 – 2021 г., https://cyberleninka.ru.



    написать администратору сайта