Главная страница
Навигация по странице:

  • Религиозную реформу

  • Контрольные вопросы и задания

  • Тема 3. Государственное управление в удельный период ( XIII - XIV века) 1. Политические и социально-экономические условия распада Киевской Руси.

  • 2. Княжества и земли в удельный период: специфика политической организации. 3. Особенности государственности Северо-Восточной Руси в сравнении с Западной Европой.

  • 4. Монгольская империя и Золотая Орда. Влияние Орды на отечественную государственную традицию.

  • Трошкова_История гос упрвавления 06.10.2013. Классическое университетское образование


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеКлассическое университетское образование
    Дата14.10.2021
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТрошкова_История гос упрвавления 06.10.2013.docx
    ТипУчебное пособие
    #247850
    страница4 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    2.3. Административная и законодательная деятельность великих князей

    Внутренняя и внешняя политика киевских князей была направлена на объединение всех восточнославянских и части финских племен под властью Киева, централизацию власти и укрепление международного авторитета Руси.
    Военные походы, государственное управление, личные потребности княжеского двора требовали значительных средств, которые взимались в виде дани, налогов. Основным способом сбора в IX-X веках являлось «полюдье» - объезд области князем или его представителем. Дань собиралась деньгами или чаще натурой, особенно мехами – главной статьей княжеской торговли на заграничных рынках. Во время полюдья сам князь или его наместник чинили суд и расправу, если жители обращались к ним за помощью.

    Княгиня Ольга, подавив в 945 году восстание древлян, провела налоговую реформу, установив размеры дани («уроки») и пункты ее сбора («погосты»). Со времен княжения Рюрика несколько раз менялся принцип сбора дани (при Ольге – со двора, при Владимире – с плуга, при Ярославе – с человека); внеэкономические формы эксплуатации начинают уступать место экономическим, основанным на праве собственности. Складывалась система разнообразных налогов, торговых, судебных и других пошлин.

    В 957 году Ольга совершила поездку в Царьград, где приняла христианство. Однако попытка сделать христианство государственной религией не удалась из-за противодействия ее сына Святослава. Сам Святослав мало занимался внутригосударственными делами, проводя время в постоянных военных походах. При нем был разгромлен Хазарский каганат, взимавший дань с некоторых восточнославянских племен, и расширена территория Древнерусского государства.

    Религиозную реформу провел князь Владимир, объявивший в 988 году восточное христианство государственной религией. С этого времени особое место в Киевском государстве занимала церковь – влиятельная не только в духовном, но и в политическом отношении организация. Во главе ее стоял назначенный Константинопольским патриархом митрополит Киевский. Территория страны была поделена на епархии во главе с епископами (архиепископами). Светская власть позаботилась о материальном обеспечении церкви; в ее пользу отчислялась десятая часть княжеских доходов – десятина. Так было до середины XII века. С развитием земледелия десятину заменили другие источники дохода, в первую очередь – право собственности на обширные территории – церковные вотчины, что позволяло получать подати и налагать определенные повинности на крестьян. Церковь была освобождена государством от налогов.

    В конце X века церкви было пожаловано право суда и сбора судебных пошлин по делам семейно-бытового характера. Под юрисдикцией церкви находились особые группы лиц: духовенство, лица, призреваемые церковью и зависимые от нее (холопы, перешедшие в дар от светских владельцев).

    Расцвет Древнерусского государства приходится на период правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). При нем Киевская Русь превращается в могучую державу. Он покончил с княжескими усобицами; разгромил печенегов, совершавших до этого постоянные набеги на южнорусские города; не спрашивая разрешения Константинополя, добился избрания на митрополичью кафедру священника из русских – Иллариона. Признанием международного авторитета на Руси стали династические браки Рюриковичей.

    Во времена Ярослава Мудрого началась работа по кодификации норм обычного права, результатом которой стало появление свода законов – «Русской Правды» (XI век), впоследствии дополненной его преемниками («Правда Ярославичей», «Устав Владимира Мономаха» и др.). «Русская Правда» включала статьи законов как гражданских, так и уголовных. Она устанавливала судопроизводство, определяла наказание за те или иные проступки и преступления. Определенные юридические привилегии предусматривались для князей, бояр, княжеских управителей. За преступление против представителя привилегированного слоя, устанавливалась более высокая ответственность.

    К юридически и экономически независимым категориям относились – посадские люди и смерды-общинники, которые платили налоги и несли повинности в пользу государства. «Русская Правда» упоминает и зависимых людей – закупов, рядовичей, обладавших своим хозяйством, но попавших в частичную зависимость от феодала и работавших на вотчинных землях.

    Определенный предел этой кабальной зависимости был положен при Владимире Мономахе, установившим максимально допустимый процент за «купу». Однако за преступление, в случае побега или неуплаты долга закуп мог быть обращен в холопа (раба). Таким образом постепенно закрепощались бывшие свободные общинники.

    «Русская Правда» вносила определенную регламентацию в источники холопства: самопродажа в рабство, женитьба на рабе или рождение от раба, утеря статуса свободного при поступлении в услужение, тяжкое преступление и др. Основной вид наказаний, практиковавшийся на Руси – денежный штраф («вира»), размеры которого зависели от тяжести проступка и от социального положения пострадавшего. В отличие от других христианских стран, Киевская Русь не знала пыток и телесных наказаний, но казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. Ряд статей «Русской Правды» ограничивал распространенную тогда кровную месть. По оценке Н.М. Карамзина, «Русская Правда» утверждала личную безопасность и права на собственность каждого из подданных князя.

    Киевские князья – потомки Ярослава Мудрого оказались не в силах остановить центробежные тенденции экономического и политического развития страны, обозначившиеся к XII веку. Внук Ярослава Владимир Мономах и его сын Мстислав сумели на некоторое время удержать единство русских земель. Но после смерти последнего (1132 год) Древнерусское государство окончательно распалось на полтора десятка самостоятельных княжеств.
    Контрольные вопросы и задания

    1. Как Вы оцениваете роль варяжского фактора в становлении государственности у восточных славян?

    2. Охарактеризуйте государственный строй Киевской Руси. Какие элементы родового самоуправления сохранились в этот период?

    3. Перечислите основные должности княжеской администрации.

    4. Какие институты древнерусской государственности олицетворяли монархическое, аристократическое и демократическое начала в управлении?

    Тема 3. Государственное управление в удельный период (XIII-XIV века)
    1. Политические и социально-экономические условия распада Киевской Руси.

    2. Княжества и земли в удельный период: специфика политической организации.

    3. Особенности государственности Северо-Восточной Руси в сравнении с Западной Европой.

    4. Монгольская империя и Золотая Орда. Влияние Орды на отечественную государственную традицию.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта