Главная страница
Навигация по странице:

  • Тематическое обновление репризы

  • Составные (сложные) песенные формы.

  • Определение Сложной трехчастной

  • Строение сложной 3частной формы и ее типы.

  • анализ. Классификация классикоромантических форм


    Скачать 62.63 Kb.
    НазваниеКлассификация классикоромантических форм
    Дата22.05.2018
    Размер62.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаанализ.docx
    ТипДокументы
    #44578
    страница2 из 3
    1   2   3
    Тематический состав середины и методы тематической работы.

    Тематический материал середины зависит от 1 части, т.к. середина – это продолжение исходной музыкальной мысли. Здесь возможны 2 основных музыкальных типа середины (и, соответственно, 2 типа трехчастной формы):

    1. Середина, построенная на развитии темы (материала начального периода)

    2. Середина, содержащая новую тему, нровый музыкальный материал.

    В первом случае форма называется простая трехчастная с серединой типа развития или с серединой развивающего типа (или однотемная простая трехчастная форма). Пример Бетховен 20 соната, часть 2, такты с 1 по 20.

    Во втором случае эта простая трехчастная форма с контрастирующей средней частью, со средней частью на новом музыкальном материале, так же контрастная или двухтемная трехчастная форма.

    Зависимость середины от 1 части выражается по-разному: от выстраивания средней части в целом из мотивов начальной темы до оттенения старых мотивов новыми (1 тип трехчастной формы), а так же (второй тип формы) изложение новой темы – все это возможно в качестве продолжения начальной мысли.

    Старый тематический материал в середине может быть представлен при сохранении тематической цельности. Однако, это наименее типично для середины простой трехчастной формы (встречается в музыки, главным образом, непосредственно жанровой и танцевальной). В этом случае тема полностью воспроизводится в какой-либо побочной тональности и этим ограничивается ее серединное качество. Пример Шуман, альбом для юношества номер 8 Дикий Наездник.

    Гораздо более характерно для середины простых трехчастных форм нарушение цельности темы. В этом случае из темы вычленяются отдельные мотивы, фразы и даже целые предложения и ставятся в новые гармонические условия, по-новому соединяются друг с другом (в последовательностии или в одновременности, разрабатываются с помощью иных технических приемов, в т.ч. полифонических – имитации, канона, канонической секвенции и других.) с использованием самых разных мотивообразований. Пример простой трехчастной формы с серединой более развитого типа - Шопен этюд опус 25, номер 11 ля минор.

    Другой тип середины – с обновленным тематическим материалом (простая трехчастная с контрастирующей средней частью). Обновленный тематический материал может быть: а) представлен мотивами и фразами, не достигшими тематической цельности (пример Бетховен 2 симфония, часть 3)., б) напротив, быть достаточно развернутым и закрепленным, при этом обновленный материал, поданный как тема, закругленно, а не разработочно, так же исходит обычно из какого-либо старого материала (возможно, сильно измененного), комбинируемого с новыми (пример Шопен мазурка опус 33, номер 3, до мажор).

    Совершенно новые темы в середине, к тому же изложенные устойчиво (тем более, в основной тональности), не характерны для простой трехчастной формы и, как правило, применяются в случаях, где нередко использование сложной формы (т.е. из рода составных форм). Пример Мусоргский картинки с выставки, 2 еврея., Чайковский Симфония 6, часть 4., Прокофьев балет Ромео и Джульетта, номер Маски.

    В целом, контрастирующая средняя часть в простой трехчастной форме встречается реже, чем середина развивающего типа. Иногда средняя часть имеет частично контрастирующий, частично развивающий характер. Пример Бородин 2 квартет, Ноктюрн.

    Один из образцов контрастной трёхчастной формы с сильно обновленным (новая контрастная тема) и при этом достаточно развернутым и закруглённым тематическим материалом – это Рахманинов прелюдия опус 3, номер 2 До диез минор.

    Форма середины.

    Форма середины, как части в принципе неустойчивые, строго нерегламентирована и в своих частностях создается заново в каждом случае. Однако, в целом можно выделить 2 большие группы форм серединного типа: 1. Формы, созданные по образцу экспозиционных структур (периода или предложения).2. Формы чисто серединные, неимеющие аналогов в экспозиционном построении.

    Первая группа форм менее типична для середины, здесь встречаются:

    а) период (или большое предложение), как правило ,он излагается в побочной тональности и достаточно обычен для середин в музыке песенных и танцевальных жанров. Пример Чайковский Детский альбом, Мазурка., Балакирев Баркаролла – период из 3 предложений., Чайковский Детский альбом Похороны куклы.

    Б) Формы аналогичные периоду, периодообразные формы. Когда типичная для периода структура (2 сходных 4такта или 8такта подобных предложениям) применяются в условиях гармонической неустойчивости. Наиболее часто изложение на доминантовом органном пункте или с явной опорой на доминанту. Пример Бетховен Квартет номер 18 опус 5, часть 2, раздел Трио. А так же соотношение «предложений», как двух больших звеньнев в секвенции (ходообразный период). Пример Шуман, альбом для юношества Песенка охотника.

    Ходообразное большое предложение образуется, когда типичное для большого предложения структура (2 2 1 1 2 или 4 4 2 2 4) сочетается с гармоническим движением, сообщающим ей неустойчивость. Пример Скрябин этюд 8 ре диез минор: 4+4+2+2+4.

    Формы второй группы (собственно, серединные) образуются от различных комбинаций гармонически подвижных , ходообразных (неустойчивых, нестабильных) и гармонически неподвижных, пребывающих. Такие середины включают разное число разделов – от 1 до 4-5. Часто последний раздел представляет собой подготавливающее пребывание. Он называется предыктом.

    Предыктом называют не любое пребывание на доминанте, но то, которое наступает после ходообразного построения или пребывания в иной тональности. Назначение предыкта – вызвать ожидание тоники после ее более или менее длительного отсутствия.

    Гармоническое, тематическое, структурное выполнение разделов бывает самое разное, поэтому не существует 2 одинаковых середин даже при похожей планировке формы.

    Возможно и комбинирование структур из 2 основных групп формы – экспозиционных по происхождению и серединных. А так же в середине простой трехчастной формы встречаются случаи сочетания развивающей и контрастной середины. Пример Бетховен Соната 2, часть 3, скерцо до раздела Трио.

    В целом, построение каждой середины открывается изучением тонального плана, тематического наполнения и структурного выполнения, а так же функционального соотношения разделов.

    Третья часть – реприза.

    Третья часть формы – реприза с разной степенью точности повторяет первую часть. Функция репризы – утвердить основную музыкальную мысль и тем самым завершить форму. Наряду с этим, реприза может частично вбирать в себя функцию развивающего и завершающего построения: развивающую функцию середины или заключительную функцию коды.

    Точное воспроизведение репризы в начале периода – является относительно редким. Пример Бетховен Соната 2, часть 3, скерцо до Трио. И во множестве случаев отступление в репризе – более или менее значительные. Наиболее частые случаи – это гармлнические и структурные изменения, расширения и дополнения.

    В целом, используются :

    А. Фактурное варьирование, оно внешне может сильно изменять облик темы, но при этом не затрагивает его основы. Здесь широко применяются смены рисунков гармонической фигурации, внесения мелодической фигурации, подключения новых голосов, регистровые изменения, а так же изменения тембровые.

    Б. Гармонические изменения. Они возможны в очень широком диапазоне – от минимальных до самых серьезных. Сравнительно редко бывает начало репризы не в основной тональности с последующим ее установлением. При этом необходимо ясное изменение ее темы. В этих случаях преобладает субдоминантовая реприза, при которой тема начинается в тональности субдоминанты, а затем в любом случае возвращается в основную, где и заканчивается. Бетховен симфония 8, часть 3.

    Ложная реприза

    Образуется в том случае, когда есть 2 начала репризы, 1 – как бы ошибочная, не в основной тональности, и потому довольно быстро прерываемая, и 2 – в истинной тональности с продолжением и окончанием. Бетховен Квартет опус 131 до диез минор, 5 часть. Ложная в соль диез миноре, а истинная в соль диез мажоре.

    Реприза – кода.

    В гармоническом отношении она зарактеризуетсы повцшенной ролью тоники, тоническим органным пунктом, кадансирующими гармоническими оборотами. Бизе Кармен антракт к 3 действию.

    Структурные изменения в репризе так же многообразны. Очень часто встречается расширенная реприза. Расширение может быть очень значительным, но при этом не менять тип формы. Бетховен соната 4, 3 часть: в первой части период с расширением и дополнением 8+13+3, а во втором 36+9.

    Сокращенная реприза встречается значительно реже. Она так же может быть без изменения типа формы. Бетховен 1 соната, часть 3, раздел трио., период первой чвасти 4+6, а 2 4+4.

    Полифонизация репризы может быть весьма разнообразной и достигается введением новых контрапунктов, имитации, канона. В некоторых случаях ведет к глубокому преобразованию формы.

    Тематическое обновление репризы

    Так же допустимо, хотя встречается относитпльно редко. Глубина оьбновления различна. Бывает, что материал репризы формируется из старых мотивов, сильно измененных и (или) данных в ином порядке. Шуман альбом для юношества, Песенка охотника. Но иногда тематическое обновление в репризе сильнее, оно может исходить даже из новых мотивов, хотя и не контрастных. Такие случаи квалифицируются как тональтная реприза, что подразумевает нормативное гармоническое наполнение при тематической самостоятельности. Бетховен Багатель опус 111.

    В тех случаях, когда аизменения в репризе оказываются существенными и влияют на хзарактер музыки, т.е. вносят качественные изменения, поднимают музыку на новую ступень напряжения, или создают в произведении единую линию сквозного развития (например, ежиную линию нарастания), то такие формы называют динамическими. Например простая динамическая трехчастная форма иди простая динамическая трехчастная форма. А реприза называется динамизированной. Пример динамической репризрой двухчастной формы, в которой к тому же реприза носит синтетиеский характер, т.е. с сохранением элементов середины – триольный ритм сопровождения из середины. Скрябин прельюдия 17 опус 11 до мажор.

    Повторение частей.

    Части простой трехчастной (как и простой двухчастной) формы могут быть повторены. Повторение частей возможно точное или варьированное. Если повторение точное, оно обычно обозначается знаками репризы. Если повторение варьированное, то оно выписывается. Точное или фактурно варьированное повторение (без нарушения размеров, структуры и серьезных тонально-гармонических изменений) не образует новой формы.

    Наиболее распространено повторение первой части, а затем середины и репризы вместе. Оно часто применяется в первых частях минуэтов и скерцо. Приммер Шуман, цикл Карнавал., Признание.

    Широко примменяется так же повторение только середины и репризы.

    При однократном повторении середины и репризы – точном или варьированном – в целом, оказывается как бы 5 частей и поэтому эту форму называют так же простой трех-пятичастной. Она возможна, как на основе трехчастной форме с середной типа развития (глинка, романс Сомнение), так и на основе трехячастной форме с контрастирующей средней частью (Глинка, романс Ночной зефир).

    Образец трех-пятияастной формы с точным иди несколько варьированным повторением – Рахманинов, Музыкальный момент си минор, опус 16, номер 3. Глинка Баркаролла.

    Повторение середины и репризы может быть так же двукратным – Григ, листок из альбьома опус 12 номер 7.

    Повторение может быть даже трехкратным. Григ, Меланхолический вальс, опус 68 номер 6.

    Иногда повторяется каждая часть отдельно. Шуман, Детские сцены, Важное событие номер 6.

    Относительно редко встречается повторение только 1 части. Шопен, Этюд опус 25 номер 2 фа минор.

    Возможны и другие ненормативные повторения частей в простой трехчастной форме. Шуман, танцы давицбюндлеров номер 2.

    Встречается так же трехчастная форма с тональной репризой, в третьей части которой восстанавдивется основная тональность, но ьематический материал не возвращается. Она называется так же безрепризная трехчастная. Такая форма встречается достаточно редко. Примеры Шуберт, Спокойно спи. Мусоргский Борис годунов, хор На кого ты нас покидаешь. Чайковский Опера Евгений Онегин, ариозо Онегина когда бы жизнь домашним кругом.

    При повторении середины или репризы с серьезными – гармоническими, структурными, тематическими – изменениями возникает особая разновидность простой трёхчастной формы, которая обозначается как двойная (простая) трехчастная форма. В этом случае, из-за значительного обновления фактически возникает новая середина. Гайдн Соната 5, часть 3.

    Трехчастный период

    Это форма, в которой объединаются конструктивные признаки периода из 3 предложений и простой репризной трехчастной формы. Ее другое название период с серединой. Однако, функции частей соответствуют простой трехчастиной форме. В этой форме 1 построение – нормативное предложение (4 или 8 тактовое)., 2 – обнаруживает развивающее свойство середины., 3 – не превышает предложения и предстает в качестве репризы. Такая форма получила распространение во второй половине 18 и 19 веках. Шопен Прелюдия ми бемоль минор. Прокофьеф балетРомео и Джульетта,бой.

    Хотя своства просто трехчастной формы могут быть ражены с разной степенью, трёхчастный период следует считать разновидностью простой трехчастной формы.

    Вступление и кода.

    Простая троехчастная форма, как и двухчастная, моэжет иметь вступление, а так же дополнение или коду. При этом во вступлении используется тематизм и фактура разных разделов. Иногда вступление содержит самостоятельную тему. Пример Чайковский концерт для скрипки с оркестром 2 часть.

    Наиболее часто вступление бывает в вокальной музыке.

    Кода – это дополнение к форме в целом. Ее появление обусловлено значительным развитием или контрастом материала. Размеры коды нередко бывают значительными и иногда, особенно в небольших пьессах, не уступают размерам основных частей формы. Пример Скрябин прелюдия опус 37 номер 3,си мажор. Это простая репризная трехчастнаяформа, занимающая 16тактов, и кода, равная по размерам всей предшествующей форме.

    Пример воспроизведения середины в коде в основной тональности – Рахманинов, Этюд-картина опус 39 ми бемоль минор. Скрябин – Поэма опус 32, фа диез мажор.

    В целом же, все описанные формы – суть модификации песенных форм.

    Составные (сложные) песенные формы.

    Общая характеристика:

    1. Сложные (составные) формы – это музыкальные формы,составленныеиз простых форм (более сложных, чем период),в этом главный структурныхпризнак их. Основное и принципиальное отличие от простых форм следующее: сложные (песенные) формы составлены из двух или нескольких (3 и бодлее) тем. Т.е. наличие двух или нескольких музыкальных образов, изложенных в целом устойчиво и соотнесенных по принципу сопоставления, путем элементарного сложения, без переходов.

    Составные песенные формы, как правило, более протяжены, чем простые. Планрировка составных форм разнообразна. Существуют формы из 2, 3 и более частей с репризой или без нее. В соответствии с количеством частей, составные формы подразделяются на: сложную двухчастную, сложную двухчастную, составные многочастные. При этом термин «сложная» форма – синоним термину «составная». Он указывает на общий принцип сложения (составления) формы из единообразных блоков. Среди них наиболее употребительным является сложная трехчастная.

    Определение

    Сложной трехчастной называется такая репризная 3частная форма, в которой крайние части изложены в простой 2 или 3частной форме, а средняя часть построена на собственной теме, не содержит более развитых форм и тематически контрастирует крайним частям.

    Наиболее важное отличие сложной от простой (помимо более масштабной структуры) – это обязательный контраст тем между средней и крайними частями, которые излагаются по принципу взаимодополнения.

    При этом, преобладающее значение имеет 1 часть. Более яркая в образном, тематическом, гармоническом отношениях и более развита по масштабам, чем 2 часть.

    Сложная 3частная форма принадлежит к самым распространенным формам, она сложилась к концу 17, началу 18века. Ее основным прототипом (предшественником) было непосредственное сопоставление в старинных сюитах 2х одноименных танцев (2х менуэтов или 2х гавотов, с повторением 1 из них после 2: менуэт1, менуэт2, менуэт1).

    Сложная 3частная форма широко применяется в прикладной музыке и в музыке, связанной с движением. Это почти обязательная форма многих танцев (вальса, мазурки) и маршей. Как части сонатно-симфонического цикла, в сложной 3частной пишутся менуэты и скерцо, иногда медленные части. Эта форма используется так же в инструментально-хроматических жанрах – ноктюрнах, романсах, этюдах и т.п.. В вокальной музыке сложная 3частная встречается в оперных ариях 19 века, а так же романсах. В этой же форме часто пишутся хоры и ансамбли.

    Строение сложной 3частной формы и ее типы.

    Строение сложной 3частной формы в общих чертах аналогично строению простой 3хчастной формы: 1 и 3 части сходны между собой и обозначаются в схеме одной буквой (А), а вторая часть отличается по музыкальному материалу и обозначается другой буквой (В). В зависимости от способа построения 2 части, существует 2 основных типа сложной 3хчастной формы: с Трио и с Эпизодом. В первом случае, 2 часть имеет самостоятельную форму (период, 2 или 3 частная) она называется «Трио». Во втором типе,часть составного типа и тонально не устойчива, она не имеет самостоятельной, законченной формы и называется эпизодом. При этом и Трио и Эпизод строятся на новом музыкальном материале, обычно пишутся в новой, не главной, тональности.
    1   2   3


    написать администратору сайта