Главная страница
Навигация по странице:

  • Средняя часть – Трио.

  • Средняя часть – эпизод. Форма:Ряд построоений

  • Реприза сложной трехчастной формы

  • Вступление и кода

  • Сложная двухчастная форма. Определение, применение.

  • Соотношение частей.

  • Тональное соотношение частей

  • анализ. Классификация классикоромантических форм


    Скачать 62.63 Kb.
    НазваниеКлассификация классикоромантических форм
    Дата22.05.2018
    Размер62.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаанализ.docx
    ТипДокументы
    #44578
    страница3 из 3
    1   2   3

    1 часть.

    Функция 1 части в сложной 3хчастной форме – показ главной темы, поэтому по форме она достаточно развёрнута. Чаще всего, первая часть сложной 3хячастной формы излагается в простой 3хчастной форме, реже в простой 2хчастной. Бетховен, скрипичная соната 5 и 10, части скерцо. Шуман «Признателтьность».

    Применяются все разновидностии в сторону как более простых (вплоть до периода или большого предложения, Мусоргский «Картинки с выставки» Балет не вылупившихся птенцов») так и более сложных форм, например, двойная двухчастная (Григ опус 57 Минувшие дни). Наиболее типична для первой части сложной 3хчастной формы – наличие больших участков развития, расширение и дополнение. Бетховен соната 4, часть 3. Мендельсон скрипичный концерт ,2 часть. Глинка Попутная песня.

    Средняя часть – Трио.

    Средняя часть сложной трехчастной формы называется Трио. Функция Трио – излагать побочную тему, которая контрастирует с главной. Его основные признаки – конструктивная четкость, устойчивая форма, относительная законченность. Трио – излагается, как правило, в простой 3 и 2хчастной форме, иногда в форме периода. Бетховен соната 7, часть 3. Рахманинов прелюдия Соль минор опус 23. Бизе Вступление к опере Кармен.

    Трио – это контрастная по отношению к крайним разделам часть. При этом, вторая тема не выводится из главной и не связывается с ней переходом. Это контрастная тема со своим характером, ритмом, аккомпанементом, инструментовкой, иногда темпом. Тема с Трио привносит черту, которая в основной (главной) теме отсутствует.

    Первоначально, наименование «Трио» от итал. Trio (три) указывало на 3 исполнительской партии в средней части в противоположность Тутти в крайних частях. Отсюда, в разделе Трио большая лёгкость фактуры и прозрачность звучания. Тональности Трио по отношению к первой части – чаще всего, одна из субдоминантовых. Шуберт Экспромт 2 ля бемоль мажор-ре бемоль мажор. Иногда тональность одномхименная. Бетховен 4 соната часть 3. Реже, основная. Бетховен Симфонии 1-4 части 3.

    Так как в Трио происходит тематическое экспонирование, то форма трио устойчива. Простые 2 или 3хчастные формы, реже, период. Бетховен соната 7, часть 3.

    Иногда Трио бывает незамкнутым, в этом случае оно просто «повисает» на доминанте репризной тональности. Бетховен 3 соната, часть 3. Или соединяется с репризой переходом. Чайковский, 2 симфония часть 3. В последнем случае сложная 3хчастная форма приобретает черты формы Рондо.

    Основная область применения сложной 3хчастной формы со средней частью типа Трио – менуэты , скерцо, марши, танцы и пьесы танцевального характера, в оживленной музыке, тяготеющей к жанровости.

    Средняя часть – эпизод. Форма:Ряд построоений

    Сложная трехчастная форма, включающая среднюю часть, немеющую самостоятельной формы, называется сложной трехчастной формой с эпизодом.

    Основные характерные черты эпизода в сложной трехчастной форме следующие: отсутствие самостоятельной (законченной) формы., неустойчивость построения, изложения и развития контрастирующего материала по отношению к основной теме (материалу первой части) при тональной незамкнутости., более интенсивный, нежели в трио, характер движения., непрерывность развития., плавный, без цезуры, переход к репризе., отсутствие структурной твердости. В этом отличие эпизода от трио и его сходство с серединой развивающего типа (в простой трехчастной форме).

    Сходство эпизода с Трио в следующем: и трио, и эпизод строятся на новом музыкальном материале., оба они пишутся, как правило, в новой, не глвной, тональности.

    Истоки сложной трехчастной формы с эпизодом – это старинные вокально-танцевальные жанры – хороводы с пением. Отсюда в классическом учении о музыкальной форме сложная трехчастная форма с эпизодом относится к формам рондо(и по существу эта классификация более верна).

    Область применения сложной трехчастной формы с Трио и эпизодом: формы с Трио, как правило, в произведениях оживленного, моторного склада, в танцах, маршах, скерцо и т.п.. А средняя часть типа эпизода характерна для сочинений (или их отдельных частей) лирического характера, обычно медленного темпа. У венских классиков практически все быстрые части (менуэты, скерцо) содержат Трио, а медленные – эпизоды. Одно из редких исключений – это Бетховен медленная 2 часть 15 сонаты с Трио.

    Однако, в музыке 19 и 20 веков происходит постепенное стирание различий между сложной трехчастной формой с Трио и сложной трехчастной с эпизодом.

    Реприза сложной трехчастной формы.

    Реприза – это третья часть сложной трехчастной формы. Она воспроизводит главную тему с основной тональности. Основная функция репризы – завершить форму, хотя взятая отдельно она может быть так же самодостаточна, как и другие части сложной трехчастной формы. Реприза очень часто бывает точной и тогда обозначается надписью da capo(от итал. От головы). Эта надпись предписывает – повторить весь материал до Трио, однако, без внутренних знаков репризы. Возможно, так же, реприза измененная. Изменения в репризе затрагивают фактурную, гармоническую, а так же структурную стороны. Отсюда возможны основные варианты изменения репризы: варьирование изложения. Бетховен соната 16 часть 2. Сокращения Мендельсон Скрипичный концерт часть 2., Шопен прелюдия Ребемольмажорр. Расширения Григ Скрипичная соната 1, часть 2. Перепланировка частей Чайковский Симфония 5, часть 2. Синтезирование тем Глинка Иван Сусанин, полонез и краковяк., Прокофьев Скерцо опус 12.

    Реприза, заметно превышающая по уровню напряжения 1 часть( в силу фактурных, гармонических и прочих изменений), называется динамизированной.

    Повторение частей.

    После репризы главной темы возможно повторное воспроизведение Трио и Репризы. Оно может быть точным или варьированным, однократным или двукратным. Пример точного повторения Глинка Попутная песня(меняется только словесный текст). Варьированное Гайдн сонаты 6 и 20, 2 части. Однократное Бетховен Квартет опус 74 ми бемоль мажор, 3 часть. Двукратное повторение Глинка Руслан и Людмила, Марш черномора из 4 действия.

    При однократном повторении всего получается 5 частей, поэтому часто такую форму называют сложной трех-пятичастной или сложной двойной трёхчастной. При двукратном повторении частей 7, однако, специального названия для такой формы нет.

    Изредка повторение бывает со сменой тональности Глазунов Мазурка опус 25, номер 3 ре бемоль мажор, в этом случае форму можно обозначить, как двойная сложная трёхчастная(по аналогии с подобной простой трехчастной).

    Вступление и кода.

    Наличие или отсутствие вступления в сложной трехчастной форме зависит от жанра, к которому прилагается форма. В Скерцо и Менуэтах сонатно-симфонических циклов вступление практически не встречается, но оно вполне обычно в самостоятельных произведениях или сочинениях вне сонатно-симфонического цикла. Особенно в сочинениях для инструмента или голоса с фортепиано или оркестром. Как и в простых формах, оно как правило, тематически связано с главной или побочной темами. Чайковский Вальс цветов из балета Щелкунчик. В гармоническом отношении вступление чаще всего неустойчиво.

    Кода – это развитое послерепризное дополнение. Ее применение: в менуэтах и скерцо венских классиков ее часто нет или она коротка и проста. Бетховен сонаты 3, 9, 18 и симфонии 3 7 9. Она применяется в большинстве случаев в медленных частях и отдельных произведениях.

    Основное назначение коды – она подводит итог, подчеркивает главную мысль произведения, создает более прочное завершение. Чаще она строится на материале главной темы (1 части). Чайковский Декабрь. А так же с использованием материала средней части. Чайковский Скерцо опус 40. Кроме того, она может быть основана на материале обеих частей Бетховен соната 25, 2 часть: в верхнем голосе проводится основная тема, а фигура сопровождения взята из средней части, такая кода часто называется синтетической.

    Необходимость коды вызывается значительным контрастом и развитием в произведении, снятие которых не обеспечивается репризой. Отсюда необходимость дополнительного образного синтеза.

    Сложная двухчастная форма.

    Определение, применение.

    Сложной двухчастной называется форма из 2 тематически самостоятельных преимущественно песенных по структуре частей. Сложной двухчастной формой называется такая двухчастная форма, в которой хотя бы одна из двух частей написана в простой двух или трехчастной форме, а другая является в типичных случаях периодом, либо простой двух или трехчастной формой.

    Сложная двухчастная форма применяется редко, это форма без репризы и поэтому нуждается для поддержания своего единства в каком-либо ином средстве. Обычно, таким средством оказывается словесный текст. Он объединяет 2 разнохарактерные части в 1 целую. Поэтому сложная двухчастная форма более всего распространена в вокальной музыке – романсах, оперных ариях и ариозо, дуэтах. В инструментальной музыке примеры сложной двухчастной формы немногочисленны.

    Соотношение частей.

    Характерная особенность сложной трехчастной формы – наличие двух контрастных тем. Однако при этом из-за отсутствия репризы – неповторяемость контраста (между 2 темой и возвращением 1 в репризе). Это основная причина структурной неустойчивости сложной двухчастной формы.

    Части сложной двухчастной формы имеют песенное строение. При этом соотношение частей бывает различным. Примеры – 1 часть – период Шуберт романс Привет духа. Простая двухчастная 1 часть Балакирев Исступление. 1 частьпростая 3 форма Моцарт Ария Церлины 13 из оперы дон жуан. Вторая часть – период Рубинштейн Баркаролла соль-минор опус 50. Вторая часть – большое предложение Чайковский Мы сидели с тобой. Вторая часть – простая двухчастная форма Шуберт Привет духа. Вторая часть простая трехчастная форма Шуман Танцы Давицбюндлеров 17.

    Одно из исключений – сложная трехчастная, где первая часть в куплетной форме (3 куплета, каждый из которых – период), а вторая в сложной трехчастной Глинка Стой , мой верный бурный конь.

    Соотношение частей.

    Пропорции частей имеют 3 основных варианта:

    1. 1 и 2 части по протяжённости примерно равны между собой Балакирев Пустыня

    2. 2 часть меньше первой Балакирев Исступление

    3. 2 часть больше 1 Шуберт цикл прекрасная мельничиха Любопытство, причем перепад величин может быть значительным.

    Форма частей бывает как типологически одинаковой, например простая двухчастная в обоих частях Балакирев Пустыня, так и разной, например простая двухчастная в 1 части и период во 2 Балакирев Исступление, или период в 1 и простая трёхчастная во 2 Шуберт любопытство.

    Тональное соотношение частей.

    Преобладают формы, где обе части написаны в основной тональности Моцарт Ария Цирлины 12 или 2 дана в одноименной тональности Бетховен Багатель 4 си минор- си мажор, Шуман Танцы Давицбюндлеров 17 си мажор – си минор. Однако, нередко части излагаются так же в разных тональностях и форма в целом оказывается двутональной. Шуберт Привет духа, Глинка стой мой верный конь, Чайковский мы сидели с тобой.

    В тематическом отношении части по определению контрастны и этот контраст поддерживается сменой фактуры. Рубиншиейн Баркаролла опус 50. А иногда и метра Глинка Давно ли роскошно…. Отличия в темпе допустимы но незначительны. Шуберт Любопытство. При существенной разнице в темпе форма окажется контрастно составной.

    Таким образом, в сложной двухчастной форме применимы почти все возможные в классической форме средства контраста. Отсюда особое значение для этой формы приобретает проблема единства. Единство целого обеспечивается функциональным неравенством частей. Обычно одна из частей воспринимается как главная, другая как подчинённая. Если перевешивает 2 часть, то первая имеет отчасти характер вступления Мусоргский Серенада из Песен и Плясок смерти. Если главенствует 1 часть, то 2 обладает чертами заключения.

    Связности целого способствует гармоническая разомкнутость 1 части Глинка романс Давно ли роскошно ты розой цвела, а так же наложение при окончании 1 части и начале 2 Лист годы странствий Женевские колокола. Общая для всей формы кода так же помогает объединить контрастные части в одно целое. Шуман ТД 17. Иногда для большей определенности вся форма повторяется как бы подчеркивая закономерность последования резко контрастных частей. Глинка Дртрц. Чайковский Мы сидели с тобой. Мусоргский Думка по Расе. Чайковский Евгений Онегин номер 1 Дуэт и квартет, повторенный период и простая трехчастная форма.

    К заключению, термины двухчастная форма и трехчастная форма (как простая так и сложная) применяются только по отношению к песенным или составным песенным формам. И формы более сложного типа имеют свои специальные названия, например форма симфонии из 3 частей, называется трехчастной циклической формой или трёхчастной симфонией, а не трехчастной формой и тд.

    Форма рондо.

    Задание по анализу:

    1. Бетховен Соната 27. Часть 2. Начало: с 1 по 8 такт.

    2. Бетховен Соната 2. Часть 2. С 1 по 8.

    3. Бетховен Соната 8. Часть 2. Начало.

    4. Бетховен Соната 6. Часть 2. Начало.

    5. Бетховен Соната 1. Часть 3 (Менуэт). Начало.

    6. Шопен Прелюдии До минор, Ля минор, Ми мажор.

    Во всех случаях найти границы периода и предложений, определить кадансы и тип периода.

    1. Шопен 25 номер 1, 13 этюд, ля бемоль мажор

    2. Шопен оп 10 номер 2, 2 этюд, ля минор

    3. Шопен оп 10 номер 4, 4 этюд, до диез минор

    4. Шопен оп 25 номер 2, 14 этюд, фа-минор

    5. Шопен опус 25 номер 11, 23 этюд, ля минор.

    Во всех случаях определить тип периода (из двух больших предложений либо из 4 малых) и обосновать определения.

    Бетховен 5 соната часть 2,

    Шопен 14 этюд фа минор.

    Репризная форма

    1. Бетховен 2 соната часть 4,рондо. до-минор. С 1 по 16 такты

    2. Скрябин прелюдия 7 ля мажор.

    3. Скрябин прелюдия опус 16 номер 4.

    План ответа: определить границы простой дваухчастной формы, найти внутренние границы частей, определить тип формы и строение середины в отношении: а - тональности гармонического строения, б – тематического материала, в – структуры., характеристика репризы в сравнении с соответствующим участком к 1 части. (Установление сходства и различия).

    1. Бетховен Соната 20, вторая часть, такты с 1 по 20

    2. Бетховен Соната 3, часть 3, до Трио, с 1 по 64.

    3. Шопен Этюд опус 25, номер 11 ля минор. В общей нумерации 23.

    Задание: 1. Определить границы простой трёхчастной формы (её вид) и найти внутренние границы частей.

    2. После разбора 1 части (по плану анализа периода или предложения) анализировать строение середины по следующему плану: а. Тематический состав и методы мотивной работы, б.структура (группировка тактов).

    3.Анализировать реприза, сравнивая её с 1 частью. Отметить имеющиеся в репризе отличия в отношении структурной организации тематического материала.

    Задание к разделу:

    1. Шопен этюд опус 25 номер 11, ля минор.

    2. Рахманинов прелюдия опус 3 номер 2 до диез минор.

    План ответа:

    1. Определить границы простой трехчастной формы и найти внутренние границы частей.

    2. После разбора 1 части (по плану анализа периода или предложения) аналоизировать строение середины по следующему плану: а) гармоническое строение., б) тематический состав и методы мативной работы., в) структура (группировка тактов).

    3. Анализировать репризу сравнивая ее с 1 частью; отметить имеющиеся в репризе отличия в отношении структурной организации тематического материала.

    1. Тховен ата 2, часть 3, скерцо жо раздела трио.

    2. Бетховен соната 4, часть 3

    3. Скрябин этюд опус 8 номер 12 ре диез минор

    План ответа:

    1. Определить границы частей

    1. После разбора первой части (по плану анализа периода или предложения) рассмотреть разложение середины из ходообразных и пребывающих разделов исходя из анализа тонально-гармонического плана; определить число разделов в середине и их функцию.

    2. Подробно анализировать репризу сравнивая ее с первой частью; отметить имеющиеся в репризе отличия.

    1. Рахсманинов музыкальный момент си минор опус16номер3

    2. Шопен прелюдия ми бемоль минор

    3. Шопен этюд опус 25 фа минор, (14).

    План ответа: анализировать разные виды простой трехчастной формы, делая в заключении выводы об особенностях данной формы.

    1. Бетховен соната 7, часть 3

    2. Бетховен соната 4, часть 3

    3. Бетховен сонаиа 3, часть 3

    План ответа: анализировать сложную 3частную форму по следующему плану:

    1. Вид составныхформ

    2. Определить границы между частями

    3. Характеристика частей (по плану анализа соответствующей фОрмы)

    4. Соотношение частей между собой

    5. Выводы о стилистических особенностях всей формы.

    1. Бетховен соната 4, 16, 25 2ыечасти

    План ответа: анализировать сложную трехчастную форму по следующему плану

    1. Вид составной формы

    2. Определить границы между частями

    3. Характеристика частей (по плану анализа соответствующей формы)

    4. Соотношение частей между собой (средняя часть с 1 и 3, а так жесоотношение репризы с 1 частью)

    5. Характеристика коды способ использования материала

    Задание по анаизу:

    1. Шуман Танцы Девидсмюндлеров 17.

    2. Чайковский Ариозо Лизы из 6 картины оперы Пиковая дама.

    План ответа: анализировать сложную двухчастную форму по следующему плану:

    1. Вид составной формы

    2. Определить границы между частями

    3. Характеристика частей (по плану анализа соответствующей ормы)

    4. Соотношение частей между собой (1 часть со 2 частью)

    5. Характеристика коды (способ использования материала)

    Задание по анализу:
    1   2   3


    написать администратору сайта