Главная страница
Навигация по странице:

  • Annotation.

  • Ключевые слова.

  • Список использованной литературы

  • List of used literature

  • Диалог религий в борьбе с терроризмом и экстремизмом 2. Ключевые слова профилактические мероприятия, терроризм, религиозный экстремизм, толерантность, просвещение, религиозные конфессии, межконфессиональный диалог, ценностные установки. Keywords


    Скачать 20.52 Kb.
    НазваниеКлючевые слова профилактические мероприятия, терроризм, религиозный экстремизм, толерантность, просвещение, религиозные конфессии, межконфессиональный диалог, ценностные установки. Keywords
    Дата04.12.2022
    Размер20.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДиалог религий в борьбе с терроризмом и экстремизмом 2.docx
    ТипДокументы
    #827075

    Аннотация. Терроризм в его различных проявлениях в настоящее время является наиболее важной проблемой, стоящей перед всем международным сообществом. Практика последних лет показала, что недостаточно эффективно решать эту проблему только силовыми методами, с помощью правоохранительных органов. Поэтому необходимо повысить эффективность профилактической работы, которая не может быть достигнута без консолидации всего гражданского общества, включая представителей традиционных религий, обладающих значительным потенциалом для искоренения этого недуга.

    Annotation. Terrorism in its various manifestations is currently the most important challenge facing the entire international community. The practice of recent years has shown that it is not enough to solve this problem effectively by force alone, with the help of law enforcement agencies. It is therefore necessary to improve the effectiveness of preventive work, which cannot be achieved without the consolidation of all civil society, including representatives of traditional religions with significant potential to eradicate this disease.

    Ключевые слова. профилактические мероприятия, терроризм, религиозный экстремизм, толерантность, просвещение, религиозные конфессии, межконфессиональный диалог, ценностные установки.

    Keywords. preventive measures, terrorism, religious extremism, tolerance, education, religious confessions, interconfessional dialogue, values.

    В последнее время наиболее важной задачей, стоящей перед мировым сообществом, является необходимость более эффективного противодействия террористическим проявлениям. Практика показывает, что ее решение возможно не только с правовой точки зрения. Правовые запреты и барьеры зачастую имеют обратный эффект в предотвращении распространения экстремистских идей, в том числе религиозного характера. На данном этапе недооценивается роль контрпропаганды и развития с детства толерантности и нетерпимости к радикальным идеям в школах и вузах [1, с. 122].

    Общество должно осознать, что правоохранительные органы и суды не формируют гражданское и правовое сознание граждан. Более того, экстремистские идеи неизбежно проникнут как в суды, так и в другие правоохранительные органы в результате их присутствия в обществе, зараженном идеями терроризма и религиозного экстремизма. Задача построения здорового и толерантного общества, исключающего радикальные идеи, слишком важна и трудна для правоохранительных органов. Для того чтобы антитеррористическая деятельность была достаточно эффективной, необходимо консолидировать все гражданское общество в решении этой проблемы [2].

    На данном этапе первоочередной задачей, стоящей перед всеми институтами власти, является создание условий для мирного сосуществования различных конфессий и их плодотворного сотрудничества между собой в целях обретения гармонии и взаимопонимания. Только совместными усилиями всех религий можно искоренить существующее недоверие, которое используется как основание для распространения экстремистских идей ненависти и вражды и призывает к насилию [3]. Именно религия вносит значительный вклад в сохранение мира и согласия в обществе, воспитывая подрастающее поколение в духе терпимости, защищая культурное и духовно-нравственное наследие и противодействуя экстремистским проявлениям религиозной ненависти и вражды [4, p. 26]. Нельзя недооценивать способность традиционной религии бороться с распространением псевдорелигиозных течений, которые являются питательной средой для религиозных радикалов, оправдывающих свои террористические действия религией. Установить барьер на пути деструктивных религиозных организаций, пытающихся проникнуть в общество через непрерывный конструктивный диалог между государством и традиционными религиями, возможно лишь путем создания барьеров. Потенциал традиционных религий должен быть учтен и использован в государственной политике по предупреждению преступности.

    В истории развития человечества распространению таких негативных явлений, как терроризм и религиозный экстремизм, нередко способствовали межрелигиозные и межэтнические противоречия и конфликты.

    В истории развития человечества было много конфликтов на религиозной почве. Хотя следует отметить, что "причина активизации террористической деятельности под знаменами ислама кроется не в каком-то специальном религиозно мотивированном злонамеренном нападении на ислам во всем "неисламском", а в проявлении общего кризиса глобальной системы власти".

    Предотвращение различных видов религиозного экстремизма в период продолжающихся межрелигиозных конфликтов возможно только через формирование ценностей толерантного сознания и поведения, миролюбия, согласия и толерантности [5, с. 186].

    Терпимость к другим взглядам, нравам и привычкам называется терпимостью. Она выражается в терпимости к различным нациям, расам и религиям. Именно толерантность свидетельствует о уверенности в себе и сознательности в достоверности своих позиций, являясь признаком открытого для всех идеологического течения, не боясь духовной конкуренции и сопоставления с другими точками зрения.

    Именно в религиозной среде возникло само понятие "толерантность", но с более узким смыслом, подразумевающим толерантность к другим религиозным верованиям, предписывающее представителям конфессии быть более толерантными к религиозным меньшинствам. В настоящее время терпимость уже имеет более широкое значение, подразумевая терпимость к любому инакомыслию. Суть толерантности заключается в формировании уважительного отношения к представителям других конфессий и людям иного вероисповедания, а не в устранении существующих мировоззренческих и религиозных различий и разногласий как таковых [6, p. 100].

    Межконфессиональный диалог помогает объединить верующих разных конфессий в борьбе с глобальными проблемами всего человечества. За время своего существования человечество выработало принципы межконфессионального диалога. Первый из этих принципов - принцип толерантности. В этом контексте толерантность - это толерантное отношение последователей одной религиозной общины к последователям других религиозных общин. Каждый придерживается своих религиозных убеждений и признает одинаковое право за другими. За многие столетия противостояния религий и конфессий сформировалась конфронтационная психология, и современные религиозные экстремисты продолжают находиться в плену. Конфликтный потенциал религиозного экстремизма очень высок [7]. Толерантность в отношениях между представителями различных религиозных общин является необходимым условием для преодоления противоречий, связанных с экстремизмом. В то же время важнейшее значение имеет принцип равенства участников межрелигиозного диалога, что в корне противоречит принципам религиозного экстремизма. Любая попытка поставить одного из участников диалога в привилегированное положение является препятствием для нормального хода диалога. Более того, попытка определить конкретную религиозную общность избранника Божьего может привести к срыву диалога. Религиозные экстремисты придерживаются иного мнения по этому вопросу. Еще одним важным принципом межрелигиозного диалога является открытость его участников, в отличие от религиозных радикалов. Открытость отнюдь не идентична требованию о том, чтобы участники диалога отказывались от своих убеждений или шли на уступки чужим убеждениям. Ее ценность заключается в том, что она помогает участникам диалога лучше понять взгляды друг друга, побуждает их сопоставлять различные мнения, выявлять общие интересы и разрабатывать согласованные меры для их реализации. Вопреки тому, что воспринимается как конструктивный подход, акцент на позитивные результаты является еще одним необходимым принципом межрелигиозного диалога. Религиозный плюрализм и идеологическая конкуренция конфессий предполагают, что позиции участников диалога не совпадают. Конструктивные субъекты диалога приходят к принятию взаимоприемлемых решений на компромиссной основе при обсуждении общих проблем. Разногласия разрешаются на основе договоренности. Компромисс возможен и необходим в вопросах земного бытия, социально-политических установок, культурного разнообразия.

    Следует признать, что даже в обозримом будущем нет надежды найти компромисс между различными подходами к проблемам доктрины и интерпретацией определенных постулатов [8, p. 257]. Этот факт обозначил еще один принцип межрелигиозного диалога, а именно - принцип воздержания от критического осмысления доктринальных проблем. Диалог, в котором выдвигаются позитивные и негативные черты различных религиозных учений, не имеет перспективы принятия конструктивных, удовлетворяющих всем решения. Организация любого диалога, а тем более в межрелигиозном диалоге, имеет большое значение. Это предопределяет необходимость создания специальных координационных органов, а также урегулирования всего процесса деятельности. Главным условием создания условий для толерантных, неконфликтных отношений в конфессиональной сфере является утверждение традиций толерантности в обществе, общей высокой культуры, которая воспитывается с детства.

    Нельзя недооценивать огромный идеологический потенциал религии, который должен быть использован для предотвращения распространения различных экстремистских идей религиозного радикализма, а также в ходе межконфессионального диалога и социальной адаптации верующих. Этот потенциал может быть использован только через религиозное образование, разъясняющее основные постулаты и правовые положения ислама, его этические и нравственные ценности и их значение в современном обществе. Религиозное образование является наиболее эффективным и действенным средством профилактики религиозной вражды и религиозного экстремизма.

    На современном этапе религиозное образование, помимо сугубо религиозных целей, должно преследовать и социально значимые цели. Только так можно создать сильное гражданское общество с прочными духовно-нравственными основами, которое в дальнейшем будет способствовать развитию общества во всех сферах, включая экономическую, социальную и культурную.

    Список использованной литературы:

    1. Шамаев А.М. Пропаганда благотворительности с исламской среде как профилактическая мера в противодействии распространению религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Черные дыры в российском законодательстве. 2016. №2. С. 122-124.

    2. Эпштейн Алек Д. Правовые и общественные механизмы противодействия терроризму, религиозному фундаментализму и ксенофобии: опыт государства Израиль // http://journal-nio.com/index.php?option= com_content&view=article&id=1092&Itemid=114

    3. Назаров Р.Р. Традиции межэтнического и межконфессионального диалога: на примере Центральной Азии // http://www.idmedina.ru/books/materials/rmforum/ 4/nazarov.htm?

    4. Хамгоков М.М. Некоторые особенности проявления экстремизма в Северо-Кавказском регионе среди молодежи // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №3. С. 26-28.

    5. Шамаев А.М. Вопросы развития благотворительности в среде мусульманской молодежи Северного Кавказа // Теория и практика общественного развития. 2015. №11. С. 185-187.

    6. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видения мира, ценностей и теорий // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 47.

    7. Коркмазов А.В. Основные принципы противодействия терроризму в России и зарубежных странах // Евразийский юридический журнал. 2017. №8 (111). С.99-100.

    8. Нагоева М.А. Терроризм как глобальная проблема современности // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №3. С. 255-257.

    List of used literature:

    1. Shamaev A.M. Propaganda of charity with Islamic environment as a preventive measure against the spread of religious extremism in the North Caucasus // Black holes in Russian legislation. 2016. №2. С. 122-124.

    2. Epstein Alec D. Legal and Public Mechanisms for Counteracting Terrorism, Religious Fundamentalism and Xenophobia: The Experience of the State of Israel // http://journal-nio.com/index.php?option= com_content&view=article&id=1092&Itemid=114.

    3. Nazarov R.R. Traditions of inter-ethnic and inter-confessional dialogue: the example of Central Asia // http://www.idmedina.ru/books/materials/rmforum/ 4/nazarov.htm?

    4. Khamgokov M.M. Some peculiarities of extremism manifestations in the North Caucasus region among young people (in Russian) // Gaps in Russian legislation. 2017. №3. С. 26-28.

    5. Shamaev, A.M. Issues of charity development among the Muslim youth in the North Caucasus (in Russian) // Theory and practice of social development. 2015. №11. С. 185-187.

    6. Habermas Y. When should we be tolerant? About the competition of visions of the world, values and theories // Sociological research. 2006. № 1. С. 47.

    7. Korkmazov A.V. Basic Principles of Counteraction to Terrorism in Russia and Foreign Countries // Eurasian Law Journal. 2017. №8 (111). С.99-100.

    8. Nagoyeva, M.A. Terrorism as a global problem of modernity (in Russian) // Gaps in Russian legislation. 2014. №3. С. 255-257.


    написать администратору сайта