Главная страница
Навигация по странице:

  • Князь

  • Наследник Игорь Смерть

  • Рюриковичи

  • Призвание варягов

  • Оригинальный текст (церк.-сл.)

  • Иоакимовская летопись

  • Норманская версия

  • Рюрик. КнязьНовгородский 862 879 Предшественник


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеКнязьНовгородский 862 879 Предшественник
    АнкорРюрик
    Дата09.03.2023
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРюрик.docx
    ТипДокументы
    #977531
    страница1 из 2
      1   2


    Рюрик

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Перейти к навигацииПерейти к поиску

    У этого термина существуют и другие значения, см. Рюрик (значения).

    Рюрик


    Рюрик на Памятнике «Тысячелетие России»




    КнязьНовгородский

    862 — 879

    Предшественник

    титул учреждён

    Преемник

    Олег Вещий

    Наследник

    Игорь

    Смерть

    879[1]


    • НовгородНовгородское княжество

    Род

    Рюриковичи

    Дети

    Игорь Рюрикович[2][3][…]

     Медиафайлы на Викискладе




    [показать]

    Рюриковичи
    (IX—XI вв.)


    Рю́рик (ум. 879Новгородская Русь) — согласно русским летописям и кормчим книгамваряг, правитель Северо-Западной Русиновгородский князь и родоначальник русской княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей[4].

    Согласно рассказу, помещённому под 862 годом в «Повести временных лет» и в недатированной части Новгородской первой летописи, Рюрик был приглашён на княжение (призвание варягов) племенами чудисловенкривичеймери, а также, возможно, веси. Он стал княжить в Ладоге (по версии Ипатьевского списка «Повести временных лет»[5]) или в Новгороде (согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской первой летописи младшего извода[6]). Вместе с Рюриком пришли его братья Синеус и Трувор, севшие в других городах, после смерти которых он стал единоличным правителем[4].

    Существуют разные версии происхождения Рюрика. Ряд исследователей рассматривает Рюрика как скандинавского предводителя или правителя (др.-сканд. Hrœríkr), которого славянские и финские племена призвали на княжение, заключив с ним соглашение[4]. Некоторые исследователи отождествляют его с конунгом Рёриком (Hrørek, ум. до 882) из ютландского Хедебю (Дания)[7]. Сторонники антинорманизма предлагают различные альтернативные версии происхождения Рюрика, в том числе что Рюрик — представитель княжеского рода славянского племени ободритов[8]. Также существует точка зрения, что Рюрик — вымышленная фигура и искать его происхождение бессмысленно[9].



    Содержание

    • 1Письменные источники

      • 1.1Иоакимовская летопись

    • 2В устных преданиях

    • 3Историография

      • 3.1Норманская версия

        • 3.1.1Этимология имени

        • 3.1.2Рорик из Дании

      • 3.2Славянская версия

        • 3.2.1Варяги из вагров или пруссов

        • 3.2.2Мекленбургские генеалогии

        • 3.2.3Гипотеза Гедеонова

        • 3.2.4Советский антинорманизм

    • 4Легендарный персонаж

    • 5Данные генетических исследований

    • 6Братья

    • 7Дети

    • 8В искусстве

    • 9См. также

    • 10Примечания

    • 11Литература

    • 12Ссылки

    Письменные источники

    Основная статья: Призвание варягов



    Призвание варягов. Миниатюра из Радзивилловской летописи XV века



    Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград. Миниатюра из Радзивилловской летописи

    Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов[10]. Древнейшим сохранившимся источником о Рюрике является сказание о призвании варягов[4], содержащееся в списках «Повести временных лет» XIV—XVI веков (первым документально зафиксированным летописным сообщением о Рюрике является суздальская Лаврентьевская летопись 1377 года), восходящих к редакциям начала XII века. Независимым от «Повести временных лет» источником является Новгородская первая летопись младшего извода XV века, однако «Повесть временных лет» и Новгородская первая летопись, по мнению филолога и ведущего исследователя летописания А. А. Шахматова (концепция которого по истории летописания в основных деталях принята большинством учёных) восходят к общему источнику конца XI века, названному им «Начальный свод» и уже содержавшему сказание о призвании варягов. Текст «Начального свода» частично сохранился также в Новгородской четвёртой и Софийской первой летописях XV века[11][12]. Все прочие источники, летописи, жития и др., упоминающие Рюрика, напрямую и опосредованно заимствуют эту фигуру из ранних летописей. В русском источнике в сжатом виде сообщение о призвании на Русь варягов во главе с Рюриком и его братьями появляется во второй редакции «Летописца вскоре Никифора», входящего в состав памятника церковного происхождения пергаменной Новгородской кормчей книги, в которой почти нет новгородских известий, но есть относительно много ростовских известий, в том числе редчайших записей, относящихся к 1260—1270 годам, вставленных современником событий — ростовским летописцем[13].

    Согласно летописям, в 862 году варяг Рюрик с братьями Синеусом и Трувором по приглашению ильменских словен и кривичей, а также таких племён, как чудь и весь, были призваны княжить в трёх городовых областях: Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске, Рюрик, по одним данным, — в Ладоге, по другим — в Новгороде. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало русской государственности, в историографии получило условное название призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает оставаться предметом дискуссий.

    «Повесть временных лет» сообщает, что после смерти младших братьев власть сосредоточилась в руках Рюрика[14]:

    …И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два года умер Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

    Оригинальный текст (церк.-сл.)[показать]

    По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель: его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке.

    Автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя: «Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…»[15].



    Рюрик, миниатюра из «Царского титулярника», XVII век

    В поздней Никоновской летописи первой половины XVII века сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда, по Ипатьевской летописи, Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некоего Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи:

    Въ лѣт̑ · ҂s҃ · т҃ · о҃ · в҃ · оскорбишасѧ Новгородци · глаголюще · ꙗко бꙑти намъ рабомъ · и много зла всѧчески пострадали ѿ Рюрика и ѿ рода его · Того же лѣта ѹби Рюрикъ Вадима Храбраго · и иныхъ многихъ изби Новугородцевъ съветников его[16].

    Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром[источник не указан 3333 дня]. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища)[17][18].

    В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

    В поздних летописях говорится, что Рюрик погиб на войне в Карелии, где и был похоронен[19]. В переписной окладной книге Водской пятины 1500 года упоминается деревня «Рюрикиярви на Немецком рубеже», на самой границе новгородских владений со шведами[20].

    По версии митрополита Макария (Булгакова), Рюрик впервые упоминается в 1070 году, в дошедших до нашего времени трёх списках Пространной редакции «Жития святого князя Владимира»: «Сице убо бысть маломъ преже сих лет, сущю самодержцю всея Рускыя земля Володимеру внуку же Иолжину, а правнуку Рюрикову»[21]. Согласно другой версии, «Житие святого князя Владимира» было написано в XV веке, а не в 1070 году, как считал митрополит Макарий[22].

    В летописании и политической литературе XVI века, например в «Сказании о князьях Владимирских», образ Рюрика был подвергнут переосмыслению. Под влиянием польской историографии он был изображён потомком римского императора Августа и выходцем из Пруссии. Раннее летописное сказание о Рюрике было объединено с новгородской легендой о первом новгородском посаднике Гостомысле[4].

    Иоакимовская летопись

    Ещё одним источником о Рюрике является Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием. Некоторые используют её как вспомогательный материал; ряд историков считает, что Иоакимовская летопись является фальсификацией[9].

    Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла[23]. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.



    Б. Чориков. Рюрик, Синеус и Трувор принимают послов славянских, призывающих их на княжение «Живописный Карамзин, или Русская история в картинках»

    Так Рюрик, согласно матрилинейной традиции (наследование по материнской линии), появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На четвёртый год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

    Одна из жён Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег, стал княжить после смерти Рюрика.

    В устных преданиях

    Исторический рассказ Щеголёнка о князе Юрике-Новосёле записан Е. В. Барсовым («Голос», 1879, № 130). Несколько былин воспроизведено со слов Щеголёнка П. Н. РыбниковымО. Ф. Миллером, Гильфердингом («Онежские былины», т. II, 615—636 и «Сборник отделения русского языка и словесности Академии наук», т. LX, 287—363).

    В эстонском фольклоре есть сказка о трёх братьях, сыновьях крестьянина: Рахуриккуя (эст. Rahurikkuja — нарушитель мира), Синиус (эст. Siniuss — синий змей) и Труувар (эст. Truuvaar — верный напарник). По сюжету в боях братья проявили великую храбрость и мужество и впоследствии стали правителями в чужих странах[24].

    Историография

    См. также: Русь (народ)

    Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова русь.

    В российской досоветской историографии, начиная с Н. М. Карамзина[25], варягов, и в их числе Рюрика, чаще всего отождествляли со скандинавскими народами. Большинство современных историков также придерживается этой версии[26]. Также существуют другие версии этнической принадлежности варягов: их рассматривают как финнов[27]пруссов[28], ославяненных кельтов[29], балтийских славян[30] и как варягов «руського» (то есть соляного) промысла Южного Приильменья[31][32].

    Норманская версия

    См. также: Норманская теория

    В русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги в различных источниках отождествляются с норманнами или шведами, поэтому сторонники норманской теории считают Рюрика, как и всю его дружину, скандинавами.

    О скандинавском происхождении Рюрика и княжеской династии могут свидетельствовать различные иностранные письменные источники, данные археологии и языка. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (ЛадогаТимеревоГнёздовоШестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII—XI веков происходят из примерно 70 археологических памятников Древней Руси. Известно около 100 находок граффити в виде отдельных скандинавских рунических знаков и надписей[33]. Ряд слов древнерусского языка имеет древнескандинавское происхождение. Существенно, что в славянский язык проникали не только слова торговой лексики, но и морские термины, бытовые слова и термины власти и управления, собственные имена. Так, были заимствованы имена ГлебИгорьИнгварьОлегОльгаРогволодРогнедаРюрик, слова: варягиколбягигридитиунвира, стяг, пуд, якорь, ябедник (старое значение — чиновник), кнут, голбец и др.[34] Скандинавское соответствие имени Рюрик — др.-сканд. Hrœríkr[9].

    Западноевропейские и византийские авторы IX—X веков идентифицируют народ русь как шведов[35], норманнов[36] или франков[37]. За редким исключением арабо-персидские авторы описывают русов отдельно от славян, помещая первых вблизи или среди славян[38].

    Летописи перечисляют народы, которые входят в общность, именуемую варягами: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си» («Повесть временных лет»[14]). В число варягов включены свее (шведы), урмани («норманны» — норвежцы), аньгляне (англичане), готе (готландцы). Почти все перечисленные народы, кроме англичан, принадлежат к скандинавам, а включение англичан может отражать ситуацию, когда Англия входила в состав государства датского конунга Кнуда Великого[39].

    К. Цукерман датирует приход Рюрика в Ладогу началом 890-х годов[40]А. С. Щавелёв — условным 895 годом[41].



    Призвание варяжских князей. Рисунок Ф. Бруни

    Е. А. МельниковаВ. Я. Петрухин, П. С. Стефанович и др. выделяют историческое ядро летописного сказания о призвании варягов во главе с Рюриком[4]. По мнению Мельниковой и Петрухина, это сказание соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии, который прослеживается у разных народов. При этом учёные указывают на имеющиеся в данном летописном рассказе параллели с традиционными правовыми формулировками. Кроме того, распространённой была практика заключения соглашений между предводителями отрядов викингов и местными правителями нескандинавских стран, нанимающими их на службу. Известны договор 878 года в Ведморе между королём Уэссекса Альфредом Великим и предводителем датского Великого войска Гутрумомдоговор 911 года в Сен-Клер-сюр-Эпт между французским королём Карлом III Простоватым и предводителем отряда норманнов, осевших в долине СеныХрольвом (Роллоном) и другие подобные соглашения. Рассказ о призвании варягов в «Повести временных лет», по мнению исследователей, восходит к сказанию, бытовавшему в княжеско-дружинной среде, он может быть неточным и неверным в деталях, кроме того, он подвергся летописной переработке (дата, упоминание некого варяжского племени русь, фраза «взяли с собой всю русь» и др.), но в целом отражает реальную историческую обстановку. Результатом призвания варяжских князей стало заключение договора (др.-рус. рядъ) между ними и местной племенной знатью (славянской и финской). Содержание ряда отвечает более поздней практике урегулирования отношений с варягами на Руси. Данный договор находит параллели также в договорах, которые позднее заключались между русскими князьями и городами, и в договорах между скандинавскими конунгами и знатью. Приглашённые на княжение варяги были ограничены условиями «судить и рядить» «по ряду по праву», то есть управлять и вершить суд в соответствии с нормами местного праваправового обычая. Это ограничение ставило князя в зависимость от местного общества и стимулировало быструю интеграцию скандинавов в восточнославянскую среду[42][43].

    С точки зрения Мельниковой, Рюрик был предводителем одного из отрядов скандинавов (варягов), действовавших в Ладожско-Ильменском регионе. Он стал правителем сформировавшегося здесь раннегосударственного образования с центром в Ладоге или на Городище (Рюриково городище). «Братья» Рюрика могли появиться в сказании ещё на этапе его устного бытования (до включения в летопись) под влиянием распространённого в эпической поэтике мотива трёх братьев — «основателей»[4]. Мельникова предполагает, что в конце X — начале XI века сказание приобрело статус династической этиологической легенды, а Рюрик был осмыслен как прародитель русского княжеского рода, что получило закрепление в древнейшем летописании и древнерусском политическом сознании. С 1060-х годов имя Рюрик использовалось в русском княжеском именослове[4].
      1   2


    написать администратору сайта