Кочевники в истории Древней Руси. Кочевники в истории Древней Руси война и мир
Скачать 36.74 Kb.
|
Кочевники в истории Древней Руси: война и мир. Введение Географическое положение Древней Руси на востоке европейского мира и на границе со степью обусловило многовековые контакты с кочевыми народами, населявшие обширные пространства в низовьях Волги, Дона и Днепра. На протяжении веков ситуация в степи не оставалась неизменной: одна волна наступавших из глубин Азии кочевников сменяла другую. Хозяйственный уклад и особенности условий жизни кочевников резко отличались от существовавших в то же время у оседлых народов. Как правило степняки не имели постоянных поселений и перемещались вместе со стадами скота к новым пастбищам, перевозя все свое имущество на повозках. Производство развивалось медленно, дольше держались родовые отношения; уровень общественного и культурного развития был ниже, чем в соседних более цивилизованных государствах. Кочевники не могли существовать изолированно: они нуждались в продукции, производимой земледельцами и ремесленниками. Способы ее получения были различны в зависимости от создавшейся ситуации. Главным образом это - торговый обмен или захват в результате грабежа. Степняки отличались воинственностью. Обладая большим количеством лошадей и более легким, чем у европейцев, вооружением, они совершали внезапные опустошительные набеги на территорию земледельческих стран. Влияние столь беспокойного соседства на экономическое и политическое развитие Руси было весьма существенным. Во время набегов неприятели разоряли села и города, захватывали созданное чужим трудом, убивали или угоняли в плен людей. Эти потери и неизбежные затраты на оборону сдерживали развитие экономики. Однако в виду постоянного вооруженного противоборства Русь крепла в военном отношении. Наиболее известные кочевые народы-скифы,печенеги, торки, половцы и монголы. кочевой русь скифы племена Скифы Скифы впервые упомянуты в источниках как участники антиассирийской коалиции 70-х гг. VII в до н.э. Однако данному событию предшествовали и появление скифов в Передней Азии, и изгнание ими киммерийцев из Северного Причерноморья. Согласно исторической традиции, скифы были вытеснены из Южной Сибири своими восточными соседями - массагетами и заняли обширные пространства степей между Дунаем и Доном. Территория проживания скифов именовалась античными авторами Скифией. Расселившись на огромной территории, скифы создали самобытную культуру, которая оказала значительное влияние на соседние племена, прежде всего на население степной и лесостепной зон к северу от Черного моря (главным образом по течению Среднего Днепра, Верхнего Дона и Прикубанья). Античные авторы использовали этноним "скифы" применительно ко всей этнокультурной общности, которую составляли отличные друг от друга по языковой принадлежности и хозяйственному укладу племена. Однако непосредственно под этнонимом "скифы" следует понимать прежде всего скифов-кочевников. Скифские племена Скифы не были единым народом. Вся Скифия представляла из себя несколько больших племен, которые все вместе составляли союз. Несмотря на то, что скифы говорили на одном языке, имели одинаковые обычаи и вели сходный образ жизни, племена все же значительно отличались друг от друга. Каждое отдельное племя жило относительно самостоятельно. Во главе каждого племени стоял вождь, которого принято называть царем. Он самостоятельно управлял своим племенем, но в политических и военных делах подчинялся верховному царю - главе племени паралатов (царских скифов). Царю паралатов все прочие скифские племена платили небольшую дань. В основном между собой скифы жили в мире. Однако иногда случалось, что вожди племен ссорились, и начиналась война между отдельными племенами. Такая война могла начаться и в случае незаконных притязаний царских скифов на большее количество дани, нежели было положено. Но это случалось крайне редко, так как скифы понимали, что пока из племенной союз прочен, они непобедимы. К тому же считалось, что существующая система взаимоотношений между племенами была создана их божественным предком Таргитаем и она угодна богам, а значит, менять ее было нельзя. Царские скифы Главное племя скифов жило на берегах Меотиды, между реками Герросом и Танаисом. Оно состояло в основном из воинов, главным занятием которых была война и сбор дани с других племен. Большую часть мирного времени они проводили в движении, кочуя по степи. Пастухи пасли табуны коней, воины упражнялись в боевых искусствах и охотились для развлечения. Часть воинов составляла гвардию царя. Они постоянно находилась в его ставке, кочуя по степи вместе с царским родом и военной знатью. Они охраняли царя и были его слугами. Скифы - кочевники Западнее, от реки Геррос до Борисфена обитало племя скифов - кочевников. Население этих территорий занималось разведением овец и лошадей. Здесь были прекрасные условия для скотоводства. Громадные площади степей давали достаточно корма для животных. Снега здесь выпадало очень немного. Это позволяло круглый год содержать скот на подножном корме. Вся жизнь кочевников проходила в передвижении со своими стадами с места на место. Когда стада животных съедали и вытаптывали траву в одном месте, их перегоняли в другое, и пока хватало травы, жили там, затем вновь начинали движение. Конечно, племя перекочевывало не все одновременно. Каждая семья и каждый род имели свою территорию, достаточную, чтобы прокормить их скот. За несколько веков у кочевников сложились свои маршруты перекочевок. Появились места зимних и летних пастбищ, более подходящие для каждого времени года. Причем маршруты перекочевок отдельных родов редко пересекались. Иначе огромные стада могли встретиться, и потом их очень трудно было разделить. Но это не значит, что и сами скифы не встречались. Они собирались вместе во время религиозных праздников, ездили друг к другу отмечать торжественные события. Любая новость в степи распространялась очень быстро. Конные гонцы разносили известия от стойбища к стойбищу мгновенно. Соседи всегда знали где искать друг друга. В случае военной опасности, царь мог собрать всех вооруженных мужчин племени за несколько дней. Эллино-скифы В нижнем течении рек Гипанис и Борисфен жили каллипиды, или как их еще называли - эллино-скифы. Такое имя они приобрели, потому, что их земли граничили с владениями греческого (эллинского) города-государства Ольвия. Каллипиды постоянно торговали и общались с ольвиополитами. У них они переняли некоторые обычаи ведения хозяйства. Многие каллипиды знали греческий язык и почитали кроме своих еще и греческих богов. Среди них часто жили греческие торговцы и ремесленники. Кроме скотоводства и торговли многие каллипиды занимались земледелием. Они выращивали рожь, пшеницу и полбу, жили в постоянных селениях. Среди каллипидов были искусные ремесленники: гончары, литейщики, оружейники, ювелиры. Они успешно торговали своими изделиями с остальными скифскими племенами. Скифы - пахари Земли к западу и северу от каллипидов занимали несколько племен скифов - пахарей. Их жизнь и хозяйственный уклад значительно отличались от принятого у остальных скифов. Они так же разводили скот, но в отличие от других племен они не кочевали постоянно. Скота у них было гораздо меньше, и перегоняли они его с места на место два раза в год - весной и осенью. У них существовали постоянные зимние и летние пастбища. В этих местах строились небольшие поселки. На плодородных землях вокруг летних поселков они занимались земледелием, выращивали зерно и огородные культуры. Многие из них вообще не кочевали, а жили постоянно на одном месте, занимаясь только земледелием и разведением быков. В таких местах возникали небольшие городки, где селились ремесленники и торговцы. Продукты земледелия они обменивали на скот и мясо у кочевников или продавали грекам. Ольвиополиты охотно покупали здесь дешевое зерно, чтобы выгодно перепродать его затем в Греции. Некоторое время скифы - пахари были основными поставщиками зерна во многие греческие города. Счастливый союз Скифский союз племен был прекрасным примером сосуществования в рамках одного государства нескольких разных племен. Благодаря тому, что все племена вели разный образ жизни и занимались разными отраслями хозяйства, они удачно дополняли друг друга. Ведь невозможно представить людей, которые могли бы всю жизнь есть только мясо и сыр, запивая их молоком. Так же трудно поверить, что можно прожить, питаясь только кашей и хлебом. Вот поэтому, скифы-скотоводы обменивали мясо и кожи животных, а также другие продукты своего труда на зерно и овощи земледельцев. Это укрепляло их политический и военный союз. Ни земледельцы, ни скотоводы не смогли бы долго прожить друг без друга. Умелые торговцы, эллино-скифы удачно дополняли это сообщество, снабжая и тех и других импортными товарами и продукцией своих умелых ремесленников. Царские скифы следили, чтобы этот порядок не нарушался, и служили надежной охраной от внешних врагов. Печенеги Печенемги -- союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII--IX веках, кочевали между Аральским морем и Волгой, в IX в. заняли Северное Причерноморье до Дуная, основное занятие - скотоводство, регулярно вторгались во владения Киевской Руси. Печенеги были кочевниками-скотоводами. К началу 10 века заняли степи между Доном и Дунаем. Они имели князей и народное собрание, занимались торговлей. С 968 года беспрестанно нападали на русские земли. От них ограждались городами и укреплениями. В 1036 году Ярослав Мудрый нанес поражение западному объединению печенегов. В конце 11 века, под давлением половцев, они передвинулись на Балканский полуостров или в Венгрию. К середине 12 в. перешли на службу к русским князьям. История В конце IX века печенеги, в результате засухи в степной зоне Евразии, а также под давлением соседних племен (кимаков и огузов) форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали венгры. При них эта земля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия. Около 882 года печенеги достигли Крыма. Тогда же они вступают в конфликт с князьями Киевской Руси Аскольдом (875 год ), Игорем (915, 920). После краха Хазарского каганата (965 год) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам. В этот период печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией, Мордовией. В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 участвовали в битве под Аркадиополем на стороне киевского князя Святослава Игоревича, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу. В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их (993) на Трубеже, но в 996 сам потерпел поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов. К XI веку, теснимые половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего. В1016 они участвовали в битве под Любечем, в 1019 в битве на Альте (оба раза неудачно). Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь Ярослав. Хозяйство Печенеги практиковали кочевое скотоводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади) и не строили постоянных поселений. При расположении на месте печенеги обустраивали лагерь (табор, стан, станицу) из связанных и поставленных в круг телег. Равным образом они не создавали собственных некрополей, предпочитая хоронить своих покойников в скифские курганы. Поскольку печенеги не жили в политическом вакууме, они часто наживались набегами и военной добычей (работорговля), вступая в союзы с окрестными государствами: Хазарией, Русью или Византией. Внешний вид Во внешности печенегов к моменту появления их в Причерноморье судя по всему преобладал европеоидный компонент. Они описываются как брюнеты, которые брили свои бороды (согласно арабу Ахмеду ибн Фадлану Ахмед ибн Фадлан - арабский путешественник и писатель 1-й половины X века.), имели невысокий рост, узкие лица, маленькие глаза. Повесть временных лет сообщает, что киевлянин мог легко затеряться среди печенегов. Конец племени печенегов Несмотря на то, что уже в 11 веке печенеги разделяются на несколько частей, окончательно их союз разваливается лишь к 14 веку, когда печенеги делятся на огромное количество отдельных племен, каждое из которых уходит на новую территорию, сливается с местными жителями и меняет религию и культурные обычаи. Некогда сильное племя, доставившее немало проблем русским князьям, постепенно кануло в Лету. Торки Томрки (гузы, узы) -- одно из тюркских племён, кочевавших в причерноморских степях в X--XIII веках. В 985 году торки-наёмники принимали участие в походе князя Владимира Святославича на болгар и хазар. В начале XI века, теснимые половцами с востока, торки прикочевали к Днепру, где столкнулись с Русью: в 1055 году князь Всеволод ходил на них, чтобы защитить Переяславскую землю; в 1060 году против них был предпринят поход князьями Изяславом, Святославом, Всеволодом и Всеславом. В XII веке торки опять появляются у Дона. В 1116 году торки и печенеги бились у Дона два дня с половцами. В 1121 году Владимир прогнал из Руси берендеев, а торки и печенеги бежали сами. Часть торков ещё в XI веке заняла местности по р. Роси и подчинилась местным князьям. Центром этих полуоседлых торков был город Торческ. На левом берегу Днепра поселилась другая группа торков, признавших власть переяславского князя. По известиям XII века, эти торки занимали местность близ города Баруча. Часть торков перешла Дунай и приняла подданство Византии. Поселившиеся в Поросье и Переяславщине торки вошли в состав вассального объединения тюркских племен под названием чёрные клобуки. Торки в составе черных клобуков принимали участие в защите границ от половцев и в военных походах киевских князей. Во время нашествия Батыя в 1240 году Поросье было разорено. Многих татаро-монголы переселили на Волгу, а остаток торкских колонистов ассимилировался с местным славянским населением. Половцы Помловцы, половчане (в арабо-персидских источниках -- кыпчаки, в европейских и византийских источниках -- куманы) -- кочевой народ тюркского происхождения. В начале XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков. Затем половцы пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кыпчак или, в русских источниках, Половецкая степь. При образовании Золотой Орды (середина XIII века) половцы ассимилировали монгольских завоевателей и передали им свой язык. Позже кыпчакский язык лёг в основу татарского, башкирского,карачаево-балкарского, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и некоторых других языков. Половцы и Русь Со второй половины XI в. половцы производят постоянные нападения на южную Русь: опустошают земли, грабят скот и имущество, уводят массу пленных, которых или держат у себя в качестве рабов, или продают на невольничьих рынках Крыма и Центральной Азии. Свои нападения половцы делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у них пленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. Больше всего страдало от них пограничное Переяславское княжество, Поросье, Северская, Киевская, Рязанская области. Иногда Русь выкупала у половцев своих пленных. К 1055 относится их первое появление у русских границ. В 1061 году Всеволод Ярославич потерпел поражение от хана Искала, Переяславская земля подверглась разорению. В сентябре 1068 года половцы в битве на Альте разбили войско Ярославичей и разорили приграничные земли. После этого военные походы половцев на русские земли (нередко в союзе с кем-то из князей) приобрели регулярный характер. В битве с половцами на Нежатиной Ниве в 1078 году погиб Изяслав Ярославич Киевский. В 1091 половцы вместе с русским князем Василько Ростиславичем оказали помощь Византии в войне с печенегами, которые были уничтожены, включая пленных, вбитве при Лебурне. В 1093 году половцы одержали победу в битве на реке Стугне над соединёнными войсками Святополка Изяславича Киевского, Владимира Всеволодовича Мономаха и Ростислава Всеволодовича Переяславского. После этого половцы поддерживали Олега Святославича в его борьбе за черниговское наследство, в том числе заставив в1094 году Владимира Мономаха оставить Чернигов, но в 1096 году потерпели первое сокрушительное поражение от русских, хан Тугоркан погиб. Для обороны своих южных границ Русь устраивала укрепления и селила на пограничьях союзных и мирных тюрков, известных под именем черных клобуков. Центром черноклобуцких поселений было Поросье на южной границе Киевского княжества. Чёрные клобуки являлись важной военной силой киевских князей и участвовали практически во всех их вооружённых предприятиях. Иногда русские вели с половцами и наступательную войну, предпринимали походы вглубь Половецкой земли. Когда такие походы становились общерусскими мероприятиями (при Святополке и Мономахе, при Мстиславе Изяславиче, Святославе Всеволодовиче, Всеволоде Большое Гнездо, Романе Мстиславиче, Всеволоде Чермном), они неизменно оканчивались успешно. В начале XII века, после Долобского съезда (1103), половцы были вытеснены Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом на Кавказ, за Волгу и Дон. На Кавказе половцы поступили на службу к грузинскому царю Давиду Строителю. Они помогли очистить Грузию от турок, составляя ядро грузинской армии. После смерти Владимира Мономаха (1125) половцы вновь стали активно участвовать в междоусобной борьбе русских князей, участвовали в разгромах Киева в 1169 и в 1203 годах. Затем наступил недолгий период в мирном сосуществовании и частичной христианизации половецкой знати. Родовая организация и политический строй У половцев был типичный военно-демократический строй. Половецкий народ разделялся на несколько родов (колен), носивших названия по именам их предводителей. Так, летопись упоминает о Вобургевичах, Улашевичах, Бостеевой, Чарговой чади. Эти роды объединялись в крупные племенные союзы, центрами которых были примитивные города-зимовья. Процесс консолидации разрозненных кочевых орд в отдельные племенные объединения завершился в конце XI века. Каждая орда, как и входившие в неё более мелкие подразделения-курени, имели собственные участки земли с входившими туда зимниками, летниками и маршрутами кочёвок между ними. Курени представляли собой объединение нескольких родственных семей. Курени по этническому составу могли принадлежать не только половцам, но и соседним народам (например, болгарам). Главами орд были ханы, по традиции одновременно являвшиеся и главами определённых куреней. В первой половине XII века существовало около 12--15 половецких орд. Размер кочевья каждой половецкой орды не превышал 70--100 тыс. кв. км. Необходимость вести эффективные военные действия против Руси, Византии и Болгарии привела к появлению у половцев союзов орд, которые были крупными политическими объединениями. На съезде знати избирался глава такого союза, называвшийся каханом/каганом («ханом ханов»). В его руках была сосредоточена большая власть: право заключать мир, организовывать набеги и походы. Повседневный быт и обычаи По свидетельствам источников половцы были прекрасными степными наездниками и имели свой военный строй. Главным занятием половцев было скотоводство (разведение рогатого скота, коней, овец, верблюдов), вследствие чего они кочевали с одного места на другое. Тем не менее, они имели и постоянные летние и зимние стойбища. Поначалу половцы вели так называемое таборное кочевание, впоследствии (с конца XI века) сменившееся другим типом кочевья, когда за ордами, куренями и аилами закреплялись определённые участки земли под пастбища. Природа половецких степей немало способствовала развитию и процветанию кочевого скотоводства. С другой стороны, положение кочевников было довольно трудным в холодные зимы. Золото и серебро они добывали грабежом и торговлей. Есть версия, что городов половцы не строили, хотя в их землях упоминаются города Шарукань, Сугров, Чешуев, заложенные именно половцами. Кроме того, Шарукань (ныне город Харьков) был столицей западных половцев. Есть версия, что продолжительное время половцы владели Тмутараканью (по другой версии в это время она принадлежала Византии). Вероятно, им платили дань греческие крымские колонии. В половецком обществе существовала небольшая прослойка ремесленников. Половецкие ханы вели роскошную жизнь. Главной пищей простых кочевников были мясо, молоко и просо, любимым напитком -- кумыс. Одежду половцы шили по собственным степным образцам. Повседневной одеждой половцам служили рубахи, кафтаны и кожаные штаны. Домашними делами, по сообщениям Плано Карпини и Рубрука, обычно занимались женщины. Положение женщин у половцев было достаточно высоким. Нормы поведения половцев регулировались «обычным правом». Важное место в системе обычаев половцев занимала кровная месть. Военное дело О половецких воинах известно не столь много, однако их военную организацию современники считали довольно высокой для своего времени. В половецком войске обязаны были служить все мужчины, способные носить оружие. Военная организация половцев развивалась поэтапно. Византийские историки отмечают, что половецкие воины сражались луками, дротиками и кривыми саблями. Колчаны носились на боку. По сообщениям крестоносца Роберта де Клари, кипчакские воины носили одежду из овечьих шкур и имели каждый по 10--12 лошадей. Основной силой кочевников, как и у любых степняков, были отряды легкой кавалерии, вооружённой луками. Половецкие воины, помимо луков, имели также сабли, арканы и копья. Позднее в войсках половецких ханов появились и дружины с тяжёлым вооружением. Тяжеловооружённые воины носили кольчуги, ламеллярные панцири и шлемы с антропоморфными железными или бронзовыми личинами и бармицами. Тем не менее, основой войска продолжали оставаться отряды легковооружённымх конных лучников. Известно также (со второй половины XII века) о применении половцами тяжелых самострелов и «жидкого огня», заимствованных, возможно, у Китая ещё со времен жизни их в районе Алтая, либо в более поздние времена у византийцев (греческий огонь). Используя эту технику, половцы умели брать и хорошо укреплённые города. Половецкие войска отличались маневренностью, однако зачастую скорость их передвижения сильно замедлялась в связи с громоздким обозом, состоящим из телег с багажом. Некоторые повозки оснащались арбалетами и были пригодны для защиты во время нападений противника. Во время внезапных нападений противника половцы умели стойко обороняться, окружая свой стан повозками. Половцы использовали традиционную для кочевников тактику внезапных нападений, ложных отступлений и засад. Они действовали, в основном, против слабо защищенных деревень, но редко атаковали укрепленные крепости. В полевом бою половецкие ханы грамотно разделяли силы, использовали летучие отряды в авангарде для завязки боя, которые затем подкреплялись атакой основных сил. В качестве великолепной военной школы, где половцы оттачивали мастерство маневрирования, половцам служила облавная охота. Однако недостаточное количество профессиональных воинов нередко приводило к поражениям половецких армий. Монголы В XI-XII веках монголы занимали примерно ту же территорию, что и ныне и делились на несколько племен. Наиболее крупными племенами были: меркиты, тайгидты, татары, найманы, кэриты и др. Ведя сходный образ жизни, эти племена были во многом похожи друг на друга. Во главе племен стояла аристократия - богатуры (богатыри) и нойоны (господа). Они правили кочевыми родами, члены которых делились на нокоров (нукеров), т.е. полнокровных воинов, и рабов. Рабами были военнопленные и члены обедневших, обессилевших родов. Однако рабство было во многом условным, так как общество было слаборазвито и, порой раб мало чем отличался от свободного бедняка. Рабы обычно были домашней прислугой, пастухами. В каждом роду присутствовал шаман, религия - языческая. Каждый мужчина с детства готовился стать воином, все представители кочевых племен мастерски владели мечем, луком и копьем. А на коня ребенок садился, когда начинал ходить, одним словом, прирожденные воины. Культура у кочевников была не на очень высоком уровне, все необходимое они покупали у китайцев или тангутов, в обмен на шкуры убитых зверей и некоторые другие товары, которые они добывали в основном своим занятием - разбоем. Обычаи Татары были небольшого роста, широкоплечие бритые наголо с широкими скуластыми лицами, ели они различное мясо и жидкую кашу из проса. Любимым напитком был кумыс Лошадиное молоко. Мужчины у татар присматривали за скотом, были превосходными стрелками и наездниками. Хозяйство же лежало на женщинах. У татар было многоженство, каждый имел столько жен, сколько мог содержать. Жили они в кибитках-юртах, которые легко разбирались. Принадлежность к роду была выше всего. Род владел пастбищами, род брал на себя кровную месть, род защищал и карал. Общего, единого государства у монголов не было, да и не было в нем объективной необходимости: степь велика, пастбища обильны, степные соседи чаще всего так же разъединены, как и монголы. История Как известно, первым, наиболее крупным ханом, сумевшим объединить многочисленные кочевые племена в единое государство, был Чингисхан (Тэмуджин), для чего были предпосылки глобального исторического характера. XI и XII века были благоприятными для монголов. Под воздействием громадного климатического маятника, который определяет изменения в климате Земли, сухие периоды на западе Евразийского континента соответствуют периодам увлажнения восточных областей. То, что было благом для Европы и Руси - сухой теплый климат, продержавшийся до начала XIII века, был благом и для монголов: дожди кормили степь. Длительный период влажных лет в восточной степи привел к тому, что умножились стада, а следовательно, можно одна и та же территория могла прокормить большее население. Произошел своего рода демографический взрыв. Однако климат стал постепенно меняться в сторону ухудшения, стал более засушливым. Кочевое скотоводство стало мало продуктивным, в степи стало много избыточного населения. Путь к легкому и быстрому накоплению богатств монгольские феодалы и свободные воины видели в ограблении других стран, накопивших за свою многовековую историю большие богатства, создавших трудом своего народа высокую материальную и духовную культуру. И вскоре после образования Монгольского государства начались грабительские походы кочевников, которые продолжались около двух столетий. Чингисхан силой объединил под своей рукой всех монголов, некоторые соседние племена и на основе родового признака создал войско, которому в XII-XIII веках, в среднеазиатских государствах, на Руси и в Европе равных не было. Рядовой единицей этого войска была десятка - семья, ближайшие родственники одной юрты, одного аила. Потом следовала сотня, в нее входили люди одного рода. Тысяча могла объединять два или три аила, далее шла тьма - десятитысячный отряд. В войске Чингисхана действовал закон: если в бою кто-то из десятки побежит от врага, то казнили всю десятку; если в сотне побежит десятка, то казнили всю сотню, если побежит сотня и откроет брешь врагу, то казнили всю тысячу. Основную ударную монголов составляла конница. Каждый воин имел два-три лука, веревочный аркан, топор, хорошо владел саблей. Лошадь воина покрывалась шкурами для защиты. Голову, шею и грудь воина защищали железный или медный шлем, панцирь из кожи. Монгольская конница на своих низкорослых выносливых конях могла проходить в сутки до 80 км, а с обозами, стенобитными, огнеметными орудиями - до 10 км. К 1211 году монголы завоевали землю бурят, якутов, киргизов и уйгуров, т.е. подчинили себе практически все основные племена и народы Сибири, обложив их данью. В 1211 году Чингисхан приступил к завоеванию северного Китая, которое было завершено лишь к 1234 году. Монголы в процессе завоевания заимствовали у китайцев различную военную технику, а также научились осаждать крепости при помощи стенобитных и осадных машин. В 1218 году татаро-монголы покорили всю Корею. Монголо-татары ушли, оставив после себя страшное наследство: разрушенные города, растоптанные оазисы, жители убиты или уведены в рабство. Эти страны многое должны были начинать с нуля и потребовалось много времени для того, чтобы выйти на тот уровень, который был до прихода монголо-татар. Таким образом, к тому времени, когда кочевники подошли к границе Русского государства, их войско было по тем временам самым большим, лучше всех организованного и оснащено последними достижениями техники, которые кочевники сумели захватить во время последних походов. Еще при жизни Чингисхан разделил огромную империю между сыновьями на улусы, которые были в составе единого государства еще 40 лет после его смерти (1227 г.). Улус Угедэя - собственно Монголия и Северный Китай, улус Чагатая - Средняя Азия, улус Джучи - пространства к западу и югу от Иртыша до Уральских гор, Аральского и Каспийского морей. В 40-х годах XIII века выделился еще один улус, охватывающий часть Ирана и Закавказье, который был отдан внуку Чингисхана - Хулагу. Далее процесс распада великой империи ускорился. В начале XIV века улус Джучи распался на Синюю и Белую Орду. Впоследствии за Белой Ордой, располагавшейся в бассейне рек Волги и Дона, в Крыму и на Северном Кавказе, закрепилось название Золотой Орды. Заключение По отношению к прочим культурным мирам Старого Света кочевой мир является срединным, и даже в силу своего географического положения вынужден был так или иначе общаться с окружающими его народами. История общения русских с кочевниками растянута на многие века. Источники отразили многообразие этих отношений для периода IX--XIII вв. В большей или меньшей степени многочисленные памятники разных народов отражают торговые, политические, военные, матримониальные связи Древней Руси с тюркоязычными кочевниками. Вероятно, не случайно и объединение кочевников и руссов под общими названиями "скифов", "тюрков", "славян", "хазар", упоминания о том, что эти народы говорят на одном языке. Все эти сведения позволяют нам предполагать включение кочевников и древних руссов в единую политическую систему. Сегодня можно утверждать, что отношения Руси с кочевыми народами были многогранными и отнюдь не сводились к одним военным столкновениям. В IX--XIII вв. и кочевники, и Русь стояли на пороге государственного строительства. Соседство и тесное взаимодействие могли либо стимулировать процесс становления государственности, либо замедлить его. Общие черты развития приводили к быстрому сближению и открытости для взаимовлияния, политической, экономической и культурной интеграции. Источники 1. http://istoria-russia.ru/full.php?article=604. 2. http://www.sib.net/n_russia/1_vol/pole05.html#. 3. http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/skif.htm. 4. http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_p/pechenegi.php. 5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8. 6. http://historykratko.com/pechenegi-v-istorii-drevney-rusi. 7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%86%D1%8B. 8. http://www.hrono.ru/etnosy/rossia/mongoly.php. 9. http://www.dissercat.com/content/srednevekovye-kochevniki-vostochnoi-evropy-i-drevnyaya-rus-kochevye-elementy-v-genezise-drev. |