Понятия по дисциплине «Римское право». Римское право. Кодекса Юстиниана
Скачать 105.06 Kb.
|
КВАЗИДЕЛИ́КТ — неумышленное внедоговорное гражданское правонарушение, причинение кому-либо вреда без умысла, в результате небрежности или неосторожности, характеризующееся при этом отсутствием определённости виновного лицаВ римском праве, квазиконтракт (лат. quasicontractus) — действие, не относящееся к договору, но порождающее последствия, сходные с договорными. В квазиконтрактах были налицо фактическое основание договора и сознание необходимости защиты отношения, возникшего в силу этого основания, но не было налицо основного условия контракта — соглашения. Обязательство вследствие неосновательного обогащения возникало в том случае, когда какое-либо лицо (приобретатель) без установленных законом или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевший). Основные случаи неосновательного обогащения по Юстиниану: 1) condictio indebiti — платеж несуществующего долга (если плательщик знал, что долга нет речь шла о скрытом дарении; если об этом знал получатель — это furtum); 2) требование о возврате вещи, которую дали (по безымянным договорам) для исполнения чего-либо, но это обязательство не было неношено (с возмещением понесенного ущерба); 3) condictio furtiva — требование о передачи украденного предмета из-за отвращения к ворам (odio furtum)[1]; Ответчиком по иску являлся только вор. Соучастники кражи отвечали по деликтному иску. Вор отвечал и за случайную гибель имущества. Если похищенная вещь погибала, то собственник вправе был требовать денежного возмещения ее стоимости. Размер денежного возмещения соответствовал наивысшей цене, какую имела вещь между похищением и присуждением. 4) condictio sine causa — для всех остальных случаев неосновательного обогащения (нахождение чужого предмета, принятие чужого предмета). Иск из неосновательного обогащения применялся и в том случае, когда возникшее обязательство не подпадало прямо под понятие ошибочно полученного. Например, передача одним лицом другому чего-либо по основаниям, запрещенным нормами морали (заем у малолетнего). В этом случае виновное лицо обязано было полностью возместить причиненный вред, а не только возвратить незаконно полученное. 45. Culpa, dolus. Условия деликтной ответственности: — принцип причинения вреда личного или материального свойства, иногда даже без объективного вреда (процессуальные штрафы); — наличие иска: нет иска — нет и деликта; — наличие вины в той или иной форме. Вина — несоблюдение того поведения, которое требуется правом: «Нет вины, если соблюдено все, что требовалось». Частноправовая виновность необязательно должна была содержать моральный элемент, т. е. чтобы присутствовала вредная направленность воли. Главное — объективный итог деяния, причем ущерб мог быть причинен не только активным действием субъекта, но и его бездействием. Формы вины в зависимости от отношения виновного лица к причинам появления деликта: 1) dolus — умышленное причинение вреда: лицо предвидело вредные последствия своего деяния и желало наступления этих последствий. Dolus malus — злостный умысел: лицо желало наступления вредных последствий и сознательно реализовало свои действия в направлении ущерба для другого лица; критерием здесь было противоречие гражданской порядочности, сопряженное с определенным «вызовом» правовому статусу другого лица. Ответственность за умышленное причинение вреда наступает всегда; это положение носит императивный, принудительный характер, и оно не может быть устранено предварительным соглашением сторон; 2) culpa — причинение вреда по неосторожности: лицо не желало наступления вредных последствий, но в силу своего гражданского состояния обязано было соблюдать определенные пределы правового и общественного поведения, проявлять требуемую в обществе осмотрительность: — lata culpa — грубая неосторожность, грубая вина, приравниваемая к dolus: когда совершивший деликт показал себя не понимающим того, что присуще среднему человеку и обычному хозяину(например, что в амбаре костер не разжигают, хотя бы и для приготовления пищи). «Грубая вина — „чрезвычайная небрежность, т. е. непонимание того, что все понимают“»; — culpa levis — легкая вина, или простая неосторожность: когда нарушение таково, что его не допустил бы заботливый хозяин, нормально пекущийся о своих вещах (например, очевидно, что нельзя оставлять незакрытыми бочки с вином, хотя и в закрытом помещении, и т. п.). Римские юристы выработали тип заботливого и рачительного хозяина — homo diligens er studiosus paterfamilias, который служил мерилом для определения степени заботливости должника при исполнении им обязательства и в связи с этим степени его ответственности за вину. Поскольку легкая вина предполагает несоблюдение этого установленного юристами мерила, этот вид вины получил название culpa levis in abstracto, т. е. вина по абстрактному (отвлеченному) мерилу; — culpa levissima — собственно небрежность, или вина легчайшая, т. е. когда нарушение таково, что его можно было избежать только при высочайшей бдительности и предусмотрительности, которой нельзя требовать от каждого и которая обязательна только в очень специальных ситуациях, но которая равно не служит абсолютно извиняющим обстоятельством. Ответственность была большей в случае dolus и меньшей в случае culpa. 46. Обязательная доля. Обязательная доля в наследстве - часть наследственного имущества, независимо от содержания завещания переходящая к обязательным наследникам, которым по закону предоставлено право на обязательную долю в наследстве. Собственник имущества имел право сам определить, к кому и в каком объеме после его смерти должны перейти входящие в это имущество права и обязанности. Волевой акт собственника, посвященный вопросам такого рода, называется завещанием. В завещании прежде всего определялись наследники, назначенные его составителем. Для назначения наследников необходимо было обладать активной завещательной способностью; её не было у умалишенных, несовершеннолетних и расточителей, а также у всех подвластных, кроме воинов, за которыми признавалось право завещательного распоряжения военным пекулием. С другой стороны, назначить наследниками можно было лишь кого-нибудь из числа тех, кто обладал пассивной завещательной способностью; она не признавалась ни за перегринами, ни за объединениями; понятно, что её не было и у рабов. Если завещание освобождало из рабства, то разрешалось здесь же назначить отпускаемого на свободу наследником по завещанию. Наряду с назначением наследников завещатель определял наследственную долю, выделяемую каждому из них. Размер выделенной доли зависел от усмотрения завещателя. Однако некоторые из числа законных наследников не могли быть лишены наследства полностью. Круг таких наследников с переходом от одной эпохи к другой меняется. В самые поздние времена к их числу относились восходящие и нисходящие родственники, а также родные братья и сестры наследодателя. Менялся и размер той части наследственного имущества которая переходила к ним в обязательном порядке. На позднем этапе послеклассического периода он составлял 1/4 законной доли. В праве Юстиниана размер обязательной доли сталиопределять более гибко: если бы при наследовании по закону данное лицо получило не менее четверги наследства, то обязательная доля исчислялась в размере одной трети от этой законной доли; если же при наследовании по закону лицо получило бы менее четверти, то обязательная доля равнялась половине того, что лицо получило бы по закону. Если обязательная доля не оставлена по уважительной причине, завещание сохраняло полную силу. Уважительность причины устанавливалась в классическую эпоху по усмотрению суда. 47. Сингулярная сукцессия. Легаты. Фидеикомиссы. Сингулярная сукцессия — это наследство на точно определенные вещи (правопреемство на отдельные вещи). Существует два вида сингулярной сукцессии: легаты и фидеикомиссы. Легат(legatum), или завещательный отказ (вычет из наследства в пользу третьего лица) — это возложение на наследника по завещанию исполнения какого-либо обязательства в пользу одного или нескольких лиц (легатариев), указание выдать из наследства третьему лицу какую-либо вещь или точно установленную денежную сумму. Легат должен был быть прямо указан в завещании. Легат можно было установить только в завещании и в кодициллах. Кодициллы — письменное пожелание наследодателя по распределению наследства (имели силу только при подтверждении в завещании). Юстиниан установил правомочность всех кодицилл в устной или письменной форме -в присутствии не менее пяти свидетелей. Виды легатов: 1) легат с вещным действием (с правом собственности) — «легат по виндикации»; 2) легат с обязательственными действиями по исполнению (отдельные легаты с годовой выплатой в определенный срок) — «легат из обязательства» предоставлял легатарию обязательственное право требования от наследника исполнения воли завещателя. Ограничения легатов.По Законам XII таблиц легат устанавливался только при отсутствии законных наследников. Легаты получили в Древнем Риме очень широкое распространение, и нередко завещатели устанавливали столько легатов, что наследникам почти ничего не доставалось из наследственного имущества. В интересах наследников были введены ограничения легатов. По закону Фурия 200 г. до н. э. легат не должен превышать 1 тыс. ас-сов. По закону Вокония 169 г. до н. э. легатарий не может наследовать больше доли наследников. Данных ограничений оказалось недостаточно, так как наследственное имущество могло быть существенно уменьшено путем назначения большого числа мелких легатов. В связи с этим по закону Фальцидия 40 г. до н. э. были введены более жесткие ограничения: * наследник получил право не выдавать в качестве легатов более 3/4 полученного им наследства (легатарий может получить не более 3/4); » четверть наследства, оставшегося после погашения долгов наследодателя, должна была поступить наследнику (наследник при наличии легатов должен получить не менее '/4 наследственного имущества — т.н. фальцидиева четверть). Юстиниан установил по закону '/2 для наследников. Если легатарий отказывался от легата, то тот поступал наследнику. Легат приобреталсяв два этапа: первый возникал после смерти наследодателя. Его значение заключалось в том, что если легатарий пережил наследодателя, то его право на получение легата само становилось способным переходить по наследству. Поэтому если легатарий умирал, не успев получить легата, то его право переходило к его наследникам. Второй этап — это момент принятия наследства наследниками. С этого момента легатарий или его наследники получали право требовать осуществления своих прав. При отказе наследников они могли подать соответствующие иски. В период империи входят в практику неформальные отказы — фидеикомиссы. Фидеикомисс — это доверительное поручение, излагаемое в завещании, неформальная просьба к наследнику (фидуциарию) исполнить что-либо третьему лицу (фидеикомиссарию) за счет наследства («поручение совести»). Фидеикомисс имел ряд преимуществ перед легатом: » фидеикомисс мог быть возложен не только на наследника по завещанию, но и на наследника по закону; » фидеикомисс мог быть установлен в любой форме и не обязательно в самом завещании (например, в виде письма, приложения к завещанию и т. д.); » фидеикомисс мог быть установлен ранее или позднее самого завещания. В 531 г. Юстиниан подтвердил слияние легатов и фидеикомиссов. Универсальный фидеикомисс — это универсальное правопреемство, когда все наследство передается фидеикомиссарию. В праве Юстиниана сохранились только универсальные фидеикомиссы. Фидеикомиссы, которые приводили к сингулярному правопреемству, были объединены в одну группу с легатами. Семейный фидеикомисс — передача наследства в рамках одной семьи в интересах отдельных ее членов или нескольких поколений одной семьи (Юстиниан ограничил четырьмя поколениями). 48. Лежачее наследство. «Лежачее» наследство (hereditas iacens) возникало при отсутствии наследников по завещанию и по закону. Это могло случиться, если наследники еще не объявились или если от наследства отказались наследники (следующая имеющаяся очередь наследниками не признавалась, если от него отказывались все в предыдущей очереди): — в древнейшем Риме при отсутствии наследников имущество могло быть захвачено любым желающим. Считалось, что «лежачее» наследство никому не принадлежит; — в классическом периоде «лежачее» наследство считалось числящимся за умершим («хранит в себе личность умершего») без права посягательств на него; — в период принципата такое наследство поступает государству; — в постклассический период «лежачее» наследство поступает к государству, но перед ним преимущество имеют муниципальный сенат, церковь, монастырь и другое если наследодатель был их членом (участником). В тот период, пока наследство считалось «лежачим», завладение им не допускалось. Однако было возможно приобрести его посредством приобретения по давности в качестве наследника. Такое приобретение заключалось в том, что тот, кто владел одной вещью из «лежачего» наследства в течение одного года, приобретал собственность не только на нее, но и на все наследство (т. е. приобретал статус наследника всего имущества). При таком приобретении не выполнялись сроки давности и не учитывалась добрая воля лица. Поэтому в классический период такое приобретение стало считаться недостойным. В собственность стала поступать лишь захваченная во владение вещь. Правило одного года сохранялось как для движимых, так и для недвижимых вещей вплоть до эпохи Юстиниана, когда стали применяться обычные сроки давности. Если не было ни одного из наследников по закону (и по завещанию) либо все они отказались от наследства, наследство становилось выморочным. Сначала такое имущество признавалось бесхозяйным и поэтому становилось собственностью любого, кто его захочет захватить. Начиная с эпохи принципата выморочное имущество стало передаваться государству. Исключение было сделано для имущества лиц, которые принадлежали к какой-либо организации (церковь, совет, монастырь т. д.), в этом случае имущество отходило этим организациям. Наследуемое имущество по общему правилу делилось поровну между всеми законными наследниками, относящимися к одной очереди. Например, если призывались к наследованию три наследника, то каждый из них приобретал право на 1/3 наследственного имущества. При поколенном равенстве (наследовании), то есть когда одни наследники приобретали наследственные права на общих основаниях (например, сыновья), а другие - в силу права представления (например, внуки), принцип равного распределения наследства изменялся. Если после смерти отца осталось, например, три сына и четыре внука, то каждый сын получал по 1/4 наследства, а внуки - ту же долю, но не на каждого, а на всех. Наследование по праву представления - это право внуков получить ту долю наследства, которая бы досталась их родителям, если бы те пережили наследодателя. Такое наследование необходимо отличать от наследственной трансмиссии. Наследственная трансмиссия - это ситуация, при которой наследник пережил наследодателя, то есть наследство открылось, но не успевал его принять, так как умер сам. В таком случае наследовали его наследники, поэтому дети в данном случае считались не наследниками деда (наследодатель), а наследниками своего отца, так как тот умер уже после открытия наследства. Римское право сперва не допускало наследственной трансмиссии, так как право наследника рассматривалось как сугубо личное и оттого непередаваемое. В дальнейшем трансмиссия была разрешена, но ограничена одним годом со дня извещения первоначального наследника об открытии ему наследства. 49. Hereditas и honorum possessio (системы наследования). Hereditas и bonorum possessio - системы наследственного права50. Justicia, fides, juris prudentes. Юсти́ция (лат. justitia «справедливость, законность», от jus «право»). В латинском переводе Библии юстиция является синонимом правды: Блаженны (beati) алчущие и ищущие правды (iustitiam). Юстиция — система судебных учреждений; судебное ведомство. Юстиция является сферой неделимого правового поля, образованного человеком — как субъектом первичного права. Фидеикомисс (также фидеикомис, лат. fideicommissum, от лат. fides — «доверие» и лат. committere — «вверять») — вид завещания в Римском праве, в котором завещатель поручал наследнику выполнить оговоренные действия в пользу третьего лица, которое обычно не имело пассивной завещательной способности. Фидеикомисс не был связан ограничениями, предусмотренными для легатов. При соблюдении интересов других наследников, можно было поручить передать в качестве фидеикомисса всё наследство полностью третьему лицу (универсальный фидеикомисс). Фидеикомисс действовал и для третьих лиц, не наследовавших имущества, а имевших только обязанности по отношению к любому возможному наследнику: например, завещатель мог предписать своему должнику возвратить долг конкретному лицу, не обязательно наследнику. Возлагаемые поручения должны были иметь законный и нравственный характер: нельзя было поручить совершить преступление и т. п. По своей сути, фидеикомисс снимал ограничения по возможности для завещателя распоряжаться имуществом в завещании. Юриспруденция (jurisprudentia или juris prudentia) — это знание права, наука права. То обстоятельство, что юриспруденция являлась одним из источников права (причем одним из основных источников), составляет уникальную особенность всего древнеримского юридического быта. |