Главная страница
Навигация по странице:

  • Мужчины уважали

  • Женщины любили

  • Леонида Гайдая.

  • Миллионы разных рук

  • В 2003 году в Санкт. Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана


    Скачать 1.77 Mb.
    НазваниеКогда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана
    Дата27.08.2022
    Размер1.77 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВ 2003 году в Санкт.docx
    ТипДокументы
    #654527




    Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана.

    А между тем такая дата — день рождения стакана — существует.

    Причем отмечать ее надо 11 сентября и всего один раз в год.

    Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что гранчаки существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму, которая сделала его одним из символов Советского Союза.
    Советский граненый стакан признан неофициальным культурным наследием советской эпохи, как символ чего-то общественного, публичного и объединяющего. Ведь общие граненые стаканы стояли в автоматах с газированной водой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах, а в некоторых поездах до сих подают чай именно в таких стаканах.
    Ставший культовым предмет советского быта был почитаем как мужской, так и женской частью населения одной шестой части суши.

    Мужчины уважали граненую тару за удобство и верную службу: стакан при падении не катился, его было довольно сложно разбить, это не удавалось даже неуклюжим промышленным посудомоечным машинам, а главное – с его помощью было легко разделить содержимое пол-литры по совести на троих: каждому наливали в стакан до ободка – ровно 167 граммов.

    Женщины любили «крепыша» за его универсальность: стаканом отмеряли нужный объем продуктов и вырезали кружки из теста для пельменей.
    Называли его в народе «малиновским» (хотя более правильно следовало эту тару именовать «Маленковской»), «гранчаком», «губастым» и «гильзой»
    Т радиционно считается, что стакан был детищем известного советского скульптора Веры Мухиной - в народе его даже часто называют "мухинским".

    На самом деле это не так!

    Граненые стаканы были и раньше — в досоветскую эпоху. Только их форма была несколько иной. Верхняя часть не идеально круглая, а овальная. Посуда активно использовалась в армии еще при Петре I, а попала на солдатские кухни по указанию самого государя.

    По легенде, русский промышленник Ефим Смолин производил такие стаканы во Владимирской области, а однажды решил предложить их самому императору. Обратился он к Петру I на пиру, заявив, что это очень прочная посуда и что для солдатского быта она подходит лучше всего. Государь заявление тут же проверил, швырнув стакан на пол, расколол его на части. Но промышленника Смолина поддержал, крикнув: «Стакану быть!»

    С тех пор посуду с гранями стали закупать для армии, Ефим Смолин стал одним из самых успешных производителей стекла в царской России. А фраза «стакану быть» трансформировалась в «стаканы бить», очевидно, из-за плохо расслышавших возглас государя придворных. Бить посуду на счастье стало доброй традицией.

    В современном нам дизайне стакан появился благодаря работе неизвестного советского дизайнера, которую Вера Мухина просто утвердила - она была руководителем группы дизайна Лениградского завода художественного стекла. Именно её подпись стоит на дизайн-макете стакана.

    Но авторство — дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более «играющим» на свету.



    С ПОМОЩЬЮ ГРАНЧАКА...

    ЛЕПИЛИ

    Хозяйки использовали граненый стакан для вырезания из теста «заготовок» для вареников и пельменей. В зависимости от требуемого размера брали большие (200—250 мл) или мелкие (100—150 мл) гранчаки. Многие пользуются этим способом до сих пор, хотя нынче в магазинах появилось немало устройств для лепки вареников и пельменей.



    ОТМЕРЯЛИ

    Стакан прочно обосновался на кухнях советских граждан, став универсальным кулинарным мерилом. С первого издания классической «Книги о вкусной и здоровой пище» (1939 г.) стаканами, а не граммами, мерялись не только вода, сахар и мука, но и семечки, бобовые, ягоды и многое другое.

    «СУШИЛИ»

    Применялся гранчак не только на кухне. В домах, где окна были сделаны из 2-х отдельных рам, нередко между ними можно было увидеть полустаканчик (граненый стакан объемом 100 мл) с солью. Так зимой снижали влажность воздуха между рамами и препятствовали образованию инея на стеклах и их обледенению.

    РАЗВОДИЛИ

    Дачники и прочие любители огородов тоже взяли гранчак в оборот. Оказалось, что в нем удобнее, чем в торфе, бумажном стакане и тем более в ящике, выращивать и пикировать (удалять часть корня для развития корневой системы) саженцы. Они не «мусорят» и не портят вид подоконника, если рассада готовится дома.

    СТРОИЛИ.

     А уж как помог граненый стакан нашим папам в строительном деле! По контуру стакана можно было нарисовать идеальную окружность для вырезания, прижать ламинат или линолеум, отмерить нужное количество клейстера для обоев и даже смешать его, если необходимо было маленькое количество. Кроме того, в таких стаканах замечательно хранились гвозди, шурупы и гайки, не смешиваясь друг с другом.


    ТОРГОВАЛИ.

    Здесь даже и вспоминать ничего не нужно, потому что это «зрелище» мы видим круглый год. Бабушки с семечками, семенами и орехами, которые отсыпают меру в пакет, руководствуясь стаканами. «Большой» - 20 копеек, «маленький» - 10 – вот цена, знакомая многим с детства.



    НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ

    • Стахановское движение, говорят, могло стать стакановским. Бытует мнение, что настоящая фамилия героя труда была Стаканов. Понятно, что героя с такой фамилией в стране победившего коммунизма быть не могло и фамилию «подчистили».

    • Фразочка «простой, как три копейки» тоже, говорят, появилась благодаря гранчаку — именно три копейки стоил классический советский стакан на заре своей звездной карьеры.

    • С граненым стаканом связана традиция «соображать на троих». С его помощью можно было разлить пол-литровую бутылку водки точно поровну, если наливать до гладкого ободка. Эта мера объема традиционно использовалась любителями горячительных напитков, что нашло отражение в советском кинематографе. На троих «соображали» Трус, Балбес и Бывалый в популярных комедиях Леонида Гайдая.

    • В 2003 году в Санкт-Петербурге была построена пирамида из 2000 граненых стаканов.
      Высота ее составила 1,5 метра. Рекорд зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса. А в 2005 году ижевцы побили ранее установленный рекорд и соорудили пирамиду с рекордной высотой в 2,45 м.
      На создание этой пирамиды ушло 2024 стакана

    • Верхняя каемка граненого стакана, которая отличала советский стакан от предшественников, получила в народе прозвище «маруськин поясок». Ободок придавал изделию особый вид и делал стакан удобным при использовании по прямому назначению – он хорошо прилегал к губам.

    • Самый дорогой граненый находится в Санкт-Петербурге. Раритетный стакан зеленоватого оттенка начала 70-х с 32 гранями оценивают в 1000 рублей, так как эта расцветка встречается редко.

    • Существует история о том, что изначально у стаканов было 16 граней – по числу советских республик, а ободок как бы символизировал их объединение внутри одного государства. Стаканы были с разным количеством граней – от 8 до 20. Были и с 16 гранями – как раз 16 союзных республик входило в состав Союза в 1952 году. Это одна из версий, красивая легенда…


    Во время революции граненые стаканы и стопки стали ярко выраженным пролетарским предметом. У граненого стакана был и «личный» художник — Кузьма Петров-Водкин. Знаменитый живописец не был первым мастером «стаканного» жанра в истории искусства, но, несомненно, был лучшим из лучших. Написал он этих стаканов за свою творческую карьеру множество — и граненых, и обычных гладких, цветных и прозрачных, как никто гениально изображая преломление света на гранях, наполненность сосуда жидкостью. Эти натюрморты создали целую серию полотен, посвященных стеклянному сосуду, и стали шедеврами мирового искусства.



    В тревожном 1918 году на картине «Утренний натюрморт» Петров-Водкин изобразил свой первый 12-гранный стакан с чаем. Анализируя творчество художника, искусствоведы считают, что в буреломные революционные годы мастер обратился к жанру натюрморта от безысходности. Вот что он пишет:

    «Выходить лишний раз из дома на пленэр опасно – за окном диктатура пролетариата. Заплатить натурщице нечем – вокруг голод и нищета. Что ждет от искусства новая власть рабочих и крестьян – тоже не понятно. Вот и остается рисовать стол с граненым стаканом, скудным пайком и яблоками, которые присылает мама из далекого Хвалынска».



    Натюрморты Кузьмы Сергеевича со стаканами вызывают ассоциации с неоднозначной фамилией самого художника, доставшейся ему от выпивохи-деда, который умудрился к фамилии Петров заполучить приставку – «Водкин». Отпечаток этой не слишком звучной фамилии художнику пришлось нести всю свою жизнь, хотя был он незаурядной личностью, с удивительным и многогранным талантом художника и писателя, самоучки и теоретика, иконописца и модерниста.


    Граненый стакан как маркетинговый ход


    Сегодня граненый стакан - символ железной дороги. Емкость удобнее не изобрели, и в поездах чай по-прежнему предлагают именно в граненом стакане, еще и в подстаканнике. Если очень повезет - в «железнодорожном», с выгравированным локомотивом. За такими охотятся коллекционеры.

    В Новосибирске несколько заведений общественного питания используют для создания атмосферы советскую стилистику. Без граненых стаканов не обойтись. Это вызывает определенные ностальгические чувства. Принципиально, чтобы, например, алкогольные напитки наливали исключительно в граненые стаканы. Это атмосфера.


    «Добавляют водке вкус все 16 граней»


    Граненый стакан - популярный герой бытового фольклора. О нем сочиняют стихи и песни значительно чаще, чем о других жизненно необходимых предметах. Много ли песен сложено о сковороде или, скажем, холодильнике? Оды граненому стакану - практически отдельный пласт культуры.

    «Про граненые стаканы

    Знают дети, знают мамы:

    Для чего они нужны,

    Почему они важны.

    Их найдете вы в столовой,

    У хозяйки лучшей дома,

    В рюмочной или в кафе,

    В общем, есть они везде».

    *****

    «О тебе легенды ходят,

    Славный наш граненый друг.

    Все же, что ж в тебе находят


    Миллионы разных рук?

    Да, держать и впрямь удобно,

    Форма — лучше не найти,

    Ну и двести грамм свободно

    Может внутрь тебя войти».

    Каких только эпитетов авторы не подбирают к такой, казалось бы элементарной вещи, как обычный стакан. Его называют «товарищем и другом», «точнейшим измерительным прибором» и даже «действенным сосудом», будто речь идет не о штампованном советском изделии, а как минимум о священном Граале.

    «Пожелаем мы стакану

    Крепких стенок, долгих дней,

    Будь ты нужным постоянно,

    Не колись и не пустей!»

    Гранёный стакан без преувеличения можно назвать легендарным!

    Граненый стакан даже увековечен в памятниках.



    В Екатеринбурге установлен памятник проводнице, которая несет чай в граненых стаканах с подстаканниками.

    Казахстан, г.Алматы.  Скульптура высотой 2,60 метра представляет собой двух медведей, стоящих на камне и держащих большой граненый стакан.






    В Замоскворечье установлен памятник Гранёному стакану.

    На улице Балчуг, между гостиницей «Балчуг Кемпински» и Большим Москворецким мостом (по территориальному делению города это район Якиманка, граница района как раз проходит по середине улицы). Место выбрано не случайно, здесь еще царем Иваном Грозным бы поставлен первый на Руси кабак для опричников!

    Высота Царь-стакана равна высоте гостиницы. Так что вид на Кремль с верхних этажей гостиницы будет через стакан, что, конечно, еще лучше, чем без стакана. Ранее было несправедливо, что на одном берегу Москвы-реки и Царь-Пушка, и Царь-колокол. Зато теперь на замоскворецком берегу – ЦАРЬ-СТАКАН!

    Царь-стакан создан из прочного стекла по проекту скульптора Зураба Церетели, действительно, кто же ещё может создать такого гиганта? Вес скульптуры более 18 тонн.




    На сегодняшний день граненый стакан является раритетом. Он верой и правдой не одно десятилетие служил советскому общепиту. Да и на кухне каждой хозяйки обязательно были припрятаны и стакан, и 100-граммовая граненая стопочка — как мерные сосуды. А некоторые и по сей день хранят эти раритетные стаканчики. Стакан с гранями с гордостью подают в лучших ретро-ресторанах и выставляют в музее, за ним «охотятся» на блошиных рынках


    написать администратору сайта