Задание 1. Когда и где принят
Скачать 113.03 Kb.
|
–с активизацией передачи личностного опыта и проявления субъективного мнения; – с трансформацией от пассивного до инициативного поведения личности. Сформулируем структурные элементы повышения социокультурной активности личности. 1. Становление потребностей в процессе досуговой деятельности. Данный структурный элемент имеет последовательные характерные изменения в процессе повышения социокультурной активности. Начиная от зарождения интереса к той или иной деятельности и заканчивая самостоятельным регулированием потребностей личности. Разноплановые обстоятельства, ситуации и виды деятельности стимулирую личность к новым действиям. 19 Происходит преодоление противоречий. Например, кажущаяся легкость выполнения того или иного действия на практике может проявиться, как сложно структурированная последовательность определенных элементов. А также нейтрализуется напряженность личности, благодаря механизмам правильного выстраивания коммуникации. 2. Стимулирование личности к разным видам социокультурной деятельности. Стимулирование личности познавать различные виды деятельности позволяет сбалансировать потребности и цели субъекта и привести к наилучшему результату. В процессе стимуляции исполнительские действия личности дополняются инициативностью, что является показателем повышения социокультурной активности. Постановка проблемных ситуаций затрагивающие разные виды деятельности пробуждают заинтересованность личности к исследованию данных разновидностей и потребность в разрешении поставленных задач. Стоит отметить, что некоторые виды досуга не имеют непосредственного доступа. Примером, могут служить групповые интенсивы или специальное оборудование. В связи с чем, стимулирование имеет более сильное воздействие. 3. Целеобразование в организации досуговой деятельности. Целеобразование заключается в функциональных стадиях от постановки дели, до получения желаемого результата. Характерной особенностью целеобразования в процессе досуговой деятельности заключается в том, что зачастую личности бывает затруднительно представить конечный продукт до того, как он реализуется. Сложность данного процесса состоит в том, что с помощью субъекта формируется социокультурный продукт, так как желаемый результат зависит 20 от мотивов и потребностей личности. А дифференциация видов деятельности будет зависеть от тех направлений, на которых сосредоточена активность личности. 4. Создание целостной функциональной структуры. Процесс повышения социокультурной активности состоит из трех составляющих: личностная, коммуникативная и интегративная. Баланс данных составляющий ведет в реализации желаемых результатов. Личностная составляющая повышения социокультурной активности заключается в предвосхищении конечной цели через призму личных предпочтений и потребностей. Коммуникативная составляющая основана на создании атмосферы соучастия и равенства всех участников в типовых ситуациях досуга. Интегративная составляющая заключается в приобретении нового личного опыта в ходе социокультурной практики. 5. Личностная рефлексия. Активное участие личности в практических занятиях досуговой деятельности помогает проработать накопленный материал и реализовать поставленные цели. Такой подход выверяет определенный объем знаний и ведет к прогрессирующему повышению социокультурной активности личности. Впоследствии личность будет стремиться поделиться своим личным опытом и полученными знаниями в ходе созидательных занятий досуга. Передача временного управления ситуацией над ходом деятельности дает колоссальный опыт для личности, рефлексия от которого ведет к повышению социокультурной активности. Данный структурный элемент является наиболее важным в стратегическом пути повышения социокультурной активности личности. Именно поэтому в наш проект, помимо лекционных занятий, будут 21 включены самостоятельные занятия, где участники социокультурного процесса будут самостоятельно руководить процессом. Для получения реальной картины социокультурных потребностей населения, мы провели экспресс-анкетирование жителей города Красноярска. Анкета содержала в себе следующие критерии: половозрастной, уровень образования, досуговый. Исследование проводилось на площадках с большим скоплением населения и в он-лайн режиме. Нами было опрошено 200 человек и получены следующие результаты: 1. Исследование показало, что наибольшее процентные показатели возраста опрашиваемых были сконцентрированы на возрасте от 30 до 50 лет. Также заметно преобладающее количество женщин среди участников опроса. Уровень образования варьировался от начального до высшего, большинство голосов было отдано средне-специальному и высшему образованию (Приложение Б). 2. Среди видов хобби в приоритете оказались такие виды деятельности, как посещение КДУ, декоративно-прикладные искусства и образовательный досуг (Приложение В). 3. Перед заполнением анкеты, участникам опроса был презентован наш проект и заданы вопросы о заинтересованности в посещении нашего клуба. Так, большинство опрошенных проявили желание посещать наш клуб и организовывать самостоятельные занятия клуба. Также нами был задан вопрос о форматах предоставления различных видов деятельности, как итог большинство опрашиваемых хотели бы изучать одновременно 2 - 3 вида деятельности или комплексно посещать разнообразные направления досуга (Приложение Г). Таким образом, с помощью данного экспресс – анкетирования нами была выделена наша целевая аудитория и их досуговые потребности. Соответственно, наш проект будет нацелен на женщин, 30 - 50 лет, с уровнем 22 образования от средне-специального до высшего. Содержание программы занятий клуба будет комбинировать различные виды деятельности, которые были выделены нами в данном параграфе. 1.2 Феномен клуба: история и тенденции развития Цель данного параграфа — проанализировать историю развития клубных объединений и сформулировать тенденции дальнейшего развития данного направления. Изучая материалы по истории социально-культурной деятельности можно обнаружить, что первые клубные учреждения народные дома и рабочие клубы возникли в России в конце 19 – начале 20в. и были включены в систему идеологической работы. Функции клуба определялись не из культурных потребностей населения, а из политических задач. Между тем, в них размещались библиотека с читальней, театрально–лекционный зал, воскресная школа, чайная, книготорговая лавка. Они создавались на средства земств, организаций городского самоуправления, обществ грамотности и частных лиц. Стоит отметить, что в Сибири первые народные клубы появились в конце 20-х годов 20 века. Рабочие клубы и избы-читальни стали центрами культурно–просветительной работы и борьбой с неграмотностью населения силами молодой интеллигенции [60, с 12-17]. Также в советский период клубы и библиотеки, благодаря активной государственной политике в этой области, превратились в массовые культурно–просветительские учреждения, которые содействовали политическому просвещению, развитию культуры и народного самодеятельного творчества [42, с 123-129]. 23 С началом Великой Отечественной войны почти вдвое сократилась численность клубных учреждений по сравнению с предвоенным периодом. Приоритетными направлениями деятельности учреждений культуры, в том числе и общественных, стали: агитационно-пропагандистская, оборонно- массовая работа, развитие художественной самодеятельности, как средства духовной мобилизации народа на борьбу с врагом. Рассматривая послевоенный период, мы обнаруживаем начало изменений культурных потребностей людей, в досуге появляется занятия интеллектуального содержания. Происходит восполнение не достающего, больше времени стало уделяться людьми чтению газет, журналов, художественной литературы, а так же радио, просмотр телепередач, кино, театры и т. д. Это было связанно с тем, что образовательный уровень населения повышался, как и развитие телевидения и средств массовой информации. Далее мы рассматриваем деятельность клубных учреждений с 1970-х годов до конца 90-х и выделяем то, что она связана с рассветом народного художественного творчества и художественной самодеятельности: везде организовались конкурсы, молодежные фестивали, творческие слеты, концерты, выставки любительского изобразительного искусства и многое другое [56, с 41]. В одну структурную связь с клубом, в этот период, также входили учебно-творческие студии, любительские объединения, коллективы художественной самодеятельности и технического творчества, клубы по интересам и другие инициативные формирования [75, с 92-108]. На основании изложенного, мы можем сформулировать вывод о том, что своим появлением клубные учреждения стали культурными центрами городской и сельской общественной жизни, главными концертными и просветительскими площадками. Они стали пространством межличностного 24 общения и местом проведения массовых общественно-политических мероприятий. Являясь одним из важных элементов социально-культурной среды, в которой происходило формирование необходимых для общества того времени понимания и ценностей, способствовали всестороннему культурному развитию населения. В связи с необходимостью определить специфику клубных учреждений, мы изучили материалы по теории социально-культурной деятельности, а также по теории клубной и культурно-досуговой деятельности. Опираясь на изученный материал, мы можем сказать, что действующие в России клубные учреждения относятся к культурно-досуговым учреждениям. Они входят в прочную сеть, характеризующуюся по территориальному признаку. Система делится на сельские, районные, городские (муниципальные), краевые и областные (региональные), а также федеральные учреждения. Далее мы выявили, что все культурно-досуговые учреждения обладают общими характерными признаками и внутри системы подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учреждений: – клубы, дома и дворцы культуры; – библиотеки (подразделяются по назначению и характеру работы, составу книжных фондов, масштабам деятельности); –музеи (подразделяются по направлению работы, а также по географическому и национальному признаку); – санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско- экскурсионные центры (с находящимися на их базе библиотеками, музеями, клубами и пр.); 25 – зоопарки, сады, усадьбы, парки культуры и отдыха; – социально-культурные комплексы и центры, зрелищные учреждения искусств (мюзик-холлы, театры, цирки, филармонии и пр.); – учреждения лекционной пропаганды (лектории, планетарии); – выставки и выставочные залы, галереи; – учреждения для детей и подростков (Дома Детского творчества, Центры Эстетического Воспитания, Центры дополнительного (внешкольного) досуга и пр.). Для сравнительного анализа, мы более детально рассмотрели клубные формирования, их виды деятельности и характерные особенности, подробная информация представлена в таблице 1. Таблица 1 — Виды клубных объединений
26 Продолжение таблицы 1
|