Саркисян Ю.А.ПСИХОТЕХНОЛОГИИ КОММУНИКАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ИК. Когнитивная карта как субъективная модель реальности
Скачать 43.28 Kb.
|
Когнитивная карта как субъективная модель реальности Человек принимает решения и действует, реагируя не на реальный мир, а на его карту,модель, создаваемую его психикой. Такую карту\модель реальности мы будем называть субъективной реальностью личности. Отличия карты от «территории» 1. Карта упрощает реальность => риск потери важной для принятия решения информации (см. «Фильтры восприятия») 2. Карта отражает не только территорию, но и особенности картирующего субъекта a. Личный жизненный опыт b. Культурную среду, в которой воспитывался человек c. Собственные проекции d. Эмоциональные искажения e. Проблемы и противоречия 3. Карта устаревает в момент ее создания a. Мы строим отношения с прошлым, а не с настоящим (подробнее см. http://ig-romanov.livejournal.com/21833.html) b. Общение с прошлым основано на механизме иллюзий восприятия. Первый принцип психотехнологии и следствия из него Однако – и это первый принцип психотехнологии–карта не есть территория. Это означает, что субъективная модель реальности отличается от самой реальности – так же, как меню отличается от пищи, в нем обозначенной. Из этого принципа существует как минимум 2 следствия: 1. Карты разных людей различаются между собой. 2. Не бывает правильных и неправильных карт. Бывают более или менее эффективные. Второй принцип психотехнологии (по Сартру) Если Первый принцип психотехнологии звучит как «Карта не есть местность», то второй – «КАРТА НЕ ЕСТЬ Я». Каким быть, какую когнитивную карту считать своей – это такой же наш выбор, как и остальные выборы. Другими словами, «я такой» - не является оправданием для своего выбора. «Быть собой» может быть для нас ценностью, но каждый при этом несет ответственность за свой выбор, каким ему быть. Каждый из нас может оценить свою когнитивную карту, свои ценности и убеждения и признать, что они ему не подходят. Синдромы патологии коммуникации, связанные с неразличением «карты» и «территории». Неразличение карты и территории приводит к синдромам патологии коммуникации: 1. Иллюзия «карт-клонов» («все карты такие же, как у меня») 2. Иллюзия «правильной карты» («моя карта правильней твоей») 3. Иллюзия «реальности номинализаций» («я вижу, что наша любовь ушла») 4. Иллюзия «чтения мыслей» («ты меня не любишь, потому что поздно приходишь домой») 5. Иллюзия «внешнего контроля» («ты меня расстраиваешь») 3. ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ (в результате фильтров восприятия появляется когнитивная карта). Уровни сенсорной культуры личности. Одну из существенных черт индивидуальности составляет сенсорная организация личности. Под сенсорной организацией понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно. Сенсорное развитие – результат длительного жизненного пути личности. Отсюда следует: чувствительность – потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию. Формирование социально значимой личности может протекать на крайне ограниченной сенсорной основе, даже при потере двух ведущих дистантных рецепций – зрения и слуха. Тактильная, вибрационная и обонятельная чувствительности становятся в этих условиях ведущими в развитии личности. Более низкие пороги чувствительности в одной модальности и более высокие – в другой, выделение ведущей модальности (вида чувствительности) характеризуют индивидуальные особенности человека. Они формируются в деятельности и, в свою очередь, определяют ее успешное выполнение. Анатомо-физиологические предпосылки развития уровней чувствительности связывают сенсорную организацию личности с задатками специальных способностей, таких как способность к музыке, живописи и др. Для всестороннего развития личности необходимо целенаправленное воспитание различных систем чувствительности каждого человека. В трудовой деятельности человека большое значение имеет выделение ведущей афферен-тации в системе дистантных рецепторов: зрительного, слухового, обонятельного, а также контактных: осязания и вкуса. Высокое развитие чувствительности необходимо в любом труде. Так, высокое развитие кинестезической и тактильной чувствительности значительно облегчает физический труд, делая движения более точными, рассчитанными и менее напряженными. Эта же чувствительность является основой творческой деятельности в массе других профессий. Условия трудовой деятельности приводят к тому, что у человека складывается система чувствительности с выделением ведущего анализатора. Система дистантных рецепторов не существует изолированно от других систем чувствительности. В системе дистантной рецепции человека ведущим рецептором обычно выступает зрение. Его преимущественное развитие тормозит проявление высоких уровней чувствительности в других дистантных рецепторах. Однако необычные условия жизни могут перестроить соотношение в дистантной системе чувствительности. . Биологический фильтр – аспекты и результаты действия. 1. Большая часть информации не воспринимается, потому что человек не имеет органов чувств для восприятия энергии такого типа (или за счет ее недосягаемости для восприятия) 2. Энергия/материя, которую способен воспринять человек, воспринимается в определенном диапазоне. За границами диапазона энергия/материя не воспринимается. 3. Даже та энергия/материя, которую находят наши органы чувств, перекодируется мозгом посредством знаковых форм, не имеющих отношения к реальности (цвет – феномен, порождаемый нашим мозгом и не существующий нигде, кроме нашего мозга. Звук - воздушная волна, мозг переделывает ее в звук.) 4. СОЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР 1. Социальный фильтр – механизм, определяющий восприятие человеком окружающей действительности, источником которого является культура и социум. 2. В социальной фильтрации участвуют множество продуктов культуры: культурные нормы, традиции, ценности. Но особое значение имеют такие механизмы, как язык и культурные тексты. Язык как один из механизмов «социальной фильтрации». 1. Язык – это набор знаков и правил их использования для описания реальности. Это строительный материал для создания когнитивной карты. 2. Язык может быть a. Естественным (созданным спонтанно в процессе эволюции человеческогосообщества для коммуникации в рамках этого сообщества) b. Искусственным (созданным специально для описания реальности в какой-то области деятельности) 3. Язык содержит не только знаки и правила их использования, но и имплицитную (скрытую) модель реальности, которую он предназначен описывать 4. Все, что выходит за границы этой модели, не описывается языком, а соответственно, не существует для его носителя. Людвиг Витгенштейн: "Границы моего языка означают границы моего мира". 5. Таким образом, язык становится фильтром, определяющим, что будет, а что не будет воспринимать человек в окружающей реальности. 6. Разные субкультуры пользуются разными языками описания реальности => находятся в разных воспринимаемых реальностях (например, людям ортодоксально верующим и атеистам во многом поэтому сложно понимать друг друга). 7. Примеры a. В начале двадцатого века антрополог Franz Boas писал, что у эскимосов есть четыре корня, обозначающих снег, и, в сочетании со всякими приставками и окончаниями, это количество огромно (плюс к этому в этом языке прилагательные и существительные сливаются в цельное слово). А в 1997 году Phil James опубликовал сотню слов, которые означают «снег» в языке эскимосов. b. В английском языке нет разделения местоимений «ты» и «вы». Причем в английском языке до XVII века было слово ты - thou. Сегодня его можно встретить в поэзии, молитвах и другой литературе, но не в обиходном общении. Культурные тексты (сказки, мифы, продукты массовой культуры) как фильтры восприятия. 1. Базовые культурные тексты (сказки, мифы, легенды) содержат информацию, определяющую жизненный сценарий человека. 2. В основе трансляции сценария лежит механизм структурного инварианта текстов. 3. Структурный инвариант – то, что объединяет структуру разных сообщений. Другими словами, это сообщение, изложенное на более высоком уровне абстракции. 4. Пример структурного инварианта для мифов об Илье Муромце, сказки про Емелю и им подобных: герой мужского пола – долгая неподвижность – чудесный подарок/угроза – превращение/открывающиеся возможности – успех/победа. (привести другие примеры сказок и историй с выделением инварианта). 9 5. Еще один пример структурного инварианта: Инвариант:
6. Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях,и позже пытается реализовать его в своем жизненномсценарии. 7. Дополнительно: способность выделять структурные инварианты (закономерности) и переносить их на новый материал является одной из главных способностей, на оценке которой строятся задания для тестов интеллекта. 5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ (особое внимание на него!) Личностный фильтр Личностный фильтр – это механизм восприятия, источником которого является уникальный личностный опыт человека. Даже братья, растущие в одной семье, имеют принципиально разный личностный опыт: один – опыт старшего, а другой – младшего брата. |