Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 2. Возникновение Древнерусского государства: предыстория восточных славян, причины образования государства, вопрос о призвании варягов и критике «норманнской теории»

  • 2.1.

  • Рюрика, Синеуса и Трувора

  • Трувор

  • Вопрос 3. «Русская правда», как памятник права Киевской Руси: общая характеристика, значение в истории русского права 3.1

  • три редакции

  • Источники Русской Правды

  • Вопрос 4. Общественный строй, социальная структура и правовое положение различных категорий населения Киевской Руси (9-начало 12 вв)

  • коллоквиум по игпр. Коллоквиум ИГПР. Коллоквиум игпр вопрос Предмет истории отечественного государства и права. Задачи исторического изучения права. Периодизация курса игпр. Историография истории отечественного государства и права


    Скачать 55.33 Kb.
    НазваниеКоллоквиум игпр вопрос Предмет истории отечественного государства и права. Задачи исторического изучения права. Периодизация курса игпр. Историография истории отечественного государства и права
    Анкорколлоквиум по игпр
    Дата27.12.2022
    Размер55.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКоллоквиум ИГПР.docx
    ТипДокументы
    #867019
    страница1 из 2
      1   2

    Коллоквиум ИГПР
    Вопрос 1. Предмет истории отечественного государства и права. Задачи исторического изучения права. Периодизация курса ИГПР. Историография истории отечественного государства и права.
    1.1Предмет изучения истории государства и права России– совокупность исторических принципов права, правовая, государственная и политическая система Российского государства на различных исторических этапах.
    1.2. История государства и права в качестве научной дис­циплины изучает: эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти; развитие систе­мы в целом и отдельных отраслей права. История государственных и правовых феноменов в данном курсе изучается в определенных пределах, как временных, так и прост­ранственных.
    История государства и права России изучает как отдельные факты, так и закономерности исторического развития. Ее, прежде всего, интересуют юридическиефакты и явления. Изучая законо­мерности развития, она стремится выявить основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок го­сударственных и правовых систем и институтов. К ним относятся, главным образом, органы власти, управления (центральные и местные) и юстиции. Организация и деятельность этих органов рассматриваются как в отдельности, так и в целом, в системе. Важно представлять цельную картину и обстоятельства их эволюции и взаимодействия.
    В курсе истории государства и права России исследуются взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления и т.д.) и правовых институтов (кодификаций, отдельных норм, отраслей права и т.п.). Изучение этой проблемы доводится фактически до наших дней, где она смыкается с пробле­мами современного государства и права.
    1.3. Периодизация

    1. Древняя Русь (9-12вв)

    2. Период политической феодальной раздробленности Древней Руси (12-14вв)

    3. Московское (Российское) гос-во (15-17вв)

    4. Российская империя периода абсолютизма (18-середина 19вв)

    5. Российская империя периода перехода к конституционной монархии (сер.18-нач.20вв)

    6. Россия в период буржуазно-демократическрй республики (эпоха временного правительства) (февраль-октябрь 1917 г)

    7.Период социалистической революции и создание советского гос-ва (октябрь 1917-1920гг)

    8. Переходный период, включая период НЭПа (1921-1930-е гг)

    9. Период государственно-партийного социализма и функционирование административно-командной репрессивной системы (1930-нач.1960-х гг)

    10. Период кризиса социализма (включая распад СССР) (сер.1960-х -август 1991)

    11. Период становления и развития новой демократической российской государственности (1992-2000-е гг)
    1.4. Историография – специальная дисциплина, которая изучает развитие исторических знаний и исторической науки.
    До XVIIIв. в России науки истории права не существовало, и российская юриспруденция в целом носила чисто прикладной характер. Имела место правоприменительная практика, и законоведение было поэтому исключительным достоянием органов власти и суда: великих князей, бояр, дьяков, подьячих, других приказных людей. В государственных органах происходило и обучение праву, ибо университетов, в которых на Западе уже сXIIIв. изучали право, в России не было. Но и в России были свои выдающиеся теоретики-самоучки, знавшие римское и европейское право, право Византии и Литовского государства, участвовавшие в правотворческой деятельности и создавшие уникальные кодексы законов.

    Элементы предмета истории государства и права России можно найти в курсах А. Н. Манкиева «Ядро Российской истории», Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей»
    Первые учёные-правоведы появились в России в Петербургской Академии наук, открытой в 1725 г. по велению ПетраI. В Академии по предложению её первого президента, бывшего лейб-медика Лаврентия Блументроста, было открыто гуманитарное отделение («класс гуманиоры»), в котором трудились приглашённые из европейских стран учёные.

    В Российской академии наук проблемы происхождения российского государства разрабатывались как представителями норманнской школы (Байер, Миллер, Шлецер), так и ее противниками, наиболее влиятельным из которых был М. В. Ломоносов. Норманнская теория исходила из положения о том, что русское государство возникло под влиянием и руководством выходцев из Скандинавских стран.
    В советское время в России, несмотря на шедший процесс вытеснения истории идеологией и, возможно, в противовес ему, трудились учёные, многое сделавшие в исследовании истории отечественного государства и права. Их труды не потеряли своего значения и в наши дни. Это первый советский курс «Истории государства и права СССР» С.В. Юшкова. Это труды по истории средневековой России Л.В. Черепнина, Б.Д. Грекова, А.А. Зимина, С.О. Шмидта.

    В 1990-е гг. изучение истории государства и права продолжается, но не столь успешно, как изучение других общепрофессиональных дисциплин. Во многом здесь сохраняются прежние советские концепции и предубеждения (о классовой борьбе как единственной движущей силе и развитии права, о государстве как орудии подавления одного класса другим), которые проводятся в учебных пособиях для студентов-юристов. Главным достижением последнего времени следует признать подготовку и издание сборников нормативно-правовых документов, среди которых заслуживают быть отмеченными «Российское законодательство X – XX вв.» в 9 томах под общей редакцией О.И. Чистякова, «Законодательство ПетраI» хрестоматии по истории государства и права.

    Вопрос 2. Возникновение Древнерусского государства: предыстория восточных славян, причины образования государства, вопрос о призвании варягов и критике «норманнской теории»
    2.1. Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в соседскую. Известную роль играли неразвитые рабовладельческие отношения.

    Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины и патриархального рабства тормозило процесс социальной развития.

    Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и
    княжеская дружина.

    Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования — «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Киев, Новгород, Рязань. В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз «Русская земля».
    В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян. Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство включало территории других славянских племен — древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян.

    2.2. Европу и часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших на одном языке, имевших во внешнем облике много общих черт. Эти племена находились в постоянном движении, передвигаясь и осваивая новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдельных языков.

    Примерно 2 тысячи лет до нашей эры из индоевропейских племён выделились балто-славянские. Они заселили часть территории Центральной и Восточной Европы. В V веке до нашей эры эти племена разделились на балтов и славян. Славяне освоили территорию от среднего течения Днепра до реки Одер.

    В V веке славянские племена мощными потоками устремились на восток и на юг. Они дошли до верхнего течения Волги и до Белого озера, до берегов Адриатики, проникли на Пелопоннес. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную. Восточные славяне заселили в VI – VIII веках обширную территорию Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, то есть большую часть Восточно-Европейской равнины.
    2.3.В VI–IX в. сложились предпосылки для образования государства восточных славян.
    1. Экономические предпосылки:
    - происходили изменения в хозяйственной деят-ти славян, т.е. произошел переход к пашенному земледелию.
    - развивалась охота, скотоводство
    - продукты хозяйственной деятельности оказались в избытке. Их необходимо было сбывать в другие государства, а для этого необходимо было самим стать государством
    - возникновение меновых отношений
    - преобладание свободного труда над рабским.
     
    2. Политические предпосылки:
    - достаточный уровень военной организации.
    - князя стали отделять от всего остального населения, он считался высшим наставником. Его постепенно отстраняли от обыденных дел, т.е. происходило зарождение власти одного человека.
    - сформировались племенные союзы
    - между славянскими племенами часто были разногласия и борьба. Не было человека, кот. бы мог объединить под своей властью эти противоборствующие группы и урегулировать отношения между ними

    3. Социальными предпосылки: родовая община стала себя изживать и на ее смену пришла соседская. Все это обуславливало появление социального неравенства. Появлялась так называемая знать, приближенная к князю

    4. Культурные: славяне за годы своего существования уже обзавелись общими традициями, религией, обычаями. Это объединяло их духовно.
    2.4. Согласно известному летописному сказанию о призвании варягов, ильменские славяне, жившие в Новгороде, устав от междоусобиц, призвали на княжение трёх братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора, которые и "поделили" между собой землю. Рюрик стал править Новгородом, Синеус сел на Белоозере, а Трувор – в Изборске. От них и пошли династии русских князей.
    Норманнская (варяжская) теория ( нем.ученые: Байер, Миллер, Шлецер) Главная идея этой теории состоит в том, что государственность на Руси возникла только благодаря варягам, а именно призванию Рюрика (скандинав). По мнению продолжателей, славяне в силу своей сильной отсталости не могли сами создать государственность, за них это сделали варяги.

    Подтверждение норманской теории
    - «Повесть временных лет» (документ, на кот. строится агрументация норманистов)
    - имена (рюрик,аскольд, дир и др.) имели скандинавскую этимологию
    - археологические находки (были найдены предметы быта скандинавского образца)

    Отрицание норманнской теории:

    - В «Повести временных лет» утверждается, что Рюрик прибыл со своими братьями Синеусом и Трувором. Но тот факт, что это не имена, а наименования дома и дружины на скандинавском языке, заставляет задуматься.
    - предметы скандинавского быта и культуры могли появиться на территории Древней Руси в результате торговли.
    - «Повесть временных лет» — не единственный, но основной источник. А то, что описываемые в нем события произошли в 9 веке, а летопись написана в 12 веке, наталкивает на мысль, что события могут быть недостоверными.
    Вопрос 3. «Русская правда», как памятник права Киевской Руси: общая характеристика, значение в истории русского права
    3.1. Сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года, древнейший русский правовой кодекс. Является одним из основных письменных источников русского права. Происхождение наиболее ранней части Русской Правды связано с деятельностью князя Ярослава Мудрого. Написана на древнерусском языке. Русская Правда стала основой русского законодательства и сохраняла своё значение до XV—XVI веков.
    Первооткрывателем Русской Правды для исторической науки является историк В. Н. Татищев, в 1737 году обнаруживший Краткую её редакцию.

    Списки Русской Правды, как правило, объединяются в три редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая.


    Краткая редакция включает 43 статьи и состоит из следующих частей:
    - так называемая Правда Ярослава, или Древнейшая Правда (статьи 1—18),как правило, связывается с деятельностью Ярослава Мудрого
    -
    Правда Ярославичей (статьи 19—41), , не имеет точной даты, нередко относится к 1072 году
    -
    Покон вирный (статья 42) — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков вир — судебных штрафов);
    -
    Урок мостникам (статья 43) — регулирование оплаты труда мостников — строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов
    Пространная редакция включает около 121 статьи и состоит из двух частей:

    - Устав Ярослава Владимировича
    Устав Владимира Всеволодовича Мономаха (был принят вскоре после начала его киевского княжения в 1113 году. Устав посвящён долговым нормам и правовому положению закупов, свободных людей, попавших в зависимость после того, как они взяли купу — кредит. Устав ограничивал произвол кредиторов, определяя проценты по кредиту и запрещая обращать закупов в рабство (обельное холопство).

    Сокращённая редакция включает 50 статей. По мнению большинства исследователей, она относится к значительно более позднему периоду, чем другие редакции, к XVI—XVII векам, и представляет собой сокращение из Пространной.
    Источники Русской Правды:
    1. Рассматривая первые тексты Русской Правды (Краткую редакцию) можно сказать, что источниками кодификации было обычное право и судебная практика.
    Нормами обычного права являлось положение о круговой порубке и кровавой мести.
    Нормы княжеской судебной практики многочисленны в Русской Правде и связываются с именами князей, принимавших их.
    2. Как специфический источник, можно выделить Закон Русский. Об этом документе мало что известно. Считается, что это свод правил существовавших еще до первых текстов Русской Правды. Письменных доказательств практически нет, о нем лишь упоминается в нескольких документах. Считается, что это был устный свод правил.
    3. Обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией). Он становится нормой обычного права и эти нормы могли существовать как в устной, так и в письменной форме.
    3.2. Русская Правда стала первым нормативно-правовым документом в Древней Руси, который объединил в себе все существующие законы и указы и сформировал некое подобие единой нормативно-законодательной системы. Она содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

    Вопрос 4. Общественный строй, социальная структура и правовое положение различных категорий населения Киевской Руси (9-начало 12 вв)
    В IX в. в Древнерусском государстве установилось феодальное общество и сложились классы господствующих феодалов-землевладельцев и зависимого населения.

    К господствующему классу относились:

    1) великий князь;

    2) местные князья и общинная знать (бояре) — крупные феодалы-землевладельцы, бояре — вотчинники, обладающие значительной властью в пределах собственной вотчины, которая впоследствии послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси. Бояре в XI–XII вв. участвовали в боевых походах князя, управлении и судопроизводстве;

    3) верхушка служилых людей (составляли удельные князья, служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата);

    4) дружины князей, непосредственно подчиняющиеся либо великому князю, либо удельному князю.
    К зависимому населению относятся:

    1) смерды (крестьяне) — это лично свободные крестьяне, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании, а также право участвовать в военных походах в качестве ополченцев. Смерд мог передавать свое имущество по наследству. Зависимость смердов от князей выражалась в обязанности платить князьям дань, подати. Личность и имущество смерда защищались законом. Смерд нес имущественную ответственность за совершенные им проступки и преступления, по обязательствам и договорам. В судебном процессе смерд мог выступать полноправным участником;

    2) закупы — смерды, которые взяли у хозяина в долг какое-либо имущество под проценты, гарантировав его возвращение своим самозакладом. Закуп отрабатывал свой долг у хозяина и не мог его покинуть, пока не рассчитается, иначе его обращали в холопство. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. За правонарушение закупа хозяин уплачивал штраф потерпевшему, но закупа могли обратить в холопство ("выдать головой"). В судебном процессе закуп мог выступать в качестве свидетеля только в особых случаях;

    3) рядовичи — это крестьяне, работающие у землевладельцев по договору (ряду);

    4) изгои — это люди, которые вышли из общины и находятся вне социальных групп;

    5) прощенники — это лица, попавшие под покровительство церкви, монастырей или светских феодалов и обязанные за это отработать в их хозяйствах;

    6) холопы (челядины) — это лица, попавшие в рабство в результате самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи, брака с рабом (рабыней), поступления в ключничество, совершения преступления, а также плена. Холоп не защищался законом. За его убийство хозяину выплачивался штраф, как за уничтожение имущества. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны;

    7) докладные холопы — это княжеские или боярские слуги, которые ведали отдельными отраслями хозяйства (ключники, тиуны, огнищане, конюшие, старосты, пашенные). Со временем такие холопы могли получить свободу;

    8) кабальные холопы — холопы, которые не могли отчуждаться, как обычное имущество. Дети кабальных холопов не становились холопами. Отношения хозяина и кабального холопа строились на личном соглашении, смерть одной из сторон прекращала обязательство.
    Помимо господствующего класса и зависимого населения, существовали также промежуточные и переходные категории, такие как городское население, которое делилось на:

    1) боярство;

    2) духовенство;

    3) купечество;

    4) «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и др.)
    Особую категорию населения составляли церковные служители, которые в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, т. к. церковь была одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

      1   2


    написать администратору сайта