Главная страница
Навигация по странице:

  • Волгоградская государственная академия последипломного образования Центр филологического образования, секция русского языка и литературы

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Задания и приемы по развитию навыков чтения (обучению чтению) при изучении рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

  • Содержание

  • Задания и приемы по развитию навыков чтения (обучению чтению) при изучении рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» Приём «тонких» и «толстых» вопросов.

  • Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

  • «Пирамидная» история

  • Три слова

  • Пять слов

  • Семь слов

  • Метод"Фишбоун" (Рыбий скелет)

  • «Синквейн», «Хайку» - рефлексиные приёмы. Они формируют умения осмысливать свою деятельность на уроке, давать личностную оценку происходящему. Хайку

  • Синквейн

  • Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» Задание 1.

  • Игра «Порядочек» Задание

  • Хронологический порядок событий в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

  • Выбери из приведённых ниже вариантов ответов правильный (обведи букву, под которой дан верный ответ).

  • Подготовка к написанию фанфика на уроке.

  • Контрольная работа. Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области


    Скачать 1.06 Mb.
    НазваниеКомитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
    Дата04.05.2022
    Размер1.06 Mb.
    Формат файлаodt
    Имя файлаКонтрольная работа.odt
    ТипКонтрольная работа
    #511655

    Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

    Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования

    Волгоградская государственная академия последипломного образования
    Центр филологического образования,

    секция русского языка и литературы

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    Задания и приемы по развитию навыков чтения (обучению чтению) при изучении рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»


    2021 г.
    Содержание

    Введение …............................................................................................................. 3

    Задания и приемы по развитию навыков чтения (обучению чтению) при изучении рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»................. …....... 5

    Заключение …........................................................................................................ 16

    Список литературы ….......................................................................................... 17

    Введение

    В школьной программе по литературе у учащихся неподдельный интерес вызывают произведения, героями которых являются их сверстники. О жизни, проблемах детей и подростков прошлых эпох рассказывает немало классических книг. Таковым является знаменитый рассказ классика советской литературы Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского», который изучается в 6 классе по программе В.Я. Коровиной.

    Произведения В.Г. Распутина многоплановы. И для того, чтобы понять писателя, нужно прежде всего вдумчиво читать текст. Что же это значит «вдумчиво читать»?

    Способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром, является основным источником развития. Если в широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. То нас интересует чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Для этого на уроках литературы целесообразно будет использовать некоторые приёмы и задания смыслового чтения. Цель которых - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа. Такое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию.

    Школьнику трудно услышать и тем более понять современного автора. Для того, чтобы из равнодушного слушателя на уроке ученик превратиться в ответственного собеседника автора, он должен научиться читать вдумчиво, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать. Когда человек, действительно, вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами, сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. В этом активном процессе он может активизировать и применить свои способности, знания и умозаключения. Задача учителя литературы – формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. У человека, испытывающего интерес к чтению, существует желание исследовать, расширять опыт путем включения новых знаний, сопереживать и тем самым получать удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир.

    Шестиклассники, впервые встречающиеся с прозой Распутина, знакомятся с его автобиографическим рассказом «Уроки французского». Но непросто порой бывает учащимся сразу определить те нравственные проблемы, которые ставит автор. Для того чтобы активизировать работу над содержанием прочитанного, можно использовать разнообразные приемы и задания.

    Задания и приемы по развитию навыков чтения (обучению чтению) при изучении рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»
    Приём «тонких» и «толстых» вопросов.

    Если традиционное преподавание строится на готовых вопросах, которые преподносятся ученикам и требуют ответа, эта технология ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащиеся составляют самостоятельно вопросы по прочитанному тексту. Уровень задаваемых вопросов определяется их уровнем мышления. Данный приём помогает осмыслить прочитанное.

    Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

    «Тонкие» вопросы

    «Толстые» вопросы

    Кто…?

    Что…?

    Когда…?

    Может…?

    Будет…?

    Мог ли …?

    Как звали…?

    Было ли …?

    Согласны ли вы …?

    Верно ли …?

    Дайте три объяснения, почему…?

    Объясните почему…?

    Почему вы думаете…?

    Почему вы считаете…?

    В чём различие…?

    Предположите, что будет, если…?

    Что, если…?


    Таблица вопросов может быть использована на любой из трёх стадий урока: на стадии вызова, это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы; на стадии осмысления содержания – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

    В ходе работы в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, а в правую – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Я использовала этот приём на стадии осмысления содержания. Он прежде всего способствует вдумчивому чтению, осмыслению прочитанного.





    «Пирамидная» история

    Этот приём позволяет ребятам создать опору для связного выражения собственных мыслей, передать собственное видение и восприятие произведения.

    «Пирамидная» история строится:

    1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет)
    2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества)
    3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.)
    4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь…)

    5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?)
    6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?)
    7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?)
    8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.

    По окончании в тетради получается текст-заготовка, из которого можно составить сочинение, отзыв, рецензию. Благодаря такой работе определяем проблемы, ищем пути их решения. Каждый вправе выразить свою точку зрения. Размышляя над содержанием, оценивая поступки героев, приходим к пониманию тех нравственных проблем, которые ставит В. Распутин.

    В заключение предлагаю ребятам написать небольшое рассуждение «О каких уроках идет речь в рассказе?» Заостряю внимание на таких понятиях, как «нравственный опыт», «духовный опыт», «доброта», «душевная щедрость».

    Метод"Фишбоун" (Рыбий скелет)

    Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.



    - Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

    - Верхние косточки—причины, которые привели к проблеме.

    -Нижние косточки— факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

    - Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

    Этот прием предполагает ранжирование понятий. Все записи должны быть краткими, точными и отображать лишь суть понятий. В процессе работы происходит обсуждение, упорядочиваются и систематизируются мысли и знания. Поэтому наиболее эффективно применять его во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему. Анализируя эпизоды текста, учащиеся понимают целое произведение, постигая одну из проблем, приближаются к пониманию авторского замысла в целом. Так, к примеру, выясняя, почему Лидия Михайловна предложила своему ученику игру в «замеряшки», мы пришли к пониманию такого нравственного понятия как доброта (учительница даёт ученику урок доброты, который тот запомнил на всю жизнь).

    «Синквейн», «Хайку» - рефлексиные приёмы.

    Они формируют умения осмысливать свою деятельность на уроке, давать личностную оценку происходящему.

    Хайку:

    1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то

    2. Где и что делал (место и действие)

    3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)

    Примеры:

    Я был монеткой

    На пустыре в руках у играющих.

    Обидно!!!

    Я была монеткой

    В руках у учительницы, когда играли в «замеряшки».

    Доброта!

    Синквейн:

    первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

    вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

    третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

    четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

    пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

    В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

    Примеры;

    Учительница

    1.Лидия Михайловна

    2.Необыкновенная, человечная

    3.Сочувствует, переживает, помогает

    4.Даёт мальчику урок доброты

    5.Друг

     Мальчик
    1. Ученик.
    2. тощий, диковатый, одинокий, скромный, терпеливый, добрый, целеустремленный.
    3. тосковал, переживал, голодал, обомлел (посылка)
    4. Не было человека несчастнее меня.
    5. Человек.

    Данные приемы не только помогают учащимся работать с информационным или художественным текстом, но и демонстрируют процесс продвижения от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным. А главное, позволяют чувствовать боль писателя за состояние вечных нравственных ценностей, осознавать ответственность каждого человека за происходящее в мире.


    Важную роль для повышения мотивации в обучении чтению учащихся играют игровые технологии. Их использование на уроках литературы привлекательны тем, что они позволяют в непринужденной форме решать сложные задачи. Игровые формы можно использовать и как элемент урока. Очень часто можно найти время для небольшой викторины или игры.
    Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
    Задание 1.

    Вопросы на знание текста:

    • Я пошел в 5 класс в каком году? (в 1948)

    • Сколько километров до райцентра? (50)

    • Какого августа мальчик поехал? (31)

    • Как звали шофера полуторки? (дядя Ваня)

    • Что мальчик заставлял глотать сестренку? (глазки проросшей картошки)

    • Какая часть тела мальчика считалась счастливой? (глаз)

    • Из-за чего не ладилось у мальчика с французским? (из-за произношения)

    • Как часто мальчику присылали еду из дома осенью? (1 раз в неделю)

    • Кто повел мальчика играть в чику? (Федька)

    • Сколько денег проиграл мальчик в первый раз? (90 коп)

    • Во что играла Лидия Михайловна в детстве? (в пристенок)

    • После увольнения куда поехала Лидия Михайловна? (на Кубань)


    Задание 2.

    Узнать героя по описанию:

    • Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень (Птаха)

    • Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку. Знает, не знает, все равно тянет (Тишкин)

    • Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагом плечи, так, что казалось, будто застегнутый темный френч двигается самостоятельно (директор)

    • Она сидела аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре (Лидия Михайловна)

    • Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию (Лидия Михайловна)


    Задание 3.

    Отгадать эпизод:

    1. –Этого еще зачем привел?- недовольно сказал он Федьке.

    - Он свой, Вадик, свой,- стал оправдываться Федька. (когда мальчик в первый раз пошел играть в чику)

    2. Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня

    (мальчика побили в первый раз)

    1. Ему, видно, надоела скучная, неинтересная игра, поэтому, чтобы пощекотать себе нервы и почувствовать вкус настоящей игры, он и решил допустить в нее меня (мальчик пришел после первой драки к играющим)

    1. Я шел туда как на пытку (в дом к Лидии Михайловне учить французский)

    2. -Как! Совсем не бывает?!- она изумилась так искренно, что выдала себя с головой (мальчик вернул посылку)

    3. Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одергивать себя: то нельзя, это нельзя ( Лидия Михайловна предлагает играть на деньги)

    4. Вот это да! Учительница называется! Я своими собственными глазами на расстоянии 20 сантиметров видел, как она трогала монету. (мальчик с Лидией Михайловной играют в ее доме в замеряшки на деньги)

    5. –Что здесь происходит? Объясните, пожалуйста. Я имею право знать! (директор вошел и увидел их игру)

    Задание 4.

    Добавить пропущенное слово:

    • Вадик скомандовал: «Иди отсюда … » (пока живой)

    • «Только вякни кому … (убьем!)» - пообещал мне вслед Вадик.

    • – Ну вот, - сказала Лидия Михайловна, - сегодня среди нас есть …. (раненые)

    • Однажды мне сказали, что внизу, в раздевалке, для меня лежит … (посылка)

    • В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый … (радиоприемник)

    • Заглянув в посылку, я обомлел: сверху, прикрытые белым листом бумаги, лежали … (макароны)

    • На дне ящичка был … (сахар и 2 плитки гематогена)



    Игра «Порядочек»
    Задание . Ученик 6 класса, второпях выполняя домашнее задание, перепутал хронологический порядок событий в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

    В тетради мальчика было написано следующее:

    Хронологический порядок событий в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

    1. «Меня снова избили».

    1. «Игра в чику»

    2. «Это преступление. Растление. Совращение».

    3. «Начало самостоятельной жизни».

    4. «Я стал выигрывать».

    5. «Начались для меня мучительные и неловкие дни».

    6. «Игра в пристенок».

    7. «Через три дня Лидия Михайловна уехала».

    8. «Наказание превращалось в удовольствие».

    9. «Они били меня по очереди».


    Выбери из приведённых ниже вариантов ответов правильный (обведи букву, под которой дан верный ответ).

    А. 4, 2, 5, 10, 1, 6, 9, 7, 3, 8;
    Б. 4, 2, 10, 5, 1, 6, 9, 7, 3, 8;
    В. 4, 2, 10, 5, 1, 6, 7, 9, 3, 8.
    Творческое задание. Создание фанфика по рассказу «Уроки французского»

    Данное задание можно использовать на уроке развития речи. Создание фанфика- это эффективный способ повысить интерес к чтению произведений литературы, усвоить текст. Чтобы написать хороший фанфик, ученик должен глубоко вникнуть в текст оригинального содержания.

    Подготовка к написанию фанфика на уроке.

    Учитель сохраняет интерес к изученному произведению и предлагает ответить на вопрос:

    • Понравился ли вам рассказ? Каково впечатление от прочитанного?

    • Задумывались ли вы после прочтения рассказа В.Г.Распутина о дальнейшей судьбе мальчика и учительницы?

    • Хотелось бы вам, чтобы конец рассказа был более оптимистичным?

    • Как вы думаете, можем ли мы изменить ситуацию?

    • Мы с вами можем «помочь» автору и продолжить повествование рассказа!

    Далее идет знакомство с понятием «фанфик». Учитель вместе с учащимися составляют памятку «Как работать над фанфиком» (создают таблицу).

    В ходе обсуждения выясняют: с чего начинается работа писателя над произведением (с замысла, идеи), продумывают сюжет, композицию текста повествования, вспоминают структуру сложного плана, выясняют кто будет героями.

    В итоге получается заполненная таблица и дети составляют фанфик.

    1

    Настроение

    Радостное, светлое, приятное

    2

    Идея

    Порадовать читателя

    3

    Сюжет

    Наброски основных тем в определенном порядке

    4

    Сложный план

    Деление пунктов плана на подпункты

    5

    Герой

    Следовать характеристике героев, данной автором

    6

    Готовый текст

    Редактировать! Покажи заинтересованному человеку


    Логические цепочки

    1. Озаглавьте иллюстрации к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

    2. Расположите эпизоды в хронологической последовательности.

    1.

    2. 3.

    4. 5.

    Заключение

    Практическая реализация предложенных приемов и заданий показывает значительный рост интереса учащихся к литературным произведениям, активизации мыслительной деятельности и как следствие общий рост эстетического и интеллектуального образования.

    Список литературы

    1. Р.Г. Ахмадуллина . Литература. Рабочая тетрадь 6 класс. - Ч.1,2 //М: Просвещение, 2017

    2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс: пособие для учителя /Егорова Н.В. - Москва; ВАКО, 2019. - 416 с.

    3. Полухина В.П. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2/ В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; под редакцией В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2019. - 288 с.


    написать администратору сайта