Главная страница
Навигация по странице:

  • РУДНЫЙ МУЗЫКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ РУДНЕНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ҚОСТАНАЙ ОБЛЫСЫ ӘКІМДІГІНІҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ

  • ӘДІСТЕМЕЛІК БАЯНДАМА МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД Тақырып/Тема: «Основы скрипичной аппликатуры» По специальности: «Инструментальное исполнительство»

  • Оқушы/обучающийся: Мергенова Д. Оқытушы/преподаватель: Белгібаева Баян Жумагалиевна Рудный, 20 ___ ж./г. Содержание

  • Введение «Скажи мне, какие пальцы ты берешь, и я скажу тебе, кто ты таков!». К. Флеш

  • Связь аппликатуры с интонацией

  • Аппликатура в двойных нотах

  • Основы скрипичной аппликатуры в работе с учениками

  • Отдельные советы по аппликатуре

  • Список использованной литературы

  • «Основы скрипичной аппликатуры». Доклад. Коммунальное государственное казенное предприятие


    Скачать 27.92 Kb.
    НазваниеКоммунальное государственное казенное предприятие
    Анкор«Основы скрипичной аппликатуры
    Дата20.12.2022
    Размер27.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад.docx
    ТипРеферат
    #854147

    КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРЫН

    КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

    РУДНЫЙ МУЗЫКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ

    РУДНЕНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

    ҚОСТАНАЙ ОБЛЫСЫ ӘКІМДІГІНІҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ

    УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ

    «Келісінді»

    «Согласовано»

    Әдістемелік кабинетінің меңгерушісі:

    Методист КГКП «РМК»

    ____________ Кречетова Ю. А.

    «___» _____ 20___ ж./г.

    ӘДІСТЕМЕЛІК БАЯНДАМА

    МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

    Тақырып/Тема: «Основы скрипичной аппликатуры»

    По специальности: «Инструментальное исполнительство»

    Оқушы/обучающийся: Мергенова Д.

    Оқытушы/преподаватель: Белгібаева Баян Жумагалиевна

    Рудный, 20___ ж./г.

    Содержание

    1. Введение

    2. Связь аппликатуры с интонацией

    3. Аппликатура в двойных нотах

    4. Переходы

    5. Основы скрипичной аппликатуры в классе с учениками

    6. Аппликатура = звучание

    7. Отдельные советы по аппликатуре

    8. Заключение


    2

    Введение

    «Скажи мне, какие пальцы ты берешь, и я скажу тебе, кто ты таков!».

    К. Флеш

    Аппликатурой мы называем способ расположения и порядок чередования пальцев для исполнения определенного музыкального звукоряда или музыкальных последовательностей при игре на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа и порядка в нотах, наиболее целесообразно позволяющего музыканту с уверенностью и наименьшей затратой усилий исполнять музыкальное произведение. Попросту говоря - это то, какие пальцы мы «прикладываем» к грифу для исполнения какого-либо упражнения или произведения. В переводе с итальянского языка «applicare» - прикладывать, накладывать, применять.

    Аппликатура обозначается проставленными над нотами цифрами, указывающими, каким пальцем эта нота берется. Проведенная от этой цифры сплошная горизонтальная черта отмечает, до какой ноты следует удерживать палец на струне, а скобка сбоку двух нот обозначает, что палец следует поставить сразу на две струны. Ноль – обозначение открытой струны.

    Кобызовая аппликатура полностью соответствует скрипичной аппликатуре, которая существует с самого зарождения скрипичного искусства.

    Моцарт называл три причины, «оправдывающие» аппликатуру: необходимость, удобство и украшение. Разумеется, для игры необходим выбор наиболее целесообразной постановки пальцев. В то же время такой выбор должен производиться с точки зрения наибольшего удобства действия пальцев, их естественного расположение и обеспечивать максимальную свободу и легкость движений. Таким образом, выбор аппликатуры можно рассматривать как достаточно ответственную техническую проблему. Также выбор аппликатуры осуществляется с учетом художественных требований выразительной игры, он позволяет индивидуализировать исполнение, обогатить фразировку, раскрыть тембровые и иные выразительные качества инструмента.

    Верный выбор аппликатуры помогает не только полноценно воплотить содержание музыкального сочинения, но и способствует развитию свободы и устойчивости движений, ориентировки на грифе, чистоте интонации, укрепляет музыкальную память, дает простор фантазии, облегчает чтение с листа.

    3

    Музыканты выбирают аппликатуру по многим принципам:

    1. удобство исполнения

    2. типовые условия анатомического строения рук

    3. строение музыкальной фразы

    На кобызе, как и на любом другом струнно-смычковом инструменте, изменение аппликатуры одного и того же звука обычно влечёт за собой существенное изменение его тембра и силы, вне зависимости от характера ведения смычка. Это можно объяснить тем, что на кобызе один и тот же звук может быть взят на разных струнах и изменение тембра в данном случае обуславливается разной толщиной струн.

    В самом расположении пальце на грифе возможны три варианта аппликатуры: естественная (с охватом кварты); суженная (с охватом интервала меньше кварты), применяемая при игре в полупозиции, в хроматических гаммах, аккордах; расширенная (достигающая квинты, сексты и более широких интервалов), применяемая при игре фингерзацев, децим, двойных флажолетов, аккордов при использовании растяжек, игре в высоких позициях, а также для частичной замены позиционной игры путем «подтягивания» руки.

    Если правильно держать кобыз и предоставить пальцам возможность свободно падать на струны, то наблюдается следующее – первый и второй пальцы наклоняются несколько наискось к шейке, в то время как третий и четвертый будут держаться в направлении, пересекающим воображаемое продолжение направления первых двух пальцев. Это расположение нужно объяснять и учитывать.

    Удобство выбора аппликатуры связано со знанием особенности строения руки. Например, при свободном опускании пальцев, их концы сближаются. Переходы вверх часто исполняются первым и вторым пальцами, а вниз третьим и четвертым пальцами. При растяжках удобней отводить первый палец вниз, чем вытягивать второй, третий и четвертый пальцы вверх.

    4

    Связь аппликатуры с интонацией

    Одной из главнейших задач в скрипичном классе является работа над интонацией. Чистота интонации напрямую зависит от аппликатуры. Плохая аппликатура часто бывает причиной неустойчивого, неточного интонирования. Это является результатом неудобных движений рук и пальцев, вызываемых подобной аппликатурой.

    Выработка чистой интонации облегчается применением рациональной аппликатуры. Свободное овладение рациональной аппликатуры означает овладение новыми видами движений в левой руке, а следовательно – выработку новых технических приемов.

    Энгармоническая замена звуков является важным приемом, облегчающим в ряде случаев выбор рациональной аппликатуры. Упрощая нотную запись, она иногда облегчает восприятие интервальных соотношений звуков и тем самым дает исполнителю более ясное и четкое представление о позиционном местонахождении.

    Нередко скрипач или кобызист берет следующую последовательность звуков аппликатурой, требующей неестественного расположения пальцев, затрудняющего чистое исполнение данного отрывка ка, в то время как произведя энгармоническую замену, он получит очень удобный для интонирования и исполнения эпизод.

    Аппликатура в двойных нотах

    Для того, чтобы укрепить пальцы и одновременно придать им гибкость, ученик должен перейти к гаммам двойными нотами.

    Двойные ноты – важный элемент техники левой руки скрипача. При исполнении двойных нот возрастают трудности в координации пальцев левой руки, появляются новые двигательные ощущения.

    На кобызе музыкант имеет возможность извлекать два звука одновременно: одна нота берется на одной струне, а другая на соседней. Есть несколько видов двойных нот: терции, сексты, октавы, децимы и фингерзации.

    Как только достигнута некоторая степень искусства в игре простых гамм, равно как легкость в перемене позиций, ученик может приняться за терции, начав с тональностей до, соль, ре, ля и ми мажор и играя их очень медленно.

    5

    Терции исполняются при помощи двух пальцев: 1-3, 2-4. Редко используется 2 и открытая струна, так как открытая струна всегда звучит громче.

    В терциях следует упражняться в нисходящем и восходящем порядке. Играя таким способом гамму, учащийся сможет обратить все свое внимание на интонацию.

    Есть 2 вида аппликатур в секстах: 1-2 2-3, так называемое «быстрое» исполнение, а также для разработки ловкости пальцев используется другая аппликатура: 1-2 2-3 3-4. 3-4 пальцы менее устойчивы и подвижны, что не позволяет играть сексты в быстром темпе. Но в качестве тренировки играют и такой аппликатурой.

    В обоих случаях, и при нисходящих и при восходящих гаммах в секстах, следует держать один палец на месте до тех пор, пока это возможно. А если держать его иначе, т. е. так, чтобы оба пальца были подняты одновременно, появляется пустота, слышно вибрирование одной из открытых струн, и становится невозможным сыграть пассаж секстами легато. Но который из пальцев должен оставаться на месте для того, чтобы создалась связующая нить гаммы, это – вопрос, который следует решать самому играющему, чтобы выбрать наиболее подходящую и удобную аппликатуру.

    При исполнении октав в основном используется 1-4 пальцы, которые скользят по грифу. Основным пальцем является бас. 1 палец поднимается только тогда, когда идет переход с одной пары струн на другую и задействована пустая струна (0-3).

    При исполнении децим в основном используется 1-4 пальцы, которые скользят по грифу. Основным пальцем является бас. При игре децим скрипач или кобызист оттягивает указательный палец от себя, что позволяется не напрягать руку при сильной растяжке, особенно в низких позициях.

    Фингерзации – это по звучанию те же октавы, но при этом используется другая аппликатура: 1-3 2-4, то есть аппликатура терций, но при этом с большим расстоянием. Эта техника позволяет играть фингерзации более уверенно без перехода на каждую последующую двойную ноту.

    6

    Переходы

    Одной из разновидностей аппликатуры являются переходы, используемые для выразительной связи звуков с помощью плавных или скачкообразных перемещений руки вдоль грифа. Наиболее частым случаем переходов является так называемая смена позиций. Ю. Янкелевич писал, что «полное овладение приемами смены позиций, обеспечивающими возможность воспроизведения гибких и разнообразных по своей выразительности портаменто в кантилене, легких, незаметных и весьма подвижных переходов в пассажах и т.д., является одной из важнейших задач совершенствования скрипичного исполнительства».

    Позиция – это положение левой руки на грифе, которое определяется расположением первого пальца (и связанного с ним большого) по отношению к порожку, позволяющее, не сдвигая кисти, исполнять необходимую последовательность звуков. Перемещение первого пальца по целым тонам и полутонам дает деление на позиции, которое было введено в конце XVII века и закреплено М. Корреттом в конце следующего, XVIII. Корретт предложил четкое деление грифа на семь позиций с квартовым охватом звуков в пределах одной струны. Позиции определяются по интервалу, образующемуся от открытой струны до первого пальца. Общее количество позиций может достигать двенадцати и более.

    Основы скрипичной аппликатуры в работе с учениками

    Анализ приемов скрипичной аппликатуры показывает, что та или иная аппликатура обуславливает не только различные движения пальцев, но также и движения кисти и локтя, в зависимости от высоты и сочетания исполняемых звуков. В основном это следующие движения: вертикальные, горизонтальные, поперечные к грифу и комбинированные движения пальцев, кисти и локтевого сустава.

    В двойных нотах используется эти движения, но в несколько усложненном виде. Появляются одновременные движения пальцев, которые могут быть: содружественными, частичносодружественными и противоположными.

    7

    Некоторые сочетания этих движений могут дать нерациональную аппликатуру: это движение одним и тем же пальцем несколько раз подрят, перебрасывание одного и того же пальца на разные струны, одновременное движение двух рядов пальцев, расходящихся по грифу в противоположных направлениях. Игра неудачной и неудобной аппликатурой означает наличие неестественных движений левой руки. Следовательно, лучшая аппликатура обеспечивает наиболее целесообразное расположение пальцев на грифе для данной звуковой последовательности при правильном положении руки в данной позиции.

    При начальном обучении детей точное обозначение позиций удобней, так как оно способствует сознательному освоению разных групповых комбинаций расположения пальцев на грифе. Однако, как только позиции и расстановка пальцев освоены, следует осваивать приемы межпозиционной игры, так как фактическое местонахождение руки часто не соответствует названию позиции.

    Уже на самых первых порах обучения, когда ученик освоился в первой позиции, появляется возможность обратить его внимание на варианты аппликатурных решений. Речь идет о проблеме употребления открытых струн. Убедившись на собственном опыте, что открытая струна звучит ярче и громче, чем закрытый звук, ученик легко воспримет правила ее применения, особенно если педагог наглядно продемонстрирует на инструменте, что отступление от них приводит к нелогичным «выкрикам», нарушает плавное течение мелодии. Особенно убедительны для ученика примеры из выученных им песенок. При разучивании новой пьесы ему предлагается самому выбрать, где лучше прозвучит открытая струна, а где следует предпочесть ей четвертый палец. Не секрет, что выбор в пользу четвертого пальца всегда таит в себе опасность интонационной погрешности, но не следует допускать, чтобы ученик добивался облегчения свой задачи ценой музыкально-неоправданного звучания открытой струны.

    Например, «Аллегретто» Моцарта в D-dur, которое ученики начальных классов часто исполняют. Здесь средний раздел, невзирая на трудность интонирования, необходимо начинать четвертым пальцем на струне ре и это должно стать убеждением ученика.

    При изучении гаммы педагоги рекомендуют при восходящем движении идти через открытую струну, а обратно возвращаться через четвертый палец. В данном случае ребенка необходимо убедить в логической обоснованности такой аппликатуры.

    8

    Ему нужно объяснить, что участие открытых струн делает звучание гаммы более ярким. Педагог подтверждает сказанное, взяв инструмент в руки. В то же время при обратном движении, когда светлые тембры сменяются приглушенными, открытые струны нарушают гладкость данного процесса, обостряя контраст тембров при переходе к более низкой струне.

    Круг аппликатурных проблем значительно расширяется с ростом технической оснащенности ученика, в частности при знакомстве с позициями и различными видами переходов. Не стоит допускать торопливость в изучении переходов, и в начальный период работы использовать их как технический прием. Разумно шлифовать технологию переходов на упражнениях, затем этюдах, изучая в это время пьесы в первой позиции. Это позволяет педагогу, давая ученику долгожданную пьесу с переходами, сразу обратить его внимание на их выразительную роль, объяснить, что темп совершения переходов должен соответствовать скорости движения мелодии: замедленный переход в пассаже столь же неуместен, как чересчур резкий в плавной мелодии. Также не менее важно решить вопрос, какую роль призвать выполнить каждый конкретный переход: только служебным средством перемены позиций или содействовать подчеркиванию, выразительному пропеванию каких-либо звуков. Здесь как раз и встает вопрос о выборе аппликатуры.

    Если переход совершается в силу технической необходимости, скрипач должен скрыть его от слуха. Для этого существует ряд способов. Самый эффективный – приурочить переход к смене смычка, т.к. образующаяся при смене микропауза способна поглотить неизбежно возникающий при переходе микротолчок. Со времен Л. Ауэра вошел в обиход термин «ритмическая аппликатура». Звук после перехода приурочивается к ритмически опорному моменту, подчеркивая ритмическую пульсацию.

    Развивая аппликатурное мышление ученика, нельзя не считаться с его возрастом, уровнем его музыкальных и прочих способностей. Однако пробудить интерес к поиску правильной аппликатуры стоит у каждого юного скрипача. Очень важно, чтобы все задания были посильными, вносящими разнообразия в его занятия на инструменте. Далеко не всякий подвинутый учащийся 4 – 5 классов способен самостоятельно проставить аппликатуру в целом произведении, но очень полезно попросить его дома проставить аппликатуру в отдельном эпизоде и объяснить педагогу свой выбор. Для менее подвинутого ученика конкретизировать задание, поручив ему в пассаже аппликатуру с наименьшим числом переходов.

    9

    Активизировать заинтересованность ребят помогает форма соревнования. Задав двоим одно и то же произведение, педагог просит поставить аппликатуру в одном из разделов, чтобы потом вместе обсудить полученные результаты.

    Итак, задача формирования аппликатурного мышления юного скрипача требует от педагогов постоянного, напряженного творческого поиска.

    Аппликатура = звучание

    К аппликатуре предъявляется ряд требований - это, прежде всего физическая целесообразность и потребность художественного исполнения, а также учет индивидуальных особенностей рук ученика. Обычно наиболее удобно квартовое расположение пальцев, но переходы в позиции могут быть заменены растяжкой пальцев (охват больше кварты на одной струне и децимы на соседних струнах).

    Аппликатура в кантилене подчиняется достижению большей связности звучания и единству тембра- линейная аппликатура. При повторении фразы, целесообразно изменить тембр, то есть струну, может быть даже без изменения аппликатуры. При crescendo удобней движение в верхние позиции. В кантилене хорошо звучит portamento вокального характера ( что еще сближает скрипку с человеческим голосом).

    В аппликатуре для технических эпизодов - главное это удобство, четкость соединений звуков, минимум переходов. Нецелесообразно играть одним и тем же пальцем на одной или разных струнах при увеличенных или уменьшенных квинтах. В чистых квинтах готовить палец сразу на обе струны. Переходы в позиции должны быть незаметными, а переход со струны на струну удобней делать на сильной доле группы, это смягчает звуковое соединение струн. При больших скачках лучше использовать крайние пальцы, а при малых переходах- смежные пальцы. Удобно менять позиции при повторении нот. В пассажах на легато удобней менять позиции вместе со сменой смычка, то есть аппликатура должна соответствовать движениям правой руки. Целесообразно использование пауз и люфт-пауз для переходов, следует избегать нескольких переходов подряд. Четные позиции использовать наравне с нечетными.

    10

    Аппликатура как элемент художественного исполнения неотделима от звучания, поэтому различная аппликатура означает различное звучание.

    Отдельные советы по аппликатуре

    - выбор струны должен соответствовать характеру мелодии и нюансировки;

    - при выборе аппликатуры для мелодической фразы нужно стремиться сохранить единство тембра, и исполнять фразу по возможности на одной струне;

    - иногда во избежание portamento переход заменяется расширенной аппликатурой;

    - повторение фразы влечет за собой изменение нюанса, аппликатуры или даже смены струны (для изменения тембра);

    - подмена пальцев при повторении одной ноты подчеркивает выразительность их, изменяя тембр;

    - в кантилене ограничено применение четвертого пальца: а) на высоких позициях, б) в местах на фортиссимо; в) на струне соль;

    - применение натуральных флажолет украшает кантилену;

    - следует избегать аппликатур, приводящих к перебросу смычка через одну или даже две струны, особенно в быстром темпе;

    - частая смена струн на небольшом тематическом отрывке создает нервозность звучания, поэтому ее надо по возможности заменить игрой на одной струне;

    - тональности открытых струн придают произведению блеск, остальные приглушают звучание;

    - необходимо разграничивать требования к аппликатуре в учебных заданиях и художественном исполнении.

    11

    Заключение

    Скрипичная аппликатура – это очень обширная и важная тема для

    исследования и обсуждения. Поэтому в данной работе я затронула лишь

    только самые важные, на мой взгляд, вопросы, с которыми учащиеся

    сталкиваются наиболее часто.

    Характерно, что все крупные музыканты-художники стояли на позиции

    художественного подхода к расстановке аппликатуры. К.Ф.Э. Бах писал:

    «Почти каждая новая музыкальная мысль требует новой и своей

    аппликатуры». Не раз подчеркивал эту же мысль и Г. Бюлов: «Аппликатура

    хороша, если она облегчает фразировку, плоха – если затрудняет ее. Строит

    аппликатуру музыкальное чувство».

    Подход к поиску аппликатуры должен быть всегда творческим и музыкальным.

    Грамотно подобранная аппликатура помогает наиболее верно, выразительно изложить музыку и преодолеть многие технические трудности, с которыми может столкнуться каждый скрипач, не знающий основ и принципов скрипичной аппликатуры.

    Аппликатура как элемент художественного исполнения неотделима от звучания; поэтому различная аппликатура означает различное звучание.

    Раскрытие идейно-эмоционального содержания музыкального произведения, выявление всего богатства звучания скрипки является одной из главнейших задач, стоящих перед скрипачом-исполнителем.

    12

    Список использованной литературы
    Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Л., «Тритон», 1933.

    Мострас К. Интонация на скрипке, М-Л., «ГМИ», 1947.

    Флеш К. Искусство скрипичной игры. М., «Музыка», 1964.

    Шульпяков О. Техническое развитие музыканта – исполнителя, Л., «Музыка», 1973.

    13


    написать администратору сайта