Игры и пособия, позволяющие дошкольникам осваивать простейшие зависимости и закономерности
Название игры / пособия
| Параметры
| Цель
| Игровая задача
| Используемый материал
| Возраст ребенка
| 1. «Хорошо-плохо»
| Формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других, развивать алгоритмические умения, знакомить с линейным алгоритмом.
| Дети рассматривают картинки, распределяют их на две группы «хорошо» и «плохо», прикрепляя их на лучики смайликов.
| Картинки с изображением плохих и хороших поступков, магниты, доска, два смайлика
(улыбающийся и грустный)
| Средняя группа 4-5лет
| 2. «Веселый алгоритм»
| Развитие логического мышления, а также развивает умение составлять линейный алгоритм.
| Ребенку предлагается карточки с изображением любого алгоритма (одевания, раздевания, дежурства), он должен в правильно порядке эти карточки разложить, выстроить свой алгоритм.
| Карточки с изображением процесса одевания, умывания или дежурства, разрезанные на фрагменты действий.
| Средняя группа 4-5лет
| 3.«Напольный алгоритм»
| Знакомство детей с построением первых алгоритмов движения, осваивание роли помощника.
| Ребенок берет любую игрушку и вместе с ней проходит по заданному воспитателем алгоритму. Например, ребенку надо пройти от изображения куклы, до изображения машинки, ребенок идет в любом направлении вперед, влево, вправо, вниз, от пункта а до пункта б. Ребенок при продвижении к цели проговаривает все картинки, которые ему встречаются на пути.
| В игре имеется игровое поле, на котором расположены картинки и имеется набор карточек с изображением картинок, которые используются на игровом поле. Любая игрушка.
| Старшая группа 5-6 лет
| 4. Лабиринты с помощью Блоков Дьенеша
| Знакомство детей с циклическим и разветвляющимся алгоритмом.
| Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша и, пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок задаёт наводящие вопросы, а можно отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
| Логические блоки Дьенеша, монетка или камушек.
| Старшая группа 5-6 лет
|
Аннотация игры/пособия «Хорошо-плохо» для детей средней возрастной группы 4-5 лет.
Цель
| Формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других, развивать алгоритмические умения, знакомить с линейным алгоритмом.
| Игровая задача
| Побуждать общаться детей с воспитателем и сверстниками в процессе игры, соблюдая правила поведения.
| Правила
| Дети рассматривают картинки, распределяют их на две группы «хорошо» и «плохо», прикрепляя их на лучики смайликов.
| Доступность
| +
| Позитивные и негативные моменты
| Позитивные моменты: - обучение умению различать хорошие и плохие действия; - воспитание негативного отношения к человеческим порокам – жадности, злости, грубости и прочим; - развитие коммуникабельности, способности к работе в коллективе; - формирование доброго и заботливого отношения к людям и природе; - получение опыта доброжелательного, уважительного и вежливого общения с родственниками, сверстниками и людьми старшего возраста; - развитие главных эмоциональных элементов общения – дружелюбия, отзывчивости, сострадания, гуманности; - формирование самостоятельности, ответственности за действия и решения; - формирование положительного отношения к труду.
| Усложнение игровой задачи
| Задание можно усложнить: пусть дети найдут к каждой иллюстрации, изображающей неправильное поведение, картинку с аналогичной ситуацией, где персонаж поступает правильно. Вместо жизненных ситуаций можно использовать для вопросов сюжеты из сказок и детских рассказов.
Например: -Емеля целый день валяется на печи;
-комар спас Муху-Цокотуху от паука;
-сестрица Аленушка спасла братца Иванушку;
-волк съел козлят;
-Красная Шапочка пошла в лес одна и так далее. Плюс игры в том, что она помогает вспомнить то положительное, что вынесено от прочтения сказок. К каждому вопросу можно прибавлять дополнительные: почему персонаж хороший или плохой, что сделал неправильно, как нужно было поступить.
| |