Главная страница
Навигация по странице:

  • Почему коммуникативные практики инклюзивной культуры являются индикатором развития инклюзии в обществе

  • ЛИЧНЫЙ ТЕСТ ПО АНАТОМИИ. коммуникативные_практики. Коммуникативные практики инклюзивной культуры


    Скачать 22.33 Kb.
    НазваниеКоммуникативные практики инклюзивной культуры
    АнкорЛИЧНЫЙ ТЕСТ ПО АНАТОМИИ
    Дата11.06.2022
    Размер22.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакоммуникативные_практики.docx
    ТипДокументы
    #585078

    Коммуникативные практики инклюзивной культуры

    Изучение коммуникативных практик необходимо начать с теории социальной коммуникации. Многие современные концептуальные модели так или иначе затрагивают теорию социальных коммуникаций, являющаяся фундаментом для исследования социальных феноменов. Не исключением является парадигма инклюзии, инклюзивного общества и инклюзивной культуры.

    В последние годы коммуникация рассматривается не только как процесс передачи информации от одного социального субъекта к другому, но и как процесс конструирования новых смыслов, а также механизма создания новых норм и правил взаимодействия субъектов. Трактовка коммуникации способствует многостороннему рассмотрению отношений между людьми, глубокому пониманию личности в контексте социальных контактов, связей, социальных и коммуникативных практик.

    Коммуникативные практики – понятие, которое входит из понимания феномена социальных практик, под которыми понимаются образцы социальной деятельности, раскрывающие человеку возможности состояться в том или ином социальном качестве, иметь определенную статусно-ролевую позицию. Коммуникативные практики – это образцы социальной деятельности, направленной на передачу и прием социально-значимой информации. Коммуникативные практики «работают», постоянно воспроизводя системы коммуникаций различного уровня. Важнейшим свойством коммуникативных практик является то, что они способствуют самовоспроизводству общества, таким образом коммуникация представляет собой смысловое воссоздание общества. Соответственно, если нам интересно инклюзивное общество, то анализ коммуникативных практик во многом будет индикатором развития инклюзии, её принципов, ценностей, технологий. Говоря о коммуникативных практиках инклюзивной культуры мы прежде всего опираемся на этические правила и учет социально-психологических характеристик субъектов коммуникации.

    Знания инклюзивной культуры необходимы для того, чтобы проявлять себя толерантным, уметь вступать во взаимодействие и включенность. Данные явления (толерантность, включенность, взаимодействия) основаны на том, что известно субъектам коммуникации (действующим лицам) друг о друге и позволяют интерпретировать действия друг друга, отношения друг к другу и оценки друг друга (сравните: «немощный» / «инвалид» – «человек с особыми потребностями» / «нетипичный человек»). Состояние взаимодействия субъектов коммуникативной практики означает, что есть некоторое фоновое знание между действующими лицами в виде тезауруса (относительно заявленной темы – это тезаурус инклюзивной культуры, то есть символическое отражение в сознании людей, принадлежащих к инклюзии, определенных действий, фактов, событий, поступков). Все эти явления приобретают в сознании человека определенный символический смысл, характерный и единый для всего общества или для определенной социальной группы. Отметим, что существующий тезаурус зачастую не замечается членами социума, хотя довольно строго «соблюдается», то есть используется и интерпретируется в межличностных отношениях. Именно поэтому посредством коммуникативных практик проявляется инклюзивная культура современного общества.

    Начнем с этических вопросов коммуникативных практик инклюзивной культуры. Реализация идей технологии социально-культурной и творческой реабилитации в инклюзивном пространстве требует развития коммуникативных стратегий, практик и приемов, которые являются неотъемлемой частью становления инклюзивной культуры. Само по себе развитие коммуникативных навыков начинается с соблюдения этических норм поведения.

    Отметим, что в узком понимании феномен инклюзивной культуры может рассматриваться в контексте этических норм коммуникативного общения с людьми с особыми потребностями. Говоря о профессиональной этике специалиста, который взаимодействует с людьми с особыми потребностями, необходимо обозначить, что во всех коммуникативных практиках с ними специалист (социальный работник, врач, психолог, библиотекарь, режиссер, педагог и т.д.) является лицом, выполняющим должностные обязанности и представляющим свое учреждение / организацию, корпоративную этику и инклюзивную культуру (набор принципов, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях). Ценности специалистов определяют стили коммуникации, включенность в процесс и поведения в целом. Например, от того, насколько внешний вид, поведение и речь психолога, работающего с нетипичным клиентом соответствуют этическим нормам современной инклюзии, зависят не только доверие к нему и эффективность терапии, но и имидж организации, которую представляет специалист.

    Коммуникативная компетентность специалиста является важным фактором, влияющим на формирование партнерского стиля отношений с клиентом и, как следствие, повышающим его вовлеченность в совместную деятельность и ответственность при соблюдении реабилитационных практик.

    Существуют некоторые специфические этические нормы при взаимодействии с клиентами, имеющими особые потребности. Эти нормы предназначены, в первую очередь, для сохранения личного достоинства человека с инвалидностью, а также для разрешения сложных и неловких ситуаций, которые могут возникнуть во взаимодействии в инклюзивном пространстве. Вот некоторые из них: при разговоре с незрячим человеком следует обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему; при знакомстве совершенно естественно (при желании) пожать ему руку; человеку с нарушенной подвижностью конечностей (даже тому, кому трудно ею двигать, или кто пользуется протезом), при невозможности пожать правую руку, допустимо пожать левую; оказывать помощь следует только после того, как она была предложена человеку с инвалидностью и он на нее положительно ответил (рекомендуется уточнять алгоритм оказании помощи, прежде чем ее осуществлять).

    Говоря о работе с людьми, имеющими различные ограничения по здоровью (и возникающие при этом барьеры во взаимодействии и включенности в совместную деятельность), помимо общих коммуникативных правил, следует рассмотреть также конкретные ситуации и связанные с ними практики.

    Например, можно выделить практики взаимодействия с людьми, испытывающими трудности при передвижении. При общении следует
    занять удобное положение относительно человека с инвалидностью: не стоять за его спиной или сбоку, идеально, если есть возможность, сесть таким
    образом, чтобы находиться на одном уровне с собеседником. Необходимо помнить, что инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства
    человека, который ее использует, соответственно, недопустимо опираться о коляску.

    Люди с нарушениями зрения часто испытывают к себе дискриминационное отношение, потому что существует стереотип, что человек не просто ограничен в одном из средств восприятия, но и в целом неспособен понять, о чем идет речь и принять решение. Это выражается в стремлении говорить с сопровождающим, задавать ему вопросы и ожидать именно от него ответов, касающихся непосредственно незрячего.
    При общении с незрячими необходимо соблюдать следующие правила коммуникации. Когда встречаетесь с незрячим человеком, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, поясняйте, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.

    Коммуникативные стратегии общения с глухими направлены на использование доступных им (визуальных или звуковых) каналов восприятия. Общаясь с глухим и слабослышащим человеком важно смотреть прямо на него, не затемняя свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Важно, чтобы глухой или слабослышащий собеседник имел возможность следить за выражением лица говорящего. Нарушения слуха довольно часто сопровождаются затруднениями речи. Общение с человеком
    с такими особенностями предполагает толерантное отношение к говорящему. Бывает, что люди испытывают непроизвольную неловкость при общении с людьми с затруднениями речи, стараются, как можно быстрей выйти из
    ситуации, и совершают несколько распространенных ошибок: делают вид, что поняли фразу тогда, когда на самом деле это не так; перебивают говорящего словами «я понял»; договаривают за собеседника; прерывают общение.

    Правила взаимодействия с человеком, у которого имеются речевые затруднения, состоят в следующем: не игнорируйте таких людей и не избегайте с ними разговора; будьте готовы к тому, что
    общение займет достаточно много времени; сосредоточьтесь на разговоре и поддерживайте визуальный контакт с собеседником; позвольте собеседнику полностью договаривать фразы и начинайте говорить только тогда, когда вы убедились, что мысль завершена; не стесняйтесь переспросить
    или уточнить, если вы что-то не поняли; не относитесь к собеседнику предвзято: трудности в речи прямо не влекут за собой трудности в восприятии
    и обработке информации; при наличии серьезных барьеров в речевой коммуникации тактично предложите альтернативный способ обмена информацией, например, переписку.

    Общение с людьми с задержкой психического развития (в том числе ментального) требует соблюдения определенных норм: необходимо выбирать доступные партнеру темы разговора, т.е. не говорить о том, что для него непонятно; использовать простой и точный язык, короткие фразы; не стоит употреблять метафоры; если есть необходимость и возможность, в
    процессе речи лучше указывать на предмет, о котором идет речь (это облегчает восприятие); сложную информацию лучше написать, потому как визуализация улучшает понимание. При сложных случаях, рекомендуется изложить суть беседы на бумаге и предложить собеседнику обсудить беседу с родными.

    При общении с людьми, имеющими психические расстройства, необходимо помнить, что эти нарушения могут не означать наличие сложностей или проблем в развитии. Люди с психическими нарушениями зачастую испытывают эмоциональные расстройства, которые осложняют их жизнедеятельность. Психические расстройства не всегда сопровождаются интеллектуальными нарушениями, более того, часто они проявляются не на постоянной основе, а ситуационно.

    Среди множества стратегий коммуникации, для нетипичных людей характерно две – коммуникация с ближайшим окружением («Я как другой – близкие и референтные Другие»); общение и взаимодействие с людьми, имеющими аналогичный опыт, чаще всего с такими же особенностями здоровья и переживаниями («Я – Другой как Я»). Соответственно, чем корректнее (этичнее и толерантнее) собеседник без инвалидности выстраивает диалог с собеседником с инвалидностью, тем больше вероятности, что возникнет фасилитация включенности и, как следствие, совместная деятельность.

    Отметим, что даже самые близкие собеседники (значимые Другие) должны соблюдать определенную меру сочувствия, общаясь с человеком с инвалидностью, поскольку избыточное выражение чувств иногда столь же опасно, как и их отсутствие. Важно помнить, что чрезмерное сочувствие легко может трансформироваться в жалость, которая, в свою очередь, может быть связанна с обесцениванием человека, или с актуализацией чувства вины у собеседника с инвалидностью за доставленные другим эмоциональные и коммуникативные неудобства.

    Вступая в коммуникацию с людьми, имеющими особые потребности, необходимо учитывать их психические особенности. Самые распространенные из них следующие:

    – низкая самооценка человека с инвалидностью, повышенная тревожность из-за того, что наличие заболевания может восприниматься как дефект личности в целом, дефект их собственного «Я»;

    – недостаточная сформированность навыков социального взаимодействия;

    – наличие устойчивых предубеждений и стереотипов относительно настоящего будущего (наличие инвалидности влияет на внутригрупповой статус человека, трансформируя его в позицию жертвы, человека, «стигматизированного несчастьем / болезнью / ограничениями»).

    Учитывая психологические особенности собеседника, необходимо использовать коммуникативные практики, достаточно давно и хорошо разработанные в психологии профессионального общения: техника активного слушания, приемы оказания эмоциональной поддержки клиенту или членам его семьи, навыки конструктивного преодоления сопротивления собеседника, умение ограничивать в беседе использование профессиональной лексики и эффективно предоставлять необходимую информацию.

    В заключении отметим, владение продуктивными коммуникативными практиками инклюзивной культуры способно сыграть существенную положительную роль в формировании положительного эффекта от применения технологий социально-культурной и творческой реабилитации людей с инвалидностью, в повышении эффективности инклюзивных технологий в целом, а также в предотвращении развития явлений эмоционального выгорания и профессиональной деформации у специалистов инклюзивных практик и волонтеров.
    Вопросы.


    1. Почему коммуникативные практики инклюзивной культуры являются индикатором развития инклюзии в обществе?

    2. Какие этические нормы при взаимодействии с клиентами, имеющими особые потребности необходимо учитывать?

    3. Почему чрезмерное сочувствие недопустимо во взаимодействии с людьми с инвалидностью?

    4. Какие особенности коммуникации должны быть учтены во взаимодействии с глухими, незрячими людьми и людьми, имеющими нарушения речи?

    5. Объясните, почему грамотное использование коммуникативных практик инклюзивной культуры способствует предотвращению развития эмоционального выгорания у специалистов инклюзивных практик и волонтеров?


    написать администратору сайта