Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ на тему: Коммуникативное пространство в теории Г.М. Маклюэна.по дисциплине «Человек в коммуникативном пространстве»Выполнил студент

  • Москва – 2021 Введение

  • Коммуникативное пространство в теории Г.М. Маклюэна

  • Заключение

  • Cписок литературы

  • Реферат. Реферат ЧВКП Токарев А.Р. РСО-Б-0-З-2021-1. Коммуникативное пространство в теории Г. М. Маклюэна по дисциплине Человек в коммуникативном пространстве


    Скачать 30.03 Kb.
    НазваниеКоммуникативное пространство в теории Г. М. Маклюэна по дисциплине Человек в коммуникативном пространстве
    АнкорРеферат
    Дата19.04.2022
    Размер30.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат ЧВКП Токарев А.Р. РСО-Б-0-З-2021-1.docx
    ТипРеферат
    #484911

    Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

    высшего образования

    «Российский государственный социальный университет»
    РЕФЕРАТ

    на тему: Коммуникативное пространство в теории Г.М. Маклюэна.

    по дисциплине «Человек в коммуникативном пространстве»

    Выполнил студент:

    ______________Токарев Антон Романович__________________

    (Ф.И.О.)

    ___________Коммуникативного Менеджмента_______________

    (факультет)

    ____________________РСО-Б-0-З-2021-1____________________

    (группа)


    Москва – 2021

    Введение

    Основная тема этого реферата - феномен коммуникативного пространства в трудах канадского философа и социолога М. Маклюхана. Он рассматривает современные средства массовой информации как продолжение человека. Особое место в статье занимает метод, предложенный М. Маклюэн как метод анализа СМИ.

    Творческое наследие канадского философа, социолога и теоретика коммуникационных технологий Герберта Маршалла Маклюэна оценивалось по-разному. С одной стороны, его признали кумиром в жизни, его книги имели большие тиражи, о нем снимались фильмы. С другой стороны, в современных западных изданиях часто говорится, что большинство положений его теории еще не подтверждено [см: 1]. Однако нет никаких сомнений в том, что Маклюэн стал одним из основоположников теории массовой коммуникации и увидел, насколько важным она стала в наше время. До недавнего времени произведения Маклюэна были неизвестны широкому кругу читателей в нашей стране. Они были переведены на русский язык и опубликованы только в 2003-2004 годах. Причина тому - не только идеологические соображения, но и относительно негативная оценка наследия Маклюэна, которое распространилось на Запад после его смерти. Гэри Вулф, журналист и редактор американского журнала Wired, писал на эту тему: «воспринимать всерьез и популярные газеты описывали его как сломленного интеллектуала в те дни, когда он был в медийной среде. он закончился так же быстро, как и начался»[2]. Однако вскоре стало ясно, что круг проблем, поставленных Маклюэном, методология, которую он разработал для социокультурных явлений, помогли понять явления, связанные с быстрым развитием СМИ., особенно происхождение и развитие Интернета: «В суматохе цифровой революции Маклюэну снова предъявили иск» [2]

    Коммуникативное пространство в теории Г.М. Маклюэна

    Маклюэн был одним из первых, кто обратил внимание на влияние СМИ на развитие культуры, а значит, и общества. При этом он старался избежать явной детерминации, поэтому назвал свой метод рассмотрения социокультурных явлений «мозаичным», что вполне соответствует современному развитию западной культуры. Поэтому его часто называют постмодернистским направлением в современной философии и социологии, хотя сам он не согласен с этим определением, что соответствует основным характеристикам работы других авторов, которое считается одним из этих направлений. Поэтому, не причисляя Маклюэна напрямую к постмодернистам, мы наблюдаем сходство его проблем с проблемами, рассматриваемыми Дж. Бодрийяра и других представителей этого направления. Современная культура, а также понимание роли культуры и особенно медиа близка к поискам постмодернистов. Работа Маклюэна на Западе очень обширна, что кажется вполне объяснимым, если принять во внимание его необычайную известность при жизни и новый спрос на его наследие после его смерти. В местной исследовательской литературе можно указать пока немного, увлеченные работы, но поверхностные с точки зрения анализа (см., В частности: А. Мэдисон. «Маршалл Маклюэн и информационные войны») [3] и более серьезно, сбалансированное обучение. К последним относятся, в первую очередь, статьи В.П. Терин и автор перевода книг Маклюэна В.Г. Николаев.

    Следует отметить, что Маклюэн был одним из представителей социальной философии и социологии, который применял методы исследования человека, не уходя от достижений естественных наук, иногда заимствуя некоторые аспекты своего успеха, чтобы проложить свой собственный путь. На наш взгляд, это позволяет составить критическую картину развития культуры и проследить развитие тех элементов, которые автор считает очень важными и действительно оказывает глубокое влияние на его развитие. Несправедливо судить о таком эксперименте в свете успеха или неудачи. Например, картина развития культуры, представленная О. Шпенглером в «Падении Европы», не совпадает с его реальным развитием, но это произведение остается востребованным и очень важным по сей день. На мой взгляд, книга Маклюэна принадлежит к золотому мешку человеческих исследований, которые будут открывать новые грани смысла в каждую эпоху.

    Мы сосредоточимся на эволюции взглядов Маклюэна на СМИ на примерах его основных работ: «Галактика Гутенберга» (1962) и «Media Insights» (1964). На заре существования «Галактики Гутенберга» Маклюэн предложил новое понимание массовой коммуникации. Это понимание значительно расширилось по сравнению с общепринятой идеей: «каналы коммуникации» (СМИ) это не только СМИ, как это часто считается. «Маклюэн охватывает практически все, что определяет культуру, от языка до транспорта и технологий. Объясните свою концепцию, сказал: « Что имеет значение, так это то, что «технологии» или «судья» рекомендовали существенно изменить общение человека с окружающими. с миром (природным и социальным) и устроить его заново. Образ мышления и жизни в нем »[3], мы видим новаторскую концепцию, которая позволяет не только логически отделить природу от культуры, природу от общества, но и определить место культуры и в более широком смысле в обществе.

    Маклюэн понимает, как общение дополняет личность, делая человека отправной точкой для исследования. Г. Вульф утверждает, что он заимствовал эту концепцию у П. Тейяра де Шардена и его учения о ноосфере [2]. Однако он трактует концепцию по-своему.

    Дорога Маклюэна, основанная на «Галактике Гутенберга», где культура рассматривается как набор каналов коммуникации, которые создают общественное сознание и, следовательно, средства их единства, также известна из ее источников. В результате общение, обеспечивающее целостность сообщества, становится способом его понимания и важным фактором его развития. Именно целостность общества, обеспечиваемая коммуникацией как объектом анализа, становится одним из элементов романа в его исследовании.

    Исторические времена, согласно Маклюэну, были обращены вспять, когда возникли революционные изменения в культурном развитии, которым предшествовали новые методы коммуникации, которые, будучи «технологическим продолжением» человека, имели противоположный эффект на людей и сообщества в целом.

    Таким образом, он выбирает период «племенного человека», что означает, что общение происходит только посредством речи, восприятия, определяемого слухом и компетентностью, и направления человека к действию., трехмерная картина мира, взаимоотношения человека и общества, мифологические идеалы единства. Следующий период - эпоха печатного станка и индустриализации, отправной точкой которой является изобретение Гутенбергом печатного станка в 15 веке, как естественный взгляд на вещи. В то же время формируются национальные языки и страны, происходят промышленные революции, люди расходятся из-за стремительного увеличения производственного опыта, зарождается логика гипертрофии и эгоизма.

    Он называет современную эпоху автора «новыми племенными людьми», чьи базовые электрические технологии «развивали» центральную нервную систему (как и в предыдущий период, обработку постепенно эволюционирующих физических органов) до появления «глобальных рук», несущих космос. и время сформирует на нашей планете «мировую деревню», которая обеспечит высокий уровень конфликтности по всем вопросам [4, с. 368].

    Маклюэн определяет современное общество как переходный период, когда современные люди должны заменить идеи индустриальной эпохи идеями современной эпохи, которые радикально отличаются от идей своих предшественников. Так было в XVI веке, когда людей заставляли «балансировать». между средневековым корпоративным опытом и современным самосознанием». Современный человек живет во времени

    «Электронные технологии нарушили этот баланс, лишили почвы самодостаточности и в целом увеличили зависимость компаний» [5, с. 3]. Он фокусируется на переходе от одной культуры к другой, выборе движущих сил процесса, а именно алфавита и типографики: «мировоззрение и выражение». [5, с. 3].

    Маклюэн утверждает, что устные и письменные сообщества организованы по-разному, и, исходя из характеристик общения, задача состоит в том, чтобы проанализировать их различия, проведя углубленное исследование. По его словам, переход от речи к прессе требует обновления идей, типов сознания, которые не обходятся без боли и оказывают какое-то негативное влияние на общество. Но Маклюэн не ищет новую теорию принятия решений, которая могла бы объяснить историю под влиянием какой-либо группы факторов: свободы человека » [5, с. 6]. для анализа, подчеркивающего человеческую природу его исследования.

    Он пошел своим личным путем к Клоду Бернару (французскому врачу 19-го века, изучавшему процессы внутренней секретности, основателю эндокринологии) и установил его как способ не нарушить целостность рассматриваемого предмета. эта культура развивается на основе органических веществ, а не науки, поэтому для него было очень важно сохранять целостность того, что он читал.

    Кажется, это самый верный способ приблизиться к тому, что было изучено, то есть к методу. Обращаясь к предмету своего анализа, Маклюэн сказал: «Внешний вид и внутреннее выражение - это звуки, речь и инструменты, с помощью которых люди накапливают опыт и знания, чтобы облегчить восприятие и использование как можно большего количества языка. Это означает, что он не только обладает, но и передает опыт от одного вида к другому» [5, с. 9].

    Это общение является частью прямой способности наших воспоминаний интерпретировать эмоции и некоторые точки зрения друг друга. Люди делают это постоянно, постоянно. Инструменты для этой работы - это, прежде всего, язык, на котором используются технические методы. Но в то же время эти уникальные технологии мозгового штурма чем-то напоминают взаимосвязанные системы. Они не могут интегрироваться без ведома группы. Возникнет серьезная культурная проблема, которую необходимо решить, чтобы поддержать людей и культуру.

    Современные технологические тенденции, а также их слабости и скорость изменений привели к беспрецедентному кризису: «Наши сильные стороны и эмоции являются частью опыта, который должен быть коллективным сознанием. Наши технологии, как и наши эмоции, должны интегрироваться и адаптироваться. жить вместе. " [5, с. 9]. Его вторая по популярности книга «Понимание средств массовой информации: распространение человека на свежем воздухе» фокусируется на природе самих средств массовой информации, а именно на эпохе электричества, важности общения, условиях Начало серьезного воздействия этого произведения - в названии первого раздела: «Смысл общения - сообщение» [6, с. е. отношение]. Новый год здесь знаменует «эпоху кризиса из-за электрической усталости, желания соединяться и взаимодействовать, несмотря ни на что». [2, с. 7].

    Объясняя свое эссе на примере лампочки, Маклюэн сказал: «Лампочки - это чистая речь». Конечно, записи не ведутся, если не используется указание. Кроме того: «Этот факт, который относится ко всем формам коммуникации, означает, что «сущность» всех форм коммуникации является другой формой коммуникации» [6, с. 10].

    Сообщества нового типа, по словам Маклюэна, построены на информации, создаваемой электричеством. Создавая электронный формат, автор анализирует тот факт, что сообщение - это сам голос. Повторяя аргумент о том, что электричество не имеет вещества, он сказал: «Если электричество не используется для считывания сигнала, оно никогда не будет рассматриваться как средство связи. Но, несмотря на это, сам свет не является предметом внимания и «Содержание» (то есть, другими словами), которое отличает свет и электрический свет от их применения и не только, открытие. Устраняет коммуникативные и коммуникативные аспекты человеческого общения, создавая более глубокие взаимодействия, подобные радио, телефону, телефону и телевидению» [6, стр. 11].

    Маклюэн отметил двойную роль новых медиа, которые, с одной стороны, возвращают людей в мир тактильного и слухового восприятия (особенно на телевидении), а с другой — становятся средством манипулирования Дао.

    В «Галактике Гутенберга» есть мотив манипулирования людьми с помощью печатного слова, однако в понимании медиа есть все дальше. более серьезное и тщательное обследование.

    Анализируя СМИ, Маклюэн различал их "горячие" и "холодные" [6, с. 27]. Сначала он ссылается на тех, кто развивает самую высокую из любой эмоции: «Горячая мера — это метод, расширяющий эмоцию до уровня высокой уверенности. Высокая уверенность – это состояние полноты данных» [6, с. 27].» Холодные "медиа, напротив, отличаются низким содержанием и содержат мало информации. Однако "горячие" означает человека, принимающего активное участие в их работе, дополняет его. Или не упускать возможность завершить". замораживание» означает, наоборот, привлечение наблюдаемого человека к своеобразному воображению, своего рода творческому процессу, необходимому для полного понимания поступающей от них информации. Такие методы влияют на человека совсем по-другому [6, с. .27-28]. Феномен интерактивности, как его принято называть сегодня, развивается. Соответственно, "горячие" формы коммуникации (например, радио) открывают эпоху промышленности, а "холодные" (в том числе телевидение) возвращают нас как своего рода племенную организацию. На примере того, как культура аборигенов была уничтожена в Австралии, когда миссионеры дали им железные топоры вместо каменных, Маклюэн провел аналогию с современным обществом, идущим от индустриальной эпохи к электричеству: «Специальные разрушительные технологии. Неспециализированные энергетические технологии – это месть» [6, с. 29].

    Однако природа холодного общения несет в себе очень серьезные риски, поскольку они составляют у людей определенный вид зависимости. Человека в этой позе сравнивают с Нарциссом, который любит собственное отражение, т.е. В своих подробностях [см.: 6, с. 50]. Онемение, наблюдавшееся у Нарцисса, автор объясняет теорией самокалечения, когда организм пытался отторгнуть орган, вызвавший боль. Таким образом, нервная система реагирует на перегрузку, вызванную расширением: «Теорию саморезания как немедленного освобождения от вторгающегося в центральную нервную систему стресса можно сформулировать, чтобы поставить под сомнение происхождение метода». [6, с.52]. Как следствие, в настоящее время, характеризующееся средствами человеческого взаимодействия и общения, существует серьезный риск того, что эти методы станут расширением. И чем точнее средство, тем выше риск. Таким образом, автор считает, что современное развитие нового, революционного способа коммуникации является неоднозначным процессом по сравнению с предыдущим периодом. Хотя с одной стороны существует потенциал для новых скоплений людей, с другой стороны, существует опасность стать зависимой от СМИ.

    По мнению Маклюэна, средствами коммуникации являются посредники, превращающие человека в новые формы в отличие от старых форм. И если город раньше перевел человека «в форму, более подходящую, чем его кочевые предки, то всю нашу жизнь можно перевести в нынешнюю духовную форму информации. Всю информацию мира и всего человечества. Единственное сознание?» [6, с. 73].

    Как отмечалось выше, Маклюэн отводит особую роль телевидению среди «холодных» средств общения.

    Мозаика телевидения действует как синтетическая сила, объединяющая чувства и возрождающая роль прикосновения. В индустриальную эпоху механики органы человеческого тела проецируются в космос, а в век электричества, как упоминалось выше, в нервную систему. Он создает своего рода универсальную душу по всему миру, которая, кажется, поглощает пространство и время. Немедленное переселение превосходит прощение людей, которые постоянно ощущают свое ментальное присутствие где угодно на планете. Польза для человека варьируется от внешних количественных целей до внутренних качественных. Было создано новое общее состояние привязки, потому что ответ является немедленным. Маклюэн считает, что электронные коммуникации воссоздают то, что он называет глобальной деревней. Происходит эффект взрыва - сжатие пространства, времени, взрывается информация. Разветвления знания объединяются: ум с чувством, сознание с реальностью; Out of mind позволяет обойти язык вместо того, чтобы переводить его с одного языка на другой [7, с. 167].

    Согласно Маклюэну, телевидение, логически и идеологически рассматриваемое как совокупность различных аспектов человеческой жизни, является наиболее важным средством коммуникации в человеческих изменениях, а следовательно, и в жизни. Телевидение превращает простоту всех уровней в своего рода «живой образ», в известной мере возвращает человека к предшественнику культуры, уходит от линейного восприятия, возвращается к синтезу различных эмоций. Качество телевидения выделяется как конструктивная визуальная мозаика, изображающая все, что происходит в мире, как систему несвязанных логических сообщений и их резонанс (взаимное усиление) в сознательном сознании, преодоление мозаичных разложений и их интеграция в смысловое единство детерминированное восприятием. Таким образом, зритель учится воспринимать фрагментированное мозаичное изображение как целостное и значимое. Это восприятие сочетает в себе зрение, слух и порядок, сравнивая зрение с двумя последними, а не только контакт с кожей. [6, с. 364]. Роль самого человека, работа его сознания в этом процессе, как мы увидим, весьма велика. И автор считает, что потенциал телевидения в процессе обновления нового сообщества людей очень серьезен. Однако на практике часто подчеркиваются и другие его свойства.

    Маклюэн считал, что человек стоит на пороге нового, свободного и беззаботного мира, где человек может найти новую связь, как племя, и стать одной семьей: для этого нужны всевозможные новые институты и таланты»[6, с. . 413 Кроме того, он говорит, что эти коммуникационные сети больше похожи на организмы, чем на инструменты, которые, кажется, способствуют органической интеграции самого человека.

    По словам вице-президента Терин, принцип формирования структуры новой эпохи, вновь превратился в миф «как надежный способ сохранения целостности восприятия в стремительно обновляющемся мире ...» [6, с. 168-169].

    Итак, на первый взгляд, Маклюэн воспевает новую цивилизацию. Многие ученые утверждают, что он полностью понимал все опасности, которые несет эта цивилизация. Общественность всегда должна стремиться поддерживать контроль над СМИ, которые в противном случае могли бы нанести им серьезный вред и сделать их привязанными к ним. На самом деле, прежде всего, в реальном обществе реальность заключается не только в позитивной природе новых медиа, но и в негативной. В.П. Терин в «Памяти Маршала Маклюэна» цитирует предупреждения Маклюэна против телевидения, которое воздействует на разум и причиняет серьезный вред зрителям, особенно детям. Это предупреждения: 1964 год - «Телевидение детям - инвалидность без льгот»; 1967 - «LSD WORK TV. Мы не можем этого допустить»; «Мы зарабатываем много денег, если проживем несколько лет без телевидения»; «Было бы хорошо, если бы в Америке не было телевидения»; 1977 - «Безопасные дозы для детского телевидения ЧТО-ТО НА НУЛЕ»; "Телевизор плюет в глазные мускулы. Поэтому дети не умеют читать по телевизору. Это не теория, а факт, который мы можем найти и доказать» [8]. Согласно своему методу, Маклюэн не только выражает уверенность в новой среде, но также рассматривает все аспекты их воздействия на людей и показывает как положительные, так и отрицательные качества. Поэтому каждая роль, которую они будут играть в развитии коммуникации в обществе, должна решаться самими людьми.

    Учитывая возникающие проблемы, мы, кажется, видим, что М. Маклюэн подчеркивает характеристики массовой коммуникации, которые характеризуют информационное общество. Ему удалось увидеть проблему, которая реальна только сегодня. Объединяющая природа массовой коммуникации улучшилась с появлением и распространением Интернета, поэтому исследования Маклюэна приобрели новое важное измерение. Метод, использованный Маклюэном, полностью соответствует характеристикам выделенных им носителей, для которых характерны мозаика, отсутствие доминирующих элементов, когда, казалось бы, незначительные факторы могут существенно изменить общий вид. Очень важной характеристикой является то, что сознание человека является центром и отправной точкой культурологического исследования, определяемого степенью человеческого развития.

    Заключение

    Мы также можем отметить развитие идей Маклюэна, которые способствовали более широкому и глубокому анализу важных аспектов современного общества. В галактике Гутенберга он считает такие средства коммуникации главным образом расширением физических свойств, влияние которых ведет к персонализации, национализму и формированию индустриальной цивилизации. В «Понимании средств массовой информации» его анализ средств массовой информации более глубоко фокусируется на влиянии современных средств массовой информации, относительно независимых от людей, и на том, как эти средства массовой информации меняются. Наконец, еще одним аспектом исследования Маклюэна можно считать антропологический подход, который позволяет нам делать выводы о месте людей в обществах, которые общаются в массовом порядке, и прояснять возможные способы манипулирования человеческим разумом.

    Cписок литературы

    1. Николаев В.Г. Герберт Маршалл Маклюэн и его книга «Понимание средств коммуникации» // Отечественные записки. 2003. № 4. Электронный ресурс: http://www.strana-oz.ru./2003/4/gerbert-marshall-maklyuen-i-ego-kniga-ponimanie-sredstv-kommunikacii

    2. Вулф Г. Мудрость Св. Маршалла, Священного Глупца // Русский журнал. 2001. 19 апреля. Электронный ресурс: http://old.russ.ru/netcult/20010419

    _wolf.html

    3. Мадисон А. Маршалл Маклюэн и информационные войны // СМИ.ru. 2000. 14 января. Электронный ресурс: http://www.pseudology.org/information/ Marshall.htm

    4. Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 432 с.

    5. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-центр, Эльга, 2004. 432 с.

    6. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., Жуковский: КАНОН-ПРЕСС-Ц, КУЧКОВО ПОЛЕ, 2003. 464 с.

    7. Современная западная философия. Словарь / Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. М.: Политиздат, 1991. 414 с.

    8. Терин В.П. Вспоминая Маршалла Маклюэна /

    http://www.mcluhan.ru/articles/vspominaya


    написать администратору сайта