Композиция идеология и символика зиккурата. Композиция идеология и символика зиккурата
Скачать 23.71 Kb.
|
Композиция идеология и символика зиккурата Зиккурат – многоступенчатый храм в Месопотамии. Появились в 4-3 тысячелетиях до н э. во времена Шумеро-акадского периода. Представлял собой поставленные ступенями друг на друга высокие террасы до трех до семи, в форме усечённой пирамиды или параллелепипеда с храмом наверху. Общественные религиозные церемонии там не проводились. Для этого существовали храмы у подножия зиккурата. Наверх же могли подниматься только жрецы, чьей обязанностью было заботиться о богах. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи они облицовывались обожжённым кирпичом. Наклонные или отвесные террасы зиккурата имели разные цвета: черный (обмазка битумом), красный (облицовка обожженным кирпичом), белый (побелка); позже применялись и другие цвета. Иногда террасы озеленялись. В 20в прародину шумеров стали выносить за пределы Месопотамии. Первый, кто усомнился в этом, - американский ученый Э. Спайзер. Его поддерживали многие учёные. Оттен на основе исследований захоронений утверждал, что шумеры - выходцы с Кавказа. Т к между шумерским и кавказским языками имеется определенное сходство. Также есть гипотезы, что шумеры пришли из Тибета или из Ассама в Индии. И, возможно, в результате землетрясений или каких-то других событий, Шумеры мигрировали на территорию двуречия. В IV тыс. до н.э. шумеры начали основывать там города-государства (Урук, Лагаш, ур). В каждом из таких городов был дворец правителя и жилые постройки, а центром города являлся храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни – зиккурата. Таким образом форму зиккуратов мы можем объяснить тем что шумеры изначально жили в горах, на вершинах которых они и поклонялись своим богам. И возводившиеся ими башни должны были стать своего рода искусственными горами, возвышающимися над Месопотамской низменностью. Но по этому вопросу до сих пор ведутся дискуссии. Некоторые ученые полагают, что зиккурат предназначался для того, чтобы возвысить главного бога над другими божествами и отдалить его от «мирян». Также исследователи, видят в зиккурате огромную лестницу, мост, соединявший расположенные ниже храмы, где проводились ежедневные ритуалы, и находившееся наверху святилище, располагавшееся на полпути между землей и небом. Путь от подножия к вершине не был прямым. Он представлял собой нечто вроде трехмерного лабиринта с подъемами, длинными переходами и многочисленными поворотами. Центральная лестница вела только на первый либо второй ярус. Дальше приходилось двигаться по зигзагообразной траектории - огибать углы здания, подниматься по боковым ступеням, а затем, уже на новом ярусе, идти к следующему пролету, располагавшемуся с другой стороны. Цель такой планировки состояла в том, чтобы сделать восхождение более долгим. Священнослужитель во время подъема должен был избавиться от мирских мыслей и сосредоточиться на божественном. Зиккураты шумеро-акадского периода На примере зиккурата в уре Зиккурат Этеменнигуру построили около 2047 года до н. э. Его возвели в честь лунного божества Нанна. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса — около 15 метров. Подняться наверх можно было по одной из трех лестниц. Общая высота его превышала 53 метра. Интересно что башня, сориентированная по четырем сторонам света. Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона Энлиля Энки и Ану. Наиболее четкое изложение взглядов шумерских мудрецов на устройство вселенной можно найти в работах И.М. Дьяконова. Сакральное пространство шумерской культуры, отмечает он, имеет вертикальную и горизонтальную ориентацию. Его вертикаль состоит из трех частей: верхнего, среднего и нижнего миров. Верхний мир (ан) состоит из семи ярусов небесного свода и управляется мудрым старейшиной богов, божеством Неба Аном, или Ану; он восседает на троне на седьмом небе и управляет всей вселенной. Верхний мир почитается как образец стабильности и порядка, которого так не хватает беспокойному среднему миру. Именно с небес исходят и законы мироздания. Средний мир подразделяется на «нашу страну» (калам), «степь» (эден) и «чужие земли» (кур). Им управляет бог воздуха и ветра Энлиль. Нижний мир образован двумя областями: областью пресных подземных вод (абзу, апсу) и областью мертвых (кур).Таким образом объясняется также концепция зиккурата, как лестница от нижнего к верхнему божественному миру. Террасы имели раскраску: нижняя — черная, средняя — красная, верхняя — белая, серебристая или голубая. Цветовое решение: Тектонический аспект: Формы, окрашенные в темные интенсивные цвета — черный, коричневый и др., кажутся тяжелее форм, имеющих светлую — белую, голубую и подобную им окраску. Так, в зиккурате тяжелый черный цвет положен снизу, не нем покоится красная, которая должна выглядеть легче первой, легкие «небесные» цвета лазури и золота даны форме, венчающей башню. К символическим и тектоническим свойствам цвета могут быть добавлены пространственные свойства. Интенсивный и теплый цвет приближает окрашенную плоскость, холодный светлый и сдержанный — удаляет. Поэтому лазурный храм на вершине зиккурата должен казаться высоко парящим над землей. Также существует другое обоснование выбора цветов и их порядка: черный символизировал подземный мир, красный человеческий, а серебряный и голубой – небесный мир – мир богов. Согласно месопотамским мифам, один из эпитетов Нанны - "бык с лазуритовой бородой, Что касается связи Нанны и серебряного цвета, то она вполне объяснима: луна издавна ассоциировалась у всех народов с серебряным цветом, поскольку диск этого небесного светила в ночном небе кажется бело-серебристым. Вавилонские зиккураты На примере заккурата этеменанки Неизвестно когда был построен. Нижний ярус-основание зиккурата - квадрат со сторонами 91,5 м, высота порядка 90 м. Святилище почиталось как место проживания бога Мардука и его супруги. При взгляде снизу зиккурат Этеменанки действительно выглядел как лестница, уходящая в облака. Многие исследователей сходятся во мнении, что Вавилонская башня - не вымысел, а реально существовавший зиккурат Этеменанки. Вавилонские храмы были уже семиступенчатыми предположительно по числу 7 планет и 7 богов и окрашивались в символические цвета. Жителям Вавилона было известно 7 “планет”: Венера, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна и Солнце, которые ученые так же сопоставляют с количеством ярусов и набором цветов. Кроме планеты были приурочены к 7 богам, как это было в древней греции и риме: Венера – Иштар – богиня любви и плодородия, Меркурий – Набу – бог мудрости, Марс – Нергал-бог войны, Юпитер- Мардук-покровитель Вавилона, Сатурн – Ниниб, Луна – Нанна, Солнце- Шамаш, а так же ассоциировались с определенными днями недели, которых так же было 7. Таким образом число 7 абсолютно не случайно. По теории Огюста Шуази вавилонский зиккурат был окрашен следующим образом: Начиная снизу, эти цвета были следующие: белый, черный, пурпурный, голубой, красный. Два последние этажа были отделаны серебром и золотом. А по теории Фергюсона первый ярус был окрашен в черный цвет,затем оранжевый, красный, золотой, желтый, голубой, серебряный. В данной теории более соблюден тектонический аспект цветов, но теория Шуази так же имеет место быть, так как венчает зиккурат золотой храм, а данный цвет соотносится с богом Мардуком – покровителем Вавилона, в честь которого и возведён этот храм. Таким образом Зиккурат можно воспринимать как символ и иллюстрацию религии и концепции устройства мира в которые верили жители месопотамии. |