Доклад философия. Концепция Осевого времени К. Ясперса Немецкий философ Карл Ясперс
Скачать 13.81 Kb.
|
Концепция «Осевого времени» К.Ясперса Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) говорил о едином происхождении человечества и единой истории культуры. Он четко и недвусмысленно определял свою приверженность в объяснении культурно-исторического процесса к религиозной традиции – история, по Ясперсу, имеет свое начало и будет иметь свое смысловое завершение, что соответствует христианской «идее истории», берущей начало от средневекового мыслителя Августина Аврелия и, в целом, линейной схеме исторического развития человечества. Рисуя схему мировой истории, Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода: «прометеевская эпоха», эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) и эпоха развития техники. Период «осевого времени» является центральным в истории человечества, по мнению К.Ясперса. Это эпоха духовного самоопределения всех мировых культур. Духовное становление человечества происходило одновременно и независимо друг от друга в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Тогда жили Конфуций и Лао-цзы, возникли Упанишады, проповедовал Будда, это время философов Парменида, Гераклита, Платона, поэта Гомера, математика и изобретателя Архимеда. Их творчество, проповеди и учения «сводятся к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения». Осевое время, по К. Ясперсу, – это время рождения мировых религий, которые пришли на смену мифологическому сознанию. Почти одновременно на Земле образовалось несколько внутренне родственных, но, тем не менее, независимых друг от 36 друга духовных центров. Основное, что сближало их и являлось главной характеристикой осевого времени, – это прорыв сферы влияния мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу доосевых культур и становление новых – философского и религиозного типов мировоззрения. С точки зрения Ясперса, в это время происходит становление истории человечества как единой мировой истории, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур. Выделение такого периода духовного становления человечества, духовного родства и «духовных генов» всех культур дают возможность немецкому философу сделать вывод, что противоположность цивилизаций Востока и Запада не абсолютна. Общие духовные корни позволяют найти способы коммуникаций, диалогов, разрешения конфликтов и создания единого культурного пространства. Ведущую роль в эту эпоху сыграла возникающая в древней Индии, Китае и Греции философия, в рамках которой были разработаны основные категории и концепты, которые мы используем в нашем теоретическом мышлении по сей день. В это время также были заложены основы мировых религий, которые и сегодня во многом определяют повседневную жизнь людей. Следует отметить, что концепция К. Ясперса – не просто философский литературный памятник или достояние историко-философского наследия. Она актуальна как для обществознания, так и для духовной жизни современного человека, потому, что, во-первых, она имеет мировоззренческое значение, о котором можно судить по следующим словам немецкого мыслителя: «Мы стремимся понять историю как некое целое, чтобы тем самым понять и себя. История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История – основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека. Историческое воззрение создает ту сферу, в которой пробуждается наше понимание природы человека». Во-вторых, она имеет методологическое значение, поскольку ориентирует общественность и мировое сообщество в целом на необходимость установления более тесных контактов между народами, которые продолжили бы сближение по «осевому времени» современных цивилизаций Востока и Запада. В этом смысле можно говорить об альтернативном характере концепции К.Ясперса по отношению к получившей популярность в конце XX – начале XXI вв. концепции «конфликта цивилизаций» С. Хантингтона, которая рассматривает совсем другие – пессимистические перспективы человечества. Не радикальный, даже катастрофический конфликт, а взаимовыгодные и взаимно обогащающие отношения между цивилизационными регионами Востока и Запада, по мысли философа, способны не только сохранить мир, но и дать новые импульсы его динамичному развитию. При этом К. Ясперс прогнозирует, что на это основе в будущем могут возникнуть новые великие культуры, значение которых будет аналогично значению великих культур древности. И эти новые культуры заложат основы для второго осевого времени. |