Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Мировоззрение и его исторические формы Мировоззрение

  • 3. Философия, ее объект и предмет. Соотношение философии и мировоззрения.

  • 4. Основные отрасли философии и их характеристика

  • 5. Субстанция в философии. Различные подходы к определению первоначал бытия.

  • 6. Предназначение и функции философии Функции философии

  • 7. Философия права в системе философских знаний. Философская культура юриста.

  • 8. Философия Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.

  • 9. Античная философия, истоки, особенности и этапы развития.

  • 10. Милетская философская школа. Идеи о первоначалах мира

  • 11. Классический этап философии Античности.

  • 12. Средневековая философия. Патристика западная и восточная.

  • 13. Схоластика. Номинализм и реализм в философии Средневековья.

  • 14. Основные направления и особенности философии эпохи Возрождения.

  • 15. Основные черты и направления философии Нового Времени.

  • 16. Философия Томаса Гоббса. Договорная теория происхождения государства

  • 17. Учения о методе Френсиса Бекона и Рене Декарта.

  • Оответы по философии. 1. Предпосылки возникновения философии Философия


    Скачать 61.05 Kb.
    Название1. Предпосылки возникновения философии Философия
    Дата12.03.2018
    Размер61.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОответы по философии.docx
    ТипДокументы
    #38266
    страница1 из 3
      1   2   3

    1. Предпосылки возникновения философии

    «Философия» - слово греческого происхождения и в переводе означает «любовь к мудрости». По этому вопросу существует несколько точек зрения: а) Философия признается порождением «эллинского гения». Сторонником этой точки зрения является А.Ф. Лосев. Многие исследователи, разделяя эту точку зрения, уточняют, что в Древнем Востоке и Древней Греции периода до VI в. до н.э. существовала предфилософия, но не философия в собственном смысле слова. Философия как таковая появляется в VI в. до н.э. именно в Греции - именно греческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) первым ввел термин «философия», который в последствие получил широкое распространение. б) Однако наиболее распространенной является другая точка зрения, суть которой заключается в том, что философия действительно возникла в VI веке до н.э. и, что удивительно, почти одновременно в трех разных регионах мира - Китае, Индии, Греции. Выдающийся немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) назвал этот период «осевым временем». Он писал, что в этот период происходит одновременное формирование и развитие многих философских учений, как на Западе, так и на Востоке. В Китае — это учение Конфуция и Лао-цзы, в Индии - Будды, в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеримия и Второисайя. Соответственно в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, Фукидида и Архимеда

    2. Мировоззрение и его исторические формы

    Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: - мифология; - религия; - философия. Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: - основано на знании, а не на вере либо вымысле; - рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); - логично (имеет внутреннее единство и систему); - опирается на четкие понятия и категории.

     3. Философия, ее объект и предмет. Соотношение философии и мировоззрения.

    Предметом называется круг вопросов, которые изучает данная наука. Общую структуру предмета философии, составляют четыре основных раздела:  онтология – учение о бытии;  гносеология – учение о познании;  человек;  общество. Объект исследования – это явление действительности интересное данной науке, благодаря которому она определяет свои цели, направления, предметы и так далее. Философия как мировоззрение прошла три основных стадии своей эволюции: - космоцентризм – объяснение окружающего мира и явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил Космоса; - теоцентризм – объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога; - антропоцентризм – в центре стоит проблема человека.

    4. Основные отрасли философии и их характеристика

    Традиционно философия включает онтологию — учением о бытии, гносеологию —учение о познании, аксиологию— учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику. Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека Социальная философия. Социология исследует общество как объективную структуру, из которой мысленно исключаются отдельные личности, воля и мотивы поступков отдельных людей. Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории. Этика — учение о нравственности Эстетика — учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. 
    5. Субстанция в философии. Различные подходы к определению первоначал бытия.

    Идея субстанции возникает фактически с началом философствования, где она становится одной из ключевых категорий мышления. В соответствии с общей направленностью определенных философских концепции вычленяются одна субстанция (монизм; субстанцией здесь может быть как материя - вода, огонь, атомы - у Фалеса, Гераклита, Демокрита, так и идеи, числа, дух - у Платона, Пифагора), две субстанции (дуализм; напр., у Декарта - субстанция мыслящая и субстанция протяжённая, материальная) или множество субстанций (плюрализм; Лейбниц, У. Джемс, К. Поппер). Уже в античной философии вычленялись различные субстанции., которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей (напр., атомы Демокрита, четыре стихии - вода, воздух, огонь, земля - Эмпедокла).

    6. Предназначение и функции философии

    Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение. Функции философии:  мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира;  методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;  мыслительно-теоретическая – выражается в том, что философия учит предельно обобщать окружающую действительность  гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.  критическая – заключается в том, чтобы подвергать сомнению, окружающий мир и существующее знание.  аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира.  социальная – призвана объяснить причины возникновения общества и его эволюцию; воспитательно-гуманитарная – состоит в том, чтобы прививать человеку и обществу гуманистические ценности и идеалы, способствовать укреплению морали  прогностическая – заключается в том, чтобы спрогнозировать тенденции развития материи, сознания, человека, природы и общества

    7. Философия права в системе философских знаний. Философская культура юриста.

    Философия права ставит перед собой важную задачу - философски осмыслить право. По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции. Сегодня сложилось два основных подхода к пониманию дисциплинарного статуса философии права. Первый подход рассматривает философию права как часть общей философии и определяет её место среди таких дисциплин, как философия морали, философия религии, философия политики и др. Философская культура – это вид и системообразующий фактор культуры, совокупность основных ценностей и представлений, определяющих смысл и содержание жизнедеятельности общества и личности. 

    8. Философия Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.

    Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: 1. VII в. до н. э. – III в. н. э. – зарождение и становление древнейших национальных философских школ. 2. III – XIX вв. н. э. – проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н.э.) и его влияние на национальные философские школы. 3. ХХ в. н.э. – современный этап – постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
    Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: даосизм, конфуцианство, легизм. Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель). Главные источники даосизма философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин». Конфуцианство – древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, как участника социальной жизни Основные вопросы, решаемые конфуцианством: 1. Как необходимо управлять людьми? 2. Как вести себя в обществе? . В вопросах поведения они предлагают следовать золотому правилу: «не делай другим того, чего не желаешь себе».

    9.  Античная философия, истоки, особенности и этапы развития.

    Древнегреческой называется философия, выработанная философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Философия Древнего Рима отождествляется с древнегреческой и объединяется с ней под общим названием «античная философия». Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре этапа. – демократический – VII – V вв. до н.э.; – классический (сократический) – середина V – конец IV вв. до н.э.; – эллинистический – конец IV – II вв. до н.э.; – римский – I в. до н.э. – V в. н.э. Особенности античной философии: – философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; – главной идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом); – допускалось существование богов; – человек не выделялся из окружающего мира и был частью природы; – были заложены два направления в философии – идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита). 

    10.  Милетская философская школа. Идеи о первоначалах мира

    Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. Получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: – выступали с материалистических позиций; – занимались точными и естественными науками; – пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков»). Основой всего сущего Фалес считал воду. Анаксимандр провозглашает безграничное началом и основным элементом сущего и первый вводит это имя «начало». Говорит, что это не вода, не одна из так называемых стихий, но какая-то иная, неограниченная природность, из которой возникают все небесные своды и миры в них. Анаксимен основой всего сущего считал воздух.

    11. Классический этап философии Античности.

    Классический (сократический) период — это время расцвета древнегреческой философии. К данному периоду относятся: – философско–просветительская деятельность софистов; – философия Сократа; – философия Платона; –философия Аристотеля. Философы классического периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако: – выдвинули идеалистическую версию происхождения всего сущего; – положили начало спору между материализмом и идеализмом; – занимались проблемами человека, общества и государства; – занимались развитием логики.

    12. Средневековая философия. Патристика западная и восточная.

    Средневековой теологической философией называется философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии. Достигла высшего расцвета в V – XIII вв. в период между распадом Западной Римской империи в 476 г. и началом эпохи Возрождения. Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Августин Блаженный (354 – 430 гг.) и Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.). Основные черты средневековой теологической философии: – теоцентризм, согласно которому, главной причиной всего сущего и основным предметом философских исследований являлся Бог; – господство библейских догматов о творении всего Богом и откровении Бога о Самом Себе; – человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога. Тем самым подчеркивалась божественная сущность человека; – мир считался познаваемым через познание Бога, это познание может быть осуществлено через веру в Бога. Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, оторванностью от реального мира, воинственностью, и догматизмом. Восточной патристике свойственно внимание к высокой теологической проблематике и традиционная ориентация на платоническую метафизику: большая часть теологических новаций принадлежит Востоку, где интенсивность догматико-церковной жизни была гораздо выше, чем на Западе. Латинский Запад, объединенный римской культурной традицией, проявлял наибольший интерес к проблемам индивида и социума, т.е. к антропологии, этике и праву. 

    13.  Схоластика. Номинализм и реализм в философии Средневековья.

    Господствующим методом средневековой теологической философии являлась схоластика: – оторванность от реальной действительности; – замкнутость и консерватизм; – крайний догматизм; полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям; – схематичность и назидательность. Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа) т.к. данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Цель данной дисциплины – философски обосновать религиозное догматы Церкви. За что и получила прозвище «Философия – служанка богословия». Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. В номинализме определяющее значение получает идея божественного всемогущества, а творение рассматривается как акт божественной воли.

    14. Основные направления и особенности философии эпохи Возрождения.

    Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная направленность и вера в великий физический и духовный потенциал человека. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись: – гуманистическое. В центре внимания человек, его достоинство, величие и могущество, Критика догм Церкви; – неоплатоническое. Развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; – натурфилософское. Опираясь на астрономические и научные открытия, пытались развенчать учение Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, – реформационное. Стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; Черты философии эпохи Возрождения: – антропоцентризм и гуманизм, то есть преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; – оппозиционность к Церкви и церковной идеологии; – принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира – большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; – торжество индивидуализма; – распространение идеи социального равенства. 

    15.  Основные черты и направления философии Нового Времени.

    Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII – XVIII вв. имела свою специфику: – материалистическую направленность; – господство эмпиризма над рационализмом; – интерес к социально-политическим проблемам. Наибольший след в философии Англии нового времени оставили: – Фрэнсис Бэкон – считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии; – Томас Гоббс – уделял большое внимание проблемам государства, автор книги «Левиафан», выдвинул идею «общественного договора»; – Джон Локк – изучал проблемы государства, продолжил традицию Т. Гоббса.
    В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции – онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.
    16. Философия Томаса Гоббса. Договорная теория происхождения государства

    Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) ученик Ф. Бэкона: – в споре между эмпиризмом и рационализмом выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта; – был убежденным материалистом; – считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; – разработал теорию государства; Основной предмет философских интересов Гоббса – гносеология и проблема государства. Т.Гоббс считал, что человек осуществляет познание благодаря чувственному восприятию. Философ стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище. В «Левиафане» Т.Гоббс обосновал теорию общества и государства. Суть данной теории в следующем: – право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», которая приводит к общественному и экономическому регрессу; – в целях совместного выживания люди заключили общественный договор, в котором ограничили «право всех на все»; – для предотвращения «войны всех против всех», возник общий институт для регулирования жизни в обществе – государство; – государство – многоликое, всесильное чудовище «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути». Государство – сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания справедливости и жизнеспособности общества. 

    17. Учения о методе Френсиса Бекона и Рене Декарта.

    Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.) английский философ и политический деятель, в 1620 – 1621 гг. – лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля. Суть эмпиризма по Фрэнсису Бэкону заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который выразил все его философское кредо: «Знание – сила». Бэкон предложил новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он: – обосновал ведущую роль разума в познании; – выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; –стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; – выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях». 
      1   2   3


    написать администратору сайта