Главная страница
Навигация по странице:

  • 39. Духовная жизнь общества. Структура общественного созна

  • 40. Формационный подход к анализу развития общества.

  • 41. Культурологический подход к анализу развития общества.

  • 42. Цивилизационный подход к анализу развития общества.

  • 43. Основные стадии развития мировой цивилизации

  • 44. Проблема направленности и критериев общественного развития. Прогресс регресс.

  • 45. Философская антропология. Человек как объект философии.

  • 46. Социальная природа человека. Соотношение свободы и ответственности.

  • 47. Аксиология. Ценности в жизни человека и общества.

  • 48. Цель и смысл жизни человека. Основные подходы к определению смысла жизни.

  • 49. Гносеология и ее связь с другими отраслями философского знания. Субъект и объект предмет познания

  • 50. Уровни познания. Основные формы чувственного и рационального познания.

  • 51. Виды познания. Особенности философского познания.

  • 52. Сущность и понятие науки. Научное знание и критерии научности.

  • 53. Этапы развития науки и их характеристика. Особенности современной науки.

  • 54. Научный метод и методология. Классификация методов научного познания.

  • 55. Частно-научные методы познания. Частные специальные методы познания юридической науке.

  • 56. Система методов научного познания и их использование в деятельности юриста.

  • 57. Основные формы научного познания

  • 58. Взаимосвязь философии и права.

  • 59. НТР и глобальные проблемы современности: угрозы и пути их преодоления. Духовный кризис человечества

  • 60. Глобализация культуры. Сценарий будущего. Запад-Восток-Россия в диалоге культур.

  • Оответы по философии. 1. Предпосылки возникновения философии Философия


    Скачать 61.05 Kb.
    Название1. Предпосылки возникновения философии Философия
    Дата12.03.2018
    Размер61.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОответы по философии.docx
    ТипДокументы
    #38266
    страница3 из 3
    1   2   3

    38. Понятие и структура сферы общественной жизни. Основные сферы жизни общества.

    Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общественное бытие имеет две стороны: – объективную – существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т.д.); – субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды. Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, духовная, политическая. 

    39.  Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания.

    Основными элементами духовной жизни общества являются: – духовная деятельность и духовные ценности; – духовные потребности людей; – общественное и индивидуальное сознание; Общественное сознание – возникающая из общественной практики людей, совокупность чувств, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия. Элементами общественного сознания являются: – обыденное и теоретическое сознание – непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности; – общественная идеология – высшее обобщенное восприятие бытия и психология; – общественная психология – чувства, интересы, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом; – общественная идеология – система взглядов, установок, принятых в обществе, – формы общественного сознания: политическое; правовое; моральное; научное; религиозное. 

    40. Формационный подход к анализу развития общества.

    Формационный подход был предложен основоположниками марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом, развит В.И.Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно-экономическая формация. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественноэкономических формаций. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. К.Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: – первобытнообщинная; – рабовладельческая; – феодальная; – капиталистическая; – коммунистическая (социалистическая). 

    41. Культурологический подход к анализу развития общества.

    Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 – 1936). Центральное понятие данного подхода – культура. Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура зарождается, живет и умирает. Всего Шпенглером было выделено восемь культур: – индийская; – китайская; – вавилонская; – египетская; – античная; – арабская; – русская; – западноевропейская. Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в.

    42.  Цивилизационный подход к анализу развития общества.

    Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби. Центральное понятие, используемое его сторонниками – цивилизация. Цивилизация, по Тойнби – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Согласно Тойнби цивилизации, могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют, особенно религиозно, на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся (относились): – шумерская; – вавилонская; – минойская; – эллинская (греческая); – китайская; – индусская; – исламская; – христианская; – некоторые другие цивилизации.

    Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т.д.). Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: – зарождение; – рост; – надлом; – смерть и полное исчезновение цивилизации.

    43.  Основные стадии развития мировой цивилизации

    В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: – те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (иррационалисты); – те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом. К данной категории относится большинство философов. Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются: – формационный подход; – цивилизационный подход; – культурологический подход. 

    44. Проблема направленности и критериев общественного развития. Прогресс регресс.

    Вопрос о направленности человеческой истории поднимался мыслителями всех времён и народов. Прогресс и регресс - типичные диалектические противоположности. Они взаимопроникают и постоянно сталкиваются друг с другом. Иными словами, прогресс и регресс не есть мертвые и застывшие сущности, они представляют собой конкретное единство прогрессивного и регрессивного при доминировании одной из сторон. Такое преобладание выступает основанием для оценки данного акта в качестве прогрессивного или, напротив, регрессивного. Общественный прогресс сложен и противоречив. Сложность прогресса в том, что он не является прямолинейным (т.е. не идет все время по восходящей линии). Периоды прогресса нередко сменяются периодами застоя и даже упадка. Противоречивость прогресса в классовом обществе связана с тем, что он осуществляется по преимуществу в интересах меньшинства. В истории общества, в истории племен, народностей, наций мы видим периоды подъема и упадка, наблюдаем драматические картины гибели государств и разрушение культур, бурного продвижения вперед и тягостного застоя. Подобные факты говорят о сложности и трудности пути прогресса. История знает трагические катастрофы, приводящие к гибели целые цивилизации, как это произошло, например, с культурой майя. Войны, экономические и политические кризисы нередко приводят к уничтожению части материальных и духовных ценностей. Но через все трудности человечество поднималось со ступени на ступень к высшим формам своего существования. Таким образом, нельзя упрощённо понимать прогресс как безостановочное движение вверх. В сегодняшнем мире прогресс по-прежнему остается привилегией меньшинства населения.


    45.  Философская антропология. Человек как объект философии.

    Начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии проблема человека занимала умы философов. Человек – особое существо, обладающее, как биологическим, так и духовным началом. Человек отличается: - способностью к глубокому абстрактному мышлению; – членораздельной речи, что отличает его от животных; – высокой обучаемостью; – усвоением достижений культуры; – высоким уровнем социальной (общественной) организации. Для характеристики духовного начала человека используется понятие «личность». Личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей. Таким образом, человек – это социально-биологическое существо. В силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое. Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие превращения человека в личность. Известны случаи, когда люди с рождения воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно – биологическое. Такие люди: – усваивали привычки животных; – теряли способность к членораздельной речи; – сильно отставали в умственном развитии, и после возвращения в человеческое общество не приживались в нем.

    46. Социальная природа человека. Соотношение свободы и ответственности.

    Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм. Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей имеют жизненно важное значение для общества: – поддерживают порядок, равновесие в обществе; – подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты; – помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться. Видами социальных норм являются: – нормы морали; – нормы группы, коллектива; – специальные (профессиональные) нормы; – нормы права. Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей. Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

    47. Аксиология. Ценности в жизни человека и общества.

    Аксиология — философская наука о ценностях, их природе и происхождении, месте и роли в жизни человека и общества. Ценности — это фундаментальные нормы и требования (императивы) в обществе о достоинстве, красоте, благочестии и так далее. Ценности – это не жесткие нормы и стандарты, а жизненные цели, смыслы и идеалы, которые задают только общую направленность деятельности, но не ее конкретные параметры. Ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, вплоть до человечества в целом. Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей

    48. Цель и смысл жизни человека. Основные подходы к определению смысла жизни.

    Цель жизни – некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости – другие, в старости – третьи. Смысл жизни – осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации. К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции: аскетизм, гедонизм, прагматизм, утилитаризм, эвдемонизм, этика долга.

    49.  Гносеология и ее связь с другими отраслями философского знания. Субъект и объект предмет познания

    Познание (гносеология) – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Результаты познания остаются не только в сознании человека, но и передаются из поколения в поколения с помощью материальных носителей информации – книг, объектов материальной культуры. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: – познает окружающий мир непосредственно, то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества; – познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений, т.е. приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры. Познающим субъектом является человек наделенный разумом и усвоивший знания накопленные человечеством. Общество за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры и является познавательным субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

    50. Уровни познания. Основные формы чувственного и рационального познания.

    В качестве основных источников, ступеней познания рассматривались чувства (чувственное познание), разум (рациональное познание). Возможности чувственного познания определяются нашими органами чувств и наиболее очевидны для каждого, т. к. мы получаем информацию с помощью наших органов чувств. Основные формы чувственного познания: - Ощущения – информация, получаемая от отдельных органов чувств. - Восприятие – чувственный образ предмета, в котором интегрируется информация, полученная от всех органов чувств. - Представление – чувственный образ предмета, сохраняющийся в механизмах памяти и воспроизводимый по желанию. - Воображение (как форма познания) – способность комбинировать фрагменты различных чувственных образов. Рациональное познание Основные формы рационального познания: Умозаключения – это такая форма мысли, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, дающее новое знание. Гипотезы – это предположения, очень важная форма познавательной деятельности, особенно в науке. Теория – стройная система понятий, суждений, умозаключений, в рамках которых формируются законы, закономерности фрагмента действительности. 

    51. Виды познания. Особенности философского познания.

    Виды познания: 1. чувственное В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. 2. рациональное Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение. Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством новых идеалов, норм и культурных ценностей. Ее основными, исторически сложившимися разделами являются антология, гносеология, логика, этика, эстетика, антропология, социальная философия, история философии, философия религии, методология, философия науки и пр. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык.

    52. Сущность и понятие науки. Научное знание и критерии научности.

    Наука – особая область деятельности общества по добыче, организации, проверке, систематизации и социальной легитимизации знаний, претендующих на истинность и системное представление окружающей человека объективной реальности.. Особенностью научного познания является то, что оно развивается на основе динамики научного знания и закономерностей развития науки. По мере использования научных открытий эволюционируют техника и технология. Научные открытия и технические изобретения воздействуют на развитие производства. Соответственно наука как сложное и многогранное образование оказывает влияние на общественное развитие. Выделяют четыре критерия научного знания: 1) системность знания; 2) наличие отработанного механизма для получения новых знаний; 3) теоретичность знания; 4) рациональность знания. 

    53. Этапы развития науки и их характеристика. Особенности современной науки.

    Этапы развития науки: 1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. А) работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями. Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия. 2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи). 3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний 4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания. 

    54.  Научный метод и методология. Классификация методов научного познания.

    Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалетический и метафизический. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций» 

    55. Частно-научные методы познания. Частные специальные методы познания юридической науке.

    Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят: конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом повелении субъектов в государственно-правовой сфере); статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления); кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы. Частноправовые методы - это приемы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно- правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими: формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.); сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств). 


    56.  Система методов научного познания и их использование в деятельности юриста.

    В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп: 1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. 2. Общенаучные подходы и методы исследования, получившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. 3. Частнонаучные методы, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи 4. Дисциплинарные методы, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук 5. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов.

    57. Основные формы научного познания

    На основе эмпирического и теоретического исследований в каждой отрасли науки формируются различные формы знания: эмпирические факты, проблема, гипотеза, теория. Эмпирические факты - это действительные, реально существующие события, свойства и отношения объектов мира и процессы их изменений, которые стали известны в результате наблюдения и эксперимента и вошли в сферу человеческого познания, стали предметом человеческой деятельности. Проблема – это объективно возникающие в процессе познания трудности, сформулированные в виде упорядоченной совокупности вопросов. Гипотеза – это предположение о каких-то свойствах, сторонах, закономерностях действительности, которое нуждается в доказательстве. Теория - это высшая форма организации научного знания, которая дает целостное отображение объективных законов и других существенных связей действительности

    58. Взаимосвязь философии и права.

    Философия права в самом общем плане рассматривается как область познания, реализующая взаимные связи философии и правовой деятельности. Выступая в качестве мировоззренческой основы, она направляет их взаимовлияние, служит формой самопознания (рефлексии) правовой деятельности, средством систематизации юридического образования, ориентиром нравственной культуры юридических кадров. 

    59.  НТР и глобальные проблемы современности: угрозы и пути их преодоления. Духовный кризис человечества

    К глобальным проблемам современности относятся: проблема Север-Юг; проблема бедности; продовольственная проблема; энергетическая проблема; проблема экологии и устойчивого развития; демографическая проблема; проблема освоения Мирового океана Пути преодоления: Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.; Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки; Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха; Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах

    60. Глобализация культуры. Сценарий будущего. Запад-Восток-Россия в диалоге культур.

    Глобализация культуры - ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Запад» и «Восток», противопоставляемые России и сопоставляемые с ней, выступают в этих спорах не как географические регионы, а как два особых типа цивилизованного и культурного развития. Под Западом имеется в виду техногенная цивилизация, сложившаяся первоначально в Европе (XV–XVII веков) и распространившаяся позднее на Северную Америку, Австралию, а с конца прошлого века — и на Японию. Для западного типа цивилизационного и культурного развития характерны безудержное стремление к овладению силами и богатствами природы, влекущее за собой ускоряющиеся прогрессивные изменения технико-технологического базиса общества и связанных с ним наук, непрерывное изменение социальных связей и отношений. Восток — это так называемые традиционные общества и традиционные культуры, характеризующиеся позицией невмешательства в протекание природных процессов; установкой на адаптацию индивида к сложившейся социальной среде, а не на ее преобразование; коллективистским менталитетом в противовес индивидуалистической доминанте на Западе. 
    1   2   3


    написать администратору сайта