Главная страница
Навигация по странице:

  • 19. Философское учение Иммануила Канта. Мораль и право

  • 20. Философская система Георга Гегеля. Проблемы государства и права.

  • 21. Философские идеи фрейдизма.

  • 22. Позитивизм и его исторические формы.

  • 23. Прагматизм как философское течение.

  • 24. Экзистенциализм в западной философии.

  • 25. Западничество и славянофильство в русской философии

  • 26. Философские взгляды Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого

  • 27. Философия всеединства В.С. Соловьева

  • 28. Экзистенциальная философия Н.А. Бердяева

  • 29. Идеи космизма в трудах Н.Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского

  • 30. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

  • 31. Философское учение о материи. Виды и свойства материи.

  • 32. Философия о движении, пространстве и времени.

  • 33. Сущность, свойства, формы и уровни сознания.

  • 34. Диалектика о единстве и борьбе противоположностей.

  • 35. Взаимосвязь количественных и качественных изменений в процессе развития

  • 36. Отрицание отрицания в процессе развития

  • 37. Социальная философия. Взаимосвязь природы и общества.

  • Оответы по философии. 1. Предпосылки возникновения философии Философия


    Скачать 61.05 Kb.
    Название1. Предпосылки возникновения философии Философия
    Дата12.03.2018
    Размер61.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОответы по философии.docx
    ТипДокументы
    #38266
    страница2 из 3
    1   2   3

    18.  Немецкая классическая философия, основные черты и историческая роль.

    Немецкая философия XIX в. – уникальное явление мировой философии. В немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления: – немецкая классическая философия первой половины XIX в.; – материализм середины и второй половины XIX в.; – иррационализм второй половины и конца XIX в., так называемая «философия жизни». Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля, Людвига Фейербаха В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления: - объективный идеализм Канта и Гегеля; - субъективный идеализм Фихте; - материализм Фейербаха. 

    19. Философское учение Иммануила Канта. Мораль и право

    Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: Докритический. Философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. Критический. Данный период получил свое название в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: И. Кант сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: – человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; – человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству. (пример про билет с автобусом)

    20. Философская система Георга Гегеля. Проблемы государства и права.

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831гг.), один из самых авторитетных философов своего времени, ярким представителем немецкого классического идеализма. Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: – теория объективного идеализма. Главным понятием объективного идеализма является абсолютная идея – Мировой дух; – диалектика как всеобщий философский метод. К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: «Феноменология духа»; «Наука логики»; «Философия права». Социально-политические взгляды Гегеля: – государство – форма существования Бога в мире; – право – наличное бытие (воплощение) свободы; – общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу; – богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться; – «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.

    21. Философские идеи фрейдизма.

    Психоанализ – направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и различных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем психоанализа считается австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг.). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом: – бессознательного – особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание; – реакция вытеснения из сознания в бессознание отрицательных эмоций, опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики, как способа психологической зашиты.

    22.  Позитивизм и его исторические формы.

    Позитивизм – направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. Основателем позитивизма считается Огюст Конт. Распространенным в первой половине и середине XX в. направлением философии стал неопозитивизм (аналитическая философия). Неопозитивизм – синтез эмпиризма, позитивизма и математической логики. Основоположник неопозитивизма австрийский физик, философ и логик Мориц Шлик. Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм. Его главными представителями считаются австрийский и британский философ и социолог К.Поппер,американский историк и философ науки. Т.Кун и П.Фейрабенд. Постпозитивизм – завершающая стадия развития позитивизма. Охватывает период 60–80-х годов ХХ века. Главная цель – тотальная критика главных идей логического позитивизма. Были предложены новые подходы к развитию науки и прогресса. 

    23. Прагматизм как философское течение.

    Прагматизм – метод философии предназначенный для устранения из философии и науки не подтверждаемых опытом гипотез и допущений. Основателем прагматизма является американский философ, логик и математик Чарльз Сандерс Пирс. Главный принцип прагматизма провозглашает тезис о том, что у каждого человека – своя философия: – действительность обладает множеством форм, а свободное творчество каждого человека создает разнообразную картину мира; – именно субъективное мнение субъекта определяет представление о том, что истинно, а что ложно; Сторонники прагматизма утверждают, что истиной является то, что лучше работает на нас. 
    24.  Экзистенциализм в западной философии.

    Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Возник после второй мировой войны в Германии, после второй мировой войны стал популярным во всем мире. Основоположник экзистенциализма датский религиозный философ Серен Кьеркегор. Идеи экзистенциализма, защищали и развивали многие выдающиеся философы. Обычно различают религиозный и атеистический экзистенциализм. Такое деление условно, т.к. для многих представителей нерелигиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога. 

    25.  Западничество и славянофильство в русской философии

    Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений «западников» и «славянофилов». Видными представителями западников являлись А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, В.Г.Белинский. Западники усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию. По мнению западников: – отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет; – Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе; Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.Н.Островский, братья К.С. и И.С.Аксаковы. Согласно славянофилам: – основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни; – русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада. Святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада; – любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

    26.  Философские взгляды Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого

    Ф.М. Достоевский будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» обычаи и традиции. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: – путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога. - путь богочеловека – путь следования Богу. Стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Другой известный русский писатель, Л.Н.Толстой создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть толстовства в следующем: – религия должна стать простой и доступной для народа; – Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть; – смысл жизни – самосовершенствование; – главное зло на Земле – смерть и насилие; За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н.Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви. 

    27. Философия всеединства В.С. Соловьева

    Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление. Наиболее ярким его представителем являлся русский философ B.C.Соловьев (1853 – 1900 гг.). Основные идеи: – идея всеединства – объединения и гармонии материальной и духовной сторон бытия; – идея нравственности как главного аспекта жизни человека; – идея прогресса, как всеобщей связи поколений; – идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное). Идея воскрешения является главной целью, к которой должно стремиться человечество; 

    28. Экзистенциальная философия Н.А. Бердяева

    Философия Н. А. Бердяева (1874 – 1948 гг.) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева: – высшей ценностью в окружающем мире является свобода; – свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека; – свобода человека подвергается угрозе извне; – данную угрозу несут общество и государство, которые являются механизмом подавления; В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа: – строящийся в СССР социализм имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму); – Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию; Философия Бердяева обосновывает «конец света» в будущем. Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенцианолизм – учения о человеке и его жизни. 

    29.  Идеи космизма в трудах Н.Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского

    Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир и человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский. В.И.Вернадский подробно обосновал теорию ноосферы: – по мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы; – появляется ноосфера – сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры; По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос. К.Э.Циолковский был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи: – в основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы – атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел; – разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем. Оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела; – во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму

    30.  Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

    Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией. Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Основными формами бытия являются: материальное бытие – существование материальных, обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью тел, вещей, явлений природы и окружающего мира; – идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуального духовного бытия и неиндивидуального духовного бытия; – человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; – социальное бытие – включает бытие человека в обществе и бытие самого общества.

    31. Философское учение о материи. Виды и свойства материи.

    Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. В философии существует несколько подходов к понятию «материя»: – материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, первична и представляет собой наличное бытие; – объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа; – субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт субъективного, существующего только в виде сознания человека духа; – позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования. 

    32.  Философия о движении, пространстве и времени.

    Движение материи: – возникает из самой материи из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы; – всеобъемлюще, движется все: Материя имеет расположение во времени и пространстве. По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: – субстанциональный. Сторонники субстанционального подхода (Демокрит, Эпикур) считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией; – реляционный. Сторонники реляционного подхода (Аристотель, Лейбниц, Гегель) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

    33.  Сущность, свойства, формы и уровни сознания.

    Высшим уровнем отражением является сознание. Согласно материалистической концепции сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать материю. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что: – сознание существует, оно имеет особую, идеальную природу (сущность). Основные подходы к проблеме сознания: – физикализм – солипсизм; – объективный идеализм; – умеренный материализм. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа: – сознание имеет космическое либо божественное происхождение; – сознание присуще всем живым организмам; – сознание – свойство исключительно человеческое. 

    34. Диалектика о единстве и борьбе противоположностей.

    Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу, например, день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д. Можно также выделить различные виды борьбы: – борьба, приносящая выгоду обеим сторонам, например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития; – борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителем» для победившей стороны. Благодаря чему, победившая сторона переходит на более высокую ступень развития; – антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой. 

    35.  Взаимосвязь количественных и качественных изменений в процессе развития

    Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Например, если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей. При достижении температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар, т.е. переход одной меры качества в другую – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: – резко, одномоментно; – незаметно, эволюционно.

    36.  Отрицание отрицания в процессе развития

    Закон отрицание отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: – смена общественно-экономических формаций; – «эстафета поколений»; – смена вкусов в культуре, музыке; – ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых. Отрицание старых форм новыми является причиной и механизмом поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Развитие идет не линейным образом по прямой, а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

    37.  Социальная философия. Взаимосвязь природы и общества.

    В ХХ столетии в связи с резким воздействием человека на природу, стала актуальной проблема отношений общества и природы. Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий мир: человек, общество, Вселенная. В узком смысле – среда, в которой проходит жизнь человека и общества, то есть поверхность Земли климат, полезные ископаемые и т.д. Общество – совокупность форм организации жизни и деятельности людей. Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системой человеческого общежития и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования стала испытывать на себе антропогенное влияние. Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга. По мере роста технической оснащенности человека возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу усилилось.
    1   2   3


    написать администратору сайта