Главная страница
Навигация по странице:

  • Предметная структура философии

  • 2. Место философии в культуре, ее основные функции.

  • 3. Возникновение философии: условия и предпосылки

  • 4. Учение первых древнегреческих мыслителей о природе (от Фалеса до Демокрита).

  • Левкипп

  • 5. Философия Сократа и Платона.

  • 6. Учение Аристотеля о бытии и познании.

  • 7. Проблема человека в философии эллинизма.

  • 8. Основные принципы христианского мировоззрения. А. Августин

  • Основные проблемы средневековой схоластики. Философия Фомы Аквинского.

  • Ответы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру МГОУ по философии. Ответы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру МГОУ по. Предмет и особенности философского знания. Структура философии. Философия как особый вид знания сформировалась в 76 вв до н э. в Индии, Китае и Древней Греции. Сам термин философия


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеПредмет и особенности философского знания. Структура философии. Философия как особый вид знания сформировалась в 76 вв до н э. в Индии, Китае и Древней Греции. Сам термин философия
    АнкорОтветы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру МГОУ по философии.doc
    Дата31.01.2017
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру МГОУ по .doc
    ТипДокументы
    #1497
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    Предмет и особенности философского знания. Структура философии.

    Философия как особый вид знания сформировалась в 7-6 вв. до н. э. в Индии, Китае и Древней Греции. Сам термин «философия» впервые встречается у Пифагора (6 в. до н.э.), и переводится как «любовь к мудрости» (от греч. phileo – любовь, Sophia – мудрость). Закрепление в культуре слова «философия» связано с именем Платона (427-347 гг. до н.э.).

    Основные черты:

    1. философия стремится познать мир как целое: первопричины и первоначало. Аристотель в 4 в. до н. э.: философия – учение о первопричинах и первоначалах. Первопричины и первоначало можно раскрыть с помощью разума.

    2. Разум – способность видеть общее в вещах. Учение, которое считает разум основой познания и поведения людей наз. рационализмом.

    3. Философия есть знание о самом знании, о механизме познавательного процесса. Учение о познании – гносеология (гносео – знание, логия – учение)

    4. Философия дает знание о смысле жизни человека. Философская истина носит нравственно-эстетический характер.

    Философия является особым видом знания – это «софийное», мудрое знание и поучения на его основе. Это не просто абстрактная теория, но и практическая мораль. Часто ее связывают с мировоззрением, называют его основой.

    Мировоззрение – это совокупность обобщенных представлений о действительности, которые отображают, раскрывают и предопределяют практическое и теоретическое отношение человека к миру, способ восприятия, осмысления и оценки им окружающей действительности и самого себя как конкретно-исторического субъекта познания и практики.

    Виды мировоззрения:

    1. по степени теоретической «зрелости» - жизненно- практическое, теоретическое

    2. по степени исторического развития – античное, средневековое, современное

    3. по критерию всеобщности – индивидуальное, групповое, общечеловеческое

    4. по историческому типу – философское, религиозное, мифологическое

    Жизненно-практическое мировоззрение – совокупность разнообразных, иногда взаимоисключающих мировоззренческих понятий, идей, взглядов, целей социального субъекта. Такое мир-ие порождается непосредственными условиями жизни и опытом людей, передающимся из поколения в поколение. Оно носит стихийный, несистематизированный характер, существует в форме здравого смыла.

    Теоретическое мир-ие - осознаются мировоззренческие проблемы, дается их развернутое обоснование и решение. Оно существует в форме логически упорядоченных систем, в основе которых лежат определенный категориальный аппарат и логические процедуры обоснования.

    Мифологическое мир-ие. Мифология – универсальный тип мир-ия первобытных обществ. Миф – выдуманный рассказ, в кот. явления природы или культуры наделены божественной силой, отображал мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

    Язычество – обожествляли стихии природы.

    Фетишизм – вера в сверхестест. силы неодуш предметов

    Тотемизм – вера в кровнородственную связь с первобыт. общиной

    Магия – форма познания природы мира, опир. на чувственное воображение.

    Мифология – формирует чувственно-образную картину мира, характерной особенностью кот. явл. неразделенность сакрального и земного.

    Религиозное мир-ие. Как социально-историческое явление религия изменялась вместе с изменениями форм общественной жизни, которые она отображала. Этапами ее эволюции были первобытные верования (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм), национальные (иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство), и мировые религии (буддизм, христианство, ислам). В религиозной картине мира божественное и земное редко противопоставлены.

    Философское мир-ие. Ему присуща абстрактно-понятийная форма постижение действительности (предельно широкий уровень обобщения (категории, принципы), которые выходят на границы бытия и небытия). Философия составляет ядро научного мировосприятия и обеспечивает ему целостность, взаимосвязь и определенность. Философия стремится ставить и решать предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия. Философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, моральное и эстетическое отношение человека к миру; вырабатывает определенные критерии и принципы общественной и индивидуальной деятельности, опираясь на знание господствующей в мире необходимости.

    Можно выделить следующие особенности философского знания:

    • имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

    • носит предельно общий, теоретический характер;

    • содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

    • во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

    • является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

    • изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

    • имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

    • испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

    • в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

    • опирается на категории — предельно общие понятия;

    • неисчерпаемо по своей сути;

    • ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

    Предметная структура философии.

    Онтология (от греч. ontos – сущее; logos – учение) – область философского знания, которая исследует сущность бытия мира, основы всего сущего.

    Философия природы или натурфилософия – разновидность онтологии, поскольку сосредотачивает внимание преимущественно на том, что такое естественное бытие и природа в целом.

    Социология – учение о фактах социальной жизни (разных по сложности социальных систем, форм общностей, институтов, процессов).

    Социальная философия – исследует закономерности развития общества, связи общества и природы, общества и человеческой индивидуальности.

    Философия истории – области философского знания, предметом которой является выявление закономерностей исторического процесса, выяснение смысла и направленности истории человечества.

    Философия культуры – исследует специфику становления культуры, ее сущность и значение, а также особенности и закономерности культурно-историчекого бытия.

    Философская антропология – анализирует человека как целостную личность и стратегию ее жизнедеятельности.

    Гносеология (эпистемология) – исследует познавательное отношение субъекта к объекту, природу и возможности познания человеком мира и самого себя, общие предпосылки, средства и закономерности познания, критерии его истинности.

    Логика – учение о формах мышления.

    Этика – ее объектом изучения является мораль.

    Эстетика – обосновывает закономерности художественного отображения действительности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, исследует природу искусства и его роль в развитии общества.

    Философия религии – осмысляет определенную религиозную картину мира, исследует причины исторического происхождения религии, ее конфессионального разнообразия.

    История философии – изучает возникновение и развитие философской мысли, осмысливает перспективы ее развития.

    Кроме того, существуют теория развития, социология, аксиология (теория ценностей),философия права, философия образования, философия техники. Предметная область философии постоянно расширяется, осознаются новые проблемы, складываются новые философские дисциплины.
    2. Место философии в культуре, ее основные функции.

    Философия является одной из форм рационального знания, т.е. знания, устанавливаемого и обосновываемого разумом. В этом ее принципиальная общность с наукой. В отличие от наук, которые исследуют отдельные проблемы действительности, философия всегда бала заинтересована в целостности, полноте своего взгляда на мир. Философия познает мир в единстве, раскрывает универсальные, наиболее общие свойства бытия. Важнейшей особенностью философии является стремление понять мир и место человека в этом мире, характер его отношений к действительности.

    Для науки характерна объективность, если не исключающая, то, по крайней мере, сводящая к минимуму личностное, эмоциональное отношение ученого к исследуемому им материалу. В философии подобная отстраненность мыслителя от объекта исследования невозможна, ибо, о чем бы ни размышлял философ, он применяет метод рефлексии, обращенный на самого себя, преломляющий объект исследования через особенности своей личности, собственного чувствования. И хотя язык философии – это язык предельно широких и общих понятий, сам процесс их формирования сопряжен с высоким эмоциональным накалом, со страстностью человеческих чувств, напряженной работой разума.

    Т.е. речь идет об общезначимости научного знания, формализованного языка науки, научной символики, научно-исследовательских программ, становящихся достоянием общества. В силу особой сложности языка науки, доступного преимущественно узкому кругу специалистов, для его понимания теми, кто к таким специалистам не относится, необходимо профессиональное обучение, овладение методами научного исследования и т.д. В отличие от науки, философия не претендует на общезначимость результатов своих исследований, не рассчитывает не только на признание большинством, но даже на признание со стороны своих учеников и сподвижников. В философии каждый может быть творцом и созидателем или, по крайней мере, ощущать себя таковым, невзирая на мнения и оценки других людей, даже если среди них – маститые философы.

    Наука движется совокупными усилиями как отдельных, снискавших себе заслуженную славу первооткрывателей, так и коллективов ученых. Философия же, в отличие от науки, строго индивидуальна, личностна.

    Одна из особенностей философии, в отличие от науки, - невозможность установления четких границ для определения ее предмета. В отличие от науки, любая совокупность вопросов, определяющих содержание предмета философии, не является завершенной. Это открытая система, готовая принять в свое лоно все, что станет важным и значимым для человеческого разума.

    Отношения философии и религии всегда были непростыми. На исторических развалинах мифологии возникла философия. В средние века философия была низведена до служанки богословия. В эпоху Просвещения философия праздновала победу - религия высмеивалась как обман, невежество, просто суеверие. В наше время связь между философией и религией освободилась от прежней конфронтационности, она стала ровной и толерантно-спокойной. У них одинаковые претензии - на целостное видение реальности, на истину, на наставничество в делах жизни. Обе пытаются говорить от имени абсолютов, вещают, пророчествуют. Но религия делает это от имени веры, а философское сознание, в отличие от религиозного опирается на сомневающийся, критический разум. Философия верит в естественность, естественное, религия, напротив, - в сверхъестественное.

    Важно подчеркнуть, что философия в качестве области исследования имеет всю духовную культуру общества, т.е. духовные ценности, научное и ненаучное знание, все формы общественного сознания. Предметом анализа философского мышления становится такие общечеловеческие ценности как истина, добро, красота, справедливость, свобода.

    Функции философии.

    1. мировоззренческая. Философия расширяет и систематизирует знания людей о мире, человеке, обществе, помогает понять мир как единую сложную систему. Отражая отношения человека к миру, взгляды на цель и смысл жизни, на связь его интересов и потребностей с общей системой социальной и природной действительности, философия является основной социальной ориентации людей

    2. Гносеологическая. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. Овладение философскими знаниями имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и практических задач.

    3. Аксиологическая. Аксиология – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, которые определяют выбор людьми направления их деятельности, характер поступков. Аксиологическая функция философии помогает человеку в определении ценностей жизни, системы моральных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни.

    4. методологическая – выработка общих принципов и норм познавательной деятельности. Однако методологическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

    5. Логическая. Философия оказывает содействие формированию культуры человеческого мышления, формированию критической, непредубежденной позиции в межличностных и социально-культурных диалогах.

    6. Воспитательная. Философия стремится к формированию мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм в жизнедеятельности человека. Она прививает интерес и вкус к самовоспитанию, усиливает стремление человека к самосовершенствованию, содействует творческому подходу к жизни, поиску жизненных приоритетов.

    7. критическая. Формирование нового мировоззрения, решение философских вопросов, конечно, сопровождается критикой всяких предрассудков, ошибок, стереотипов, которые возникают на этом пути. Задача критического мышления – разрушать догмы и устаревшие взгляды. Это означает, что в системе культуры философия осуществляет критическую «селекцию», аккумулирует мировоззренческий опыт для передачи последующим поколениям.

    8. регулятивная. Философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.

    9. прогностическая. Философия помогает в формировании наиболее общих представлений и знаний о формах и направлениях развития и будущего состояния объектов и процессов реального мира.
    3. Возникновение философии: условия и предпосылки

    Философия зародилась практически одновременно в самых больших очагах древней цивилизации – Китае, Индии, Греции и Риме. Приблизительно тогда же она появилась в Древнем Вавилоне и Египте. Однако здесь философская мысль не достигла уровня, присущего более развитым рабовладельческим странам.

    Мифология – универсальный тип мировоззрения первобытных обществ. Миф – выдуманный рассказ, в кот. явления природы или культуры наделены божественной силой, отображал мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Миф был универсальной формой сознания. Неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, слабое развитие абстрактных понятий, а также чувственно-конкретный, метафорический, эмоциональный характер первичного сознания – эти и прочие особенности превращают мифологию в своеобразную символическую систему, в понятиях которой воспринимался и описывался весь мир. С развитием и усложнением форм жизни (возникновением письменности) мифологическая мудрость перестает удовлетворять человека.

    Необходимые социокультурные и экономические предпосылки возникновения философии: разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта, рецептурно-технологического знания ("смотри на меня, делай как я, делай лучше меня"), наличие развитых текстовых сообщений (указов, эпосов, мифов), отсутствие тоталитаризма, плюрализм и демократический режим. Закономерность возникновения философии определяется также особенностями социально-экономического развития Древней Греции в конце 7 – начале 6 в. до н.э.. Эти особенности связаны, прежде всего, с возникновением античного полиса и его ориентацией на демократизацию общественных отношений и создание наиболее благоприятных условий для социально-экономического и духовного развития общества. Расположение Древней Греции способствовало тому, что ее культура впитывала все культуры, которые имели к ней отношение.

    Именно в этот период были заложены философские категории, о которых мы размышляем сегодня, так называемые, универсалии (бытие, сознание, истина, знание как понятие). В этот период был поставлен под сомнение вопрос бессознательного и в связи с этим были пересмотрены многие воззрения и верования. С этого периода сознание осознает сознание. Мышление делает своим объектом мышление. Таким образом, родилась философия, которая стала центром духовной борьбы рациональности и рационального проверенного опыта, опыта против мифа. Появление античной философии связано с Фалесом, жившим в Мелете. Он сделал предметом рационального мышления мир в целом, бытие как таковое, поставив в истории культуры первый философский вопрос – что есть первооснова бытия?

    Философские воззрения, формировавшиеся в Древней Индии и Древнем Китае, характеризовались тем, что они находились под сильным воздействием реакционных и деспотических правлений. Философия, находясь под давлением власти, вынуждена была участвовать в социально-политической борьбе. Каждый регион Китая имел свою философию, крупный социальный слой имел свою философию, философские воззрения переплетались. Естественнонаучные знания не находили адекватного отражения ни в китайской, ни в индийской философии (мировосприятие через познание себя, внешние знания не нужны).

    В Индии философия возникла, когда вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к появлению в Древней Индии классового общества и государства. Наиболее известным памятником культуры в Древней Индии были Веды, содержащие сведения об экономическом развитии, социальной сущности общества, степени познания и многое другое. Веды («знание») – сборник гимнов в честь богов и героев был создан как комментарий к упанишадам (трактатам религиозно-философского характера). В Ведах содержатся попытки объяснить многообразие природных явлений через существование вечного космического порядка, властвующего над людьми и богами. Древнеиндийская философия неразрывно связана с религией, все философские системы здесь выступают, во-первых, как органический элемент религиозных учений, и во-вторых, как учение критикующее религию. К ортодоксальным школа (признающим авторитет Вед) относятся Миманса, Веданты, Йога. К неортодоксальным направлениям индийской философии относится буддизм и джайнизм. Т.о., индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от полной зависимости от материального мира к его свободе.

    Древний Китай. В 6 в. до н.э. появляются литературные памятники, свидетельствующие о зарождении философской мысли в Древнем Китае. В силу исторических особенностей страны мыслители основное свое внимание уделили решению социально-этических и политических проблем. Древнекитайская философия носит более персонифицированный характер, чем древнеиндийская. Основные школы в древнекитайской философии – даосизм (о пути вещей), конфуцианство (Небо - великое начало, верховное божество, которое диктует свою волю человеку, всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила), моизм, легизм, школа имен, натурфилософы.

    Разница между З и В цив. по Ясперсу – форма знаний, включает в себя: человека, процесс знания, объект, общество, биологический человек. Зап. цив-ия рассматривает знания как направленность на объект. Восточная – знание – направленность на изучение природы человека.
    4. Учение первых древнегреческих мыслителей о природе (от Фалеса до Демокрита).

    Начинается античная философия с появления натурфилософских идей, т.е. с философского осмысления природы. Древнегреческая натурфилософия развивалась динамично, демонстрируя этим некоторые общие закономерности движения человеческого мышления – от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от неосознанного к осознанному, выдвинув целый ряд продуктивных для европейской цивилизации идей и теорий.

    У истоков формирования натурфилософии стояла милетская школа (г. Милеет, Малая Азия, 7 в. до н.э.). Основателем школы был Фалес (около 624-547 гг. до н.э.), а его последователями – Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (585-525 гг. до н.э.). Основное внимание представители этого течения сосредоточили на поисках той первоосновы, из которой возникают все конкретные предметы и явления. Вещи являются чем-то временным, они возникают и исчезают, а их основа является вечной, существует всегда.

    Фалес усматривал такую первооснову в воде (всё происходит из воды и в воздух обращается). Воду он понимал как аморфное, текущее сосредоточение материи. При этом «вода» Фалеса означает основополагающий принцип. Вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, первоначало, видоизменения которого и дают различные состояния. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.

    Анаксимандр считал, что первоосновой является неопределенной начало, которое он назвал «апейрон», (беспредельное) и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным». «Апейрон» Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и по временном отношении. Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движении выявляются противоположности. «Апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно». Т.е. у этого философа мы, видимо, впервые встречаемся с осознанием значения противоположностей по отношению к развитию. У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает, - проблематика возникновения и формирования жизни. Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи.

    Анаксимен (585-524 гг. до нашей эры) первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю – камни, а из этого возникает всё прочее. При этом сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи.

    Основные философские принципы милетской школы были развиты Гераклитом Эфесским (544-483 гг. до н.э.). Он усматривал первооснову мира в огне, который является как первоосновой мира, так и основным элементом. Все возникает из огня и в огонь превращается. «Мир, единый из всего не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно затухающим». В этих словах – идея о непостоянном, переходящем характере всего сущего. Гераклит – один из первых философов, заметивших, что одно и то же является вместе с тем и разным, противоположным. Он указывал, что существенное изменение – это преобразование в свою противоположность, что одна противоположность выявляет ценность другой, противоречивость сближает противоположности. Если исчезают противоречия, то исчезает движение, а если исчезает движение, то исчезает все. Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму, т.е. всеобщей обусловленности всех событий и явлений. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью. С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности - закона.

    Значительным этапом античной философии была школа атомизма. Идеи об атомистической природе мира развивали Левкипп (ок. 500-440 гг. до н.э.) и Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.). Философское наследие Левкиппа и Демокрита сложно разделить (хотя существуют разные точки зрения на эту проблему), поэтому их учение, как правило, рассматривают вместе. Левкрипп и Демокрит, в отличие от представителей других философских школ, признают бытие (атомы) и небытие (пустоту). Атом, по их мнению, - это наименьшая частичка бытия, она неделима, вечна и неизменна. Поэтому и мир вечен, неуничтожим. Атомы отличаются по величине, форме, порядку расположения. Они свободно двигаются в пустоте, а столкнувшись, изменяют порядок движения. Причины движения атомисты не описывают. Атомы сами по себе бескачествены. Из атомов состоит и душа. После смерти тела атомы души тоже распадаются, поэтому душа являются смертной.
    5. Философия Сократа и Платона.

    Огромное влияние на античную и мировую философию оказал Сократ (469-399 гг. до н.э.). Сократ никогда не считал себя мудрым (софос), а лишь философом, который любит мудрость. Одно из известных его выражений «знаю, что ничего не знаю» является, на самом деле, объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Важнейшей задачей Сократ считал «воспитание людей», содержание которого видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом освоении каких-либо знаний.

    Понимание предмета познания Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра, красоты, блага и человеческого счастья. Основная задача познания не теоретическая, а практическая – искусство жить.

    Центральное место в философии Сократа занимает этика, проблема человека как морального существа (его отношение к семье, обществу, законам). Нравственные истины имеют общечеловеческое значение; их познание – главная цель мыслящего человека. А основным доброжелателями считал сдержанность (как подчинять страсти), мужество (как преодолевать опасности) и справедливость (как придерживаться божественных и человеческих законов). Сократ отождествлял добродетель со знанием.

    Сократ формировал философский метод, названный диалектикой. Цель метода – достижение истины с помощью выявления противоречий в утверждениях противника путем постановки правильно подобранных вопросов.

    Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически. Проблема политики и государства и их отношение к человеку для Сократа - государство сильно тем, как граждане исполняют законы – для каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери.

    Наиболее выдающимся из непосредственных учеников Сократа был Платон (428-347 гг. до н.э.). Свои труды он писал в форме диалога. Среди них: «Апология Сократа», «Законы», «Пир», «Государство» и др. В диалогах Платона изложена натурфилософия, учение о Космосе, теория познания и диалектика, рассматриваются проблемы человека и общества.

    Главное место в философии Платона занимает оригинальное учение об идеях. В соответствии с этим учением мир чувственных вещей не является миром действительно сущего: чувственные вещи находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то гибнут. Всему, что является в них действительно сущим, чувственные вещи обязаны своим бестелесным прообразам, которые Платон назвал идеями. Т.о., он создал учение объективного идеализма: идеи существуют объективно, реально, независимо от всех ограничений пространства и времени. Они выступают как идеальный образ и идеальная схема создания вещей. Идеи – это совершенные, нематериальные вечные сущности.

    На идеалистической онтологии Платона основывается и его учение о государстве, человеке и познании. Он впервые создал концепцию совершенного («идеального») государства, в котором власть принадлежит небольшой группе людей. Основным принципом устройства такого государства будет принцип справедливости. В соответствии с ним каждому гражданину отводится особая сфера деятельности и особое положение, которые обусловят их гармоничное объединение. Взяв за основу отличия между отдельными группами людей и присущие им моральные качества, Платон рассматривал эти отличия по аналогии с разделением хозяйственного труда. Всем гражданам должны быть присущи не только справедливость, но и сдерживающая мера, которая бы приводила к гармоническому сочетанию их положительные и отрицательные качества. Отдельным гражданам необходимо мужество и лишь небольшому количеству граждан – мудрость (государственники-философы).

    В гносеологии Платон отрицает чувственное познание и его формы. С его точки зрения рациональное порождает чувственное. Он так классифицировал знания: достоверные априорные знания даны человеку Богом; близкие к достоверному знанию – это знание чисел и основанных на числах наук; недостоверные знания – эмпирические знания, т.е. полученные на основании ощущений.
    6. Учение Аристотеля о бытии и познании.

    Известнейшими произведения Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) являются «Метафизика» (учение о бытии), «Органон» (рассматриваются проблемы логики), психологический трактат «О душе», этические произведения «Эвдемова этика», «Большая этика», политико-экономические труды «Политика» и «Экономика».

    Аристотель был первым критиком теорий Платона. Аристотель доказывает, что идеи – лишь копии вещей и не отличаются от них по смыслу. Для существования

    мира необходимы два первоначала, материальное и идеальное. Материю Аристотель рассматривал как пассивное начало, которое имеет аморфное содержание и не может самостоятельно развиваться. Активное начало – это форма. Благодаря форме материя превращается во что-то определенное, в реальные вещи.

    Первейшая проблема в метафизике («то, что после физики») – это предмет философии. Аристотель считал, что философия должна изучать нематериальные, самостоятельные, наиболее общие причины развития материального и духовного миров и недвижимые сущности (законы). Физика изучает материальное, философия – одновременно и материальное, и идеальное.

    Рассматривал проблему бытия через 10 категорий первая говорит о том, что такое бытие, а остальные о его сущности: Сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

    По Аристотелю бытие - сущность, обладающая свойствами перечисленными ранее. Человек способен воспринимать лишь свойства бытия, а не сущность. По Аристотелю материя- это потенция, ограниченная формой; все сущее на земле обладает формой и потенцией; изменения одного из этих качеств приводит к изменению сущности предмета; реальность- переход от материи к форме и обратно, высшей формой всего сущего является бог, имеющий бытие вне мира. Материя мертва, но в движение ее приводит форма. То каким способом организована материальная структура определяет ее сущность. Форма человека - душа. Все бытие делил на шесть слоев: бытие живого, б. неживого, б. человека, б. души человека, б. общества, б. бога как единство всего бытия. Деление бытия на слои как структурные уровни организации материи с разными организациями, а значит видами движения.

    При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первую сущность он отождествляет с индивидуальным бытием, с конкретной вещью. Первая сущность, согласно Аристотелю, выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познавательным бытием.

    Вторые сущности (вторичные) производны от первых сущностей. Они не постигают конкретное индивидуальное бытие, а являются в большей или меньшей степени родовым или видовым определением. Например: стол, стул, кровать и т. д. Это первичные сущности, в то время как мебель уже вторичная сущность.

    Так же Аристотель различает шесть видов движения : возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места.

    В гносеологии Аристотель подвергал критике скептицизм предшественников и утверждал возможность познания мира. Он определял явление и сущность как ступени приближения к истине, рассматривал чувственное и рациональное познание. Но Аристотель противопоставлял рациональное чувственному.

    Основным и исторически первым уровнем познания он считает чувственное познание. При помощи чувственного познания человек овладевает единичным, индивидуальным. Если чувственный уровень – основа познания, то постижение общих закономерностей является привилегией разума.

    Разум у Аристотеля может существовать самостоятельно, независимо от ощущений, как часть разумной души, присущей человеку и Богу.

    Научное познание, по Аристотелю, представляется как вершина всего процесса познания. Его содержание является познание общего. Аристотель правильно постиг тот факт, что общее можно познать не на основе созерцания или "воспоминания", но лишь посредством познания единичного, и что мышление необходимо сопоставлять с практической деятельностью.

    Научное познание не ограничивается лишь эмпирией. Факт чувственного восприятие есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее. Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его необходимо предохранять от пустой спекулятивности. Это ведет к развитию логики. Логику он понимал как орудие познания.
    7. Проблема человека в философии эллинизма.

    Эллинистический этап связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества, распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром Македонским. Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса, который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества. Греко-римская философия ставит главную задачу – научить человека правильному образу жизни, который позволит не затеряться в этом мире и найти смысл существования.

    Теперь условие добродетельной и счастливой жизни читается освобождение человека от власти внешнего мира, от власти политической сферы. Для философов эпохи эллинизма философия – учение о мудрости, но мудрость они представляют как нравственный образ жизни. 3 школы в период эллин: эпикурейцы, киники, стоики.

    С точки зрения Эпикура философия должна изгонять болезни души, т.е. врачевать. Эпикур считал, что философия должна быть направлена на обоснование идеи достижения человеком счастливой жизни. Для достижения своей цели философия формирует и включает в себя три вида знания: физику, канонику (учение о познании), этику (учение о достижении человеком счастья). Он считал, что два страха мешают человеку быть счастливым: страх перед Богами и перед смертью. Но он считал эти страхи необоснованными. 1. Он признавал существование Богов, но они существуют в междверном пространстве и они не интересуются жизнью природы и делами человека. 2. Смерти бояться не нужно, т.к. человек и смерть никогда не встречаются. Когда человек живет, смерти нет, а когда смерть – человека нет.

    Эпикур считал, что философия должна убедить человека, что нет такой силы в мире, которая могла бы помешать мудрому человеку жить в соответствии с идеалами. Человек счастлив, когда удовлетворяет своим потребностям. Высшая форма блаженства по Эпикуру – состояние полного душевного покоя, невозмутимости и отрешение от всех проблем этого мира (атараксия).

    Наиболее известным из последователей Эпикура был Тит Лукреций Кар. Он считал, что основная цель философии – избавление человека от страха загробного наказания.

    Скептицизм возник в 6-3 вв. до н.э. Вершины достиг в учении Пиррона, Энесидема, Секста Эмпирика. Специфика мировоззрения скептиков состоит в том, что они указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недосказанность. В основе суждений скептицизма: 1. какими есть вещи? – Каждая вещь является не более такой, чем какой-либо иной, поэтому она не может быть названа ни прекрасной, ни безобразной; противоположные суждения о вещи справедливы в одинаковой степени; 2. как человек должен относиться к предметам мира? – Зная, что противоположные суждения о предметах мира в равной степени достоверны, мудрый человек будет воздерживаться от любых суждений по поводу своего отношения к этим предметам; 3. какую выгоду получает человек от своего отношения к предметам мира? – Воздерживаясь от суждений об истинной сущности вещей и от окончательного принятия решений по поводу своего отношения к этим вещам, мудрый человек относится к ним равнодушно и невозмутимо, т.е. с позиции апатии и автаркии (самообладания), - только так достигается высшее блаженство. В этом – единственно возможная выгода от отношения человека к предметам и явлениям мира.

    Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражители. Основателем был Зенон, последователи – Клеанф, Хрисипп, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Стоики считали, что весь мир – это единое тело, насквозь пронизанное активным началом, которым является Бог. В мире властвует фатум – неумолимый знак судьбы. Судьба является предначертанной. Поэтому человеку не следует сопротивляться фатуму. Отсюда следует, что человек должен сознательно, разумно познавать свое место в мироустройстве; он должен постичь, какое поведение отвечает его собственной природе и естественному взаимоотношению с другими существами.

    Киники. Основопол. – Антисорн, Диоген. Киники считали, что человек как природное существо должен жить согласно природе. Культура, созданная человеком – искусственное образование, поэтому богатство, роскошь, украшения, изысканная речь – все искусственно. Киники были ближе к природе: ходили, еле прикрывшись, спали на циновках, удовольствий по минимуму. Называли себя гражданами мира и обязывались жить в любом обществе не по его закону, а по своим собственным.
    8. Основные принципы христианского мировоззрения. А. Августин

    Средние века в Европе прошли под влиянием христианской религии. Основные черты:

    1. теоцентризм. В центре – Бог – вечен, бесконечен, всемогущ. Бог в христианстве – свободная творческая воля. Именно это сущность творческих сил во Вселенной. Так Бога определили философы. Богословы определили Бога как триединство отца (сущность), сына (творческое начало) и святого духа (свободная воля).

    2. креационизм – принцип творения. Бог сотворил природу и человека.

    3. персонализм – Бог сотворил человека по образу и подобию собственному, наделил человека свободной волей. Свобода – очень ответственный дар Бога человеку. Ничего не может заставить человека что-то делать. Бог не делает ни добра, ни зла. Добро и зло – выбор человека.

    4. историзм (эсхатологизм) – сформулированное линейное понятие времени. История, с точки зрения христианства, имеет начало и конец. Начало истории – 1 век рождения Христа. Конец – второе пришествие. Христианство отрицает божественность человека. Но у простого человека есть способность услышать зов Бога и следовать этому призыву.

    Патристика (9-10 вв. н.э.) - совокупность философских, богословских, и социально-политических учений отцов церкви. Одним из наиболее известных ее представителей считается Аврелий Августин Блаженный (254-430). Он считал, что трагедия человека внутри самого человека, а не в борьбе с внешним миром. Первородный грех – грех высокомерия – уклонения от вертикали. Зло – любовь к себе, надменная спесь, благо- любовь к Богу, желание и любовь к благоистинному.

    Августин дал принципиально новое, линейное толкование времени в отличие от циклического его толкования, присущего античному мировоззрению. Понятие о времени как движении от прошлого к будущему стало основой формирования исторического сознания. Он, в частности, обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими. Августин тщательно проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия между некоторыми из них или дал новое их толкование; он провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В своих сочинениях он следовал положению, согласно которому "истинная философия и истинная религия - одно и то же".

    Августин обосновывает креационизм. Бог сотворил природу и человека "из ничего", исключительно по своей воле. "Откуда взялась бы эта материя, не созданная тобою, а между тем послужившая материалом для твоего творчества?" - спрашивает он, обращаясь к Всевышнему, и отвечает: "Допущением такой материи неизбежно ограничивалось бы твое всемогущество... До творения твоего ничего не было, кроме тебя, и... все существующее зависит от твоего бытия"

    Всемогущество божества было доведено Августином до фатализма, предопределенности действий и судьбы людей. Все делается по воле Бога. Одним из атрибутов Бога является вечность, трактуемая как неизменность.

    Бесспорно, вещи находятся во времени; они изменяются, и время есть мера их изменений. Сотворив природу и вещи, Бог сотворил и время. Но задумаемся: прошлое не обладает действительным существованием, его уже нет; будущего тоже не существует, его еще нет; настоящее же - ускользающее, оно есть миг. Прошлое связано с памятью, будущее - с надеждой, настоящее - с непосредственным созерцанием; иначе говоря, все они в душе, они субъективны. Правильнее считать, что есть настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Бог же в отличие от предметов природы существует вне времени; в нем нет никакого "раньше" и "позже", а только вечное настоящее; в нем постоянное "теперь", статичная абсолютная вечность. Итак, по Августину, время характерно для конечных вещей, вечность - для Бога. Человек как тело смертен, но духовно способен приобщиться к Богу, к вечности.

    В «Граде небесном», «Исповедь», «О Троице» Августин разработал философское учение о свободе воли и доказывал, что человек как своеобразный микрокосм объединяет в себе природу материальных тел – растений и животных, разумную душу и свободную волю. Душа нематериальна, бессмертна, свободна в своих решениях. Волевым характеристикам человеческой души философ отдавал предпочтение перед рациональными. Отсюда выводилось неопровержимое первенство веры над разумом (вера предшествует пониманию) и утверждался безоговорочный авторитет церкви как последней инстанции в утверждении любой истины. Ведь свобода воли, по Августину, не абсолютна. Она ограничена божественным изначальным решением, которым Бог одних избрал для спасения и наслаждения в будущей жизни, а других обрел на пытки. Августин призывал к неустанному поиску божественной истины, к твердой воле для достижения этой цели; сам поиск должен быть страстным, эмоциональным; познание Бога и любовь к нему должны быть неразрывно связаны между собой.

    Подобным же образом Августин разграничил науку и мудрость. Наука подчинена мудрости, ибо она учит умению пользоваться вещами, в то время как мудрость ориентируется на познание божественных дел и духовных объектов.
    Основные проблемы средневековой схоластики. Философия Фомы Аквинского.

    Схоластика (11-14 вв. н.э.) – тип религиозной философии, которая соединяет догматичные предписания с рациональной методикой их доказательств.

    Задачу философии схоласты усматривали в познании Бога (через природу), в доказательстве того, что все догматы церкви не противоречат разуму. Центральными они считали проблемы соотношения знания и веры, воли и разума, единичного и общего.

    Проблема веры и разума. Свободные искусства представлялись знанием, основанным исклю­чительно на разуме. Переход же к более высокому уровню обучения - изучению теологии - означал господство установки на веру. Отсюда возникало противопоставление веры и разума. Это противопоставле­ние, не доходящее, впрочем, до отбрасывания одной из его сторон, проходит через все этапы схоластической мысли.

    Важно иметь в виду, что под верой понималась вера в авторитет Священного Писания и святых Отцов церкви. Поэтому вопрос об от­ношении веры и разума означал разработку различных трактовок со­держания Библии и творений святых Отцов церкви с учетом достиже­ний античной философии. Схоластика стремилась сохранить автори­тет Писания и Предания. В то же время она не могла отбросить учения и труды античных авторов. Отсюда проблема веры и разума станови­лась для нее неустранимой, но не была неразрешимой. Напротив, схо­ластическая мысль предложила множество вариантов ее решения. Само столь длительное существование схоластики есть свидетельство мно­жества возможностей согласования свободы мышления с истинами Откровения. В рамках схоластики вопрос не мог быть поставлен в плос­кости нигилизма - отрицания всякой веры. Речь могла идти только о степени разумности Писания и Предания. Если бы схоластическая мысль пришла к выводу об их полной неразумности (такое можно предположить только гипотетически), то она встала бы перед пробле­мой поиска чего-то иного, что можно было бы положить в фундамент человеческого бытия и мышления. Неизбежность веры и потребность в вере не подвергались сомнению.

    Существовал еще один аспект схоластического отношения разума и веры. Он был связан с потребностями обращения неверующих, ког­да необходима аргументация. Схоластика была фактически занята вы­работкой такой аргументации. Это означало выработку доказательств средствами разума истины, которая ведет к вере или, по меньшей мере, непротиворечива по отношению к фундаментальным принци­пам разума.

    Проблема единичного и общего известна как спор об универсалиях – природе общих понятий. В соответствии с тем, как толковался вопрос о существовании универсалий, средневековая философия представлена двумя основными направлениями – реализмом и номинализмом. Реализм – это направление, которое считает, что общие понятия (универсалии) не являются отображением предметов и явлений, а существуют как реальные духовные сущности и составляют субстанцию вещей (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). Номинализм – направление, сторонники которого считали, что реально существуют лишь единичные реальные вещи, а общие понятия – это только их названия или имена (Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр). Согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Такое утверждение сближает с материалистической линией в философии.
    Фома Аквинский (1225 -1274) - выдающийся философ и богослов средневековья, систематизатор ортодоксальной схоластики. Самые знаменитые произведения - «Сумма теологий», «Сумма против язычников». Основным положением его философии является то, что для спасения человеку нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение. Считает, что философия, как "истина разума", должна находиться в услужении богословия, как "истины откровения". Философию считает настолько менее значимой, чем богословие, на сколько человеческий разум слабее мудрости божественной. Основная цель отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Аристотеля, утверждал, что всякое бытие может быть лишь бытием единичных, отдельных вещей. Основные понятия Фомы - понятия действительности и возможности. Каждая вещь есть сочетание «формы» и «материи». При этом «материя» - это возможность принять форму, а «форма» - «действительность» по отношению к материи, уже принявшей форму. Материя не может существовать отдельно от формы, но форма может существовать отдельно от материи. То есть ничто материальное не может существовать независимо от высшей формы - Бога, а сам Бог есть чисто идеальное существо. Во всех созданных богом вещах сущность отличается от существования. Существование выше сущности.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта