Ответы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру МГОУ по философии. Ответы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру МГОУ по. Предмет и особенности философского знания. Структура философии. Философия как особый вид знания сформировалась в 76 вв до н э. в Индии, Китае и Древней Греции. Сам термин философия
Скачать 0.54 Mb.
|
Развивая свои взгляды на строение психики, Фрейд пришел к выводу, что пространство психики включает три инстанции: - бессознательное; - предсознательное; - сознание.Фрейд доказал, что бессознательное наделено своими собственными свойствами. В нем сосредоточены унаследованные психические образования, аналогичные инстинкту животных, а также то, что обычно вытеснено в течение жизни индивида, "как недопустимое по своей природе". Предсознательное является посредником между сознанием и бессознательным. Это еще не сознание (хотя актуализация воспоминаний может сделать их осознанными), но и не бессознательное, так как оно отделено от последнего цензурой, барьером вытеснения. Сообразуясь с реальностью внешнего мира, предсознательное сопротивляется асоциальным, сексуальным, эгоистическим желаниям и инстинктам, стремящимся проникнуть в сознание, и вытесняет их обратно в бессознательное. Антропологический поворот в философии 20 в. (экзистенциализм о сущности человека) Экзистенциализм (от лат. еxsistentia - существование), или философия существования, играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии ХХ века. Она характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, религиозный (К Ясперс, Г.Марсель, ) атеистический (Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно). Экзистенциализм поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий. Исходный пункт философии экз-ма - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Отчуждение человека от общества. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзестенциалиста имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Проблема существования (экзистенции) человека. Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо человеческого существования существует потусторонняя реальность, кот. понимается как способ существования человека, состоящий в озабоченности человека, направленной куда-то вне его. Внешний мир представляет среду, мир заботы человека, окружающий человеческое существование и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы чел. существования. Время - это переживание сущ-ем своей ограниченности, временности. Представление о времени до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно. Э объявляет предметом философии бытие. Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него. Личность и общество. Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш. индивидуальность, отнимающая у чел его бытие, навязыв. личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое сущ-е. Проблема свободы человека. Э определяет свободу как выбор человеком самого себя. Свобода трактуется не как свобода деятельности, а как свобода выбора, т.е. отношение субъекта к независимому от него окружению. Он может или свободно согласиться со своим положением, или так же свободно не принимать это положение. Задача человека состоит в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы прежде всего изменить свое отношение к нему. Хайдеггер. Первично настроение, то есть форма неразвитого сознания. Априорные формы чел. личности явл. забота, тревога, страх. Это субъективное бытие ч-ка, бытие-в-мире (говорит о том, что бытие человека и мир неотделимы друг от друга. Человек всегда в мире и мир - это мир человека.). Есть еще бытие-с-другими, бытие-здесь и др. Чтобы постичь смысл бытия, ч-к должен отрешиться от целевых установок, осознать свою бренность, грешность, почувствовать себя перед лицом смерти. Тогда увидит ценность каждого момента бытия и отрешиться от общественных идолов - научн абстракции, идеалы и тд. Философия существования пытается раскрыть социально-этические стороны человеческого бытия. При этом немецкий и французский экзистенциализм часто подчеркивают темные, пессимистические свойства бытия, его абсурдный характер. Тревога, страх, вина, страдание неизменно сопутствуют человеку в его жизни. Хайдеггер различает страх эмпирический, касающийся каждодневного существования человека (Furht), и страх онтологический, лежащий в сердцевине его бытия (Andst). Это страх перед ничто, смертью в ее подлинном смысле, а также страх из-за неумения найти свой личностный смысл бытия. Проблемы жизни и смерти предстают как наиболее важные для человека. Еще одной важной темой в философии существования является тема человеческой коммуникации, взаимообщения или интерсубъективности. Человек в экзистенциализме изначально выступает как социальное существо. В отчужденном бытии, например в толпе, в массе, каждый поступает так, как поступают остальные, следуя моде, установившимся схемам общения, обычаям, привычкам. Экзистенциалисты не просто описывают факты, но явно выражают протест против массовой, бульварной культуры. Тем не менее, характерно, что, выступая против массовой культуры, сам экзистенциализм стал в последствии модой и элементом той же самой массовой культуры. Аналитическая философия 20 в., ее эволюция и кризис. Наряду с новыми, нетрадиционными формами философствования, в 20 веке продолжало развиваться и классическое направление, считающее разум высшим и главным элементом человеческого бытия, тяготеющее к идеалам научности и рациональности. Наиболее характерным, с этой точки зрения, является аналитическое направление в философии. В его рамках развивается несколько различных философских школ, которых объединяет интерес к изучению языка науки и философии, убеждение, что исследование философских, научных методов составляет главную задачу философии – переосмысление предмета философии и ее функций, стремление избавиться от мировоззренческой стороны философского знания. Эти черты проявились в таком направлении 19 в. как позитивизм - определенный стиль философского мышления, способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления и его языкового выражения. Основные идеи этого направления представлены впервые в трудах Огюста Конта (1798 — 1857). Позитивизм претендовал на звание принципиально новой, "неметафизической" (позитивной) философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. Утверждая, что наука недостаточно научна, в ней слишком много умозрительных, спекулятивных компонентов, позитивизм ставил задачу "очищения" ее от метафизики. О. Конт, родоначальник позитивизма, сформулировал задачу социального познания - сделать учение об обществе ("социологию" — термин впервые ввел О. Конт) такой же "положительной", "позитивной" наукой, как и естественнонаучные дисциплины (математика, механика) с использованием "точных", математически-экспериментальных методов и без всяких сверхопытных гипотез. Второй этап позитивизма - эмпириокрицизм ("Критика опыта"). Этот этап развития позитивизма связан с именами Авенариуса и Маха. Эмпириокритики занимались критикой опыта, стремились очистить его от всего, что могло быть истолковано как признание факта объективности, независимости от наших ощущений, какой бы то ни было реальности. Наиболее полное и последовательное развитие идея научной философии, ориентирующейся на строгие образцы естественнонаучного, математического знания, получила в рамках неопозитивизма. Неопозитивизм - это борьба против старой метафизики и противопоставление ей нового, "позитивного" знания - это то, что объединяет различные школы, подходы и позиции, существующие в рамках неопозитивизма, и позволяет говорить о едином философском направлении. В истории неопозитивизма выделяются 4 направления: 1) Л. Витгенштейн разработал положения "логического атомизма", предложенные крупным английским философом и логиком Б. Расселом (1872 - 1970). Так сложилась школа логического позитивизма. Представители логического позитивизма предложили коренным образом пересмотреть предмет и метод философии, предъявив к философскому знанию строгие критерии, выработанные на базе естествознания и математики. По мнению логических позитивистов, предметом философии должен быть язык, и, прежде всего, язык науки, как способ выражения знания, а задача философии в этом случае сводится к логическому анализу языка науки. Цель логического анализа заключается в том, чтобы отделить истинные научные положения от ложных. Философия понимается либо как наука (Рассел), либо как путь к науке, деятельность по прояснению мыслей (Витгенштейн). Бертран Рассел был убежден, что новая логика позволит более адекватно, чем когда-либо ранее, найти окончательные философские истины, обнаружить природу основных элементов реальности, которые не сводятся к фикциям идеалистов. Рассел усмотрел корни противоречий в несовершенстве языка и предложил ряд правил, ограничивающих пользование им. Он разработал систему математической логики, язык которой полностью исключал возникновение парадоксов через использование логических средств. Логику он объявил сущностью философии. И делает вывод: Философия - это не теория, а деятельность, состоящая в анализе языка науки и имеющая цель устранить из него все метафизические высказывания и термины. Эту концепцию Рассел назвал логическим атомизмом. Кульминацией 1-го этапа развития аналитической философии явилась книга философа Людвига Витгенштейна "Логико-философский трактат". В нем Вит. выдвинул концепцию “логически совершенного”, или “идеального”, языка, прообразом которого для него является язык математической логики Рассела. В. более настойчиво, чем Р. концентрирует свое внимание на языке. Мысль выражается в языке, а значит именно язык есть граница мышления. Все, что не попадает в схему “идеального” языка,— традиционная философия, этика и т. д.— объявляется В. лишенным научного смысла; философия признается возможной лишь как “критика языка”. 2) Основные идеи неопозитивизма сформировались у М. Шлика, Р. Карнапа, О. Нейрата, Г. Фейгла. Цель логического анализа заключается в том, чтобы отделить истинные научные положения от ложных. Для решения этой задачи была выдвинута "верификационная концепция" или принцип верификации. Согласно этому принципу, любое высказывание подлежит опытной проверке на истинность. Только те высказывания имеют научный смысл, которые допускают, в конечном счете, сведение их к непосредственному чувственному опыту индивида, иначе говоря, к "атомарным фактам", или "протокольным положениям". Таким образом, сущность верификации состоит в отождествлении наблюдаемого и реального (реально то, что наблюдаемо), а истина понимается как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Попытка свести проблему установления научной истины к опытной проверке была обречена на неудачу. Выступая против метафизики, принципы и положения которой не поддаются опытной проверке, а потому, с точки зрения неопозитивистов, лишены смысла. Логические неопозитивисты фактически отказывали в существовании и естествознанию, законы которого также несводимы к элементарным высказываниям по результатам опытов. 3) Попытки построения универсального языка науки привели к созданию семантического позитивизма (А. Тарский, Ч. Моррис, С. Чейз, А. Раппопорт). Одним из способов преодолеть внутреннюю противоречивость логического позитивизма стало ограничение его проблематики только проблемами формального языка, слова которого соотносились не с предметами, а с другими словами. Важным этапом стала теория языковых каркасов, разработанная Карнапом, который обосновывал правомерность высказываний об абстрактных объектах, без которых не могла обойтись наука, и которые не могли быть сведены к элементарным или протокольным предложениям. 4) Философия лингвистического анализа - анализ значений обыденного языка (Гарский, Витгенштейн, Д. Мур). Вит. в дополнение идеи идеального языка ввел мысль о мудрости обыденного языка, который связан с деятельностью людей и отражает тысячелетнюю мудрость человека. Истинную философскую деятельность Витгенштейн усматривает в анализе языка, в выделении и описании многих способов употребления слов и выражений в различных "языковых играх". Принципиально иной путь был предложен британским философом К. Поппером (1902 - 1988), разработавшим концепцию критического рационализма, открывшего новую страницу истории неопозитивизма - постпозитивизм. Стремление обосновать выдвинутые положения и уйти от узкого эмпиризма логического позитивизма приводит Поппера к отказу от принципа верификации. По мнению Поппера, наука нуждается не в подтверждении истинности своих положений, а в опровержении их неистинности. Такой принцип получает название принципа фальсификации и означает принципиальную опровержимость (фальсифицируемость) любого научного утверждения. Введение этого принципа позволяет Попперу решить проблему демаркации - отделения научного знания от ненаучного, однако при этом он, в отличие от логических позитивистов, не отказывает метафизическим утверждениям в осмысленности, они лишь не являются научными. Таким образом, Поппер утверждает взгляд на науку как на динамический процесс, понимая рост научного знания как процесс выдвижения новых смелых гипотез и их последующего опровержения. Представителями постпозитивизма были Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и другие. В их работах наука рассматривается, во-первых, как развивающаяся система, что приводит к изменению проблематики исследований: постпозитивизм обращается к истории науки, пытаясь открыть закономерности ее развития, при этом заботясь не столько о формальной строгости своих построений, сколько о соответствии их действительной истории науки. Во-вторых, наука рассматривается как целостная система, в рамках которой смягчается, столь характерное для логического позитивизма, противопоставление эмпирического - теоретическому, фактов - теории. Эмпирическое и теоретическое рассматриваются как органически связанные между собой уровни научного знания. Радикальную позицию в рамках постпозитивизма занял американский философ П. Фейерабенд, последовательно отстаивая позицию теоретического и методологического плюрализма. По мнению Фейерабенда, рост знания происходит в результате пролиферации - размножения теорий, которые являются несоизмеримыми, то есть имеют разный эмпирический базис, используют различные методы, стандарты и нормы, не являясь дедуктивно связанными. Создание таких альтернативных теорий способствует их взаимной критике, ускоряя тем самым развитие науки - это периоды борьбы альтернатив. Таким образом, если логический позитивизм утверждал возможность научной философии как универсальной методологической концепции, постпозитивизм породил множество таких концепций, долгое время сохранявших убеждение в том, что одна из них должна быть истинной, то в 80-е годов, время заката постпозитивизма, ведущей стала идея плюрализма рациональности. Проблема бытия в философии. Формы бытия. «Бытие» - одна из центральных категорий философии, в самом общем смысле означает существование как таковое. Учение о бытии – онтология. Термин ввел в 17 в. Гоклениус. Проблема бытия была сформулирована в 5 в до н.э. Парменидом. Он считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Ничего другого кроме бытия нет. Платон обосновал идею о том, что бытие – это мир идей, являющихся истинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие противопоставляется Платоном неистинному, под которым имеется в виду доступные человеческим чувствам вещи и явления. Гераклит считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия. Космический огонь Гераклита (основа мира) в наглядно-образной форме выражает бытие как вечное становление. Для Гегеля подлинное бытие – абсолютный разум, который в процессе семаразвития через природу, общество, человека и формы его мышления приходит к самопознанию Экзистенциализм объектом философии признает внутреннее бытие человека (экзистенция – иррациональное в мире человека, составляющее его неповторимость и противостоящее «предметному бытию». Неотомисты высшей реальностью признают «чистое бытие», понимая его как божественное первоначало, имеющее духовное содержание. Представители неопозитивизма считают, что отношение мышления к бытию является псевдопроблемным, поскольку философский анализ не распространяется на объективную реальность, а ограничивается лишь непосредственным опытом или языком. Современная материалистическая философия понимает бытие как такую категорию, которая охватывает все сущее – как материальные, так и духовные феномены. Бытие не отождествляется и не сводится лишь к материальным образованиям, а включает в себя и мир человеческого духа, все духовные явления, которые по своей сути являются идеальными. При обсуждении проблемы бытия одним из первых возникает вопрос, что существует. Он появляется, когда человек, исследуя окружающий мир, за многообразием единичных вещей обнаруживает нечто, что объединяет их, то есть понятие этих вещей, которое невещественно, невидимо, неизменно. Поиск ответа на вопрос «что существует» развертывается в истории философии как поиск ответа на вопрос, как соотносящихся эти две формы существования – мир единичных вещей и мир общих идей. В ходе дискуссий и споров постепенно выработалась идея многообразия форм существования мира. Разными видами форм реальности выступают бытие природы, б. человека, б. духовное, б. социальное. Бытие природы, которое разделяется на бытие девственной природы (т.е. бытие вещей и процессов, которые существуют независимо от человека и его деятельности) и бытие рукотворной природы (или бытие вещей и процессов, созданных людьми). Природа безгранична в пространстве, времени и вечна. Особенность бытия «первой природы» - диалектика преходящего и непреходящего бытия. Вторая, или очеловеченная природа зависима от первой. С одной стороны, во второй природе воплощен материал от первой, иными словами объективная, первичная реальность, с другой – в ней воплощены труд, воля и знания человека, его душа. Вторая природа – это орудия и условия работы, средства связи, потребности человеческого духа – все то, что составляет цивилизованное бытие, материальную и духовную культуру. Бытие человека. Человек является частью природы и в этом отношении подчиняется действию ее законов. Наличие тела предопределяет смертность человека, он втянут в диалектику бытия – небытия и, как все тела природы, проходит состояния возникновения, становления и гибели. Для существования человеческого тела необходимо повседневное его воспроизведение. Материализм уделяет этим фактам первоочередное внимание, считая, что материя первична, а дух, сознание – вторично. Для того чтобы мыслить, необходимо обеспечить жизнь человеческому телу. Отсюда – необходимость сохранения жизни, самосохранения человека и выживания человечества. Бытие духовное, которое существует как индивидуализированное духовное и объективное (внеиндивидуальное) духовное. Бытие индивидуализированное духовное – это внутренний мир человека. Он охватывает сознательное и бессознательное. При таком подходе дух – понятие, тождественное индивидуальному сознанию, а в узком понимании – это мышление. Сознание – это способность головного мозга человека целенаправленно отражать бытие мира, преобразовывать его в образы и понятия. Оно существует как невидимый процесс впечатлений, ощущений, переживаний, мыслей, а также идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов. Сознание имеет необратимый характер, быстротечный и неоднородный. По форме этот хаотичен, но вместе с тем у него есть определенный порядок, устойчивость, структура, та или иная степень дисциплины и воли. Сознание человека является одновременно и его самосознанием, т.е. осознанием своего тела, мыслей и чувств, своего отношения к другим людям и своего положения в обществе, т.е. самопознания. Самосознание – это своеобразный центр нашего сознания. Специфика индивидуального сознания – в его смертности, но некоторые его части преобразуются достоянием других людей. В поступках объективируются фрагменты человеческого сознания, по ним судят о замыслах, мотивах, целях, идеях людей. Специфика внеиндивидуального духовного бытия состоит в том, что его элементы сохраняются, совершенствуются и свободно перемещаются в социальном пространстве и времени. Бытие объективного духовного – это духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь людей. Бытие социального, которое делится на бытие отдельного человека в обществе и бытие самого общества. Каждый человек непрерывно вступает в контакт с другими людьми, является членом разных социальных групп. Т.о., он существует в тесной связи с другими индивидами. Вся деятельность людей осуществляется в рамках, присущих данному социуму общественных отношений. Свойство бытия - материя Попытки решить вопрос об общей основе всего сущего исторически привели к возникновению понятия субстанции (сущности). Под субстанцией понимали некую общую первичную основу всех вещей, которая явл. их последней сущностью. Если разные предметы и явления могут возникать и исчезать, то субстанция несотворима и неуничтожима, она только изменяет форму своего бытия, переходит из одного состояния в другое. Она – причина самой себя и основа всех изменений, наиболее фундаментальный и устойчивый пласт реальности. В зависимости от количества принимаемых субстанций философские учения делятся на монистические (в основе мира – одно первоначало), дуалистические (две субстанции – Декарт) и плюралистические (множество субстанций – Лейбниц). В свою очередь монистические учения в зависимости от того, какой характер приписывается субстанции, делятся на идеалистические и материалистические. Идеализм выводит единство мира из духовного начала (понимает субстанцию как некое духовное начало). Материализм выводит единство мира из материи. Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Содержание понятия «материя» существенно изменялось в процессе развития философии и науки. Первоначально материя понималась как первовещество, служащее материалом для телесной организации космоса и человека. Первые греческие мыслители понимали материю либо как одну из чувственно воспринимаемых стихий (Фалес (вода), Гераклит (огонь) и др.), либо как сосуществование четырех материальных стихий (вода, огонь, воздух, земля у Эмпедокла). Существенным шагом вперед в развитии учения о материи оказалась атомистическая теория Демокрита. Атомы, утрачивая чувственно воспринимаемый характер, представляют собой невидимые, мельчайшие, неделимые частицы вещества, движущиеся в пустом пространстве. В Новое время материя рассматривалась как субстанция, обладающая рядом измеримых качеств, таких как протяженность, тяжесть, инерция и др. К 19 веку в науке утвердилось представление, что материя – это атомы, т.е. мельчайшие неделимые частицы вещества, обладающие массой покоя. Сама форма материализма на этой основе получила название метафизического (механического), поскольку не только основывалась на теоретических данных физики, но и выступала мировоззренческой и методологической основой научных поисков. Однако развитие естествознания заставило ученых и философов переосмыслить представление о материи. В конце 19 и начале 20 вв. были обнаружены существенно новые свойства мира: открыто существование электрона, обнаружена делимость атома, получены данные о существовании фотонов, которые вообще не имеют массы покоя. Тем самым, были существенно изменены представления классической науки о свойствах материи. Эти новые данные заставили часть ученых отказаться от понятия материи, а философы заговорили о «кризисе в физике». Результатом разрешения этого кризиса явился отказ философов и ученых от рассмотрения материи как первовещества (субстанции), из которого построены все тела во Вселенной. Утвердилось представление, что существует бесконечное множество видов материи, из которых нам известно пока 4: вещество, поле, плазма, вакуум. Было признано, что в мире существует бесконечное разнообразие объектов и процессов. Сформировалось представление о вечном, изменяющемся мире, в котором единство всего существующего реализуется через бесконечное разнообразие вещей, процессов и явлений. Материю стали рассматривать как объективную реальность. Что же касается понятия «материя», то в соврем. лит-ре сущ. гносеологический подход к этому понятию. Материя – это философская категория, обозначающая свойство предметов, процессов, явлений существовать независимо от сознания познающего их человека. Следовательно, материи в чистом виде, в форме некой «праматерии» не существует. Она охватывает бесчисленное множество различных объектов и систем природы, имеющих неисчерпаемое разнообразие свойств. Основные свойства бытия (движение, пространство, время). Одним из важнейших всеобщих свойств материи и всех ее видов и типов материальных объектов является движение. Мир находится в постоянном движении. Движение – взаимодействие мат. тел и систем, сторонами кот. явл. устойчивость (покой) и изменчивость. Взаимодействие приводят к изменению свойств отношения и состояния материи. Для движения характерны: объективный характер и противоречивый (причины движения лежат внутри материи, а не вне ее и определяются внутренней противоречивостью). Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо, оно абсолютно, непреложно и всеобще, проявляясь в виде конкретных форм движения. Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи. Понятие движения отдельного тела — чистая бессмыслица. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти систему отсчета — другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение. В бесконечном потоке никогда не прекращающегося движения сущего всегда присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся прежде всего в сохранении состояния движения, а также в форме равновесия явлений и относительного покоя. Как бы ни изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определенность. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Покой всегда имеет только видимый и относительный характер. В классической физике признавалась лишь одна форма движения материи – механическая. Она однородная, и значит, изменяется чисто количественно. Ньютон считал, что у движения есть источник – Бог. В сер 19 в. была создана 1-ая классификация форм движения материи, кот строится по эволюционному принципу, т.е. от простого к сложному. 5 форм материи: механическая, химическая, биологическая и социальная. Движение стало рассматриваться диалектически, т.е. как количественно-качественное изменение. Каждая качественная форма движения материи рассматривается как устойчивость и переход одной устойчивости в другую, вскрывая источник движения – переход одной формы движущейся материи в другую. С т. зрения этой классификации простые формы движущейся материи включены в высшие формы движущейся материи, но качественно к ним не сводимы. Движение как количественное и качественное изменение сущ. через покой. Покой – сохранение устойчивой качественной формы движения материи. Но в 20 в. механическое движение как перемещение макроскопических тел в пространстве перестало рассматриваться как фундамент всех физических процессов, а современная физика фундаментом всех физических процессов считает 4 вида полей: гравитационное, электромагнитное, слабое ядерное поле и сильное яд. п. Современное естествознание и философия исходят их утверждения, что все природные и социальные объекты находятся в постоянном движении, поэтому оно выступает как всеобщая и абсолютная характеристика их бытия. На повестке дня современной физики стоит задача построения единой теории поля. Сущ. 2 подхода: 1) физики говорят, что единая теория выражает характер взаимодействия 4 видов полей; 2) Зельдович утверждает, что есть 5 вид поля – торсионное (поле вращения), а 4 вида – проекция 5 вида поля. В торсионных полях нет стрелы времени, поэтому сигнал передается мгновенно. Важнейшей проблемой в постижении бытия является вопрос о пространстве и времени. Пространство – свойство объектов быть протяженными, т.е. иметь длину, ширину и высоту. Свойство занимать место среди других объектов, граничить с ними. Понятие пространства имеет смысл, поскольку материя структурирована. Начиная с Эвклида пространство 3-х мерно. Физик Эренфест доказал, что трехмерность пространства является условием существования устойчивых, связанных систем, состоящих их двух тел. В пространстве более 3 измерений такие системы невозможны. В нем не существовало бы замкнутых орбит и не могли бы образоваться планетные системы. Время – длительность протекание процессов, имеет смысл, поскольку материя находится в движении, развитии. Время — это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени. Все процессы совершаются одновременно, позже, раньше, и время имеет 1 измерение. Оно течет из прошлого через настоящее в будущее. В истории науки существовало 2 подхода к определению пространства и времени: 1. субстанциональная теория – Ньютон разработал теорию абсолютного пространства и времени. Пространство и время – сущности, кот существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство – вместилище для тел, кот однородно во всех концах вселенной, описанное с помощью геометрии Эвклида. Время – чистая длительность, кот не связана с пространством. 2. реляционная – Лейбниц утверждал, что пространство и время выражает отношение между процессами и объектами и вне их они не существуют. В нач 20 в. была создана теория относительности Эйнштейна, в кот. он связал пространство и время. Пространство-время – 4-х мерно. До этого была общая теория относительности или теория тяготения, Эйнштейн связал массу тела, скорость, пространство-время. Пространство и время существуют объективно, их существование независимо от сознания. Их свойства и закономерности также объективны, не являются порождением всегда субъективной мысли человека. Сущ. множество пространствнно-временных структур, в кот. разный ритм времени. В современной концепции супер гравитации, где поля связаны между собой и они не различимы, вводится представление о десятимерном пространстве-времени. Принцип детерминизма. Принципиальным для понимания проблемы бытия является принцип детерминизма. Детерминизм — философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций. В основе принципа детерминизма лежит утверждение о всеобщей связи всех явлений, которая проявляется во взаимном изменении вещей. В процессе взаимодействия происходит перенос вещества, энергии и информации, появляются новые вещи или процессы. Важнейшими категориями, позволяющими последовательно провести принцип детерминизма в научном познании, явл. необходимости и случайности, сущности и явления, причина и следствие. Причина – это взаимодействие между предметами, их сторонами и элементами, вызывающее определенное изменение в них. Следствие – результат такого взаимодействия, в котором фиксируются указанные изменения. Причина первична по отношению к следствию. Понятие детерминизм возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению). В 17 в. в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия детерминизм и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического детерминизма. Полное и гармоническое слияние механической причинности и детерминизм происходит в концепции детерминизм Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского детерминизма. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского детерминизм наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Современное философское и методологическое осмысление детерминизм раскрывает взаимосвязь философского и естественнонаучного статусов (аспектов) этого принципа. Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и пр. Отношения детерминации носят упорядоченный или закономерный характер. Закон определяется как повторяющаяся, необходимая и существенная связь явлений. Законы классифицируются по формам бытия: законы природы, законы общества, законы сознания. Выделяют законы функционирования и законы развития объектов. В зависимости от характера взаимосвязи законы делятся на динамические и статистические. Динамический закон – это закон, устанавливающий однозначную связь между явлениями или состояниями объекта. Примером таких законов являются законы механики, позволяющие однозначно описывать движение тела. Статистические законы – это законы, характеризующиеся поведением массовых явлений и позволяющие делать лишь вероятностные (неоднозначные) заключения о поведении объектов. Вероятностные (статистические) законы характеризуют поведении элементарных частиц, социальных явлений. В целом, можно отметить, что суть принципа детерминизма – в последовательном понимании мира, как саморазвивающейся системы, имеющей необходимые (и достаточные) условия своего собственного существования. Для понимания и успешного объяснения мира и его свойств познающее мышление постигает причины и порождаемые ими следствия. Как говорят философы, мир самодостаточен, как в своем существовании, так и в возможностях его познания. Признание детерминизма способствует пониманию мира без всяких надприродных, сверхъестественных сил и противоположно индетерминистскому пониманию мира. Индетерминизм полностью или частично отрицает существование причинно-следственных связей и возможность их детерминистского объяснения. В биологии индетерминизм оформился в учении витализма, в физике опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире. Как показывает научная практика, эффективность научного творчества связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащенности науки, а не с отказом от ее фундаментальных принципов. Принцип детерминизм является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом детерминизм в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание). Сознание, его сущность и структура. Материальный подход к решению проблемы сознания был сформулирован в 17-18 вв. До этого проблема сознания решалась в рамках религиозного или идеалистического миропонимания. Сознание – важнейшая часть психики («психе» - душа). Восточная культура проблему души решала в рамках учения реинкарнации. Христианство – 2 вида воскресения: в теле и в духе. Духовная смерть – если в душе не рождается дух. Термин «душа» на сознание поменял Декарт. Он считал, что внутренний мир человека, его психика должны изучаться с помощью науки (наблюдение и эксперимент). Декарт стал основоположником интерактивной психологии. Именно в это время и возникла психология. 1. Материалисты считают, что сознание – внутренний мир человека. Сознание – объективно содержанию и субъективно по форме. Это значит, что сознание отражает объективную действительность и имеет объект по содержанию. Сознание явл. свойством субъекта человека и не может существовать отдельно от него. 2. Сознание рассматривается как высшая форма отражения действительности, кот. опирается на 1-ую и 2-ую сигнальные системы. В 18 в. учение гелозоиз – учение наделяло всю материю свойством сознания. В н. 20 в. материалисты критикуют его, говоря: в фундаменте материи есть свойство сходное с ощущением сознания – отражение. Сознание – высшая форма отражения действительности, которой предшествуют формы отражения действительности в неорганической природе. 3. в структуру сознания еще с древних времен включают чувственные образы, категории мысли, понятия, воля. 4. По своей природе сознание идеально, т.е. оно лишено привычных физико-химических и энергетических характеристик, которыми обладают материальные тела. Оно бесплодно, и как идеальное образование – сознание есть субъективный образ объективного мира. 5. Материальным носителем явл. мозг человека. В нем сознание возникает, формируется, существует. 6. Наличие мозга явл. обязательным, но недостаточным условием для возникновения и развития сознания. По своей сущности сознание социально. Оно возникает и формируется только в общении с другими людьми. Феральные дети- дети, изолированные от общества. Сознание человека направлено не только на высший мир, но и на внутренний. Поэтому высшей формой сознания человека явл. самосознание. Самосознание – способность человека давать критическую оценку чувствам, словам, поступкам, соотнося их с абсолютными ценностями. Отсюда понятие мудрого человека. По форме сознание бывает индивидуальным и общественным. Структура психики человека. 1. сознание. Сознательные процессы проходят через его разум и волю. 2. подсознание – ощущение, восприятие, представление, мышление, кот. протекают вне фокуса нашего сознания, носят автоматизированный характер, но в любой момент может нами осознаваться. 3. бессознательные инстинкты основаны на скрытом учете информации и обеспечивают разгрузку человека от изличного. Нелогичная логика, сновидения, фантазии, интуиция. В к 19 – н 20 вв. фяд философов акцентировали внимание на исследовании скрытых возможностей психики человека – Шеринг, Фихте, Шопенгауэр, Гатман, Фрейд, Юнг, Фром. С точки зрения ученых бессознательное является первичным регулятором поступков человека – та первопричина, которая лежит в основе природы и социальной жизни. Сознание как чувственно-сверхчувственный объект отчётливо обнаруживает себя, но тем не менее ускользает от непосредственного анализа. С одной стороны, сознание немыслимо вне своего материального субстрата - головного мозга и материи, отражение которой является содержанием сознания. С другой стороны, сознание несводимо ни к самому субстрату - головному мозгу, ни к материи. Анализ структуры сознания позволяет выявить ощущение, как наиболее элементарное, далее не разложимое и не имеющее структуры познавательное явление. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств. Информационно-пропускная способность органов чувств человека распределена так: самый большой объём информации связан со зрением, затем идёт осязание, слух, вкус, обоняние. Целостный образ, отражающий непосредственно воздействие на органы чувств единичных предметов, называется восприятием.Восприятие - это структурный образ, состоящий из комплекса ощущений. В понимании природы восприятия большое место отводится двигательным процессам. Имеется в виду движение руки, ощупывающей предмет, движение глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящей слышимый звук. Другой характеристикой восприятия является интенция - направленность на какую-либо ситуацию, что обеспечивает возможность субъективных трансформаций образа с целью приведения его к виду, годному для принятия решений. Когда процесс непосредственного воздействия на органы чувств прекращается, образ предмета не исчезает бесследно, он хранится в памяти. Память - это структурный компонент сознания, который связан с механизмами запечатления, сохранения, воспроизведения и переработки поступающей в мозг информации. Различают многие виды памяти: моторную, эмоциональную, образную, словеснологическую, а также долговременную и кратковременную. Многие наблюдения говорят об отсутствии жёсткой связи между повторением и долговременной памятью. Долговременная память во многом зависит от мотивационной сферы человека. В результате сохранения памятью внешних воздействий возникает представление. Представления - это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, а потом восстановились по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов, а также образы, созданные усилиями продуктивного воображения. Представление существует в двух формах: в виде воспоминаний и в образах воображения. Если восприятия относят только к настоящему, то представление и к прошлому, и к будущему. Представление отличаются от восприятия меньшей степенью ясности и отчётливости. Важнейшим элементом сознания и высшей его формой является мышление. Мышление связано с целенаправленным, обобщённым и опосредованным отражением человеком действительности. Мышление - это организованный поисковый процесс. Он отличается от хаотической игры ассоциаций и предполагает движение по логике предмета. Раскрытие мыслью глубинных, сущностных связей неизбежно выводит за пределы чувственной достоверности, поэтому при характеристике деятельности мышления прибегают к его понятийной форме. Мышление может быть рефлектирующим и нерефлектирующим. Рефлексия - от лат. Обращение назад. Рефлектировать - значит устремлять свои помыслы на понимание самого себя и на то, как другие знают и понимают. Можно сказать, что рефлектирующий стремиться достичь логического содержания, обладающего статусом всеобщности и необходимости. Рефлексия позволяет тогда, когда субъект пытается развернуть любую мысль в форме понятия, т.е. освоить её как категориально. Эмоции органично включены в структуру сознания. Они носят глубоко личностных характер. Сильные эмоции могут вызвать даже психосоматические симптомы - головную боль, заикание, мышечную боль, язвы, кожные болезни. Объект, который воспринимается как смертельный, может вызвать даже такую реакцию, как рвота. Всё это подчеркивает огромную роль эмоций в структуре сознания. Сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое. Философский анализ процесса познания В истории сложилось несколько подходов к анализу процесса познания. Так, еще Платон уподоблял познание припоминанию идей, содержащихся изначально в душе человека. Аристотель полагал, что в процессе познания между вещью и душой устанавливаются отношения подобия. В новое время для анализа процесса познания были введены понятия объекта и субъекта. Объект – это то, что познается, субъект – тот, кто познает. В вопросе о познании мира противостояли 2 учения: сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты (Гоббс, Локк, Гольбах, Дидро) (философы материалисты и идеалисты) полагают, это объект познания действует на наши органы чувств, являясь источником всего знания. Нет ничего в нашем разуме, чего бы не было бы в ощущениях. Разум непосредственно с внешним миром не связан. Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию. Роль мышления заключается лишь в обработке (анализе, обобщении) чувственного материала, значит разум вторичен, несамостоятелен. В познании встречаются ошибки. Однако ощущения сами по себе обманывать не могут. Управление предметной деятельностью человека корректируется только с помощью органов чувств. Установление истинности знания, т.е. его соответствия реальности, требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, и, следовательно, не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего. Материалисты и идеалисты считают, что задачей познания является достижение истинного знания. И материалисты, и идеалисты согласны, что истинное знание – это то, которое отражает подлинную реальность. А в вопросе, что есть подлинная реальность они расходятся. Идеалисты (Платон и Гегель) считали, что истинное познание – это то, что характеризует мир абсолютных идей. Познание есть припоминание. Подлинная реальность – Бог. Истинное знание доказывает бытие Бога. Материалисты считали подлинной реальностью мир природы и общества и поэтому истинное знание – это то, которое отражает законы развития природы и общества. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что источником знания является субъект. Знание, извлеченное из мышления, оказывается подобным действительности из-за принимаемого на веру принципа тождества бытия и мышления. Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. Только мышление имеет возможность преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое. Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают; чувственные впечатления отличаются хаотическим многообразием, они часто не согласуются между собой и даже противоречивы. Только разум способен внести в этот хаос порядок, найти в разнообразии восприятий общие основания и системное единство. Чувства нас нередко обманывают: нам кажется, что Солнце движется вокруг Земли, хотя разумом мы понимаем, что все обстоит с точностью до наоборот. Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он и только он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, которые в принципе недоступны нашим органам чувств (элементарные частицы, гены, скорость света и пр.). Только разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы (средства труда, транспорта, связи и т.п.), которые, будучи материализованными, составляют основу человеческой жизнедеятельности. Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом, устанавливаемых интеллектуальной интуицией. Характерно, что все классические модели познания игнорировали процесс творчества, рассматривая субъект познания как пассивный. Кроме того, целью познания они считали достижение абсолютной, раз и навсегда установленной истины. В теоретическом отношении ошибка тех и других заключается в метафизическом, формально-логическом подходе к проблеме. Рациональное и чувственное – это диалектически взаимосвязанные стороны одного познавательного процесса, которые лишь в единстве могут давать адекватную картину действительности. Познание – это не ощущение, изолированное от мысли, и не мысль в своей изолированности от чувств, оно имеет двуединое начало. Одно – независимо от человека существующий объект как предмет познания, как материал, данный восприятием. Второе – набор всеобщих определений мысли, представляющий собой орудие познания, средство духовной обработки чувственного материала. При отсутствии любого из этих начал познание невозможно. Эту альтернативную модель познания предложил И. Кант. Он показал, что знание является результатом нашей собственной активности, поскольку человек конструирует мир образов и понятий. Знание субъективно по своей форме и объективно по содержанию. Достижение абсолютного, полного знания о мире мыслитель считал невозможным. К. Маркс ввел понятие практики, как целесообразной предметной деятельности человека, протекающий в форме производственной, бытовой, игровой, экспериментальной деятельности. Познание рассматривалось как момент практической деятельности, которая стимулирует поиск нового знания, создает способ его эффективной реализации, служит одним из способов его подтверждения. Познавательные способности человека: чувственное познание, разум, интуиция. Процесс познания осуществляется посредством различных познавательных способностей человека, в соответствии с которыми выделяют три различных вида познавательной деятельности: чувственное, рациональное и интуитивное познание. |