Главная страница
Навигация по странице:

  • Гипотеза

  • Проблема истины в философии.

  • Особенности научного познания. Уровни, формы и методы научного познания.

  • Методы теоретического познания

  • Методы эмпирического познания

  • Понятие общества и его структуры.

  • Ответы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру МГОУ по философии. Ответы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру МГОУ по. Предмет и особенности философского знания. Структура философии. Философия как особый вид знания сформировалась в 76 вв до н э. в Индии, Китае и Древней Греции. Сам термин философия


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеПредмет и особенности философского знания. Структура философии. Философия как особый вид знания сформировалась в 76 вв до н э. в Индии, Китае и Древней Греции. Сам термин философия
    АнкорОтветы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру МГОУ по философии.doc
    Дата31.01.2017
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру МГОУ по .doc
    ТипДокументы
    #1497
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Чувственные формы познания:

    1. ощущение - чувственный образ, отражающий отдельные стороны в предметах и явлениях. У современного человека 5 видов ощущения. Ощущения отражают объективные свойства вещей, имеют своим источником объективную реальность. В своих ощущениях человек отражает окружающий мир крайне субъективно, индивидуально.

    2. восприятие – чувственный образ, отражающий предмет в целом. Восприятие дает более точное знание природы вещей, имеет избирательный характер. Восприятие тех или иных свойств объекта зависит от потребностей и интересов субъекта.

    3. представление (высшая форма) – чувственный образ, возникающий на основе памяти. Спецификой представления явл. то, что оно может познавать объекты, которые не сущ. в реальности, а явл. плодом нашей фантазии. Представление воссоздает обобщающие черты предмета, т.е. формы чувственного познания воссоздают объект в наглядно-образной форме.

    У этих трех форм кроме различий есть и общие черты:

    1. формы непосредственно отражают действительность.

    2. отражают внешние стороны предметов и явлений.

    3. эти формы образны, наглядны.

    Разумные формы познания (логические) характеризуют мыслительную деятельность. Мышление – способность отражать общее в вещах. Три формы логического мышления:

    1. понятие – мысль, которая отражает существенные стороны в предметах и явлениях. В понятии фиксируются закономерные связи и отношения, в нем должны содержаться общие и собые признаки предмета.

    2. суждение – мысль, которая утверждает или отрицает какие-либо признаки у предметов и явлений.

    3. умозаключение – связь суждений, в результате которой появляется новое знание, которое получено без обращения к опыту. Умоз-ие может быть индуктивного и дедуктивного плана.

    Суждение и умозаключение анализирует Аристотель в 4 в. до н.э. Главная задача логики – систематизировать правильные умозаключения и отличать их от неправильных. С точки зрения Аристотеля наше мышление включает 256 умозаключений. Из них 19 правильных. Правильность зависит не от истинности суждений, а от способа связи суждений.

    1. эти формы опосредованно отражают действительность.

    2. они отражают внутреннюю сторону предметов и явлений.

    3. эти формы ненаглядны, необразны.

    В процессе познания наряду с рациональными процедурами участвуют и нерациональные. К таковым относятся интуиция и творчество. Эти явления хорошо известны с древности. Так, Платон считал творчество божественной способностью, особым видом безумия. Кант считал творчество уделом гения, доступным лишь великим пророкам, философам или художникам. Большое внимание проблемам творчества уделяют экзистенциалисты, фрейдизм и другие. Творчество не носит антирационального характера. Означает выход за пределы обычного, традиционного, стандартного. Значимость творчества в культуре, науке, политике характеризуется принципиальной новизной полученного результата, соизмеряемого с потребностями и нуждами времени. Интуиция - это способность постижения истины без развернутого логического обоснования, в ее непосредственности как единство чувственного и рационального. Это своеобразный тип мышления, особый вид связи между функциональными структурами мозга, когда отдельные этапы развертывания мысли отчетливо не осознаются, но предельно ясно и отчетливо усматривается итог мысли - истина.

    Большое значение в развитии абстрактного мышления сыграл язык, как важнейший момент социального развития человека. Абстрактное мышление невозможно без языка, как сам язык без чувственного восприятия действительности. Язык – материальная оболочка мысли. С помощью него мысль формируется, сохраняется, передается от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Одна и та же мысль может выражаться в разных языках. В одном языке мысль может быть выражена по разному.

    Высшие формы познания – гипотеза, теория. Гипотеза – научно обоснованное предположение о существовании явлений, о внутренней структуре или функциях явлений, достоверность которых не может быть пока проверена и доказана. Теория – наиболее адекватная форма научного познания, система достоверных, глубоких и конкретных знаний о действительности, которая имеет строгую логическую структуру и дает целостное, синтетическое представление о закономерностях и существенных характеристиках объекта.
    Проблема истины в философии.

    Проблема истины - центральная проблема теории познания. Наряду с такими понятиями как добро, красота, справедливость относится также и к мировоззрению, к фундаментальным характеристикам человеческого бытия.

    В истории философии существует немалое количество определений истины. Это связано с различными подходами к ее трактовке в рамках различных школ и направлений. Наиболее характерные среди них: “Истина - это соответствие знаний действительности”; “Истина - это то, что просто и экономно описывает опыт” (эмпириокритицизм); “Истина - это знание, с которым все согласны” (конвенционализм); “Истина - это знание, ведущее к цели” (прагматизм).

    Понимание истины как соответствия знания вещам (принцип корреспонденции) восходит к Аристотелю. Подобное понимание истины разделяли и развивали далее Ф.Бэкон, Спиноза, Гельвеций, Гольбах, Ломоносов, Фейербах и другие. Платон и христианские философы средневековья рассматривали истину как абсолютное и неизменное свойство идеальных объектов (идеи, Бог). Немецкая классическая философия развивает понимание истины как согласие мышления с самим собой в результате диалектического развития. В.Соловьев понимал истину как безусловную действительность и безусловную разумность, воплощенную во всеединство. Современная западная философия рассматривает истину как внутренне согласованную систему, в рамках которой исследуются проблемы и соотношения логической и фактической истин, логического критерия, взаимоотношения объекта и субъекта, языка и другие.

    Современная трактовка истины, которой придерживается большинство отечественных философов, формулируется следующим образом: “истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания” или “истина - это верное отражение объекта познающим субъектом, которое воспроизводит познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания”.

    Истина фиксирует отношение между объектом познания и познаваемым объектом. Это отношение складывается в результате практической человеческой деятельности и является ее результатом. Поэтому истина субъектна, т.е. она не существует вне и помимо деятельности людей. Но одновременно она носит объективный характер, ибо ее содержание (правильность отражения человеческим сознанием реальности) не зависит от сознания человека и человечества.

    Из объективного характера истины следует ее конкретность. Знания всегда зависят от характера и формы различных отношений, проявляющихся между предметами, явлениями и процессами, условий их осуществления. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

    Объективная истина - это не только неизменное, статичное, но также и динамичное образование; истина - это процесс, который заключает в себе самые различные качественные состояния. В связи с этим возникает вопрос об основных формах объективной истины, которыми являются абсолютная и относительная истины.

    Абсолютная истина как термин заключает в себе несколько значений. Во-первых, он указывает на то, что характеризуемое знание, которое носит окончательный характер и не может измениться в течение последующей практики. Во-вторых, к абсолютной истине относятся истины фактов, существование которых бесспорно и очевидно. И, наконец, в-третьих, под абсолютной истиной понимается гносеологический идеал, к которому стремится познание. В принципе, познать можно все, но реально это не осуществимо и поэтому в этом значении абсолютная истина является вектором познавательной деятельности, направленной на бесконечность бытия.

    Относительная истина означает, прежде всего, неполное знание, ограниченное конкретно - историческими условиями познавательной деятельности. Относительная истина – это часть абсолютной истины, и в этом отношении она есть момент развития знания от неполного к более полному.

    Относительная и абсолютная истины существуют в нераздельном единстве. Это единство определяется тем, что они объективны. Взаимодействие между ними характеризует реальный познавательный процесс, его направленность, и наиболее общую структуру.

    Движение истины, как и любое другое, содержит как моменты изменения, так и устойчивости. Абсолютизация этих моментов в одном случае (устойчивость) ведет к догматизму, в другом (изменение) - к релятивизму. Несмотря на противоположность, результат одинаков - уничтожается целостность истины как единства устойчиво - изменчивого, абсолютно - относительного.

    Объективной истине противостоят заблуждения, ложь, дезинформация. Ложь - это злонамеренная неправда. Она глубоко укоренена в человеческую практику и служит средством в борьбе различных интересов, потребностей, намерений, которые определяются конкретно-историческими условиями существования людей.

    Заблуждение относится к добросовестной неправде. Его существование связано с ситуацией, когда делаются выводы без наличия должного объема сведений по изучаемому вопросу. Такая ситуация довольно часто наблюдается в развитии научного знания. В процессе исследовательской деятельности высказываются гипотезы (предположительное гипотетическое знание), которые в дальнейшем могут быть подвержены и получить статус истины или быть опровергнутыми. В этом смысле заблуждения несут и некоторый положительный смысл, так как они активизируют творческий поиск, позволяют более конкретно сформулировать исследуемую проблему, глубже понять сущность рассматриваемой теории. Область гипотетического знания может быть охарактеризована как более или менее правдоподобная. Сфера вероятностного знания - питательная среда науки, промежуточная подвижная область, отделяющая знание от незнания.

    Дезинформация состоит в особой технологии подачи реципиентам определенной информации. Сущностью является тенденциозность и дозирование информации, так называемая полуправда. Это наиболее изощренная целенаправленная ложь, ложь умолчанием. Активно используется при манипулировании сознанием в идеологических, политических и иных интересах.

    Каким же образом отделить истину от заблуждения, защитить ее от лжи? Существуют ли средства и методы, позволяющие достоверно оценить саму истину? В истории философии эта проблема связана с поисками критерия истины, т.е. того, что объективно удостоверяет истинность познания.

    Рационалисты Нового времени указывают на интеллектуальную интуицию как на исходный элемент познания и рационалистический критерий истины. Под интуицией понимается состояние умственной самоочевидности. В качестве критерия истины нередко предлагается общезначимость: истинно то, что принимается многими, то, в чем убеждено большинство людей. Позитивисты в качестве единственно достоверного критерия истины предлагают принцип верификации. Критерием истины может быть и красота.
    Особенности научного познания. Уровни, формы и методы научного познания.

    Научное знание – деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным называется только проверенное и обоснованное знание.

    Основные черты – объективность, строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

    В структуре науки выделяют 2 уровня: эмпирический и теоретический.

    Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. На нем начинается сбор фактов, их первичное обобщение, систематизация. В этих фактах важно обнаружить некоторую регулярность, которая позволит объяснить и предсказывать явления. Эмпирические методы используемые на уровне научного исследования: анализ, сравнение, моделирование, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

    Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Теория отражает реальность избирательно под определенным углом зрения. Это определенный интеллектуальный фильтр. По степени формализации – формализованные и неформализованные теории.

    Оба эти уровня связанны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому.

    Методы теоретического познания: Прием заключается в построении абстрактных мат. моделей.

    1.Аксиоматический метод – создаются положения не требующие доказательств (аксиома, постулат), следствие выводится дедуктивно.

    2. Идеализация – форма выделения общего, процесс мыслительного коструирования реально-несущественных фактов.

    3. Формализация – связана с использованием формализованного языка.

    4. Моделирование – метод изучения объектов с помощью моделей, копий, которые берутся вместо оригинала. Модели могут быть математическими (предметными) и идеалистическими (знаковыми)

    Методы эмпирического познания:

    1. Наблюдение - преднамеренное целенаправленное восприятие, имеющее целью выявление существенных свойств и отношений объектов познания.

    2. Эксперимент – допускает изменение объекта и изучение его в специально созданных условиях. В процессе научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда ученный в уме оперирует определенными образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез.

    3. Измерение – позволяет получать количественные данные.

    Для систематизации, обработки знаний применяются методы:

    1. Анализ (деление целого на части, с целью познания каждого из этих частей) и синтез (обратная процедура).

    2. Индукция (познание общего через исследование единичного и частного) и дедукция (на основе общего познается частичное).

    3. Исторический (в его основе лежит изучение реальной истории и разнообразие ее проявлений) и логический (в основе – раскрытие логики реальной истории).

    4. восхождение от абстрактного к конкретному, абстрогирование, обобщение.

    Формы познания:

    1. научный факт – достоверное доказанное познание. Различают факты действительности и науки.

    2. проблема – фиксация того, что есть неизвестное, что подлежит раскрытию. Поставить проблему – отделить известное от неизвестного, сформулировать вопрос, который должен выражать основное содержание проблемы.

    3. гипотеза – научно обоснованное знание о незнании.

    4. теория – это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и .т.д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний. Основная задача теории – описать, систематизировать, объяснить множество данных эмпирического знания.

    Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций. Различают описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные.

    Наука – совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Сумма хаотичных знаний наукой не являются.
    Понятие общества и его структуры.
    Общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

    Существуют различные концептуальные подходы к категории “общество”:

    1. “атомистическая теория”, согласно которой общество понимается как совокупность личностей или отношений между ними. Этого подхода придерживался Локк. Основой такого подхода является учение о естественном человеке, наделенном естественными свойствами и правами. Анализ общества сводится к анализу действия отдельных людей или социальных групп.

    2. теория Георга Зиммеля: “общество” представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей.

    3. в теориях “социальных групп” общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп, которые являются разновидностями одной доминирующей группы.

    Существует несколько определений категории общество.

    “Институциональное” определение: общество - это большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. Социальные институты и организации гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни.

    Функциональная концепция: общество - группа человеческих существ, представляющая собой самообеспечивающую систему деятельности.

    Теоретический подход: общество - определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

    Общество не может быть механической суммой составляющих его людей. Всякое общество конкретно. В нем представлены конкретные люди со своими потребностями и интересами, организованные совместной деятельностью, и сложившимися на ее основе отношениями друг к другу. Любое общество - продукт взаимодействия людей. Сущность общества выражают конкретные процессы взаимодействий и взаимоотношений людей.

    Бытие людей в обществе характеризуется различными конкретными формами жизнедеятельности и общения. Каждое новое поколение людей ставит и решает свои задачи, исходя в своей деятельности из ранее уже достигнутого, в результате чего создается связь, преемственность разных поколений людей, имеет место история их общественной жизни.

    Выделяют три основные этапа развития общества: Доиндустриальное (аграрное), Индустриальное (промышленно развитое), Постиндустриальное (высокотехнологичное, нацеленное на индивидуальные потребности каждого человека).

    Общественные отношения образуют структуру общества. Наиболее часто общественные отношения разделяются по сферам общественной жизни. Общественные отношения – это многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них, в процессе их экономической, социальной, политической и культурной деятельности. В любом обществе – независимо от языка, господствующей религии, истории, ориентации хозяйства – существуют четыре типа деятельности, которые должны воспроизводиться в целях его сохранения и продолжения. Они составляют основу формирования четырех основных сфер общественной жизни и, соответственно, четырех видов общественных отношений. Таким образом, выделяют
    • 1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта