Главная страница
Навигация по странице:

  • Литература раннего и зрелого Средневековья

  • Сплетение стихов и музыки

  • Зарубежная литературы. зарубежка ответы на билеты. Опишите мифологию Древней Греции


    Скачать 177.27 Kb.
    НазваниеОпишите мифологию Древней Греции
    АнкорЗарубежная литературы
    Дата27.12.2021
    Размер177.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазарубежка ответы на билеты.docx
    ТипЛитература
    #319593
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Билет № 1

    1. Опишите мифологию Древней Греции

    Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.

    При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).

    Однако позднее боги становятся антропоморфными, то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, за­висть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смертными и даже вступали с ними нередко в любовные отношения, чтобы породить на земле целое племя героев.

    Существует 2 вида древнегреческой мифологии:

    1)космогоническая (космогония – происхождение мира) – заканчивается рождением Крона

    2)теогоническая (теогония – происхождение богов и божеств)

    Мифология Древней Греции прошла в своем развитии 3 основных этапа:

    -доолимпийский – это в основном мифология космогоническая. Этот этап начинается с представления древних греков о том, что все произошло из Хаоса, а заканчивается убийством Крона и разделом мира между богами.

    -олимпийский (ранняя классика) – Зевс становится верховным божеством и со свитой из 12 богов поселяется на Олимпе.

    -поздний героизм – от богов и смертных рождаются герои, которые помогают богам в установлении порядка и в уничтожении чудовищ.

    На основе мифологии создавались поэмы, писались трагедии, а лирики посвящали богам свои оды и гимны.

    В Древней Греции было две основные группы богов:

    1)титаны‐ боги второго поколения (шесть братьев ‐ Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер ‐ Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея)

    2)олимпийские боги ‐ олимпийцы ‐ боги третьего поколения. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи ‐ Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс, а также их потомки ‐ Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Верховным богом был Зевс, лишивший власти отца Кроноса (бога времени).

    1. Изложите свое понимание городской литературы средневековья

    Городская литература — это литература здравого смысла, жизненной прозы и рассудительности.

    Начинает свое становление с конца XI в. Расцвет приходится на XIII—XIV вв. Героями данной литературы выступают купцы, ремесленники, клирики, воры, бродяги, а не безупречный рыцарь и его прекрасная дама.

    В центре внимания городской литературы оказывается повседневная жизнь человека, которая показывается без всяких прикрас. Ей свойственен трезвый взгляд на мир. В отличие от рыцарской литературы она носит дидактический и сатирический характер. Горожане не стремились к излишней изящности, красоте, главное для них было как можно точнее донести мысль и подтвердить ее примерами. Именно поэтому городская литература начинает использовать не только стихотворную форму, но и прозу. Кроме того, горожане начинают выполнять прозаические пересказы рыцарских романов. В городской литературе использовались слова и выражения ремесленного, народного и даже жаргонного происхождения. Герой данной литературы — это не индивидуализированный рядовой человек. Главными чертами героя являются хитрость, изворотливость и жизненный опыт. Перед читателем он предстает во время борьбы со священниками, феодалами и т. д., при этом привилегии не на его стороне.

    Объектом изображения таких жанров, как французское фаблио (фр. "по басёнка от лат. fabula — «рассказ») или немецкие шванки (нем. «шутка») являлась грешная человеческая природа. Эти жанры действительно представляют собой небольшие рассказы шутливого содержания. В незатейливых, грубоватых и часто непристойных историях главными героями выступают неверная жена, обманутый муж, хитрые священники и необразованные крестьяне, а в центре повествования обычно всякого рода плутни и ловкие проделки. Так, в одном из самых известных фаблио «Завещание осла» рассказывается, как некий аббат похоронил любимого осла по христианскому обряду и вызвал тем самым сильнейшее негодование епископа. Но прелат простил грешника, едва получив 12 ливров, якобы завещанных ослом на поминовение души.

    Во многих фаблио и шванках можно выявить черты сатиры. Но в целом, для городской литературы характерно «всеосмеивание». В Средние века считалось, что человеческая природа не поддаётся исправлению, ибо она безнадёжно «испорчена» с момента грехопадения первых людей. Именно поэтому грешной (смешной) становилась сама реальная жизнь. Но человеческая душа могла обрести спасение и нуждалась в нравственном уроке. И нравоучение проникает во все жанры, в том числе в фаблио и шванки, относящиеся к народной смеховой культуре. Подобная литература связана с карнавальным мироощущением человека той эпохи. Карнавал словно бы переворачивал устойчивый мир средневековых понятий и одновременно включал их в систему своих ценностей. Поэтому в городской культуре так органично сочетались, казалось бы, непримиримые противоположности: высокое и низкое, небесное и земное, утончённая духовность и грубое телесное начало.

    1. Проанализируйте трагедииюУ. Шекспира «Гамлет»

    Одно из наиболее влиятельных произведений мировой литературы и самое популярное произведение Уильяма Шекспира — «Гамлет». Уильям Шекспир «Гамлет» написал в начале XVII века. Произведение считают самой длинной пьесой драматурга. В оригинале в нем 30557 слов. Пьеса состоит из пяти актов.

    Основная тема произведения — вопрос о цене власти. Помимо этого, автор поднимает вопросы о том, что ложь рано или поздно будет раскрыта, а предатели — наказаны. Еще одна важная тема, которую затрагивает произведение, — это цена мести. Герой решает мстить всем виновным. Ради этого идет на конфликт с родственниками, отвергает любящую его девушку. В какой-то момент даже Призрак отца, призвавший к мести, просит героя остановиться и пожалеть мать. Заканчивается месть печально. Все персонажи погибают, а трон занимает Фортинбрас, против которого герои боролись в начале произведения. «Гамлет», сюжет которого раскрывает тему мести, написан в жанре трагедии. Композиция построена в соответствии с канонами драматургии: Экспозиция, знакомящая зрителя с персонажами. Завязка, рассказывающая о встрече героя с Призраком, который призывает к мести. Нарастание событий, в ходе которых обостряются конфликты между героями и принц приближается к осуществлению задуманного. Кульминация, в результате которой герой подтверждает опасения о виновности Клавдия и убивает королевского советника. Развязка — гибель ключевых персонажей. Шекспир «Гамлет» задумал не только как рассказ о событиях, но и как философское произведение. Поэтому действие разбавлено рассуждениями персонажа о смысле бытия, бренности жизни, человеческой природе и другими. Главный герой. Ответ на вопрос, кто такой Гамлет, знают даже те, кто не читал произведение и не видел его постановку. А вот интерпретации поведения персонажа за несколько веков существенно менялись. В нем видели героя античной трагедии и человека, страдающего от психологических комплексов. Из образованного юноши и успешного воина он превращается в безумца, который одержим местью. Он теряет любимую, друзей, связь с реальностью и, в конце концов, погибает. Месть не приносит ему ни облегчения, ни удовлетворения.

    Пьеса Шекспира много веков не теряет актуальности, поскольку затрагивает глубинные основы человеческой природы, раскрывает вопросы о власти, мести, значении дружбы и важности любви.

    Билет № 2

    1. Объясните зарождение древнегреческого театра

    Историю греческого театра мы начинаем с вопроса об его истоках. Зарождение греческой драмы и театра происходит еще в недрах родового общества.

    Для истоков греческого театра, прежде всего, важна его теснейшая связь с культом. Культовые церемоний, хороводы, игры свойственны большинству народов на земледельческой стадии их развития. Но только греческий народ возвел эти игры своей юности в произведения зрелого искусства и тем положил начало европейскому театру. Случилось это в Афинах, когда в городские празднества в честь бога плодородия - Диониса были включены хороводные игры граждан.

    Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра. Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). На этих празднествах выступали и ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Наряду с торжественными, и печальными, распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии.

    Театральные представления происходили в дни всенародных праздников Диониса. Все дела в это время приостанавливались. Суды закрывались, должники освобождались от уплаты долгов на в течении всех дней праздника. Даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы они могли принять участие в общем празднике.

    Всё же театр зародился в рамках культа бога Диониса. Это тот самый, который Вакх, Бахус и имеющий ещё тысячу имён. Дионис - бог виноделия, плодородия, а в последствии покровитель поэзии и театра. Самые первые празднества возникли именно во время почитания его несколько раз в году. В это время толпы людей торжественно проходили по городу, распевали дифирамбы. А затем, устроившись в лонах природы, напивались и предавались поэзии, театру, плотским утехам и много чему ещё.


    1. Назовите и опишите жанры ранней средневековой литературы

    Вплоть до сегодняшнего дня существует миф, что Средневековье – это темные времена и эпоха упадка. Но это просто устоявшееся ошибочное мнение, что подтверждает невероятно богатая и многогранная литература того времени. Средневековая литература включает в себя огромное количество жанров, рождение каждого из них было обусловлено определенными ситуациями и потребностями.

    Литература раннего и зрелого Средневековья

    Среди жанров художественной литературы в любые времена наиболее популярными и массовыми являлись повествовательные, то есть эпические жанры. На разных стадиях Средневековья ведущими были различные эпические жанры. К примеру, для раннего Средневековья был характерен народный эпос. Наиболее древняя его часть – исландские и ирландские саги с элементами космогонических мифов и богатырскими героями и кельтский героический эпос.

    Что касается зрелого Средневековья, то здесь зарождается книжная, письменная литература на новых языках, в которой доминирует народно-героический эпос, появившийся на прочной и надежной исторической основе.

    На границе архаической эпохи и Нового времени рождается проза. Но использовалась она в основном только для записей в юридических документах. Вся художественная письменность стихотворная. На протяжении 13-14-х столетий проза остается маргинальным явлением. В 14-15-х веках очень часто комбинируется проза и стих.

    Литература Средневековья может «похвастаться» уже хорошо сформированной поэзией. В этот период обновляется лексика, а мысль обогащается абстрактными понятиями. В Средние века в литературе происходит великое открытие – новый прием – реальность находит свое скрытое содержание.

    Сплетение стихов и музыки

    Цивилизация Средневековья в самом начале своего существования значительным образом принадлежала к типу культуры с устной доминантой. Даже когда в 12-м и 13-м столетии эта линия стала постепенно стираться, поэтические формы все также несли в себе ее след. Текст был адресован публике, которая воспитывалась на ритуалах и изобразительных искусствах – на жесте и взгляде, а голос дополнял всю «картину». Кроме всего прочего применялась музыка. Эпопею читали нараспев или вовсе пели. Отделение поэзии от музыкального сопровождения завершилось к концу четырнадцатого столетия. Этот разрыв был зафиксирован Эсташем Дешаном в 1392 году. Он разделил музыку поэтического языка и музыку инструментов.


    1. Раскройте творчество М. Сервантеса

    Первый роман Сервантеса «Галатея» был написан в традиционной манере, но привычные художественные средства и приемы получили в нем новое, более глубокое философское содержание. Его отличительной особенностью, впоследствии определившей построение романа «Дон Кихот», было возведение идеализированного мира чувств и отношений в ранг высшей реальности. Здесь впервые возникли очертания утопии «золотого века», которая в дальнейшем образовала важнейшую смысловую линию «Дон Кихота».

    Новый этап в творческом развитии писателя отметили собой его пьесы, в которых нашли отражение сочетание героики и иронии, а также система ренессансных представлений о мире и человеке.

    Ярким явлением новеллистики эпохи Возрождения считаются сервантесовские «Назидательные новеллы», в которых был разработан новый принцип построения сюжета, предполагавший сочетание обстоятельного бытописательного повествования с сатирическими, приключенческими и философскими элементами. Данный принцип получил воплощение в романе «Странствия Персилеса и Сихизмунды», где в главные действующие лица были выведены гуманистически мыслящие и преодолевающие все препятствия влюбленные.

    «Дон Кихот», признанный шедевром искусства слова, вошел в историю мировой литературы в качестве образца первого европейского романа нового типа, ставшего основным в классической литературной традиции вплоть до конца XIX в. Художественные и философские открытия, сделанные писателем в этом романе, по сей день оказывают огромное влияние на мировую культуру, а его герой пополнил собой сокровищницу «вечных образов», встав в один ряд с Прометеем, Ромео и Джульеттой, Гамлетом, Фаустом, Дон Жуаном и др.
    Билет № 3

    1. Опишите греческую поэзию

    Греческая литература появилась в VIII—VI вв. до н. э. и первоначально была представлена только эпической поэзией, которая непосредственно «выросла» из устного народного творчества. Историю греческой литературы открывает творчество Гомера, создавшего самые яркие эпические произведения – «Илиаду» и «Одиссею». Гомер был одним из аэдов – странствующих певцов-сказителей, которые, переходя из города в город, – исполняли эпические песни под аккомпанемент кифары. Как правило, это происходило на пирах знати. Поэмы Гомера отличает единство формы и содержания, яркий образный язык, цельность и законченность характеров героев и глубина образов. Гомеровский эпос, изложенный в стихотворной форме гекзаметра, по праву стал вершиной эпической поэзии.

    Кроме творений Гомера, в греческом эпосе было множество поэм о древних мифологических героях. Так как эти произведения были связаны единством повествования и составляли замкнутый цикл, или круг, то получили название «киклический эпос» (от греч. kyklos – круг). Хотя тексты этих поэм до нас не дошли, но сюжеты известны из произведений поздних авторов. В большинстве из них рассказывалось о Троянской войне: о похищении Елены Парисом, о начале похода греков на Трою, о смерти Париса, о хитроумном замысле Одиссея с троянским конем, о возвращении героев из-под Трои и т. д.

    Поэмы, в которых излагались мифы о богах, получили название гомеровски гимнов, хотя их создал не Гомер, а безвестные авторы в разное время. В этих поэмах отсутствовало еще авторское начало.

    Первым авторским произведением эпического жанра были сочинения Гесиода, младшего современника Гомера. Его поэмы, написанные гекзаметром, отличал архаический даже для конца VIII в. до н. э. язык. В поэме «Труды и дни» описывается жизнь беотийского крестьянина и прославляется честный, упорный, систематический труд. В нее включены накопленные столетиями нехитрые правила житейской мудрости, сельскохозяйственный календарь, мифологические сюжеты. В «Теогонии» («Происхождение богов») представлена эпическая картина сотворения мира и происхождения трех поколений богов. Гесиод завершил начатое Гомером формирование эллинской религиозной картины мира. А запись поэм Гомера, сделанная при Писистр ате, подвела черту под «эпическим» периодом литературы Греции.

    1. Проанализируйте «Романа о Лисе»

    Это эпопея о животных, изображающая проделки хитрого Лиса – Ренара, от которых страдают все остальные звери – волк Изенгрим, медведь Брен, кот Тибер, петух Шантеклер и т.д., не исключая самого царя зверей – льва Нобля. Это огромная циклическая поэма, состоящая из 30 частей, слагалась с конца 12 до середины 13 столетия, в ее создании принимали участие не менее 10 авторов.

    Прямым источником «Романа о Лисе» послужили сказки о животных, зародившиеся еще в эпоху доклассового общества и тотемических представлений. К фольклорному источнику присоединился книжный – средневековые обработки греческих и римских басен.

    Основная тема романа – борьба хитрого Ренара с грубым и тупым Изенгримом. Ренар обкрадывает своего противника, подводит его под палочные удары, душит курицу, сестру петуха Шантеклера и т.д. Ренара требуют к ответу. Он прячется в своем замке, который осаждают его противники. В конце концов замок Ренара взят, но среди общей суматохи ему удается бежать. Несколько раз в романе повторяется мотив суда над Ренаром.

    В «Романе о Лисе» необходимо разграничить сатиру и юмор. При своем возникновении роман не преследовал сатирических целей. Но приблизительно с середины романа социально-сатирический элемент выступает все более отчетливо.

    Направленность сатиры определяется характерами и ролью главных персонажей романа: осел – придворный проповедник, петух – барабанщик королевской армии, медведь – крупный феодал, волк - рыцарь, куры, зайцы, улитки – простой люд. Наиболее сложна фигура самого Ренара. Первоначально Ренар, без сомнения, рыцарь, грабитель и насильник. Затем к его облику присоединились черты, характерные для горожанина: деловитость, изворотливость, практицизм поведения. В столкновениях Ренара с феодалами симпатии рассказчика на его стороне, но тот же самый Ренар обличается как низкий хищник в тех случаях, когда он грабит и душит бедняков.

    К середине 13 в. основная часть «Романа о Лисе» была закончена. Однако еще долго во Франции продолжали появляться новые дополнения и вариации на эту тему.

    1. Опишите творчество Э. Роттердамского

    В числе северных гуманистов фигура Эразма Роттердамского (1469 - 1536) сегодня считается одной из наиболее интересных. Пожалуй, в начале XVI века в Европе не было другого мыслителя, ученого и писателя, который бы пользовался такой известностью и влиянием.

    Первые книги автора увидели свет в Париже. Дебютное произведение под названием «Adagia» представляло собой компиляцию афоризмов и поучительных историй, прототипом которым послужили труды древних писателей. В 1501 году Эразм создал религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина», опубликованный в 1504-м. Философию духовного самосовершенствования он ставил превыше традиционных обрядов.

    В путешествии по Великобритании был создан труд под названием «Похвала глупости», содержащий критические мысли относительно схоластического богословия эпохи Средневековья. В нем мыслитель рассуждает о свершениях человечества и его ошибках, повторяющихся циклично, предрассудках и пороках, актуальных в любое время. Книгу переиздавали 40 раз при жизни автора. Она переведена на популярные языки мира.

    Роттердамский обладал прекрасным чувством юмора, эрудицией и оптимизмом, поэтому свою веру в человека, готового бороться с собственным несовершенством, писатель отстаивал. В творчестве Эразм Роттердамский сочетал принципы философа с привычками ученого и талантом писателя. Современники звали его «европейский оракул», так как деятельность и взгляды мыслителя серьезно влияли на мировоззрение человека в 16 веке.

    В 1515 году вышла книга «Наставление христианского государя», а в 1516-м – «Жалоба мира», описывающие позицию мыслителя относительно завоевательных войн и пацифистских идей. В труде «О свободе воли» автор выступал против Реформации. Эразм Роттердамский прославлял гуманизм в различных направлениях. Он проявлял себя в качестве филолога, собирая, переводя и истолковывая произведения Еврипида, Лукиана и других древнегреческих авторов.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта